Слайд 4
«Иван Грозный» Из плёнок, на которых Николай Черкасов был снят уже после остановки съёмок, Эйзенштейн смонтировал фильм «Захваты после „стоп“, или Куда идёт творческая энергия народного артиста».
Слайд 5
Вопросы занятия Послевоенные идеологические кампании. 1 2 3 Развитие системы образования и науки. Основные тенденции развития искусства.
Слайд 6
Важной составляющей «холодной войны» было идеологическое противостояние США и СССР В странах Запада преследовали сторонников левых сил В СССР активно проводили антизападную пропаганду Идеология
Слайд 7
Руководство Советского Союза опасалось, что население страны может оказаться под влиянием капиталистических ценностей. В СССР началась кампания против низкопоклонства.
Слайд 8
Низкопоклонство — отношение людей к собственной культуре как к менее значимой по сравнению с культурами других стран.
Слайд 9
На практике борьба с низкопоклонством проявилась в ограничении культурных и научных контактов с западными странами.
Слайд 10
В августе 1946 года было издано постановление «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“» В постановлении содержалась резкая критика творчества М. Зощенко и А. Ахматовой Их обвинили во враждебности существующему государственному строю Зощенко и Ахматова были исключены из Союза писателей СССР, утратили право на получение хлебных карточек Идеология
Слайд 12
В 1947 году состоялся суд над микробиологами Ниной Клюевой и Григорием Роскиным, которые работали над созданием препарата от рака. Их обвинили в передаче материалов американцам и подвергли публичному осуждению.
Слайд 14
«Борьба с космополитизмом» Это была кампания, направленная против представителей советской интеллигенции, которые были сторонниками прозападных тенденций.
Слайд 16
Послевоенная идеология и репрессии отрицательно сказались на развитии советской культуры и науки. Они привели к распространению шовинизма и ксенофобии.
Слайд 17
Шовинизм — разновидность националистической политики, содержанием которой выступает распространение ненависти и вражды к другим нациям и народностям.
Слайд 18
Ксенофобия — неприязнь к кому-либо или чему-либо чужому; восприятие чужого как неприятного.
Слайд 20
Правительство сохраняло практику платы за обучение в старших классах школы, техникумах и высших учебных заведениях.
Слайд 21
Решался вопрос о введении всеобщего семилетнего образования Нужно было построить новые школы и подготовить учителей В 1950/1951 учебном году около 80 % учащихся обучались в семилетних и средних школах 1 2 3 Образование
Слайд 24
Распространение среднего школьного образования стало базой для развития высшего образования С 1946 по 1950 год техникумы и вузы выпустили около двух миллионов человек Обучение кадров было ориентировано на потребности страны 1 2 3 Образование
Слайд 25
В послевоенное время учителя и врачи были наиболее востребованы Более половины выпускников были направлены на работу в сферу образования Около 10 % выпускников были направлены на работу в сферу здравоохранения Образование
Слайд 26
Развитие науки стимулировалось социально-экономическими и военными потребностями. Государство оказывало значительную финансовую поддержку учёным.
Слайд 31
Работа щедро финансировалась К 1950 году в СССР было 8 тысяч докторов наук Имели высокий социальный статус Получали награды и премии, высокую зарплату, жильё Развитие науки
Слайд 32
Приоритетное развитие получали военные разработки. Быстро развивался советский ядерный проект.
Слайд 37
Сергей Павлович Королёв Валентин Петрович Глушко Владимир Николаевич Челомей
Слайд 38
Николай Николаевич Семёнов В 1956 году получил Нобелевскую премию по химии за разработку теории цепных реакций.
Слайд 41
В 1951 году под руководством Исаака Семёновича Брука была создана первая советская электронно-вычислительная машина.
Слайд 42
Отрицательно сказалась на развитии науки её связь с военными проектами В период «холодной войны» была усилена секретность Зачастую одни учёные не знали о разработках других учёных Приходилось тратить дополнительные силы и ресурсы на схожие проекты Развитие науки
Слайд 43
Отрицательное влияние на науку оказывали цензура и диктат В наибольшей степени от этого пострадали гуманитарные науки Работа историков была ограничена рамками официальной идеологии 1 2 3 Развитие науки
Слайд 44
В 1948 году Трофим Лысенко объявил лженаукой все достижения западных генетиков Он подверг критике советские исследования в области генетики Более ста генетиков были уволены, некоторых исключили из партии В СССР на время были запрещены генетические исследования Развитие науки
Слайд 45
В 1951–1952 годах Сталин руководил дискуссией по вопросам политэкономии. В дальнейшем вся экономическая наука оказалась под идеологическим контролем.
Слайд 48
«Молодая гвардия» Произведение подверглось резкой критике из-за того, что в нём была недостаточно выражена руководящая роль партии.
Слайд 50
Борис Полевой написал «Повесть о настоящем человеке». Её сюжет основан на реальных событиях из жизни советского лётчика Алексея Мересьева.
Слайд 54
Медленными темпами развивался советский кинематограф Объяснялось это слабой материально-технической базой Большинство выходивших на экраны фильмов были проникнуты советской идеологией 1 2 3 Кинематограф
Слайд 57
В 1947 году советские зрители увидели фильм-сказку «Золушка», снятый Надеждой Кошеверовой и Михаилом Шапиро.
Слайд 61
В 1952 году завершили работу над фильмом-сказкой «Садко». Его режиссёром стал Александр Птушко.
Слайд 63
Премьера музыкальной комедии «Кубанские казаки» состоялась в феврале 1950 года.
Слайд 66
Театральное искусство Крупнейшие театры Советского Союза Московский Художественный академический театр Театр Советской армии Киевский украинский драматический театр Белорусский драматический театр
Слайд 67
Театральное искусство На сценах театров ставились не только классические произведения, но и пьесы советских авторов, таких как Константин Симонов, Александр Корнейчук, Борис Лавренёв.
Слайд 69
На то, чтобы музейные комплексы в Новгороде, Пскове и под Ленинградом снова заработали, нужны были значительные средства. Из-за нехватки денег были закрыты многие районные музеи.
Слайд 70
В 1948 году ликвидировали Государственный музей нового западного искусства Объяснялось это кампаниями против космополитизма и низкопоклонства В музее хранилась большая коллекция картин европейских художников Экспонаты были распределены между Эрмитажем и Пушкинским музеем Музейное дело
Слайд 71
Цензура и идеологический контроль сказались на всём советском искусстве Требовали создавать произведения, восхваляющие партию и советский государственный строй Созданные под таким идеологическим контролем произведения были политически востребованы 1 2 3 Развитие культуры
Слайд 72
На доработку была отправлена вторая серия фильма «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна.
Слайд 73
Эйзенштейна обвинили в искажении исторических фактов и неподобающем изображении Ивана Грозного.
Слайд 74
Идеология, наука и культура в послевоенные годы Важной составляющей «холодной войны» было идеологическое противостояние. 1 2 3 В СССР развернулись кампании по борьбе с космополитизмом и низкопоклонством. После войны получили распространение школы для рабочей молодёжи и взрослых.
Последний слайд презентации: Идеология, наука и культура в послевоенные годы
Идеология, наука и культура в послевоенные годы Роль ведущего научного центра страны стала играть Академия наук СССР. 4 5 6 В советском искусстве основной темой оставалась война. Цензура и идеологический контроль сказались на всём советском искусстве.