Первый слайд презентации: Лекция 4. Эмоционально-волевая сфера личности
Лекцию подготовила: К.п.н. Косцова М.В. Севастополь, 2018 г.
Слайд 2: Вопросы лекции:
Специфика эмоциональных психических процессов. Эмоциональная направленность личности. Общие характеристики волевых действий, структура волевого действия. Копинг-стратегии.
Слайд 3: Список рекомендуемой литературы:
Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2016 г. – С. 373 – 392. Ильин Е.П. эмоции и чувства. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 783 с. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М. 1978.
Слайд 4: 1. Эмоциональные процессы
Эмоции (от лат. emovere - возбуждать, волновать) - особый класс психических процессов и состояний, отражающих в форме непосредственного переживания значимости действующих на индивида явлений и ситуаций. Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Слайд 5: Эмоциональную сферу составляют
собственно эмоции чувства настроение аффект страсть стресс фрустрация
Слайд 6: Функции эмоций:
Отражательно-оценочная Сигнальная Предвосхищающая Активизирующая или тормозящая Ориентирующая и интегрирующая Подкрепляющая Координирующая Системо-образующая Функции ценности
Слайд 8: Классификация эмоций в связи с потребностями:
Первичные: радость, страх, отвращение, Удивление, Гнев, покорность, Вторичные: Интерес, волнение
Слайд 9: Перефирическая теория Джеймса-Ланге
В 1884 г. в журнале Mind была опубликована статья Вильяма Джеймса « Что такое эмоция ». В ней автор выдвинул неожиданную и парадоксальную гипотезу: если отсечь от эмоции ее внешнее проявление, то от нее вообще ничего не останется.
Слайд 13: Страх по К. Изарду
Эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании ими реальной или мнимой опасности для их здоровья и благополучия. Формы страха: пассивно-оборонительные и активно-оборонительные
Слайд 14: Метод ПТ – десенсибилизация: предмет, который пациент считает опасным, очень медленно приводится в контакт с ним
Слайд 15: Фрустрационные эмоции:
Понятие « фрустрация » (от лат. frustratio - расстройство (планов), крушение (замыслов, надежд)) используется в двух значениях: 1) акт блокирования или прерывания поведения, направленного на достижение значимой цели (т. е. фрустрационная ситуация); 2) эмоциональное состояние человека, возникающее после неудачи, неудовлетворения какой-либо сильной потребности, упреков со стороны. Последнее сопровождается возникновением сильных эмоций: враждебности, гнева, вины, досады, тревоги.
Слайд 18: Б.И. Додонов «Эмоции как ценность»
Додонов, как представитель деятельностного подхода рассматривает эмоцию в связи с потребностями, но при этом выдвигает тезис, что на определённом этапе развития деятельности эмоция сепарируется от потребности, с которой первоначально была связана и становятся для человека самоценной, т.е. превращается в субъект осуществления деятельности не для получения конкретного результата в материальной форме, а для того, чтоб испытать эмоцию определенного качества.
Слайд 19: Характеризуя эмоции в феноменологическом плане, Б.И. Додонов выделил такие их признаки:
1) представленность эмоций в сознании в форме непосредственных переживаний; 2) двойственный, психофизиологический характер этих явлений; с одной стороны - аффективное волнение, с другой - его органические проявления; 3) ярко выраженная субъективная окраска эмоций, присущее им качество особой «интимности».
Слайд 20: Додонов предлагает классификацию ценностных эмоций:
1 ) Альтруистические
Слайд 26: ЭНЛ – выбор профессии, партнера, мироотношение в целом:
Общая эмоциональная направленность выступая в качестве одного из системообразующих факторов в психической структуре личности, определяет многие особенности эмоциональной сферы личности. Через неё могут обуславливаться выбор вида деятельности, профессии, хобби, выбор партнера, мироотношение вообще.
Слайд 29: Чувства - устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности,
отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами. Чувства всегда предметны, т.е. обязательно связаны с некоторым конкретным объектом (предметом, человеком, событием жизни и т.п.). эти предметы имеют особую значимость для человека, стабильную потребностно-мотивационную значимость. Чувства как эмоциональные процессы более высокого выражают целостное отношение человека к миру, к людям, к тому, что он испытывает и делает в этом мире.
Слайд 30: Классической типологией видов любви
филия - (philio - греч. любовь-привязанность, симпатия, дружба) – связь индивидов, обусловленную социальным или личным выбором. сторге - (storge-греч. привязанность) означает любовь – привязанность особого семейно-родственного типа, порождает чувство родовой общности. агапе - (греч. любовь к ближнему) – разумная любовь, возникающая на основе оценки какой-либо особенности человека, его черт характера и т.д. Эта любовь основана на убеждении, а не на страстном чувстве. эрос - (греч. любовь) 1. мифологическое олицетворение любви и сексуальности; 2. персонифицированное обозначение сексуального инстинкта жизни (влечение) и сохранения. Эрос обозначается чувства, направленные на предмет с целью полностью вобрать его в себя. Любовь-страсть.
Слайд 31: Один из ее видов Э. Фромм назвал невротической
Кроме перечисленных, можно выделить разновидности любви, включающие отношения любящих людей к своим близким, прежде всего к отцу и матери. Когда такая любовь принимает крайние формы, лишающие любви других людей, то она превращается в псевдолюбовь.
Слайд 33: К псевдолюбовным чувствам можно отнести сентиментальную любовь:
По меткому выражению Э. Фромма, "привлекательность означает красивую упаковку свойств, которые престижны и искомы на личностном рынке".
Слайд 34: Как управлять своими эмоциями?
1. Выявление и обозначения эмоциональной реакции. 2. Выявление барьеров, мешающих изменить эмоции 3. Снижение чувствительности до уровня «эмоциональной разумности» 4. Увеличение количества событий, приносящих положительные эмоции 5. Увеличение психологической вовлеченности в имеющиеся на данный момент эмоции 6. Использование противоположного действия 7. Применение методов допуска страданий 8. Уменьшение физической чувствительности как способ борьбы с эмоциями 9. Выявление эмоций 10. Внимательность к своим эмоциям без вынесения суждений
Слайд 35: Воля
— одно из наиболее сложных понятий в психологии. Воля рассматривается и как самостоятельный психический процесс, и как аспект других важнейших психических явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение.
Слайд 36: Главная функция воли
заключается в сознательной регуляции активности в затруднённых условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы
Слайд 38: В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:
1) осознание цели и стремление достичь ее; 2) осознание ряда возможностей достижения цели; 3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности; 4) борьба мотивов и выбор; 5) принятие одной из возможностей в качестве решения; 6) осуществление принятого решения.
Слайд 39: 3 уровня воли:
1. Неявное знание о себе. 2. Рефлексия (осознание). 3. Регуляция. Два механизма волевого регулирования : Волевое усилие. - Установки
Слайд 40: В. К.Калин выдвинул идею понимания воли как проблемы самосубъектных отношений
Ее специфика находит свое выражение в преобразовании функциональной организации психики, выборе эффективного способа этого преобразования и создании у себя состояния оптимальной мобилизованности адекватно достижению поставленной цели. В качестве исходного он избрал понятие « волевая регуляция », функцией которой является «оптимизация процессов становления и удержания необходимой формы деятельности, т. е. вторичных по генезису формообразующих процессов», когда надо «преодолеть себя». В такие моменты, чаще всего критические, сознание субъекта на время «отрывается» от объекта (предмета деятельности) и переключается на самого себя «в целях ликвидации возникшего несоответствия между своим состоянием и требованиями, предъявляемыми к деятельности».
Слайд 41: Эмоциональные и волевые свойства личности:
К эмоциональным свойствам относятся: эмоциональная возбудимость, глубина переживания эмоций, эмоциональная лабильность – ригидность, эмоциональная отзывчивость, эмоциональная устойчивость и экспрессия. оптимизм и пессимизм. В психологии выделяют следующие волевые свойства личности: Целеустремленность; Решительность; Смелость; Настойчивость; Выдержка; Инициативность; Самостоятельность; Дисциплинированность.
Слайд 42: КОПИНГ-МЕХАНИЗМЫ (МЕХАНИЗМЫ СОВЛАДАНИЯ) (от англ. coping — совладание )
Изучение поведения человека в стрессовых ситуациях привело к выявлению механизмов совладания, или копинг-механизмов, определяющих успешную или неуспешную адаптацию.
Слайд 43: coping»
Впервые термин «coping» был использован Мерфи (Murphy L.) в 1962 г. в исследованиях способов преодоления детьми требований, выдвигаемых кризисами развития. К ним относились активные усилия личности, направленные на овладение трудной ситуацией или проблемой. В теории копинг-поведения, основанной на работах когнитивных психологов Лазаруса и Фолькмана.
Слайд 44: По определению Р. Лазаруса,
копинг-механизмы — это стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуации психологической угрозы.
Слайд 48: КОПИНГ-МЕХАНИЗМЫ
выделяются базисные копинг-стратегии: «разрешение проблем», «поиск социальной поддержки», «избегание».
Слайд 49: Конфронтация, или противостояние ситуации:
агрессивная установка человека по отношению к тяжелым жизненным обстоятельствам, когда такие ситуации воспринимаются им как враждебная сила, которую надо победить и/или уничтожить. Такая стратегия хороша, когда ситуация персонифицирована: имеется в реальности конкретный угрожающий объект, который, будучи нейтрализован, прекратит свое вредоносное воздействие. Тогда все в порядке: энергия противостояния направлена четко и адресно, что обеспечивает максимум эффекта.
Слайд 50: Стратегия самоконтроля
то есть стремление регулировать свои чувства и действия.
Слайд 51: Поиск социальной поддержки :
Это бывает очень нужно и действенно в ситуации острого горя, поскольку наедине с несчастьем может оставаться далеко не каждый.
Слайд 52: Стратегия принятия ответственности:
путь сильных и зрелых людей, и подразумевает он признание собственных ошибок и их анализ с целью не допустить повторения. Опасность данной стратегии лишь в одном: чрезмерно ответственные люди могут слишком далеко зайти по этому пути и уподобиться пионеру, который всегда в ответе за все.
Слайд 53: Стратегия планового решения проблемы:
о есть выработка плана спасения и четкое следование ему. Плюсы данного способа очевидны, особенно в случае надвигающейся опасности, минусы же – те самые, что и у предыдущего варианта – когда ситуация находится вне пределов нашей возможности ее контролировать, этот способ не работает.
Слайд 54: Позитивная переоценка происходящего:
Любое событие, даже самое негативное, можно переоценить в положительном ключе, увидеть в нем некий смысл и позитивный момент.
Слайд 55: Избеганием (или переносом) ответственности»
Этот способ реагирования не эффективен никогда и свидетельствует о совершенной инфантильности человека, его выбирающего.
Слайд 56: Базисные копинг-ресурсы:
Я-концепция, локус контроля, эмпатия, аффилиация и когнитивные ресурсы.
Слайд 59: Копинг-ресурс: эмпатия
которая включает как сопереживание, так и способность принимать чужую точку зрения, что позволяет более четко оценивать проблему и создавать больше альтернативных вариантов ее решения.
Слайд 60: Аффилиация, которая выражается как в виде чувства привязанности и верности:
Аффилиативная потребность является инструментом ориентации в межличностных контактах и регулирует эмоциональную, информационную, дружескую и материальную социальную поддержку путем построения эффективных взаимоотношений.
Слайд 61: Успешность копинг-поведения
определяется когнитивными ресурсами. Развитие и осуществление базисной копинг-стратегии разрешения проблем невозможно без достаточного уровня мышления. Развитые когнитивные ресурсы позволяют адекватно оценить как стрессогенное событие, так и объем наличных ресурсов для его преодоления.
Слайд 62: Бессознательные реакции,
направленные, прежде всего, на уход от разрешения стрессовой ситуации. механизмы психологической защиты
Слайд 63: Механизмы психологической защиты
впервые этот термин появился в 1894 г. в работе 3. Фрейда «Защитные нейропсихозы»
Слайд 64: Вытеснение:
Вытеснение является процессом исключения из сферы сознания мыслей, чувств, желаний и влечений, причиняющих боль, стыд или чувство вины. Если какой-либо отрезок жизненного пути человека заполнен особенно тяжелыми переживаниями, амнезия может охватить такие отрезки прошлой жизни человека.
Слайд 65: Проекция -
человек свои собственные нежелательные черты приписывает другим, и таким путем защищает себя от осознания этих же черт в себе. Механизм проекции позволяет индивиду оправдать многие свои поступки.
Слайд 66: Защитные механизмы:
Идентификация – как отождествление себя с кем-нибудь другим. В процессе идентификации индивид бессознательно уподобляется другому индивиду (объекту идентификации). В качестве объектов идентификации могут выступать как индивиды, так и группы. Идентификация приводит к подражанию действиям и переживаниям объекта. Интроекция – Интроецироваться могут черты и мотивы лиц, к которым субъект формирует самые различные установки. Нередко интроецируется тот объект, который утрачен: эта утрата заменяется интроекцией объекта в свое
Слайд 67: Рационализация
как защитный процесс состоит в том, что человек бессознательно изобретает логичные суждения и умозаключения для объяснения своих неудач. Необходимо это для его психики (для сохранения собственного положительного представления о себе).
Слайд 68: Защитные механизмы психики:
Отрицание - в этом случае действия защитной реакции психики индивид, при возникновении в зоне его восприятия негативной для него информации — бессознательно отрицает существование ее. Смещение - Подобная защитная функция выражается в бессознательном стремлении индивида переключить внимание с объекта действительного интереса на другой, посторонний, объект.
Слайд 69: Сублимация
Бессознательное переключение отрицательной психической энергии на занятия социально-полезным трудом. Сублимация выражается в том, что индивид, испытывающий какой-либо душевный конфликт, находит замещение внутренней тревожности переключением на какое-либо занятие (творчество, рубка дров, уборка квартиры и проч.)
Слайд 70: По-разному…
Согласно ряду исследований, у зрелых, гармоничных личностей среди реакций на стресс преобладают механизмы совладания, в то время как у незрелых, дисгармоничных, инфантильных личностей — механизмы психологических защит.
Слайд 71: Воля» -
– не столько объяснительное, сколько классификационное понятие, которое позволяет отделить произвольные (сознательные, разумные) действия от рефлекторных (непроизвольных) реакций. Воля, как и многие другие психологические термины (восприятие, мышление, память) – это обобщенное понятие, обозначающее определенный класс психических явлений, процессов и действий, объединенных единой функциональной задачей – сознательным и преднамеренным управлением поведением и деятельностью человека.
Последний слайд презентации: Лекция 4. Эмоционально-волевая сфера личности: Практическое занятие № 3:
Эмоции и чувства: специфика и классификация. Теории эмоций:Джеймса-Ланге, Симонова, Фестенгера и Додонова. Волевые психические процессы: структура волевой акта. Стресс и копинг-ресурсы, копинг-стратегии и защитные механизмы психики.