Слайд 2: Россия в начале 18-го века
Территория: 16 млн. кв. км от Аляски до р. Неман, от Ледникового океана до казахских степей Население: ок. 40 млн. человек, многонациональное, поликонфессиональное при преобладании русских, православных, сельских жителей Социальная структура: сословная организация общества. Дворяне первенствуют над духовенством, купечеством, мещанством, казачеством, крестьянством Государственный строй: самодержавная монархия. У власти – династия Романовых Экономика: аграрная, феодальная. Большинство населения занято в сельском хозяйстве, частично в промышленности, преобладает труд крепостных
Слайд 3
Император Александр I : начало правления. Реформы М. М. Сперанского. 11.09.2018 г.
Слайд 4
1. Император Александр I. 2. Негласный комитет. 3. Реформа управления. 4. Реформа образования. 5. Политика в отношении крестьян. 6. Реформаторская деятельность М. М. Сперанского. План:
Император Петр III (1761 – 1762) Императрица Екатерина II (176 2 – 17 96 ) Император Павел I (17 96 – 1 801 ) Императрица Мария Федоровна Александр Константин Николай Михаил
Слайд 7: Император Александр I
Бабушка – императрица Екатерина II Великая (176 2 – 17 96 ) Просвещённый абсолютизм; забота о хорошем образовании внука Отец – император Павел I (17 96 – 1 801 ) Военная муштра, парады, манёвры; нетерпимость к инакомыслию Воспитатель – правовед Фредерик Лагарп Идеи либерализма, конституционной монархии, создания парламента для принятия им законов, отрицательное отношение к крепостному праву Император Александр I (1 801 – 1 825 )
Слайд 8: Император Александр I
Бабушка – императрица Екатерина II Великая (176 2 – 17 96 ) Отец – император Павел I (17 96 – 1 801 ) Воспитатель – правовед Фредерик Лагарп Император Александр I (1 801 – 1 825 ) Обстоятельства, сопровождавшие детство и юность Александра I, значительно повлияли на его личность и характер, ставший двойственным. Воспитываясь при дворе бабушки, он разрывался между ней и отцом. В Александре формировались скрытность, хитрость, лицемерие, критическое отношение к действительности. Восприняв ряд идей Лагарпа, Александр в то же время, как и отец, любил парады и манёвры – зримые свидетельства неограниченной власти самодержца.
Слайд 9: Император Александр I
Когда же придет мой черед, тогда нужно будет трудиться над тем, постепенно, разумеется, чтобы создать народное представительство, которое, будучи направляемо, составило бы свободную конституцию, после чего моя власть совершенно прекратилась бы, и я… удалился бы в какой-нибудь уголок и жил бы там счастливый и довольный, видя процветание своего Отечества, и наслаждался бы им». Александр I осознавал необходимость преобразований, собирался обновить страну, многое в ней улучшить. Из письма Александра Фредерику Лагарпу от 27 сентября 1797 г.
Слайд 10: Император Александр I
В 1801 г., став императором в возрасте 24 лет, в манифесте о восшествии на престол Александр I обещал управлять «по законам и по сердцу бабки своей – Екатерины Великой». Однако новый император полагал, что необходимо проведение серьёзных реформ в России. Император Александр I Годы правления: 1801 – 1825 гг.
Слайд 11: Негласный комитет: июнь 1801 г. – май 1802 г
Для осуществления реформ Александру I необходима была поддержка близких соратников. Сподвижниками – реформаторами стали сверстники молодого императора, с которыми он некогда вместе воспитывался и учился. Вместе с Александром I они составили так называемый «Негласный комитет», на заседаниях которого обсуждались проекты преобразований. Павел Александрович Строганов (1772 – 1817) Виктор Павлович Кочубей (1768 – 1834) Адам Адамович Чарторыйский (1770 – 1861) Николай Николаевич Новосильцев (1761 – 1836)
Слайд 12: Негласный комитет: июнь 1801 г. – май 1802 г. Мероприятия:
Павел Александрович Строганов (1772 – 1817) Виктор Павлович Кочубей (1768 – 1834) Адам Адамович Чарторыйский (1770 – 1861) Николай Николаевич Новосильцев (1761 – 1836) Негласный комитет: июнь 1801 г. – май 1802 г. Мероприятия: восстановление Жалованной грамоты дворянству и Жалованной грамоты городам, амнистия 12 тыс. чел., пострадавшим при Павле I, улучшение содержания заключённых, открытие границ, разрешение свободно ввозить книги и товары из Западной Европы, разработка идей реформ государственного управления.
Слайд 13: Негласный комитет: июнь 1801 г. – май 1802 г
Главным результатом деятельности Негласного комитета должно было стать ограничение самодержавия. С этим казалось, был согласен и император. Но вначале решено было провести реформы в области управления страной. Павел Александрович Строганов (1772 – 1817) Виктор Павлович Кочубей (1768 – 1834) Адам Адамович Чарторыйский (1770 – 1861) Николай Николаевич Новосильцев (1761 – 1836)
Слайд 14: Реформа управления 1802 г. В чём она заключалась?
Император Генерал-прокурор Правительствующий Сенат Президенты коллегий Коллегии Обер-прокурор Святейший Синод До реформы 1802 г. Император Генерал-прокурор Правительствующий Сенат : в 1802 г. стал высшим судебным органом с правом контроля местных властей После реформы 1802 г. Комитет министров : обсуждение общих вопросов управления страной Обер-прокурор Святейший Синод Министры Министерства Внутренних дел Иностранных дел Юстиции Военное Морское Народного просвещения Финансов Коммерции
Слайд 15: Реформа управления: учреждение министерств
1802 г. – начало реформы высших органов государственной власти: Сенат превращен в высший судебный орган с правом контроля за деятельностью местных властей; главными органами государственного управления вместо коллегий становятся министерства, для обсуждения общих вопросов управления страной учрежден Комитет министров. Все члены Негласного комитета вошли в состав правительства: Кочубей – министр внутренних дел, Строганов – заместитель министра внутренних дел, Новосильцев – заместитель министра юстиции, Чарторыйский – фактически министр иностранных дел (официально – заместитель министра иностранных дел).
Слайд 16
Страна была разделена на 6 учебных округов, во главе которых стояли особые чиновники — попечители. Попечитель, назначаемый царем, должен был контролировать находящиеся в его округе учебные заведения. 1803 – 1804 гг. – реформа Александра I в области образования. Окончательно сложилась система высшего, среднего и начального образования в России. Император Александр I (1801 – 1825)
Слайд 17
24 января 1803 г. увидели свет правила об устройстве учебных заведений. В основу системы образования были положены принципы: бессословности ( на практике – редко ), бесплатности обучения ( на низших его ступенях ), единства — непрерывности образования, преемственности учебных программ на всех ступенях (от низших учебных заведений к высшим). Сельская местность Уездный город Губ. город Крупнейшие города
Слайд 18: Университеты (в скобках указан год основания)
Казанский университет (1804) Виленский университет (1804) Петербургский университет (1819) Дерптский университет (1802) Московский университет (1755) Харьковский университет (1804)
Слайд 19: Политика в отношении крестьян
1801 г. – предоставление права купцам, мещанам и государственным крестьянам покупать ненаселённые земли (то есть без крепостных крестьян, прикреплённых к ним). 20 февраля 1803 г. – указ о «вольных хлебопашцах» : «Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретённых или родовых крестьян своих поодиночке или и целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли… то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своём… к министру внутренних дел для рассмотрения. < … > Крестьяне и селения, от помещиков… с землёй отпускаемые… могут оставаться на собственных их землях землевладельцами и… составляют особенное состояние свободных хлебопашцев. < … >
Слайд 20: Политика в отношении крестьян
В чём смысл указа о «вольных хлебопашцах»? Указ разрешал помещикам отпускать своих крепостных крестьян на волю с земельными наделами за выкуп. Это был первый в истории России закон, дававший возможность освобождения крестьян от крепостной зависимости. Но результаты были скромны: за 1801 – 1825 гг. освободилось 47 тыс. крестьян (т. е. меньше 0,5 % от общего числа крепостных).
Слайд 21: Политика в отношении крестьян
1804 г. – аграрная реформа в Прибалтике, первый шаг к отмене крепостного права в Прибалтике : четко определены размеры крестьянских повинностей и платежей, а крестьяне признаны наследственными владельцами своих земельных участков. Первые преобразования Александра I : итоги
Слайд 22
Первые преобразования Александра I : итоги В государственной сфере: Реформирование Сената, Учреждение Комитета министров, Учреждение министерств. В крестьянском вопросе: Указ о «вольных хлебопашцах», Аграрная реформа в Прибалтике. В области просве-щения: Создание единой системы образования в стране.