Экономика СССР в 1970-1982 гг. «Застой» и кризис командно-административной — презентация
logo
Экономика СССР в 1970-1982 гг. «Застой» и кризис командно-административной
  • Экономика СССР в 1970-1982 гг. «Застой» и кризис командно-административной
  • Экономика СССР в 1970-1982 гг. «Застой» и кризис командно-административной
  • Экономика СССР в 1970-1982 гг. «Застой» и кризис командно-административной
  • Экономика СССР в 1970-1982 гг. «Застой» и кризис командно-административной
  • Экономика СССР в 1970-1982 гг. «Застой» и кризис командно-административной
  • Экономика СССР в 1970-1982 гг. «Застой» и кризис командно-административной
  • Экономика СССР в 1970-1982 гг. «Застой» и кризис командно-административной
  • Экономика СССР в 1970-1982 гг. «Застой» и кризис командно-административной
  • Экономика СССР в 1970-1982 гг. «Застой» и кризис командно-административной
  • Экономика СССР в 1970-1982 гг. «Застой» и кризис командно-административной
  • Экономика СССР в 1970-1982 гг. «Застой» и кризис командно-административной
  • Экономика СССР в 1970-1982 гг. «Застой» и кризис командно-административной
  • Экономика СССР в 1970-1982 гг. «Застой» и кризис командно-административной
  • Экономика СССР в 1970-1982 гг. «Застой» и кризис командно-административной
  • Экономика СССР в 1970-1982 гг. «Застой» и кризис командно-административной
  • Экономика СССР в 1970-1982 гг. «Застой» и кризис командно-административной
  • Экономика СССР в 1970-1982 гг. «Застой» и кризис командно-административной
  • Экономика СССР в 1970-1982 гг. «Застой» и кризис командно-административной
  • Экономика СССР в 1970-1982 гг. «Застой» и кризис командно-административной
  • Экономика СССР в 1970-1982 гг. «Застой» и кризис командно-административной
  • Экономика СССР в 1970-1982 гг. «Застой» и кризис командно-административной
  • Экономика СССР в 1970-1982 гг. «Застой» и кризис командно-административной
  • Экономика СССР в 1970-1982 гг. «Застой» и кризис командно-административной
  • Экономика СССР в 1970-1982 гг. «Застой» и кризис командно-административной
  • Экономика СССР в 1970-1982 гг. «Застой» и кризис командно-административной
1/25

Первый слайд презентации

Экономика СССР в 1970-1982 гг. «Застой» и кризис командно-административной системы. Новейшая история

Изображение слайда

Слайд 2

30 марта-9 апреля 1971 г. состоялся очередной XXIV съезд КПСС. Он принял план новой, девятой пятилетки (1971-1975 гг.) В 9-й пятилетке предусматривалось сохранение высоких темпов развития тяжелой промышленности. Выработка электроэнергии в 1975 году – последнем году пятилетки – должна была превысить 1 триллион киловатт-часов. Добычу угля намечалось довести до 685-695 миллионов тонн, нефти – до 480-500 миллионов тонн, выплавку стали – до 142-150 миллионов тонн. По машиностроению и металлообработке выпуск продукции предстояло увеличить в 1,7 раза, приборов – вдвое, электронно-вычислительных машин – в 2,6 раза, легковых автомобилей – в 3,5-3,8 раза. Обеспечивался дальнейший подъем производства в легкой, пищевой, мясо-молочной, рыбной, лесной деревообрабатывающей и других отраслях промышленности. Выступление Алексея Косыгина на XXIV съезде КПСС. 1971 г. XXIV съезд КПСС и девятая пятилетка (1971-1975 гг.)

Изображение слайда

Слайд 3

В годы девятой пятилетки (1971-1975 гг.) было построено более 1000 предприятий тяжёлой и лёгкой промышленности. · Были построены подшипниковый завод в Курске, завод автоматических линий в Костроме, Оренбурский газоперерабывающий завод. Сданы в эксплуатацию тепловые электростанции в Сургуте, Запорожье, на Сырдарье. Продолжилось строительство КАМАЗа (будет введён в эксплуатацию в 1976 г. ) Продолжилось интенсивное освоение нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири. Из-за увеличения экспорта нефти и газа в условиях мирового топливно-энергетического кризиса на СССР буквально обрушился поток «нефтедолларов ». К середине 1970-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по производству угля и железной руды, стальных труб, цемента, гидравлических турбин, тепло- и электровозов, тракторов и комбайнов. XXIV съезд КПСС и девятая пятилетка (1971-1975 гг.) Ударник 9-й пятилетки. Общесоюзный знак

Изображение слайда

Слайд 4

Изображение слайда

Слайд 5

В связи с обострением советско-китайских отношений стратегическое значение приобретало освоение Дальнего Востока, повышалась роль военно-промышленного комплекса и вооруженных сил. На нужды «оборонки» уходило около 20% валового национального дохода. В конце девятой пятилетки началось строительство 3200-километровой Байкало-Амурской магистрали (БАМа). В 1974 г. БАМ была объявлена всесоюзной комсомольской стройкой. Строителям приходилось пробивать многокилометровые туннели в скалах, прокладывать пути через болота. Бытовые условия на БАМе оставались крайне тяжелыми. Официально объявлялось, что БАМ позволит освоить обширные территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. На самом деле строительство БАМа преследовало стратегические цели: продублировать Транссибирскую магистраль, проходившую в опасной близости от границы с Китаем. Н а сооружение БАМа шли колоссальные траты. Байкало-Амурская магистраль (БАМ) Один из студенческих отрядов на строительстве БАМа. 1975 г.

Изображение слайда

Слайд 6

Митинг, посвященный прибытию строительного отряда имени XVIII съезда ВЛКСМ. Россия, Усть-Илимск, Иркутская область. 1 июля 1979 г.

Изображение слайда

Слайд 7

БАМ (Байкало-Амурская магистраль). Карта.

Изображение слайда

Слайд 8

Активное повышение национального дохода и объёма промышленной продукции в конце 1970-х гг. начинает идти на спад. Добыча нефти вышла на первый план, поэтому за пять лет было построено множество нефтепроводов, протянувшихся по всей Западной Сибири, где свою работу развернули сотни станций. Значительно повысилось количество рабочей техники: тракторов, комбайнов, грузовых машин. Наиболее известные объекты 10-й пятилетки – КамАЗ, Саяно-Шушенская ГЭС. О них – см. следующие слайды. XXV съезд КПСС в 1976 году утвердил десятый пятилетний план на 1976-1980 гг. В период десятой пятилетки ( 1976-1980 гг.) была сделана попытка перевести промышленность на путь интенсивного развития. «Пятилетка эффективности и качества» – так называлась она в официальных документах. XXV съезд КПСС и десятая пятилетка (1976-1980 гг.)

Изображение слайда

Слайд 9

В 1976 г. начался выпуск большегрузных автомобилей на автозаводе в Набережных Челнах (КамАЗ). Десятая пятилетка ( 1976-1980 гг.) Чехословакия Черное море Балтийское море Каспийское море Финский залив Азовское море Адриатическое море Ионическое море Эгейское море Афины Смирна Стамбул Конья Караман Кайсери Евфрат Тигр Малатья Диярбакыр Мосул Эрзурум Сивас Трабзон Самсун Синоп Эдирне Пловдив Скопье Салоники Дуррес Турция Греция Мраморное море Анкара Тебриз Иран Ниш Дубровник Темешвар Баня Лука Сплит Загреб Кошице Грац София Бухарест Белград Вена Львов Краков Брно Острава Сараево Венгрия Дунай Днестр Дунай Румыния Болгария Югославия СССР ГДР Швеция Бари Днепр Дон Висла Западная Двина Волга Одер Мемель Познань Торунь Стокгольм Белосток Варшава Лодзь Люблин Вильнюс Минск Псков Новгород Смоленск Тверь Хельсинки Вологда Ярославль Нижний Новгород Владимир Казань Орел Воронеж Москва Самара Уфа Саратов Волгоград Харьков Астрахань Дербент Ставрополь Краснодар Ростов-на-Дону Севастополь Одесса Ленинград Тбилиси Карс Ереван Финляндия Польша Рижский залив Ладожское озеро Онежское озеро Волга Пермь Дерпт Киев Восточная Пруссия Калининград Данциг Албания Цетине Сирия Ирак Рига Каунас Таллин Братислава Австрия Будапешт Берлин Италия Тольятти Гянджа Наб. Челны КамАЗ-5320 1976 года производства.

Изображение слайда

Слайд 10

1974 Пуск Усть-Илимской ГЭС 1978 Пуск Саяно-Шушенской ГЭС

Изображение слайда

Слайд 11

Саяно-Шушенская ГЭС сейчас – крупнейшая по установленной мощности электростанция России. Эксплуатация станции началась в 1978 году. При этом строительство Саяно-Шушенской ГЭС, начатое в 1963 году, было официально завершено только в 2000 году. Саяно-Шушенская ГЭС Плотина Саяно-Шушенской ГЭС План сооружений Саяно-Шушенской ГЭС

Изображение слайда

Слайд 12

В августе 1977 года советский атомный ледокол «Арктика» впервые достиг Северного полюса. «Арктика» провела на вершине мира 15 часов, за это время научные сотрудники экспедиции провели запланированные исследования и наблюдения. Ледокол «Арктика» Путь атомного ледокола «Арктика» к Северному полюсу. 1977 г.

Изображение слайда

Слайд 13

Несмотря на продолжающееся строительство, в конце 1970-х годов кризис советской экономики становился очевидным. Это был ни в коем случае не регресс, это был кризис темпов роста экономики. Экономика росла, но росла уже не теми темпами, что в 1930-е – 1960-е гг. Отчасти это объяснялось объективными факторами – увеличивать темпы роста уже сложившейся экономики сложнее, чем при строительстве «с нуля». Но значительная часть исследователей связывает кризис темпов роста с фатальными недостатками командно-административной модели экономики СССР. Теоретически можно было закрыть глаза на падение темпов, раз экономика все равно не стояла на месте, и уровень жизни людей увеличивался. Но у СССР был статус сверхдержавы; советское государство было флагманом социализма. Все это обязывало не отставать от капиталистических стран Запада, где на фоне советского кризиса происходило успешное внедрение достижений научно-технической революции (НТР) в производство. Кризис советской экономики конца 1970-х гг.

Изображение слайда

Слайд 14

Высокие цены на мировом рынке оправдывали расходы, но ученые предупреждали, что бесконечно наращивать производство не удастся. Уже в конце 1970-х гг. прирост нефтедобычи замедлился, а в 1983–1984 гг. сошел на нет. С 1981 г. на мировом рынке начался постепенный спад цен на нефть, что предвещало советской экономике серьезные трудности. Даже нефтяная отрасль, кормившая советский бюджет все 1970-е гг. вызывала обеспокоенность. В целом за 1970-е гг. затраты на добычу 1 т. нефти возросли вдвое. На Севере быстро изнашивалась техника, дорого обходилось отопление жилья и предприятий, снабжение жителей. Кризис советской экономики конца 1970-х гг. Динамика изменения мировых цен на нефть в 1970-2004 гг.

Изображение слайда

Слайд 15

С конца 1970-х гг. начался спад и в угольной промышленности. В начале 1980-х гг. США и Китай обогнали Советский Союз по добыче угля. К тому же из-за изношенности многих шахт себестоимость угля была очень высока, хотя свыше трети его добывалось открытым способом. Кризис советской экономики конца 1970-х гг.

Изображение слайда

Слайд 16

Структура народного хозяйства СССР была характерна для индустриально развитых стран. 62% валового общественного продукта создавалось в промышленности. Здесь сосредоточилось 49% основных производственных фондов народного хозяйства, 38% рабочих и служащих. Однако эта индустрия работала сама на себя : новые миллионы тонн нефти позволяли производить новые машины, которые использовались для наращивания производства нефти или военной техники. Кризис советской экономики конца 1970-х гг. Рабочие идут по трубам газопровода. Оренбург. 29 августа 1976 г. Торжественный момент выхода с конвейера КамАЗа первых грузовиков. 16 февраля 1976 г.

Изображение слайда

Слайд 17

В 1970-х гг. в мире начался новый этап научно-технической революции (НТР). Уровень развития экономики теперь напрямую зависел от развития наукоемких отраслей, ресурсосберегающих технологий, средств обработки информации, автоматических систем управления (АСУ ). Научно-техническая революция и СССР Другим важным условием прогресса экономики стала скорость внедрения достижений НТР в производство. И именно здесь советская командно-административная экономика оказалась медленной, неповоротливой и неконкурентоспособной. СССР отставал не в научно-технических достижениях, он отставал в темпах внедрения этих достижений в экономику.

Изображение слайда

Слайд 18

Научно-техническая революция и СССР В СССР в 1970-х гг. был провозглашен курс на интенсификацию производства. Были приняты сотни межотраслевых программ, направленных на внедрение новых технологий и комплексную автоматизацию производства. К 1977 г. количество автоматических поточных линий вдвое превысило уровень 1970 г. Станков с числовым программным управлением (ЧПУ) в СССР было больше, чем в США. Началось производство промышленных роботов. Уже 17 ноября 1970 г. СССР успешно отправил на Луну первый планетоход («Луноход-1»). Однако все равно в конце 1970-х гг. около трети работников в промышленности и почти половина в строительстве все еще были заняты ручным трудом. Треть выпускаемых станков и машин устарела. « Луноход-1 » (Аппарат 8ЕЛ № 203 ). Первый в мире планетоход, успешно работавший на поверхности другого небесного тела – Луны с 17 ноября 1970 по 14 сентября 1971 года. Принадлежит к серии советских дистанционно-управляемых самоходных аппаратов «Луноход» для исследования Луны (проект Е-8), проработал на Луне одиннадцать лунных дней (10,5 земных месяцев), проехал 10540 м.

Изображение слайда

Слайд 19

По-прежнему медленно осваивалась новая техника. Если на Западе ассортимент промышленного производства полностью обновлялся за 6–7 лет, то в СССР это требовало 15–20 лет. Материалоемкость продукции в СССР за 1960–1980 гг. возросла на 3,4%, а доля интенсивных факторов в приросте национального дохода сократилась с 40% до 25 %. Эффективность капиталовложений в 1970-х гг. падала, фондоотдача снижалась. Плановое государственное хозяйство оказалось слишком неповоротливым для быстрого внедрения достижений НТР. Научно-техническая революция и СССР Особенно велико было отставание от передовых стран в электронике и автомобилестроении. Две трети стали в СССР выплавлялось в мартеновских печах. Производство мартеновской стали продолжало расти. На Западе в это время уже внедрялись более производительные способы плавки: электроплавильный и кислородно-конвертерный советскими учеными еще в 1936 г. Заливка чугуна в кислородный конвертер. Видеозапись процесса.

Изображение слайда

Слайд 20

Экономические затруднения объяснялись и непомерными военными расходами (до 20% валового национального продукта), вызванными «гонкой вооружений» и стремлением поддерживать военный паритет со странами НАТО. Большая часть машиностроения работала на военные нужды, а гражданское производство финансировалось по остаточному принципу. Работники оборонных предприятий получали самые высокие зарплаты, в первую очередь обеспечивались жильем, на военные заводы направлялось лучшее оборудование, там трудились самые квалифицированные инженеры и рабочие. Влияние Холодной войны на экономику СССР

Изображение слайда

Слайд 21

Были приняты следующие решения: Ослабление давления на колхозы. Повышение закупочных цен на продукцию сельского хозяйства (на 20 %). Ослабление ограничений личного подсобного хозяйства, увеличение приусадебных участков с 0,25 до 0,5 га. Установление плана продажи продукции по стабильным ценам на 5 лет, сверхплановую продукцию разрешено продавать на 50% дороже. Сельское хозяйство в период «застоя» Еще более сложная ситуация сложилась в сельском хозяйстве, Вскоре после смещения Хрущева в марте 1965 г. состоялся пленум ЦК КПСС по вопросам сельского хозяйства. Сенокос в Рязанской области. Три девушки стоят с граблями. 1970 г. Старшеклассники помогают колхозу. Рязанская область. 1972 г.

Изображение слайда

Слайд 22

Тем не менее, темпы роста производства в сельском хозяйстве были еще более грустными, чем в промышленности (см. статистику справа). В 1970-е гг. население СССР неуклонно росло. Сельское хозяйство не справлялось с продовольственным снабжением страны. В результате правительство шло на увеличение импорта зерна. Агропромышленная интеграция сочетание сельскохозяйственного производства с перерабатывающей промышленностью и другими отраслями народного хозяйства. Сельское хозяйство в период «застоя» После мартовского пленума ЦК КПСС 1965 г. руководители СССР попытались взять курс на дальнейшее укрупнение сельского хозяйства через межхозяйственное кооперирование и агропромышленную интеграцию. Во время сева трактористам обед привозят в поле. Рязанская область. 1976 г. Прирост сельскохозяйственного производства: 1966-1970 21% 1971-1975 15% 1976-1980 9% 1981-1985 6% Закупки зерна за рубежом от производства зерна в стране : 1973 13,2% 1981 41,4%

Изображение слайда

Слайд 23

«Теневая экономика» Кризисное состояние сельского хозяйства и большинства отраслей легкой промышленности вело к усилению теневой экономики. Этому же способствовало увеличение потока импортных товаров в условиях сохранения централизованной распределительной системы. Магазин « Березка» стал символом конца 1970-х гг. Созданные в 1964 году в СССР «сертификатные» (с 1974 года « чековые» ) магазины «Берёзка» принадлежали Всесоюзному объединению «Внешпосылторг» Министерства внешней торговли СССР. В чековых «Берёзках» реализовывался широкий набор разнообразных товаров (преимущественно импортных), которые отсутствовали в обычных «рублёвых» магазинах. Рядовые советские граждане (исключая дипломатов и высокопоставленных номенклатурных работников, рассчитывавшихся в таких магазинах чеками Внешэкономбанка) не имели возможности делать покупки в «Березке». При этом значительная часть товаров проходила мимо этих и других спецмагазинов, так как товары повышенного спроса являлись предметом злоупотреблений и спекуляций. Чек «Внешпосылторга» на 1 рубль.

Изображение слайда

Слайд 24

Символом продовольственного дефицита в конце 1970-х гг. стали так называемые «колбасные поезда » («колбасные электрички). Москва и столицы республик снабжались продовольствием значительно лучше. В результате люди из соседних с Москвой областей для покупки колбасы и других мясопродуктов были вынуждены выезжать в столицу, переполняя вагоны пригородных электричек. Эта ситуация демонстрировала состояние как сельского хозяйства, так и в целом советской экономики (в том числе торговой сети) на рубеже 1970-1980-х гг. Население довольствовалось товарами отечественного производства, зачастую при покупке отстаивая значительные очереди. Товарный дефицит в СССР Советская электричка. Омск. 1970 г.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Экономика СССР в 1970-1982 гг. «Застой» и кризис командно-административной

Для решения этой амбициозной задачи 5 сельскохозяйственных министерств объединили в Госагропром. На местах были районные агропромышленные объединения (РАПО ), т.е. продолжился курс на агропромышленную интеграци ю. Государство также ввело надбавки к закупочным ценам для убыточных колхозов и совхозов. По сути «Продовольственная программа» была невыполнима – ее методы были избиты, много раз опробованы ранее. К середине 1980-х гг. развитие сельского хозяйства страны зашло в тупик. В мае 1982 года на пленуме ЦК КПСС была принята «Продовольственная программа». Автором программы называли Михаила Горбачева, курировавшего тогда в Политбюро вопросы сельского хозяйства. Ее целью было провозглашено в течение 10 лет обеспечить страну продовольствием. «Продовольственная программа» 1982 года Горбачёв посещает свиноводческое хозяйство в ГДР. 1966 г.

Изображение слайда

Похожие презентации