Первый слайд презентации: Эмоции и чувства
Подготовила: Доценко Наталья Сергеевна, Педагог дополнительного образования Кружок «Секреты психологии»
Слайд 2: ЭМОЦИИ -
ЭТО ОСОБЫЙ КЛАСС ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И СУБЪЕКТИВНО-ПСИХО- ЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ, ОТРАЖА- ЮЩИХ В ФОРМЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО- ЧУВСТВЕННЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ЗНАЧИ- МОСТЬ ДЕЙСТВУЮЩИХ НА СУБЪЕКТА ЯВЛЕНИЙ И СИТУАЦИЙ. (Д.В.Журавлев)
Слайд 3: Эмоции
не возникают сами собой, без причины, их истоки - в потребностях человека, как простейших, органических, так и социальных. Эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей.
Слайд 4
Эмоции - более простое, непосредственное переживание в данный момент. Говорят о разных эмоциональных состояниях человека в различных ситуациях. Чувство - более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства выражаются в эмоциях, но они всегда предметны, т.е. мы испытываем чувства к чему-то или кому-то, имеющим для нас постоянную мотивационную значимость. Чувства и эмоции - это переживаемые человеком отношения к миру и к самому себе. Такие отношения придают эмоциональную окраску всему, что человек делает или воспринимает, о чем он думает.
Слайд 5: ЧУВСТВА и ЭМОЦИИ -
ЭТО ПЕРЕЖИВАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ОТНОШЕНИЯ К МИРУ И САМОМУ СЕБЕ. (И.В.Дубровина) «ЭМОЦИЯ» (лат.) – потрясаю, волную.
Слайд 6: ЧУВСТВА -
ЭТО ПЕРЕЖИВАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ СВОЕГО ОТНОШЕНИЯ КО ВСЕМУ ТОМУ, ЧТО ОН ПОЗНАЕТ И ДЕЛАЕТ, К ТОМУ, ЧТО ЕГО ОКРУЖАЕТ. ЭМОЦИИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННУЮ ФОРМУ ВЫРАЖЕНИЯ ЧУВСТВ. (В.Г.Крысько)
Слайд 7: Чувства человека
отличаются большим разнообразием качеств, свойств и оттенков. Одной из особенностей чувств является их полярность или противоположность: радость - грусть, любовь - ненависть, удовольствие - страдание, страх - смелость, благодарность - неблагодарность. Эта полярность дает основание для деления чувств на положительные и отрицательные.
Слайд 8
Эмоциональный шок - своеобразное потрясение, выражается часто в кратковременной дезорганизации поведения. Например, неожиданно обрадованный человек как бы «теряется», не знает, что сделать. Особенно ярко это проявляется при внезапном испуге, вспышке гнева. Стенические и астенические эмоции различаются тем, что вызывают активное или пассивное состояние, повышают или угнетают жизнедеятельность человека. Стенические (от греческого слова «стенос» - сила) эмоции вызывают подъем сил, возбуждение, бодрость, напряжение. Астенические (от греч. «астенос» - слабость, бессилие) -уменьшают активность, энергию человека: это тоска, печаль, уныние, подавленность. Однако одни и те же чувства в зависимости от индивидуальных особенностей человека могут проявляться как в стенической, так и астенической форме.
Слайд 9: Значение эмоций в психической деятельности человека и становлении его личности
Они обогащают психику человека, яркость и разнообразие чувств делают его более интересным и для окружающих, и для самого себя. Богатство собственных переживаний помогает более глубоко и тонко понять происходящее, будь то произведения искусства - стихи, музыка, театр, или переживания других людей, или события, происходящие в мире.
Слайд 10: Функции ЭМОЦИЙ:
приспособительная, сигнальная, оценочная. регуляторная, коммуникативная.
Слайд 11: Значение ЭМОЦИЙ и ЧУВСТВ
побуждают к деятельности, помогают преодолевать трудности, определяют поведение, определяют постановку жизненно важных проблем.
Слайд 12: Чувства оказывают различное влияние на деятельность
При равнодушии, безразличии ко всему человек вряд ли способен ставить и решать жизненно важные задачи. Хорошее настроение усиливает желание работать, при большой радости, кажется, можно горы сдвинуть.
Слайд 13: Физиологические основы ЭМОЦИЙ:
1.Обусловлены возбуждением подкорковых центров и вегетативной нервной системы ( симпатической ). 2.Вызывают изменения: в органах кровообращения, дыхания, пищеварения, в функционировании высшей нервной деятельности (влияют на мышление, память. координацию движений, деятельность).
Слайд 14: Физиологические основы ЭМОЦИЙ и ЧУВСТВ:
функционирование лимбической системы, функционирование ретикулярной формации, поступление адреналина в кровь, работа лобных долей головного мозга, функционирование второй сигнальной системы
Слайд 15: Физиологические основы ЭМОЦИЙ
ВОЗБУЖДЕНИЕ КОРА ПОДКОРКА (центры внутренних органов) ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ
Слайд 16: Физиологические основы ЧУВСТВ
Ведущая роль: коры головного мозга, которая оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, регулирует протекание чувств и эмоций, второй сигнальной системы. Слово – сигнал для возникновения чувств, эмоций, основа формирования высших чувств: моральных, интеллектуальных, эстетических.
Слайд 17: Виды ЭМОЦИЙ
*положительные *отрицательные *стенические *астенические *настроение *аффект *стресс *страсть
Слайд 18: Положительные ЭМОЦИИ
возникают в тех случаях, когда предметы, явления, факты соответствуют нашим потребностям. Отрицательные ЭМОЦИИ – если не соответствуют. Личная и общественная оценка положительных и отрицательных эмоций не всегда совпадает ( стыд, угрызение совести).
Слайд 19
+ эмоции явления, факты соответствуют потребностям (удовольствие, радость, счастье, ликование, веселье) эмоции явления, факты не соответствуют потребностям (горе, страдание, отвращение, страх, неудовольствие, ненависть, гнев)
Слайд 20: Эмоциональные состояния
Различные эмоции окрашивают наше поведение и наши отношения, создавая более или менее продолжительные, иногда устойчивые переживания. Мы всегда находимся в каком-либо эмоциональном состоянии: жизнерадостном, оптимистичном, грустном, печальном, подавленном, мрачном.
Слайд 21: СТЕНИЧЕСКИЕ эмоции -
«СТЕНОС» (греч.) – СИЛА – ПОВЫШАЮТ АКТИВНОСТЬ, ЭНЕРГИЮ, ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ, ВЫЗЫВАЮТ ПОДЪЕМ, ВОЗБУЖДЕНИЕ, БОДРОСТЬ, НАПРЯЖЕНИЕ. Это радость, гнев, спортивная злость.
Слайд 22: АСТЕНИЧЕСКИЕ эмоции -
«АСТЕНОС» - (греч.) – СЛАБОСТЬ – УМЕНЬШАЮТ АКТИВНОСТЬ, ЭНЕРГИЮ, УГНЕТАЮТ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Это уныние, тоска, печаль, подавленность. Горе и страх одни люди могут переживать в стенической форме, другие - в астенической
Слайд 23: Виды эмоциональных состояний:
Настроение - длительное, слабо выраженное эмоциональное состояние. Настроение может длиться очень долго - неделями, месяцами. У каждого человека есть так называемый общий, характерный именно для него тон обычного настроения. Аффекты - бурные, кратковременные эмоциональные вспышки, которые захватывают всю личность человека. Это может быть сильный гнев, страх, радость и т.п. Человек как бы теряет самоконтроль, теряет власть над собой, весь отдается переживанию, не контролирует свои действия. Аффект возникает большей частью внезапно, продолжается иногда всего несколько минут, но оставляет после себя в некоторых случаях длительный след в виде общего нервного потрясения. Страсть - самое сильное и яркое эмоциональное состояние человека. В отличие от аффекта это стойкое, всеохватывающее чувство, которое вызывает стремление к активной деятельности для своего удовлетворения. Великая страсть рождает великую энергию. Страсть не являетсяпросто вспышкой, она всегда выражается в сосредоточенности, собранности мыслей и сил, их направленности на единую цель - предмет страсти. Стресс (от англ. слова stress - напряжение) - эмоциональное состояние, возникающее при опасности, больших физических, психических перегрузках, т.е. в необычно трудной ситуации. Переживается оно с большой внутренней напряженностью. Часто такие переживания возникают при необходимости принять быстрые и ответственные решения.
Слайд 24: НАСТРОЕНИЕ -
НЕ ПРЕДМЕТНО, А ЛИЧНОСТНО, ЭТО НЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ, А РАЗЛИТОЕ ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ.
Слайд 25: Особенности НАСТРОЕНИЯ:
СЛАБАЯ ИНТЕНСИВНОСТЬ ПЕРЕЖИВАНИЯ, ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПЕРЕЖИВАНИЯ, НЕЯСНОСТЬ ПЕРЕЖИВАНИЙ, НАКЛАДЫВАЕТ ОТПЕЧАТОК НА ВСЕ МЫСЛИ, ОТНОШЕНИЯ, ДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА В ДАННЫЙ МОМЕНТ.
Слайд 26: НАСТРОЕНИЕ -
устойчивое, длительное эмоциональное состояние. Различается : 1.По продолжительности: кратковременное, длительное (несколько дней, недель). 2.По степени выраженности. 3.По управляемости волей
Слайд 27: Причины НАСТРОЕНИЯ:
события, состояние здоровья, окружающая обстановка, погода и т. п. Управление НАСТРОЕНИЕМ : волевое усилие, переключение на другую деятельность
Слайд 28: АФФЕКТ -
БУРНАЯ КРАТКОВРЕМЕННАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВСПЫШКА, КОТОРАЯ ЗАХВАТЫВАЕТ ВСЮ ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. АФФЕКТ (лат.) – душевное волнение, возбуждение.
Слайд 29: АФФЕКТ -
КРАТКОВРЕМЕННАЯ, БУРНО ПРОТЕКАЮЩАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ, НОСЯЩАЯ ХАРАКТЕР ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЗРЫВА.
Слайд 30: АФФЕКТ -
СИЛЬНОЕ, КРАТКОВРЕМЕННОЕ, БУРНО ПРОТЕКАЮЩЕЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСЯ ИЗМЕНЕНИЕМ СОЗНАНИЯ, НАРУШЕНИЕМ ВОЛЕВОГО КОНТРОЛЯ.
Слайд 31: АФФЕКТ -
СИЛЬНОЕ, КРАТКОВРЕМЕННОЕ, БУРНО ПРОТЕКАЮЩЕЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСЯ ИЗМЕНЕНИЕМ СОЗНАНИЯ, НАРУШЕНИЕМ ВОЛЕВОГО КОНТРОЛЯ.
Слайд 32: Физиологическая основа АФФЕКТА -
ВОЗНИКНОВЕНИЕ В КОРЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА СИЛЬНОГО ОЧАГА ВОЗБУЖДЕНИЯ, В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО ПРОИСХОДИТ ОСЛАБЛЕНИЕ ТОРМОЗНЫХ ПРОЦЕССОВ И КОРА ТЕРЯЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ КОНТРОЛЯ.
Слайд 33: АФФЕКТ
ПРИЧИНЫ недостаточная воспитанность, крупные слабость достижения воли, неумение владеть собой
Слайд 34: Отличительные признаки АФФЕКТА:
быстрота, бурность протекания, резко выраженные органические изменения, двигательные реакции, является результатом накапливаемого эмоционального состояния.
Слайд 36: СТРАСТЬ -
ЭТО ДЛИТЕЛЬНОЕ, УСТОЙЧИВОЕ И ГЛУБОКОЕ ЧУВСТВО, СТАВШЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКОЙ ЛИЧНОСТИ.
Слайд 37: СТРАСТЬ -
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ПОВЫШЕННОГО НАПРЯЖЕНИЯ, СПЛАВ ЭМОЦИЙ, МОТИВОВ, ЧУВСТВ, СКОНЦЕНТРИРОВАННЫХ ВОКРУГ ПРЕДМЕТА СТРАСТИ. БЫВАЮТ : положительные, отрицательные.
Слайд 38: СТРЕСС -
есть неспецифический (один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование. ( Г.Селье) СТРЕСС (англ.) – напряжение.
Слайд 39: СТРЕСС -
эмоциональное состояние, возникающее при опасности, больших физических, психических перегрузках, то есть в необычно трудной ситуации.
Слайд 40: Стресс -
состояние, возникающее в необычно трудной ситуации и переживаемое с большой внутренней напряженностью.
Слайд 41: СТРЕСС -
состояние сильного и длительного психического напряжения, возникающее у человека, когда нервная система получает эмоциональную перегрузку.
Слайд 42: Стадии СТРЕССА (Г. Селье)
1.Тревога, как реакция на возникший стрессор. 2.Стабилизация, или приспособление к новым условиям. 3.Стадия истощения ( имеет место, если новые стрессогенные условия слишком длительны или тяжелы).
Слайд 43: Виды СТРЕССА (Г.Селье)
ЭУСТРЕСС – активизирует, мобилизует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических и физиологических функций. ДИСТРЕСС – разрушительный процесс, дезорганизует поведение человека, ухудшает протекание психофизиологических функций. Может переходить в соматическую болезнь или психическую болезнь.
Слайд 44: Проявления СТРЕССА -
дезорганизует деятельность, нарушает нормальный ход поведения, нарушает физическое здоровье
Слайд 45: СТРЕСС
опасность необходимость физические и принять быстрое умственные решение перегрузки физиологические изменения СТРЕСС нарушения поведения ошибки восприятия, памяти, мышления
Слайд 46: Виды ЧУВСТВ (Р.С.Немов):
моральные, эстетические, предметные, межличностные, гармоничные, противоречивые (амбивалентные), возвышенные, низменные.
Слайд 47: Виды ЧУВСТВ:
НИЗШИЕ – связаны с удовлетворением или неудовлетворением физиологических потребностей Высшие – возникают на базе удовлетворения ли неудовлетворения духовных потребностей. Высшие чувства присущи только ЧЕЛОВЕКУ. Содержание высших чувств, их направленность определяются : мировоззрением человека, правилами нравственного поведения, эстетическими оценками.
Слайд 48: Высшие чувства
присущи только человеку. Они тесно связаны с его личностью, с отношением к жизни, к людям, с убеждениями и взглядами. Выделяют три вида таких чувств: нравственные, интеллектуальные и эстетические. Ценность этих чувств зависит от их содержания, от того, какое отношение и к какому объекту они испытываются. Нравственные чувства в форме переживаний выражают отношение человека к людям, к обществу, к своим обязанностям, к самому себе. Человеколюбие является основной ценностью нравственных чувств. Не случайно Б.Л. Пастернак писал: «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя». Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами и творчеством. Интеллектуальные чувства могут быть очень сильными. Жажда знаний и нового могут стать страстью, а радость открытия - подняться до уровня аффекта. К интеллектуальным чувствам относят также чувство комического, юмор, иронию, сарказм. Эстетические чувства проявляются при восприятии и создании человеком прекрасного, это любовь к красоте.
Слайд 49: Моральные (нравственные) ЧУВСТВА-
выражают отношение человека к другим людям, к Родине, семье, самому себе. ЭТО: любовь, СОВЕСТЬ - гуманизм, регулятор патриотизм, нравственного отзывчивость, поведения. справедливость, достоинство.
Слайд 50: Интеллектуальные (познавательные) ЧУВСТВА
порождаются познавательным отношением человека к миру. Предметом познавательных чувств являются процесс и результат приобретения знаний. Относят: интерес, любознательность, ощущение тайны. удивление.
Слайд 51: К интеллектуальным чувствам относят (И.В.Дубровина):
юмор – беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо или кому-либо, ирония – тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме, острое критическое отношение к миру, людям, себе, сарказм – язвительная насмешка, гневная ирония, цинизм – издёвка, насмешка, основанные на чувстве озлобленности.
Слайд 52: Эстетические чувства-
восхищение прекрасным. Источник эстетических чувств: произведения искусства (музыка, живопись, скульптура, литература), природа
Слайд 53: ФРУСТРАЦИЯ -
ЭТО ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ, ВОЗНИКАЮЩЕЕ КАК СЛЕДСТВИЕ РЕАЛЬНОЙ ИЛИ ВООБРАЖАЕМОЙ ПОМЕХИ, ЗАТРУДНЯЮЩЕЙ ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛИ И УДОВЛЕТВОРЕНИЕ АКТУАЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ. ФРУСТРАЦИЯ (лат.) – обман, тщетное ожидание.
Слайд 54: ФРУСТРАЦИЯ -
ПЕРЕЖИВАЕТСЯ КАК НАПРЯЖЕНИЕ, ТРЕВОГА, ОТЧАЯНИЕ, ГНЕВ, КОТОРЫЕ ОХВАТЫВАЮТ ЧЕЛОВЕКА, КОГДА НА ПУТИ К ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛИ ОН ВСТРЕЧАЕТСЯ С НЕОЖИДАННЫМИ ПОМЕХАМИ, КОТОРЫЕ МЕШАЮТ УДОВЛЕТВОРЕНИЮ ПОТРЕБНОСТЕЙ.
Последний слайд презентации: Эмоции и чувства: Внешнее выражение эмоций
Мимика - выразительные движения лица: улыбка, горестный взгляд, нахмуренные или поднятые в удивлении брови. Пантомимика - выразительные движения всего тела (поза, жесты, наклон головы и др.), вокальная мимика - выражение эмоций в интонации и тембре голоса. Интонация придает слову тот живой оттенок смысла, то конкретное значение, которые хочет выразить говорящий.