Первый слайд презентации: Интеллект-карты как инструмент обучения и оценивания в условиях реализации нового стандарта
Бершадская Елена Александровна, к.п.н., доцент, АПК и ППРО, Москва E–mail : elenberr@yandex.ru
Слайд 3: тезисы
все мыслительные процессы возникают из ассоциаций ; (Большой толковый психологический словарь) ассоциация - связь двух представлений, когда одно, появившись, вызывает в сознании другое; (по Аристотелю) представление – процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека; количество ассоциаций пропорционально памяти. (Психологический словарь)
Слайд 4
Д.Н. Узнадзе (1886 - 1950) Мамлына Жакарэг Жёсткий, сильный, спокойный, тревожный, тяжёлый, мягкий, твёрдый, медленный, тёплый, безобидный, влажный, гладкий, быстрый, лёгкий, страшный, тихий, холодный, блестящий, упругий, громкий, слабый, колючий, тусклый, сухой. Особенности восприятия Общепсихологическая теория установки
Слайд 5: Алгоритм построения интеллект-карт
1. 2. а) • б) а) • • • б) Текст Интеллект-карта
Слайд 6
Законы построения интеллект-карт Центральный образ, символизирующий основную идею или тему рисуется объёмно и красочно в середине листа. Лист располага е т ся горизонтально ( альбомный разворот ).
Слайд 7
Законы построения интеллект-карт К центрально му образ у добавляются вет ви первого уровня, на которых записываются слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими основ ную идею, тему.
Слайд 8
Законы построения интеллект-карт К вет вям первого уровня добаляются вет ви 2 -го уровня со словами-ассоциациями, раскрывающи ми идеи вет вей 1-го уровня. Аналогично могут быть добавлены ветви третьего, четвёртого и т.д. уровней.
Слайд 9
Законы построения интеллект-карт При построении интеллект- карты и спользу ется максимальное количество разных цветов, отображающих разнообразие идей.
Слайд 10
Законы построения интеллект-карт По возможно сти, добавля ются рисунки, символы, смайлы, ассоциирующиеся с о словами на ветвях. Этот мнемонический приём связывает пару – слово-образ.
Слайд 11
Законы построения интеллект-карт С помощью двухсторонних пунктирных стрелок устанавливаются объективные связи между понятиями, расположенными на разных ветвях.
Слайд 12
Зрительное выделение информационных блоков осуществляется за счёт введения цветных ореолов. При необходимости ветви нумеруются. Законы построения интеллект-карт
Слайд 14: Начальная школа
Мышление: практически-действенное наглядно-образное словесно-логическое Ведущий тип деятельности: учебная (элементы игры) Способ введения метода: игровая форма с использованием воспринимаемого объекта
Слайд 15
Создание центрального образа Записываем все слова, которые приходят на ум на отдельном листе бумаги Ассоциирование Слово Объём Рисунок Цвет Звук Последовательность составления карты Анимация Построение карты Установление связей Построение структуры карты Группировка слов Подбор ключевого слова к группе Заполнение структуры словами и рисунками
Слайд 17
Деревянный Грифель Ластик Острый Длинный Цветной Рисовать Подчёркивать Красный Синий Зелёный Оранжевый Нужно точить Раскрашивать Чертить Грызть Сломать Тупой Цилиндрический Трёхгранный Шестигранный Тонкий Твёрдый Мягкий Короткий
Слайд 18
Назначение Деревянный Грифель Ластик Острый Длинный Цветной Рисовать Подчёркивать Красный Синий Зелёный Оранжевый Нужно точить Раскрашивать Чертить Грызть Сломать Тупой Цилиндрический Трёхгранный Шестигранный Тонкий Твёрдый Мягкий Короткий
Слайд 19
Цвет Назначение Размер Свойства Состав Деревянный Грифель Ластик Острый Длинный Цветной Рисовать Подчёркивать Красный Синий Зелёный Оранжевый Нужно точить Раскрашивать Чертить Грызть Сломать Тупой Цилиндрический Трёхгранный Шестигранный Тонкий Твёрдый Мягкий Короткий Форма Действие с объектом
Слайд 38
Эффективный результат ‒ составление интеллект-карт учебных тем целостный образ учебного материала темы; многообразие связей, необходимых для достижения высокого уровня системности знаний; ориентация на понимание и анализ; непроизвольное запоминание; уменьшение затрат времени на освоение учебной темы.
Слайд 39
1-й класс. Окружающий мир. «Россия – наша Родина». Индивидуальная работа.
Слайд 45
3-й класс. Окружающий мир. « Золотое кольцо России ». Работа в паре. Вспомогательный материал
Слайд 47
4-й класс. Окружающий мир. « Полезные ископаемые ». Индивидуальная работа.
Слайд 51
Моделирование уроков обобщения и систематизации на основе метода интеллект-карт
Слайд 53
Поведение Визжит; чешет за ухом; пыхтит; длинно говорит; подпрыгивает; говорит печально; важничает; поучает; ворчит; пугается; жалуется; стирает бельё; сочиняет песенки; задаёт много вопросов; развлекает Пуха; грустит; отчитывает Пуха.
Слайд 62
3-й класс. Окружающий мир. «Пищеварительная система». Работа в малых группах.
Слайд 66
Моделирование уроков контроля знаний и способов деятельности на основе метода интеллект-карт
Слайд 74
4-й класс. Окружающий мир. «Пустыня». Материал для диагностической карты. Индивидуальная работа.
Слайд 76
4-й класс. Окружающий мир. «Луг». Материал для диагностической карты. Индивидуальная работа.
Слайд 78
Организация и управление проектной или исследовательской деятельностью на основе метода интеллект-карт Маленькое семечко попало в землю и … Надеюсь на скорый урожай :))
Слайд 85
Программная среда для построения интеллект-карт http://www.stimul.biz/ru/lib/soft/ http://www.connected-mind.appspot.com/
Слайд 92: 6 модулей курса ОРКСЭ
Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы буддийской культуры Основы иудейской культуры Основы мировых религиозных культур Основы светской этики
Слайд 99
Работа группы слушателей (Пермь). Выполнена в программе C о nceptDraw MindMap Professional Ru
Слайд 100
Работа группы слушателей (Волгоград). Выполнена в программе C о nceptDraw MindMap Professional Ru
Слайд 101
Работа группы слушателей (Иваново). Выполнена в программе C о nceptDraw MindMap Professional Ru
Слайд 102
Работа Бершадской Е.А. (Москва) Выполнена в программе C о nceptDraw MindMap Professional Ru
Слайд 103
Работа Уткиной Т.М. (Сахалин) Выполнена в программе C о nceptDraw MindMap Professional Ru
Слайд 104: Критерии оценивания интеллект-карт
При анализе интеллект-карт оценивается наличие: яркого, объемного центрального образа; чёткой разветвлённой структуры, построенной на основе ключевых слов или ключевых фраз; ассоциаций, наполняющих структуру; рисунков, символов, смайликов, побуждающих ассоциирование; блоков, подчёркивающих структуру; связей между элементами структуры. Далее отмечается: полнота или бедность содержания интеллект-карты, выраженные количеством ключевых слов и ключевых фраз; богатство и разнообразие или практическое отсутствие ассоциаций, выраженных наличием заполненных ответвлений разного уровня; наличие позитивной или негативной эмоциональной составляющей, проявляющейся в цвете, форме, символах и деталях интеллект-карты.
Слайд 105
Формировать ЗУНы (предметная область). Формировать компетентности (метапредметная область): информационную, коммуникативную, личностную, регулятивную. Диагностировать сформированность ЗУНов и компетентностей. Изучать предметное содержание. Визуализировать процессы мышления. Визуализировать способы деятельности. Организовывать учебно-познавательную деятельность. Управлять учебно-познавательной деятельностью. Изучать личности учащихся. Систематизировать и обобщать предметное содержание. Проводить подготовку к итоговой аттестации. Познавать себя и регулировать свою деятельность. Развивать творческие способности. Метод интеллект-карт позволяет
Последний слайд презентации: Интеллект-карты как инструмент обучения и оценивания в условиях реализации
Полезные ссылки http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32 http://bershadskiy.ru/index/intellekt_karty_v_obrazovanii/0-33 http://bershadskiy.ru/index/ehksperiment_v_novokuznecke/0-47 http://bershadskiy.ru/news/intellekt_karty_v_sankt_peterburge/2009-11-20-6 http://gazeta-licey.ru/approachs-systems-technologies/metod-intellekt-kart-v-obrazovanii/item/3302-risuem-mysli http://gazeta-licey.ru/approachs-systems-technologies/metod-intellekt-kart-v-obrazovanii/item/4018-narisuem-i-rasskazhem http://gazeta-licey.ru/approachs-systems-technologies/metod-intellekt-kart-v-obrazovanii/item/4647-liqtime http://gazeta-licey.ru/approachs-systems-technologies/metod-intellekt-kart-v-obrazovanii/item/6019-proektirovanie-uchebnogo-proczessa-v-nachalnoj-shkole-na-osnove-texnologii-intellekt-kart http://gazeta-licey.ru/flight-scientific-and-pedagogical-gazette/approachs-systems-technologies/metod-intellekt-kart/6485-uchimsya-myslit-sistemno-s-pervogo-klassa http://gazeta-licey.ru/flight-scientific-and-pedagogical-gazette/approachs-systems-technologies/6593-proektiruem-issledovanie http://netedu.ru/node/10712 http://www.stimul.biz/ru/lib/soft/ http://www.connected-mind.appspot.com/ http://www.mindomo.com/view?m=c52dca4efd3945488f6ca2ee8829c767