Первый слайд презентации: Исчезающий народ: как на Урале сегодня живут Вогулы
Анисимкова Диана и Толстоброва Екатерина
Слайд 2
Воспитание гражданственности – актуальнейшая задача. В нашем проекте отражено как сконструировать эффективный педагогический проект на тему коренных народов Урала, а именно вогулов, выполняющий цель - воспитание гражданственности. Цель - выяснить особенности жизни вогулов в разные времена, их отличия от народа манси. В соответствии с поставленной целью были определены задачи проекта: Проанализировать полученные данные и выявить: Знают ли студенты о многообразии коренных народов Урала; Рассказать о деревне вогулов на северном Урале; Узнать происхождение большинства населения Урала.
Слайд 3: Коренные народы Урала
Исконный уралец – кто же он? Например, башкиры, татары и марийцы проживают в данном регионе всего лишь несколько веков. Однако и до прихода этих народностей данная земля была заселена. Одним из коренных народов были манси, именуемые до революции вогулами. На карте Урала и теперь можно отыскать реки и поселения, именуемые «Вогулкой». Они пошли от юдинской археологической культуры, названной так по Юдинскому городищу. Памятники юдинской культуры X-XIII веков известны в лесном Зауралье по рекам Туре, Тавде, Лозьве и их притокам.
Слайд 4: Вогулы на северном Урале
Во времена похода в Сибирь Ермака, это укладывается в былинах, сказаниях и легендах Сосьвенских сторожил, в 1960-70 гг. по Сосьве проезжал краевед и собирал рассказы местных о былом. Он написал книгу о давних времён на Сосьве. «История Северного Урала в лицах» - книга краеведа М. С. Бессонова. Согласно легендам: трое братьев были оставлены Ермаком на «кордоне» на Сосьве. Братьев звали Андриян, Петр и Есаулко, породнившись с вогулами их дети основали три деревни Андриановичи, Петровка и Марсяты.
Слайд 5: Вогулы на северном Урале
Фамилия Анисимков - это фамилия сосьвенских ясачных Вогулов. Корни фамилии сходят с кордона в Петровке и Марсятах. Все эти селения сосредоточены вокруг излучины Сосьвы. Марсята-Анисимковы – по левому берегу, это и есть вогульская деревня, основанная еще в первой половине 18 века. По мнению известного уральского генеалога Коновалова Юрия Витальевича Анисимковы на северном Урале являются потомками коренного населения – манси. Непосредственно родоначальник фамилии – Онисимко Атлынцов, живший в конце 17-го века. Первый документально известный предок семьи – некий Малава, сын Алтынынца Малавина, отца Онисимко.
Слайд 7: Вогулы на северном Урале
Я проследила свою родословную по мужской линии до Семена Анисимкова, жившего в 18 веке на северном Урале в нескольких километров от того места, где в 17-м веке был юрт Алтынца Малавина. Также, в документе “Анисимковых юрты” говориться, что Анисимковы - это обрусевшие вогулы.
Слайд 10: Вогулы на северном Урале
Геолог Гельмерсен, исследуя берега Сосьвы, в 1833 году, говорит о Марсятах или Петрово, что по костюму жители деревни были совершенно русские крестьяне, но говорить по-русски могли только старшие члены семьи, молодежь, женщины русского языка не понимали, но многие вогулы, которых видел Гельмерсен, имели близко к монгольскому очертание лица, узкие карие глаза, широкие скуловые кости, плоский нос, черные прямые волосы, редкую бороду и смуглую кожу. Выражение лица было добродушное и разумное.
Слайд 11: Вера вогулов
Ныне, сосьвенских вогулов крещенных 1714-м году, воспринимают как отдельный этнос, разделяя на вогулов, гагулов, самоедов, сибирских татар и манси. Так вот культуру вогулов и вогулов(ныне манси, с начала 20 века) принято считать языческой, примитивной. Язык относят к финно-угорской группе( с 19 века).
Слайд 12: Вогульское капище
Здесь, как полагают ученые, несколько веков назад вогульские племена совершали языческие обряды. В пещере ранее были воздвигнуты деревянные идолы, отождествляемые с божествами и духами предков. Им возносили дары, возжигая подношения на кострах. Иногда подношения заботливо складывали у подножия идолов. Так в святилище накапливалось много серебра, пушнины.
Слайд 13: Вогульское капище
На деревьях вдоль пещеры нанесены языческ ие символы. Внутри пещеры нанесены рисунки животных. Археологи предположили, что здесь было древнее святилище, связанное с культом пещерного медведя. В пещере в жертву было принесено не менее тысячи особей пещерных медведей.
Слайд 15: Поселок Лача (Лаща)
Поселок Лача, нынче нежилой, вогулы основали в конце 18 века. Мой дед родился в ней и прожил до 7-8 лет. В этой деревне занимались хлебопашеством, скотоводством, а охота и рыбалка были основными занятиями. Стоит отметить, что свинину они не ели, по какой-то причине считали грязной (как у евреев и мусульман). По его воспоминаниям, в деревне большинство людей выглядели русскими и говорили, в основном на русском языке. Однако, у них была одна интересная особенность, звук “ч” они заменяли на звук “щ”. Таким образом: Лача-Лаща, пощо - почто(зачем), плачу-плащу. Дедушка до сих пор иногда путается и произносит “щ” вместо “ч”. Также, в качестве приветствия и благодарности использовали мансийский язык. К примеру, “Паща, рума!” - “Привет, друг” и “Пумащипа” - “Спасибо”.
Слайд 16: Традиции Вогулов поселка Лаща
Также, существовало множество традиций. При растапливании печи мать моего дедушки всегда молилась богу Нум-Торуму. Также, в деревне был шаман, недалеко от деревни был большой камень - место силы для обрядов. Река Лозьва считалась священной. На мансийском языке называется "Луссум-Я". Это означает "река, изобилующая старицами и болотистыми луговинами". На берегу Лозьвы расположен старый мансийский посёлок Тресколье, который сегодня почти опустел. И также посёлок Ушма, в котором проживают два десятка манси.
Слайд 20: Источники для поиска своих предков
Осно вной всероссийский форум по поиску предков- генеалогический форум ВГД. “Память народа ”, официальный сайт по поиску участников Великой Отечественной войны. Кроме героев войны можно посмотреть боевые операции, узнать карту захоронений или найти воинскую часть. На сайте хранятся записи о 3млн. человек. Старинные карты - « Карта Европейской России и Кавказского края » 1862 года
Последний слайд презентации: Исчезающий народ: как на Урале сегодня живут Вогулы: Заключение
В своем проекте нам удалось прикоснуться к самобытной культуре вогулов-манси. Мы надеемся, что своим рассказом убедили аудиторию в важности сохранения традиций малочисленных народов, их риск исчезновения в современном мире. Проект может быть использован для: Привлечения наибольшее количество учащихся к изучению прошлого Урала и прошлого своих предков. Использования различных сервисов и сайтов сети Интернет для поиска своих дальних родственников для отслеживания родословной