Этапы развития инженерной деятельности — презентация
logo
Этапы развития инженерной деятельности
  • Этапы развития инженерной деятельности
  • 1. Промышленная революция в Европе 18 век
  • Эпоха Просвещения 18 в.
  • Формируется система инженерного образования
  • 19 век
  • Становление инженерного образования
  • 19 век
  • Классическая инженерная деятельность
  • Классическая инженерная деятельность
  • Классическая инженерная деятельность
  • Изобретательство
  • Конструирование
  • организация производства
  • 20 век: этапы инженерной деятельности
  • 20 век
  • инженерное проектирование
  • инженерное проектирование
  • инженерное проектирование
  • Системотехническая деятельность – этап инженерной деятельности
  • инженеры-системотехники
  • Системотехническая деятельность – этап инженерной деятельности
  • Системотехническая деятельность – этап инженерной деятельности
  • Системотехническая деятельность – этап инженерной деятельности
  • Социотехника
  • Социотехника
  • Социотехника
  • Социотехника
  • Социотехника
1/28

Первый слайд презентации: Этапы развития инженерной деятельности

Лекция 22

Изображение слайда

Слайд 2: 1. Промышленная революция в Европе 18 век

Мануфактуры вытесняются фабриками, ручной труд – машинами. Производительность труда возрастает в десятки раз.

Изображение слайда

Слайд 3: Эпоха Просвещения 18 в

В науке осуществляется специализация и вычленение отдельных аспектов и сторон предмета как подлежащих систематическому исследованию экспериментальными и математическими средствами. Выдвигается идеал новой науки, способной решать теоретическими средствами инженерные задачи, и новой, основанной на науке, техники. Происходит становление профессии ученого и инженера, повышается их статус в обществе.

Изображение слайда

Гаспаром Монжем создается Парижская политехническая школа для подготовки инженеров в 1794 г.

Изображение слайда

Слайд 5: 19 век

Профессиональная организация инженерной деятельности стала строиться по образцам действия научного сообщества. Специализация и профессионализация науки и техники с одновременной технизацией науки и сциентификацией техники имели результатом появление множества научных и технических дисциплин, сложившихся в XIX-XX веках в более или менее стройное здание дисциплинарно организованных науки и техники.

Изображение слайда

Этот процесс был также тесно связан со становлением и развитием специально-научного и основанного на науке инженерного образования.

Изображение слайда

Слайд 7: 19 век

В течение 19 в. инженерная деятельность представляла собой сложный комплекс различных видов деятельности (изобретательская, конструкторская, проектировочная, технологическая и т.п.), и она обслуживала разнообразные сферы техники (машиностроение, электротехнику, химическую технологию и т.д.). Сегодня один человек просто не сможет выполнить все разнообразные работы, необходимые для выпуска какого-либо сложного изделия, как это делал, например, в начале XIX века на одном из первых машиностроительных заводов его владелец Генри Модсли.

Изображение слайда

Благодаря дифференциации знаний и деятельности сложная кооперация различных видов инженерной деятельности складывалась постепенно. На первых этапах своего профессионального развития инженерная деятельность была ориентирована на применение знаний естественных наук (главным образом, физики), а также математики, и включала в себя изобретательство, конструирование опытного образца и разработку технологии изготовления новой технической системы.

Изображение слайда

Слайд 9: Классическая инженерная деятельность

Техническая деятельность постепенно становилась исполнительской по отношению к инженерной деятельности. Связь между этими двумя видами деятельности осуществлялась через чертежи. Изготовлявшие их чертежники назывались в России "учеными рисовальщиками". В России для подготовки этих специалистов для заводов было создано "Строгановское училище технического рисования" в 1825 г.

Изображение слайда

Слайд 10: Классическая инженерная деятельность

включала в себя изобретательство, конструирование, организацию изготовления технических систем (организацию производства).

Изображение слайда

Слайд 11: Изобретательство

Лишь на первых этапах становления инженерной деятельности изобретательство опирается на эмпирический уровень научного знания. В условиях же развитой технической науки всякое изобретение основывается на тщательных инженерных исследованиях и сопровождается ими.

Изображение слайда

Слайд 12: Конструирование

Конструирование представляет собой разработку конструкции технической системы, которая затем материализуется в процессе его изготовления на производстве. Конструкция технической системы представляет собой определенным образом связанные стандартные элементы, выпускаемые промышленностью или изобретенные заново, и является общей для целого класса изделий производства.

Изображение слайда

Слайд 13: организация производства

Исходным материалом деятельности изготовления являются материальные ресурсы, из которых создается изделие. Эта деятельность связана с монтажом уже готовых элементов конструкции и с параллельным изготовлением новых элементов. Функции инженера в данном случае заключаются в организации производства конкретного класса изделий (например, организация оптической, радиотехнической и электротехнической промышленности, строительство железных дорог, массового производства электроизмерительных приборов и т.д.) и разработке технологии изготовления определенной конструкции технической системы.

Изображение слайда

Слайд 14: 20 век: этапы инженерной деятельности

проектирование, системотехническая деятельность как инженерная деятельность; социотехническое проектирование как инженерная деятельность.

Изображение слайда

Слайд 15: 20 век

Проектирование как особый вид инженерной деятельности формируется в начале ХХ столетия и связано первоначально с деятельностью чертежников, необходимостью особого (точного) графического изображения замысла инженера для его передачи исполнителям на производстве. Однако постепенно эта деятельность связывается с научно-техническими расчетами на чертеже основных параметров будущей технической системы, ее предварительным исследованием.

Изображение слайда

Слайд 16: инженерное проектирование

Инженерные исследования проводятся в сфере инженерной практики и направлены на конкретизацию имеющихся научных знаний применительно к определенной инженерной задаче. Результаты этих исследований находят свое применение прежде всего в сфере инженерного проектирования. Именно такого рода инженерные исследования осуществляются крупными специалистами в области конкретных технических наук, когда они выступают в качестве экспертов при разработке сложных технических проектов.

Изображение слайда

Слайд 17: инженерное проектирование

Проектирование необходимо отличать от конструирования. Для проектировочной деятельности исходным является социальный заказ, т.е. потребность в создании определенных объектов, вызванная либо "разрывами" в практике их изготовления, либо конкуренцией, либо потребностями развивающейся социальной практики (например, необходимостью упорядочения движения транспорта в связи с ростом городов) и т.п.

Изображение слайда

Слайд 18: инженерное проектирование

Продукт проектировочной деятельности в отличие от конструкторской выражается в особой знаковой форме - в виде текстов, чертежей, графиков, расчетов, моделей в памяти ЭВМ и т.д. Результат конструкторской деятельности должен быть обязательно материализован в виде опытного образца, с помощью которого уточняются расчеты, приводимые в проекте, и конструктивно-технические характеристики проектируемой технической системы.

Изображение слайда

Слайд 19: Системотехническая деятельность – этап инженерной деятельности

Выделение же проектирования в сфере инженерной деятельности и его обособление в самостоятельную область деятельности во второй половине ХХ века привело к кризису традиционного инженерного мышления, ориентированного на приложение знаний лишь естественных и технических наук и созданию относительно простых технических систем. Результатом этого кризиса было формирование системотехнической деятельности, направленной на создание сложных технических систем.

Изображение слайда

Слайд 20: инженеры-системотехники

Во второй половине ХХ века изменяется не только объект инженерной деятельности (вместо отдельного технического устройства, механизма, машины и т.п. объектом исследования и проектирования становится сложная человеко-машинная система), но изменяется и сама инженерная деятельность, которая стала весьма сложной, требующей организации и управления. Наряду с прогрессирующей дифференциацией инженерной деятельности по различным ее отраслям и видам, нарастает процесс ее интеграции. Для осуществления такой интеграции требуются особые специалисты - инженеры-системотехники.

Изображение слайда

Слайд 21: Системотехническая деятельность – этап инженерной деятельности

Системотехническая деятельность осуществляется различными группами специалистов, занимающихся разработкой отдельных подсистем. Расчленение сложной технической системы на подсистемы идет по разным признакам: в соответствии со специализацией, существующей в технических науках; по области изготовления относительно проектировочных и инженерных групп; в соответствии со сложившимися организационными подразделениями.

Изображение слайда

Слайд 22: Системотехническая деятельность – этап инженерной деятельности

Каждой подсистеме соответствует позиция определенного специалиста (имеется в виду необязательно отдельный индивид, но и группа индивидов и даже целый институт). Эти специалисты связаны между собой благодаря существующим формам разделения труда, последовательности этапов работы, общим целям и т.д.

Изображение слайда

Слайд 23: Системотехническая деятельность – этап инженерной деятельности

Кроме того, для реализации системотехнической деятельности требуется группа особых специалистов (скорее, их следует назвать универсалистами) - координаторов (главный конструктор, руководитель темы, главный специалист проекта или службы научной координации, руководитель научно-тематического отдела). Эти специалисты осуществляют координацию, равно как и научно-тематическое руководство и в плане объединения различных подсистем, и в плане объединения отдельных операций системотехнической деятельности в единое целое.

Изображение слайда

Слайд 24: Социотехника

новое состояние в системном проектировании представляет собой проектирование систем деятельности. Здесь речь идет о социотехническом (в противовес системотехническому) проектировании, где главное внимание должно уделяться не машинным компонентам, а человеческой деятельности, ее социальным и психологическим аспектам.

Изображение слайда

Слайд 25: Социотехника

сегодня проектирование уже не может опираться только на технические науки. Выход инженерной деятельности в сферу социально-технических и социально-экономических разработок привел к обособлению проектирования в самостоятельную область деятельности и трансформации его в системное проектирование, направленное на проектирование (реорганизацию) человеческой (например, управленческой) деятельности, а не только на разработку машинных компонентов.

Изображение слайда

Слайд 26: Социотехника

Это приводит к тому, что инженерная деятельность и проектирование меняются местами. Если традиционное инженерное проектирование входит составной частью в инженерную деятельность, то системное проектирование, напротив, может включать (если речь идет о создании новых машинных компонентов) или не включать в себя инженерную деятельность.

Изображение слайда

Слайд 27: Социотехника

Сфера приложения системного проектирования расширяется, оно включает в себя все сферы социальной практики (обслуживание, потребление, обучение, управление и т.д.), а не только промышленное производство. Формируется социотехническое проектирование, задачей которого становится целенаправленное изменение социально-организационных структур.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Этапы развития инженерной деятельности: Социотехника

Задача современного инженерного корпуса - это не просто создание технического устройства, механизма, машины и т.п. В его функции входит и обеспечение их нормального функционирования в обществе (не только в техническом смысле), удобство обслуживания, бережное отношение к окружающей среде, наконец, благоприятное эстетическое воздействие и т.п. Мало создать техническую систему, необходимо организовать социальные условия ее внедрения и функционирования с максимальными удобствами и пользой для человека.

Изображение слайда

Похожие презентации