Первый слайд презентации: Часть II ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Познавательные процессы Тема 9 Ощущения и восприятия Структура приема информации Функции ощущений Общие свойства ощущений Возникновение ощущений Классификация ощущений Основные свойства сенсорных процессов и их анотомо-физиологический субстрат Пороги чувствительности Индивидуально-типологические особенности чувствительности Классификация восприятия Основные свойства восприятия Законы восприятия Индивидуально-типологические особенности восприятия Типы восприятия
Слайд 2: 1. Структура приема информации
НИ O Ч ЦВ ГМ ОЩ P ЭП ОП М ОС Раздражитель (Р) воздействует на органы чувств (ОЧ) в результате чего возникают нервные импульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг (ГМ) обрабатываются там и формируются отдельные ощущения (ОЩ) на основе которых складывается целостный образ восприятия (ЦВ) предмета, который сопоставляется с эталоном памяти (ЭП), происходит осмысление (ОС), понимание информации а затем, при мысленном сопоставлении текущей информации и прежнего опыта, посредством мыслительной деятельности (М) в результате чего происходит опознание предмета (ОП) Внимание должно быть направлено на прием и понимание информации P
Слайд 3: 2. Функции ощущений
Ощущения Простейшая форма психического отражения, свойственная и животному, и человеку, обеспечивающего познание отдельных свойств предметов и явлений является основой более сложных познавательных процессов превращение энергии внешнего воздействия в акт сознания обеспечение чувственной основы психологической деятельности (предоставление сенсорного материала для построения психических образов) и др. Основные функции
Слайд 4: 3. Общие свойства ощущений
Качество Каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов. Так, слуховые ощущения харак-теризуются высотой, тембром, громкостью, зрительные - цветовым тоном, насыщенностью, яркостью и т. п. Интенсивность Определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора Длительность Определяется функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью Пространственная локализация раздражителей Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает сведения о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель (вкусовые ощущения), а иногда они более развиты (болевые ощущения) Свойства ощущений
Слайд 5: 4. Возникновение ощущений
Физический процесс Физиологический процесс Психический процесс Ощущение Центр в коре головного мозга Орган ощущений (рецептор) Раздражители Возбуждение Проводящие пути Здесь происходит трансф- ормация определенного вида энергии в нервный процесс По афферентным, или центростреми тельным, путям возбуждение передает- ся в центральный отдел анализатора Анализатор — анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения
Слайд 6: 5. Классификация ощущений
Виды ощущений По взаимодействию рецеп-торов с раздражителями По расположению рецепторов По ведущему анализатору Дистантное Контактное Экстерорецептивное Интерорецептивное Проприоцептивное Зрительное Слуховое Осязательное Мышечно-суставное Обонятельное Вкусовое Температурное Болевое Органическое Статико-кинетическое
Модальность Чувственный орган Качество ощущения Рецепторы, с работой которых связаны данные ощущения Зрение Сетчатка Яркость Палочки и колбочки Контраст Движение Величина Цвет Слух Улитка Высота Тембр Волосковые клетки Равновесие Вестибулярный орган Сила тяжести Вращение Макулярные клетки Вестибулярные клетки Осязание Кожа Давление Вибрация Окончания Руффини Диски Меркеля Тельца Пачини Вкус Язык Сладкий и кислый вкус Вкусовые сосочки на кончике языка Горький и соленый вкус Вкусовые сосочки у основания языка Обоняние Обонятельные нервы Цветочный запах Обонятельные рецепторы Фруктовый запах Мускусный запах Пикантный запах
Слайд 8: 7. Пороги чувствительности
Нижний порог абсолютной 1 чувствительности Верхний порог абсолютной 2 чувствительности Разностный 3 порог Минимальная величина интенсивности воздействия, необходимая для возникновения ощущений Максимальная величина доболевой интенсивности воздействия Минимальное различение в интенсивности двух однотипных воздействий, Необходимых для его ощущения
Слайд 9: 8. Индивидуально-типологические особенности чувствительности
Сензитивность 1 Сенсибилизиро- ванность 2 Сенсорная орга- низация 3 Природно-обусловленная повышенная чувствительность отдельных анализаторов Повышение чувствительности под влиянием опыта, профессиональной деятельности Комплекс врожденных и приобретенных особенностей индивида, проявляющихся в доминировании ведущего анализатора, в скорости развития нервных процессов и длительности их действия, в силе сенсорной реакции, в интенсивности эмоциональ- ного тона
Слайд 10: 9. Классификация восприятия
Виды восприятия По ведущему анализатору По форме существования материи Зрительное По форме психической активности По форме существования материи Слуховое Осязательное Обонятельное Вкусовое Кинестетическое Восприятие пространства Восприятие времени Восприятие движений Преднамерен-ное Непреднаме- ренное Симультанное Сукцессивное
Слайд 11: 10. Основные свойства восприятия
Свойства восприятия Осмысленность и обобщенность Предметность восприятия Целостность восприятия Структурность восприятия Избирательность восприятия Константность восприятия Воспринимая предметы и явления, человек осознает, понимает то, что воспринимается Психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективизируя их В предметах и явлениях действительности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной устойчивой зависимости. В восприятии отражаются устойчивые связи между компонентами предмета или явления Человек узнает различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии вычленяются взаимоотношения частей и сторон предмета Из бесчисленного количества окружающих человека предметов и явлений он выделяет в данный момент лишь некоторые из них. Это зависит от того, на что направлена деятельность человека, от его потребностей и интересов Одни и те же предметы воспринимаются человеком в изменяющихся условиях: при различной освещенности, с разных точек зрения, разного расстояния и т.п. Однако объективные качества предметов воспринимаются в неизменном виде
Слайд 12: 11. Законы восприятия (по М.Вертгеймеру)
Эффект сходства Эффект близости Фактор «общей судьбы» Фактор «хорошего продолжения» Фактор замкнуто- сти Фактор группи- ровки без остатка Фигуры, сходные по каким-либо элементам (цвету, величине, форме и пр.), в восприятии объединятся и группируются Близко расположенные фигуры обычно объединяются Фигуры могут объединяться общим характером изменений, наблюдаемых в них Из двух пересекающихся или касающихся линий выбирают линии с меньшей кривизной Замкнутые фигуры воспринимаются лучше Несколько фигур стараются сгруппировать таким образом, чтобы не осталось ни одной стоящей отдельной фигуры
Слайд 13: 12. Индивидуально-типологические особенности восприятия
Обусловленность избирательности восприятия опытом, профессиональной ориентацией, установками и интересами индивида синтетичность (обобщенность) или аналитичность (детализированность) восприятия динамика восприятия точность восприятия пороги остроты и глубины зрения пороги пространственного различения эмоциональность восприятия Обусловленность восприятия индивидуально-типологическими особенностями нервной деятельности
Слайд 14: 13. Типы восприятия
Двигательный тип (В-тип) Цветовой тип ( Fb ) Суженный тип Амбиэкваль-ный тип Характерен тем, что люди этого типа склонны воспринимать образы теста пятен Роршаха в движении; в продуцируемых ими образах акцентируется динамический аспект,это соответствует интровертированному типу личности Характерен тем, что люди этого типа фиксируют в ответах цветовой аспект; это соответствует экстравертированному типу личности Для него характерно малое количество ответов, связанных с движением и цветом или даже полное их отсутствие Связанный с большим, но равным количеством цветовых и кинестетических ответов
Слайд 15
Тема 10 ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ Классификация памяти Система памяти Состав мнемического действия Этапы логического запоминания Зависимость запоминания информации от расположения на доске Причины, влияющие на продуктивность памяти Индивидуально-типологические особенности памяти Зависимость запоминания от типа мышления Усвоение информации при разовом выполнении определенного вида деятельности Функции внимания Классификация внимания Основные свойства внимания
Слайд 16: 1.Классификатор памяти
Виды памяти По ведущему анализатору По предмету, материалу деятельности По продолжитель- ности протекания процесса По форме психической активности Зрительная Слуховая Осязательная Обонятельная Вкусовая Двигательная Эмоциональная Образная Вербальная Кратковременная Долговременная Оперативная Непроизвольная Произвольная
Слайд 17: 2. Система памяти (по Р. Аткинсону и Р. Шиффину)
Входящая информация Кратковременная память Период (пере- кодирование) Долговременная память Вытеснение Это одна из концепций памяти, описывающая особенности взаимосвязанной работы кратковременной и долговременной памяти, включающей вытеснение, повторение и кодирование как частные процессы, составляю-щие работу памяти. В соответствии с этой теорией долговременная память представлена практически не ограниченной по объему, но обладает ограниченными возможностями произвольного припоминания хранящейся в ней информации. Кроме того, для того чтобы информация из кратковременного хранилища попала в долго-временное, необходимо, чтобы с ней была проведена определенная работа ещё в то время, пока она находится в кратковременной памяти. Эта работа по перекодированию, т.е. переводу на язык, понятный и доступный мозгу человека. Данный процесс чем-то аналогичен тому, который происходит при вводе информации в электронно-вычислительную машину. Повторение
Слайд 18: 3. Состав мнемического действия
Группировка Выделение опорных пунктов План Классификация Структурирование Схематизация Аналогия Мнемотехника Перекодирование Достраивание запоминаемого материала Серийная организация материала Ассоциации Повторение
Слайд 19
Группировка Выделение опорных пунктов План давление материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т.д.) фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой для более широкого содер-жания (тезисы, заглавие, вопросы, примеры, образы излагаемого в тексте и т.п.) совокупность опорных пунктов (продолжение) распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам на основании общих признаков Классифика- ция Структуриро- вание установление взаимного расположения частей, составляющих целое Схематиза- ция изображение или описание чего-либо в основных чертах Аналогия Мнемотехни-ческие приемы установление сходства, подобич в определенных отношениях предметов, явлений, понятий совокупность готовых, известных способов запоминания вербализация, или проговаривание, представление информации в образной форме Перекодирова- ние
Слайд 20: ( продолжение )
Достраивание запоминаемо-го материала Серийная организация материала Ассоциации Повторение привнесение нового в запоминаемый материал-использование вербальных посредников, объединение и привнесение чего-либо по ситуативным признакам, распределение по местам установление или построение различных последовательностей (распределение по объему, времени, упорядочение в пространстве) установление связей по сходству, смежности или противоположности сознательно контролируемые и неконтролируемые процессы воспроизведения материала
Слайд 21: 4. Этапы логического запоминания
Осознание цели запоминания Обобщение Выявление наиболее существенных мыслей Анализ материала Понимание смысла запоминаемого Осознание цели запоминания
Слайд 22: 5. Зависимость запоминания информации от расположения на доске
28% 33% 16% 23% Доска
Слайд 23: 6. Причины, влияющие на продуктивность памяти
Субъективные Объективные Тип запоминания Предшествующий опыт Установка Интерес Состояние организма Характер материала Осмысленность Связность Понятийность Наглядность Количество материала Обстановка
Слайд 24: 7. Индивидуально-типологические особенности памяти
Ведущий вид памяти – зрительная, слуховая, двигательная, словесно-логическая, эмоциональная Быстрота запоминания Прочность сохранения Мобилизационная готовность к правильному воспроизведению Объем и точность запоминания Суггетивность – асуггестивность (подверженность или неподверженность внушающим воздействиям при воспроизведении), уверенность воспроизведения Профессиональная направленность
Слайд 25: 8. Зависимость запоминания от типа мышления
Лучше запоминает Структура материала Лучше запоминает 1. Проблема 2. Гипотеза 3. Уточнение гипотезы 4. Определение понятия 5. Пример 6. Вывод из примера 7. Новая формулировка гипотезы 8. Подтверждение гипотезы 9. Вывод «Теоретик» «Практик»
Слайд 26: 9. Усвоение информации при разовом выполнении определенного вида деятельности
90% 70% 50% 30% 20% 10% При помо- щи слуха, зрения, обсужде- ния и выполне- ния других действий При помо- щи слуха, зрения и обсужде-ния При помо- щи слуха, зрения При помо- щи зрения (нагляд-ные пособия) При помо- щи слуха При чтении
Слайд 27: 10. Функции внимания
Внимание Направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов Способствование организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности Основные функции
Слайд 28: 11. Классификация внимания
Виды внимания По предмету, материалу деятельности По направ- ленности активности По характеру отраженных свя- зей и отношений По ведуще- му анализа- тору Сенсорно- перцептивное Интеллекту- альное Двигательное Внешненаправ- ленное Внутренне- направленное Эмпирическое Теоретическое Зрительное Слуховое
Слайд 29: 12. Основные свойства внимания
Свойства внимания Избирательность Объем Распределение Концентрация Устойчивость Переключаемость Связана с возможностью успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к сознательной цели Определяется количественно одновременно (в пределах 0.1 сек) отчетливо воспринимаемых объектов; практически не отличается от объема непосредственного запоминания, или кратковременной памяти Характерна возможность одновременного успешного выполнения нескольких различных видов деятельности (действий) Выражается в степени сосредоточенности на объекте Определяется длительностью концентрации внимания на объекте Динамическая характеристика, определяющая способность переходить от одного объекта к другому
Слайд 30
Тема 10 ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ Проблемы психологии мышления Междисциплинарный подход к мышлению Теории мышления Функции мышления Классификация мышления Взаимосвязь форм мышления Основные мыслительные операции Этапы решения мыслительной задачи Этапы мыслительного действия Принципиальная схема решения мыслительных (в том числе творческих) задач Оставляющие продуктивности ума Качества мышления Индивидуально-типологические особенности мышления Основные направления развития мышления Критерии развития мышления Условия развития творческого мышления Принципы, психологические барьеры и критерии определения творческого мышления Функции и формы выражения воображения Формы синтеза представлений в процессах воображения Этапы творческого воображения Классификация воображения Индивидуально-типологические особенности воображения Нарушения креативных механизмов
Слайд 31: 1. Проблемы психологии мышления
Проблемы психологии мышления Проблема взаимосвязи мышления с другими психическими проблемами 2. Проблема взаимосвязи мышления и интеллекта 3.Проблема структуры интеллектуальных способностей 4. Проблема различия продуктивного и репродуктивного мышления 5. Проблема творческого мышления 6. Проблема разработки методик диагностики мышления и др.
Слайд 32: 2. Междисциплинарный подход к мышлению
Изучает соотношение материи и мышления, возможности и пути познания мира с помощью мышления Рассматривает основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение Занимается анализом процесса исторического развития мышления в зависимости от социальной структуры различных обществ Изучает мозговые механизмы, с помощью которых реализуются акты мышления Рассматривает мышление как информационный процесс, фиксируя общее и различное в работе компьютера и в мыслительной деятельности человека Изучает мышление как познавательный процесс, различая его виды в зависимости от уровней обобщения и характера исполь-зуемых средств, новизны для субъекта, степени активности, адекватности мышления действительности Мыш- ление Физиология Психология Кибернетика Философия Формальная логика Социология
Слайд 33: 3. Теории мышления
Основа интеллекта-способность формировать и преобразовывать структуры, видеть их в реальной действительности. Мышление со- вершается в замкнутой сфере сознания. В итоге мышление сво- дится к движению мыслей в зам- кнутых структурах сознания. Мышление понимается как интуи- тивное усмотрение искомого ре- шения за счет обнаружения нуж- ной для него связи или структуры Представители этого направле- ния пытались заменить процесс мышления как субъективный феномен на поведение (откры- тое или скрытое, умственное). Мышление рассматривали как процес формирования сложных связей между стимулом и реакцией, становления практи-ческих навыков, связанных с решением задач Мышление во всех его прояв-лениях сводилось в ассоциа-циям, связям следов прошлого, опыта и впечатлений, получен-ных от настоящего опыта. Само мышление не является особым процессом и сводится к прос-тому сочетанию образов памяти (ассоциациям по смежности, сходству контрасту) Мыш- ление Деятельностная теория мышления и другие теории Психоанализ Гештальт-психология Ассоциативная Психология Бихевиоризм
Слайд 34: (продолжение)
Мышление рассматривается как особый вид позна- Вательной деятельности-генезис мышления, раз- Витие и формирование у детей в процессе обучения. Мышление-прижизненно формирующаяся способ- Ность к решению разнообразных задач и целе- Сообразному преобразованию действительности, Направленная на то, чтобы открывать скрытые от Непосредственного наблюдения связи Представители этого направления, подчинили мыш- ление, как и все виды познавательных процессов, мотивации. Привлечение внимания к бессозна- тельным формам мышления, изучение зависимости мышления от мотивации и потребностей человека. В качестве своеобразных форм мышления у челове- ка можно рассматривать защитные механизмы
Слайд 35: 4. Функции мышления
Мышление Высшая форма познавательной деятельности человека, позволяющая отра-жать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать связи т отношения между предметами и явлениями Установление всеобщих взаимосвязей Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений Обобщение свойств однородной группы явлений и др. Основные функции
Слайд 36: 5. Классификация мышления
Виды мышления По форме По степени новизны и ори- гинальности По характеру решаемых задач По степени разверну- тости Наглядно- действенное Наглядно- образное Абстрактно- логическое Репродуктив- ное (воспро- изводящее) Продуктив- ное (твор- ческое) Теоретическое Практическое Дискурсов- ное Интуитив-ное
Слайд 37: 6. Взаимосвязь мышления
Понятие мысль, фиксирующая признаки отображаемых в ней предметов и явлений, позволяющая отличать эти пред- меты и явления от смежных с ними Суждение мысль, выражаемая повествовательным предложением и являющаяся истинной или ложной Умозаключение Мыслительный процесс, в ходе которого из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением или следствием
Слайд 38: 7. Основные мыслительные операции
Мыслительные операции Анализ Синтез Абстракция Сравнение Обобщение Мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих элементов, частей, моментов, сторон Мысленное соотнесение, сопоставление, установление связи между различными элементами Отвлечение существенных свойств предмета от несущественных Мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного Мысленное соотнесение и выделение общего в двух или нескольких различных явлениях или ситуациях
Слайд 39: 8. Этапы решения мыслительной задачи
Рефлексия действий т результатов Проверка гипотезы Построение гипотезы Ограничение зоны поиска Постановка задачи Осознание проблемной ситуации
Слайд 40: 9. Этапы мыслительного действия
Задача Осознание вопроса Появление ассоциаций Отсев ассоциаций Появление предложения Проверка предположения (не подтвердилось) Появление нового предложения Проверка (подтвердилось) Решение задачи Действие
Слайд 41: 10. Принципиальная схема решения мыслительных (в том числе творческих) задач
Условия возникно- вения Процесс Приемы Результат Формы реализа- ции Проблемные ситуации Неопределенные про- блемные ситуации Мышление Воображение Анализ Синтез Сравнение Обобщение Агглюцинация Типизация Гиперболиза- ция Схематизация Суждения Понятия Умоза-ключения Продукты мышления Продукты воображения Чувства и эмоции Определенным образом орга- низованная система образов
Слайд 42: 11. Составляющие продуктивности ума
Продуктивность ума Быстрота Творчество Критичность Широта Гибкость Глубина Инициативность Сообразительность
Слайд 43: 12. Качества мышлыния
Глубина мышления Самостоятель- ность мышле- ния Проявляется в степени проникновения в сущность явления, процесса Выражается в умении увидеть новую проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими силами. Творческий характер мышления наиболее ярко выражается в его самостоятельности Проявляется в умении изменять намеченный план действий, если этот план не удовлетворяет условиям, которые обнаруживаются в ходе решения задач Гибкость мышления Критичность мышления Отражается способность человека правильно оценить как объективные условия, так и собственную активность и при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, наиболее отвечающий условиям деятельности Быстрота мышления Проявляется в способности находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени
Слайд 44: 13. Индивидуально-типологические особенности мышления
Особенности динамики сигнальных систем (мыслительный, художе-ственный или смешанный тип выс- шей нервной деятельности Сочетание и уровень развития раз- личных видов мышления. Разви- тость отдельных мыслительных опе- раций. Сформированность умствен- ных действий при решении задач определенного класса Целенаправленная организованность Антиципационные и селективные возможности Импульсивность, уравновешен- ность или осторожность в принятии решений Способность подчинять поисковые действия цели Способность предвосхищать возможные решения проблем, избирательно актуализировать необходимые знания
Слайд 45: (продолжение)
Глубина мышления Широта мышления Гибкость или ригидность ума Критичность мышления Способность к обобщениям высокого ранга, раскрывающим сущность явлений Способность интегрирования сведений из различных областей знаний Способность (неспособность) выйти за пределы ситуативных ограничений и принимать нестандартные решения Адекватная оценка условий решения задачи и правильности собственных действий
Слайд 46: 14. Основные направления развития мышления
Развивать мышление-это значит Развивать все виды и формы мышления и стимули- ровать процесс перерастания их из одних в другие практически действенное наглядно- образное словесно- логическое эмпирическое теоретическое репродуктивное Продуктивное интуитивное дискурсивное выделять существенные свой- ства предметов и абстрагиро- вать их от несущественных находить главные связи и от- ношения вещей и явлений окружающего мира доказывать истинность своих суждений и опровергать лож- ные умозаключения излагать свои мысли опреде- ленно, непротиворечиво и обоснованно Развивать умения
Слайд 47: (продолжение
Формировать и совершенствовать мыслительные операции анализ синтез сравнение обобщение классификация и др. осуществлять перенос опрера- ций и приемов мышления из одной области в другую предвидеть развитие явлений делать обоснованные выводы Вырабатывать умение Стимулировать процесс перехода от мышления, основного на формальной логике, к мышлению, основанному на диалектической логике
Слайд 48: 15. Критерии развития мышления
Это показатели, свидетельствующие о достижении того или иного уровня развития мышления учащихся Степень владения операциями и приемами мыслительной дея- тельности, умение производить рациональные действия по при- менению их в учебном и внеучеб- ном познавательных процессах Степень умения осуществлять пе- ренос осознания операций и при- емов мышления, а также навыков пользования ими в другие ситуа- ции и на другие предметы Степень осознанности операций и приемов мыслительной дея- тельности Степень сформированности раз- личных видов мышления, а также состояния мышления в процессе перерастания одного его вила в другой Степень умения творчески ре- шать задачи, ориентироваться в новых условиях, быть оператив- ным в действиях Величина тезауруса, т. е. запаса знаний, их системность, а также появление новых способов усвое- ния знаний Состояние и возрастающая динамичность различных качеств ума: самостоя- тельности, глубины, критичности, гибкости, последовательности, быстроты и др.
Слайд 49: 16. Условия развития творческого мышления
Творческое мышление Это один из видов мышления, характерный созданием субъективно нового продукта и новообра- зованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов Условия, стимулирующие развитие творческого мышления Условия, препятствующие развитию творческого мышления Ситуации незавершенности или открытости в отличие от жестко заданных и строго контролируемых Разрешение и поощрение множества вопросов Стимулирование ответственности и независимости Акцент на самостоятельных разработ- ках, наблюдениях, чувствах, обобщениях Внимение к интересам детей со сторо- ны взрослых и сверстников и др. Избегание риска Стремление к успеху во что бы то ни стало Жесткие стереотипы в мышлении и поведении Конформность Неодобрительные оценки воображения фантазии, исследования Преклонение перед авторитетами и др.
Слайд 50: 17. Принципы, психологические барьеры и критерии определения творческого мышления (по А.З. Рахимову)
Сущность творческого мышления Принципы творчес- кого мышления Психологические факторы, препят- ствующие творчеству Критерии определения творческого мышления Осознание доми- нирующих идей, изменение или отказ от них Нахождение дру-гого подхода к явлениям Выход за преде-лы логического мышления Конформизм Внутренняя и внешняя цензура Способность к постановке новых проблем, чувствительность к новому, к новым проблемам Способность к анализу и содержательным обобщениям явлений, не связанных между собой внешней связью Ригидность Желание найти ответ немедленно Восприимчивость к явлениям случайности Отсутствие крити-чности мышления Гипераксиома-тизация Способность к действиям в уме и выработке творческих идей определяется богатством и разнообразием мыслительной деятельности Способность к моделированию и гибкому решению проблем позволяет достаточно быстро переходить от одной категории к другой, от одного способа к другому Способность к рефлексии и оригинальному подходу к проблеме выражается в самосто-ятельности, необычности, остроумном реше-нии по отношению к традиционным способам
Слайд 51: 18. Функции и формы выражения воображения
Воображение психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений Представление действительности в образах и составление возможности пользоваться ими, решая задачи Регулирование эмоциональных отношений Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека Основные функции Формирование внутреннего плана человека Планирование и программирование деятельности
Слайд 52: (продолжение)
Построение образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта Создание программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенная Продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность Основные функции Создание образов, соответствующих описанию объекта
Слайд 53: 19. Формы синтеза представлений в процессах воображения
Агглютинация Гиперболиза-ция или акцен-тирование Заострение Схематизация Типизация соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей подчеркивание каких-либо признаков сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними Выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе Формы синтеза
Слайд 54: 20. Этапы творческого воображения
Возникновение творческой идеи «Вынашивание» замысла Реализация замысла
Слайд 55: 21. Классификация воображения
Виды воображения По предмету, материалу деятельности По виду деятель-ности, содержа-нию труда По способам активности По резуль-татам Эмоциональное Образное Словесно-логи-ческое (концеп-туальное) Художественное Техническое Активное Пассивное Воссоздающее Творческое Музыкальное и др. Преднамеренное Непреднамеренное Творческое воображение Воссоздаю- щее вообра- жение Вид воображения, базирующийся на самостоятельном создании образов объектов, не существующих в настоящее время, или воспроизведении оригинальной модификации уже имеющегося объекта, явления; это нестандартный образ ранее описанного, прочитанного, воспринятого Разновидность воображения, основанная на создании образов предме-тов, явлений, имеющихся в действительности, или воспроизведении мыс-ленной, наглядной картины на основе описания (с определенной степенью точности)
Слайд 56: 22. Индивидуально-типологические особенности воображения
Образность воссоздающего воображения (взаимность сигнальных систем) Рефлексивные возможности Способность к интерполяции и экстраполяции, к высоковероятностным предположениям Способность предвидения событий и их эмоционального переживания Подчинение настоящего перспективным целям. Одухотворенность, романтизм, мечтательность Творческие возможности индивида
Слайд 57: 23. Нарушения креативных механизмов
Зрительные галлюцинации Они могут переживаться либо как примитивные, лишенные конкретной формы объекты, в виде пятен, контуров предметов, дыма, вспышек, либо в виде сложных видений: лица, фигуры людей, животные, ландшафты и т. п. Они могут переживаться либо как в форме примитивных образов (стук, шум, гудки, звонки и т. п.), либо в форме вербальных галлюцинаций (голосов) Слуховые галлюцинации Тактильные галлюцинации Они состоят в том, что человек чувствует на коже или под кожей наличие насекомых, различных живых существ, их передвижение, прикосновение и т. п. Висцеральные (соматические) галлюцинации При них пространство заполняется предметами, живыми существами, находящимися во внутренних органах. Человек переживает их передвижение, прикосновение, цапанье в желудке и т. п.
Слайд 58
Тема 12 ЭМОЦИИ И ВОЛЯ Функции и свойства эмоций Характеристики эмоций Особенности эмоций и чувств Виды эмоций Высшие чувства Теории эмоций Когнитивно - физиологическая концепция эмоций С. Шехтера Особенности развития эмоций в онтогенезе Уровни эмоциональной сферы Характеристики психических состояний Классификация психических состояний Классификация волевых психических состояний Классификация аффективных психических состояний Уровни анализа психических состояний и их показатели Структура эмоциональных состояний Объективные характеристики стресса Функции и формы проявления тревожности Случаи, когда необходима волевая регуляция Функции воли Виды волевых действий Характерные черты произвольных процессов Характеристики волевого действия Структура сложного волевого действия Этапы сложного волевого действия Волевые качества Волевые особенности личности
Слайд 59: 1. Функции и свойства эмоций
Эмоции Являются интегральными реакциями организма на воздействия факторов внешней и внутренней среды, а также результаты собственной деятельности, проявляющиеся в Формы правления Основные функции субъективных переживаниях той или иной модальности и интенсивности (типа страха, ярости, радости и др.) неспецифическими сдвигами в деятельности внутренних органов специфическими двигатель-ными реакциями приспособительная сигнальная оценочная регуляторная коммуникативная Эмоции выражают оце-ночное отношение к: отдельным условиям, способствующим или препят-ствующим осуществлению деятельности (например, страх, гнев и др.) конкретным достижениям в деятельности сложившимся или возможным ситуациям и пр.
Слайд 60: 2. Характеристики эмоций
Основные характеристики положительные отрицательные удивление радость отвращение негодование тревога и др. длительность интенсивность и др. мимика речь пантомимика знак модальность качественные характеристики динамика протекания самих эмоций Динамика внешнего выра-жения эмоций (эмоциональ-ной экспрессии)
Слайд 61: (продолжение)
Сферы оценочного отношения Отдельные условия, способ- ствующие или препятствующие осуществлению деятельности (например, страх, гнев и т. п. Конкретные достижения в деятельности Сложившиеся или воз- можные ситуации и пр.
Слайд 62: 3. Особенности эмоций и чувств
Основные характеристики Чувства и эмоции взаимосвязаны, обусловлены, но не равнозначны Чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию. Как правило, эмоции - это реакция на удовлетворение органических, естественных потребностей. Чувства связаны с переживанием высших влечений Одно и то же чувство человек переживает по - разному Например, чувство ответственности может переживаться в форме: радости за успех порученного дела, беспокойства в случае задержки, стыда в случае его провала и т. п. 1 2 Эмоции и чувства характеризует относительная независимость от воли человека (возникно-вение и исчезновение чувств) 3
Слайд 63: (продолжение)
Основные характеристики Особенностью чувств и эмоций является их «иррадиация», распространенность на все, что связано с объектом привязанности наших чувств Для эмоций и чувств характерна амбивалентность (полярность), двойственность пережива-ний, когда один и тот же объект в одно и то же время вызывает несогласованные, противоре-чивые переживания В типичных случаях амбивалентность обусловлена тем, что часто отдельные особен-ности сложного объекта по – разному влияют на потребности и ценности человека 4 5 Очень часто высшие чувства вступают в конфликт с теми чувствами, которые мы относим к более низким 6 Например чувство чести и чувство долга – с чувством страха
Слайд 64: 4. Виды эмоций
психическое состояние общего возбуждения, психического напряже-ния при деятельности в трудных, необычных, экстремальных усло-виях; неспецифическая реакция организма на резко изменяющиеся условия среды Эмоции Настроение Страсть Аффект Эмоции (в уз-ком смысле) Чувство длительное эмоционально состояние, не достигающее значительной интенсивности и не имеющее существенных колебаний в течение достаточно длительного периода достаточно длительная и достаточно интенсивная эмоция, имеющая для человека определенную значимость предельно выраженная, но кратковременная эмоция носят ситуативный характер, выражают отношение к складывающим-ся или возможным ситуациям наиболее устойчивое эмоциональное состояние Стресс
Слайд 65: 5. Высшие чувства
Характерные потребности Большая степень обобщенности, которой они могут достигать в своих развитых формах Они всегда связаны с более или менее отчетливым осознанием общественных норм, относящихся к той или иной стороне действительности Они выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость
Слайд 66: (продолжение)
Классификация в соответствии с конкретными областями деятельности и сферы социальных явлений, в которых они проявляются Нравственные Эстетические Интеллектуальные Практические при восприятии явлений дей- ствительности и сравнении с нормами, кате- гориями морали, выработанными обществом эмоциональное отношение чело- века к прекрасно- му и безобразно- му в окружающих явлениях, пред- метах, в жизни людей, в приро- де, в искусстве определяются характером познавательной деятельности порождаются деятельность, ее изменением, успешностью или неуспешностью, трудностями ее осуществления или завершения
Слайд 67: 6. Теория эмоций
Биологические концепции эмоций Концепция Ч. Дарвина Концепция П.К. Анохина Ч. Дарвин изучал эмоцио- нальные выразительные движения млекопитающих. Они рассматривались как рудимент целесообразных инстинктивных действий, сохраняющих в какой-то степени свой биологичес- кий смысл и вместе с тем выступающих в качестве биологически значимых сигналов для особей не только своего, но и друго- го видов П.К. Анохин рассматривал эмоцию как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира. Эмоция выступает как своеобразный инструмент, оптимизирую- щий жизненный процесс и тем самым способ- ствующий сохранению как отдельной особи, так и всего вида. Неоднократное удовлетво- рение потребностей, окрашенных положи- тельной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи в получении запрограммированного результата вызывают торможение, неэффек- тивность деятельности и поиски новых, более успешных способов достижения
Слайд 68: (продолжение)
Информационная теория эмоций Концепция П. В. Симонова Эмоция – это отражение мозгом высших животных и человека величины потреб- ности и вероятности ее удовлетворения в данный момент. Э = П (Н – С), где: Э – эмоция, П – потребность, С – информация, прогностически необходимая для организации действий по удовлетворению данной потребности, Н – наличная информация, которая может быть использована для целе- направленного поведения. Эмоция не возникает, если потребность отсутствует или удовлетворена (П=О), а при наличии потребности – если система вполне информирована (Н=С). При дефиците наличной информации (Н <C) появляется отрицательная эмоция, достигающая максимума в случае полного отсутствия информации (Н=О). Положительная эмоция возникает, когда Н > С. Таким образом, формирование отражает количественную зависимость интен- сивности эмоциональной реакции от силы потребности и размеров дефицита или простоты прогностической информации, необходимой для достижения цели (удовлетворения потребности)
Слайд 69: 7. Когнитивно-физиологическая концепция эмоций С. Шехтера
Физические факторы (воздействующие стимулы) Психологические (когнитивные) факторы: память, оценка настоящей ситуации с точки зрения актуальных интересов и потребнос- тей Переживание эмоции (на основе интеграции физических, физиологических и психологических факторов) Физиологические факторы (изменения нервно- мышечной системы) Согласно этой теории на возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения актуальных для него интере- сов и потребностей. Косвенным подтверждением справедливости когнитивной теории эмоций является влияние на переживание человека словесных инструкций, а также той дополнительной эмоциогенной информации, которая предназначена для изменения оценки человеком возникшей ситуации
Слайд 70: 8. Особенности развития эмиций в онтогенезе
Онтогенез эмоций Дифференциация качеств эмоций Усложнение объектов, вызывающих эмоциональный отклик Развитие способности регулировать эмоции и их внешнее проявление 1 2 3
Слайд 71: 9. Уровни эмоциональной сферы
Уровни Обобщенные чувства: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического. Они вы- ражают общие более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности Предметные чувства, соответствующие предметному вос- приятию и предметному действию. Здесь более высокий уровень осознания чувства. Осознанное переживание от- ношения человека к миру. Возможна классификация этих чувств: интеллектуальные, эстетические, моральные Уровень органической эмоционально - аффектной чувствительности. сюда относятся элементарные так называемые физические чувствова- ния - удовольствия, неудовольствия, связанные по преимуществу с органическими потребностями
Слайд 72: 10. Характеристики психических состояний
Проявляется в том, что психические состояния характеризуют в опреде- ленный промежуток времени психическую деятельность человека в це- лом, выражают конкретное взаимоотношение всех компонентов психики Заключается в изменчивости психических состояний, в наличии стадий протекания (начало, определенная динамика, конец) Динамика психических состояний менее выражена, чем у психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых) Психические процессы, психические состояния и свойства личности теснейшим образом взаимосвязаны. Психические состояния влияют на психические процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они выступают в качестве «строительного» материала для формиро-вания качеств личности, прежде всего характерологических. Например, состояние сосредоточенности мобилизирует процесс внимания, памяти, мышления, воли и эмоций человека. В свою очередь, это состояние, неоднократно повторяясь, может стать качеством личности – сосредо- точенности и т. п. Целостность Подвижность Относительная устойчивость Взаимосвязь с другими психическими процессами и свойствами
Слайд 73: (продолжение)
Индивидуаль- ное своеобра- зие и типич- ность Крайнее мно- гообразие, по- лярность
Слайд 74: 11. Классификация психических состояний
Основание классификации Виды психических состояний в зависимости от роли личности в ситуации возник- новения психического состояния личностные в зависимости от доминирующих (ведущих) компонентов (если таковые явно выражены) в зависимости от времени протекания ситуативные интеллектуальные волевые эмоциональные и др. кратковременные затяжные длительные и др.
Слайд 75: (продолжение)
в зависимости от степени глубины в зависимости от влияния на личность поверхностные сдвиги физиологических функций. положительные отрицательные стенические глубокие (более или менее) астенические
Слайд 76: 12. Классификация волевых психических состояний
Волевые психические состояния положительные отрицательные органические ориентировочные вдохновение воодушевление подъем мобилизация готовность (установка) прострация переутомление утомление монотония гипоксия жажда голод сенсорная депривация скука Практические Мотивационные активация пресыщение усталость сексуальное напряжение заинтересованность любопытство удивление сомнение озадаченность тревога страх паника ужас Они характеризуют состояние человека на различных этапах трудовой деятельности Это состояния, сопровождающие проявления человека, направлен-ные на удовлетворение духовных и материальных потребностей
Слайд 77: 13. Классификация аффективнфх психических состояний
Аффективные психические состояния положительные отрицательные положительные отрицательные симпатия синтония дружба любовь восхищение антипатия асинтония ненависть возмущение атараксия (полное спокойствие) радость наслаждение волнение грусть Гуманитарные состояния Эмоциональные состояния счастье тоска печаль горе страдание негодование гнев ярость Это состояния, характе- ризующие эмоциональ-ную реакцию человека на актуальный раздра-житель Это состояния, сопровождающие проявления мотивов человека, направленных на удовлетворение духовных и материальных потребностей эйфория экстаз
Слайд 78: 14. Уровни анализа психических состояний и их показатели
Уровни анализа Показатели уровней Социаль- но-психо- логический Психологи- ческий Психофизиологи- ческий Физиологический изменение поведения изменение деятельности изменение отношения изменение психических функций изменение настроения человека вегетативные реакции изменение психомоторики изменение сенсорики нейрофизиологические характеристики морфологические и биохимические изменения сдвиги физиологических функций
Слайд 79: 15. Структура эмоциональных состояний
Изменение активации различных функциональных систем орга-низма дыхательной сердечно-сосудистой гормональной и др. Физиологически компонент Тревожность Показатели изменение частоты дыхания изменение сердечных сокращений сухость во рту покраснение или бледность кожных покровов и др.
Слайд 80: (продолжение)
Компоненты выразительных движений непроизвольный аккомпонент эмоций в виде мимики пантомимики жестов голоса выражение глаз форма бровей и губ складка лба и др. общая форма позы: -просительная, -неуверенная, -сгорбленная, -напряженная и др. потирание лба почесывание головы всплеск рук указательные жесты громкость интонация скорость и др.
Слайд 81: (продолжение)
процессы принятия, переработки и оценки различной информации, проявляющиеся в мыслительном содержании Когнитивный или мыслительный Характеристика Показатели словесное оформление мысли логические построения сравнения аналогии и др. Компонент переживаний внутренняя психическая деятельность по наделе-нию вещей и ситуаций но-вым смыслом, то специфи-ческое качество, которое позволяет субъекту отли-чать одни эмоции от других Этот компонент проявляется в качественных особенностях конкретной эмоции: -чувстве напряжения, -чувстве волнения, -человека пугают мрачные предчувствия и опасения за свою личность и самооценку. Таким образом здесь следует найти такие особенности, такие специфические характе-ристики, которые делают эту эмоцию именно этой эмоцией, а не какой-либо другой
Слайд 82: ( продолжение )
Поведенческий компонент отражает различные поведенческие акты: движения, действия и поступки и проявляется в видах поведен-ческих реакций пассивно- оборони- тельные активно- оборони- тельные отдельные движения и жесты (такие, как поклон головы, кивок, подталкивание, сжима-ние руки, стук кулаком, хождение из угла в угол и т.п.) действия (как более крупные акты поведения) (например, просьба, подглядывание, чтение и т. п.) поступки (выбор профессии, поступление в вуз, создание семьи и т. п.)
Слайд 83: 16. Объективные характеристики стресса
Уровень анализа Индивидуальное Особенное Общее Социально-психо-логический -Снижение качественных и количествен-ных показателей деятельности. -Срыв деятельности Нарушение деятельности Изменение поведения -Сдвиг поведенческого реагирования к крайним точкам шкалы «возбуждение-торможение». -Неадекватность поведения Психологический -Расстройства всех видов памяти в различных сочетаниях. -Внимание, рассеянное и легко отвлекае-мое. -Мышление, затрудненное или ускоренное -Речевая затрудненность или активность. -Ускоренное переживание времени Расстройства: -памяти, -мышления, -восприятия времени, -речи Появление вегетатив- ных реак- ций
Слайд 84: (продолжение)
Физиологический -Двигательная скованность или беспокойство. -Изменение порога чувствительности в различных пределах. -Зевота, беспричинные слезы или смех, гиперемия или бледность лица, гипергид-роз, тремор пальцев, зуд тела и т. д. -Нарушение двигательной координации. –Расстройства сенсорики Появление вегетатив- ных реак- ций
Слайд 85: 17. Функции и формы проявления тревожности
Тревожность Признаки это специфическое переживание, вызываемое предчувствием опасности и угрозы, чаще всего связанным с собственной личностью напряженность озабоченность мрачное предчувствие чувство недовольства чувство неполноценности чувство беспомощности Основные функции определяет эмоциональные и поведенческие реакции в опасных и напряженных ситуациях «готовит» индивида к стрессовым перегрузкам является существенной переменной, воздействующей на развитие мотивационно - потребностной сферы личности обусловливает творческий потенциал личности и др.
Слайд 86: (продолжение)
Формы проявления ситуативная личностная представляет собой эмоциональное состояние, прово-цируемое реально или потенциально угрожающими ситуациями постоянная склонность индивида испытывать состояние тревоги и воспринимать широкий круг объективно безопасных обстоятельств как угрозу, т.е. личностная тревожность – это личностное образование, которое отвечает за индивидуальные особенности протекания процесса тревожности, определяющего не только готов-ность испытывать личностную тревожность, но и пара-метры состояния тревоги, а также формы поведения, с помощью которых эти состояния нивелируются
Слайд 87: 18. Случаи, когда необходима волевая регуляция
Случаи Когда принятое по социальной необходимости или по собствен-ным ценностным установкам дей-ствие не связано с актуально пере-живаемой потребностью и тем са-мым не имеет достаточного основания Когда осуществление дей-ствия сталкивается с фак-торами, снижающими или делающими невозможны-ми создание и поддержа-ние необходимого побуж-дения к нему Когда необходимо воздержаться от действия, связанного с актуально пережи-ваемой, но социально не одобряемой в данной ситуации потребностью Ступени волевой регуляции Волевые процессы как личностный уровень произвольной регуляции Произвольные процессы, формируемые на основе сознательного отраже-ния необходимости и возможности такой регуляции с помощью речевого опосредования (произвольные процессы человека) Произвольные процессы, складывающиеся на основе потребностного побуждения (произвольные моменты в поведении животных)
Слайд 88: 19. Функции воли
Выбор мотивов и целей Регуляция побуждения к действию при недостаточной ил избыточной мотивации Организация психических процессов в адекватную систему действий, выполняемых человеком Мобилизация психических и физических возможностей при преодолении препятствий в достижении поставленных целей Воля Основные функции
Слайд 89: 20. Виды волевых действий
Волевые действия Совершаются в результате возникновения нео-сознаваемых или недостаточно отчетливо осоз-наваемых побуждений (влечений, установок и т.д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана Предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность Человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добивать-ся. Выбор цели, принятие решения о выполнении действия определенным способом осуществляется бех борьбы мотивов непроизвольные произвольные простые сложные
Слайд 90: 21. Характерные черты произвольных процессов
Характеристики Произвольная реакция имеет приобретенное жизненное значение (новый смысл) Произвольная реакция всегда является ощущаемой или осознава-емой Произвольная реакция формируется и проявляется только в ситуации актуальной потребности или жизненной необходимости, средством разрешения которой она является 1 2 3 Произвольная реакция или не является вынужденной и может быть заменена по собственному выбору человека на другую с таким же жизненным значением, или, даже будучи вынужденной, не может намеренно регулироваться по ходу своего существования 4
Слайд 91: 22. Характеристики волевого действия
Характеристики Волевое действие является осознанным, целенаправленным, наме-ренным, принятым к осуществлению по собственному сознательному решению Волевое действие есть действие, необходимое по внешним (соци-альным) или личным причинам, т.е. всегда существуют основания, по которым действие принимается к исполнению Волевое действие имеет исходный или проявляющийся при его осу-ществлении дефицит побуждения (или торможения) 1 2 3 Волевое действие в итоге обеспечивается дополнительным побуж-дением (торможением) за счет функционирования определенных механизмов и заканчивается достижением намеченной цели 4
Слайд 92: 23. Структура сложного волевого действия
Результат действия Исполнение действия Формирование программы, ори- ентировочной основы действия а) Осознание задачи б) Принятие решения о способах действия Принятие решения о достиже- нии определенной цели а) Осознание ряда целей, кото- рыми можно удовлетворить воз- никшую потребность б) Борьба мотивов Потребность Мотивация Внешние условия Оценка результата Текущий контроль Текущий контроль
Слайд 93: 24. Этапы сложного действия
Осознание цели и стремление достичь Осознание ряда возможностей достижения цели Появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности Борьба мотивов и выбор Принятие одной из возможностей в качестве решения Осуществление принятого решения Преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достиже-ния поставленной цели
Слайд 94: 25. Волевые качества
Волевые качества целеустремленность решительность самостоятельность инициативность настойчивость дисциплинированность выдержка другие
Последний слайд презентации: Часть II ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ: 26. Волевые особенности личности
Волевые свой- Ства Сильная воля Настой- чивость Упрям- ство Подат- ливость Внушае- мость Реши- тель- ность Нереши- тель- ность Слабо- волие Этапы волевых действий Цель и стремление Возможнос- ти и мотивы Борьба и выбор мотивов Решение Осуществле- ние решения Четкое осознание цели, интенсивное стремление Достаточное Обоснованные и быстрые Обоснованное, с интенсивным стремлением Стойкое Отдаленная, с интенсивным стремлением Нормальные Очень стойкое Объективно неоправданная Определяются не объективным учетом всех возможностей, а предвзятым мнением Необоснованные, с интенсивным стремлением Стойкое Стойкое Легко меняющаяся Определяются внушающим влиянием других лиц Легко меняется Различное Отсутствует Дается извне То же Четкое осознание цели, интенсивное стремление Достаточные, иногда чрезмерные Быстрые, но не всегда обоснованные Четкое и устой- чивое То же То же Длительные Отсутствует или часто меняется Отсутствует Нечеткое, со слабым стремлением Нечеткие Незавершенные Без стремления к его выполнению Нестойкое