Первый слайд презентации
«История философии. Основные направления и традиции мировой философской мысли» Лекция по Философии
Слайд 2: Древняя Индия
Философская мысль Древней Индии зафиксирована в «Ведах» и «Упанишадах » Веды : это совокупность мифов, молитв, богооткровенные писания, в которых подробным образом описана природа этого мира, природа человека, Бога, души. Слово « веда » буквально означает «знание». В ведах фиксируется феномен натурфилофии. Вед насчитывается четыре; это Риг- веда, Сама- веда, Атхарва-веда и Яджур-веда Упанишады: ( буквально означает «сидеть около», т. е. у ног учителя, получая наставления; иногда трактуется как «тайное, сокровенное учение») по форме представляют собой обычно диалог мудреца-учителя с учеником, либо же с человеком, ищущим истину и становящимся его учеником)
Слайд 3: Лао-Цзы
Лао-Цзы считается родоначальником даосизма. Центральной категорией даосизма является Дао, «дорога, по которой ходят люди». Его словарные значения чрезвычайно разнообразны: «путь», «дорога», «правда», «истина», «учение ». В понятии Дао, одновременно соединен онтологический и гносеологический аспект. Дао – это родоначальник всего сущего, принцип, лежащий в основе мира. Это правильный путь познания. «Дао порождает одно, одно рождает два, два рождает три, а три рождают все существа. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию» («Дао-дэ- цзин », §42 ) Древнекитайский философ VI-V веков до н. э., которому приписывается авторство классического даосского философского трактата «Дао Дэ Цзин »
Слайд 4: Конфуций
Учение Конфуция оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Принимает Дао, размышлял о социальных отношениях на основе патриархальности, иерархии и «золотой середины» (правило умеренности ) Цель конфуцианского учения – социальная гармония, достигнутая усилием каждого члена общества Древний мыслитель и философ Китая
Слайд 5: Сунь- Цзы
Китайский стратег и мыслитель «Искусство войны» Сунь Цзы считал войну вынужденным злом, которое следует избегать, как только возможно Принципы Сунь- Ц зы : 1) Всегда знай себя и своего противника 2) Знай местность где ты воюешь 3) Старайся победить противника без боя, изматывай врага 4) Манипулируй своим оппонентом 5) Не давай противнику изучить себя, держи его в состоянии тумана 6) Разрушай его союзы 7) Когда идешь в атаку, ставь своих солдат в такое положение, чтобы они знали, что выхода нет и что будет либо победа, либо смерть, тогда они будут яростно сражаться. 8) Воспитывай в себе качества руководителя
Слайд 6: Античный период
Основными факторами, которые способствовали развитию древнегреческой философии были : переход от родоплеменного строя к особому виду политического устройства – полису, где царила демократия; увеличение контактов с иными народами и цивилизациями, принятие их опыта и его трансформация; развитие научного знания, торговли и ремесел; превращение умственного труда в особый вид деятельности Фреска Рафаэля «Афинская школа» (1511)
Слайд 8
Милетская школа философии Милетская школы философии, зародилась в городе Милете (современная Турция) в VI в. до н.э. Такие науки, как физика, астрономия, география, биология, метеорология зародились благодаря философам Милетской школы Учение Милетской школы представляет собой натурфилософию, то есть, философию естества, философию природы Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен
Слайд 9: Фалес Милетский
ок. 625 — 547 до н. э. Д ревнегреческий философ и математик Основные идеи Фалеса В се рождается из воды; все возникает из воды и в неё превращается Начало элементов, сущих вещей — вода; начало и конец Вселенной — вода Всё образуется из воды путем её затвердевания/замерзания, а также испарения; при сгущении вода становится землей, при испарении становится воздухом Причина движения – дух, «гнездящийся» в воде
Слайд 10: Анаксимандр
610 — 547/540 до н. э. Д ревнегреческий философ Н ачало всему сущему дало нечто, что Анаксимандр называл « апейроном » (от греч — «Беспредельное»). Апейрон – это нечто сверхразумное не имеющее границ В ечность апейрона и смертность мира. Все, что возникает из апейрона должно туда вернуться. Мир, который возвращается в апейрон исчезает, и на его место возникает новый мир Основные идеи Анаксимандра
Слайд 11: Анаксимен
(585/560 — 525/502 до н. э.) Д ревнегреческий философ Основные идеи Анаксимена Первоначалом философ считал воздух Анаксимен Милетский вводит идею разрежения и сгущения воздуха, через которые возникают все материи: вода, земля, камни и огонь Воздух для Анаксимена — всеобъемлющее дыхание В отличие от своих предшественников, Анаксимена интересовали причины возникновения тех или иных погодных явлений. Например, образование снега и града мыслитель объяснял соединением воздуха и воды воедино. Современные исследователи по праву считают Анаксимена одним из основоположников метеорологии «Мир вдыхает в себя воздух»
Слайд 12: Гераклит
Основные идеи Гераклита Он полагал, что в основе всего сущего находится – огонь. Огонь первопричина живого, фундамент мирового создания. По мнению Гераклита все существующее постоянно переходит из одного состояния в другое. Гераклиту принадлежат слова: «Все течет; в одну и ту же реку нельзя войти дважды» - т.е. нет ничего устойчивого. «Мир не создан богами, а был, есть и будет вечно живым огнем, воспламеняющимся и угасающим». Огонь – образ вечного движения. Гераклит подчеркивает постоянную изменчивость вещей. (544—483 гг. до н. э.) Древнегреческий философ, основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики
Слайд 13
Древнегреческий театр в Элее Элейская школа философии Ф илософская школа Древней Греции существовала в VI-V в до н.э. Создана была эта школа в городе Элее (ныне юг Италии ) Элейцев не интересовала натурфилософия и философское знание касающееся проблем естествознания Их интересовало само бытие Понятие «бытие» в философский обиход ввели элейцы. Ее основными характеристиками можно назвать материализм и скептический подход к чувственному познанию Представители: Парменид, Зенон, Мелисс Самосский
Слайд 14: Парменид
( ок. 540 до н. э. или 515 до н. э.— ок. 470 до н. э.) Древнегреческий философ, основатель и главный представитель Элейской школы Основные идеи Парменида Парменид доказывал, ничто не изменяется. «Ничто не может стать чем-нибудь, нечто не может превратиться в ничто». Центральная идея Парменида, тезис о соотношении мышления и бытия «Попробуйте мыслить ни о чем и вы убедитесь, что это невозможно». « У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно»
Слайд 15: Зенон
Основные идеи Зенона Зенон рассматривает проблему развития через движение Зенон отстаивал позицию единства, целостности и неизменности сущего В апориях Зенона затронута проблема соотношения пространства и движения. Апории Зенона : Ахилес и черепаха Стрела Дехотомия ( ок. 490 до н. э. — ок. 430 до н. э.) Древнегреческий философ, ученик Парменида, представитель Элейской школы
Натуралистическая Гедонизм Эвдемонизм Утилитаризм Учение Сократа Космологическая Пифагорейцы (учение Пифагора) Социологическая Учение Аристотеля
Слайд 18: Сократ
Главная идея сократического метода заключается в поиске истины через беседу, или спор. На основе этого метода формируется идеалистическая диалектика Идеи Сократа Я знаю, что ничего не знаю, но мои современники знают еще меньше Познай самого себя и ты познаешь Богов и Вселенную Познание происходит через человека, а не через Бога в этом тезисе, мы видим поворот в науке, который Сократ совершает в след за софистами Мораль связана со знанием Древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии - от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека
Слайд 19: Пифагор
«Число составляет сущность вещей; сущность предмета – число его » « Вся Вселенная подчиняется закону чисел » Согласно Пифагору – индивидуальность – это единица, если единицу разбить, то не будет целостности. Справедливость – это число в квадрате. Пифагор утверждал, что люди делятся на три группы: те, кто пришли торговать; те, кто пришли состязаться; те, кто пришел созерцать (философы) Древнегреческий философ, математик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев
Слайд 20: Платон
древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля Бытие у Платона множественно Это множество Платон называет видами, идеями ( эйдосами ) или сущностями Платон говорит: «Мир по своей природе двойственен » Видимый мир – это мир изменчивых предметов Невидимый мир – царство идеальных сущностей «Мы думаем, что мир один – тот, который мы видим вокруг себя, на самом же деле миров два: один – высший и невидимый – мир идей, другой – низший и чувственно обозримый – мир вещей. Первый порождает второй…»
Слайд 21: Аристотель
«Платон мне друг, но истина дороже » Аристотель критикует Платона за отделение идей от чувственного мира С тавит перед собой задачу решить проблему связи между вещами и идеями Он исходит из того, что реальным бытием обладают единичные вещи, состоявшие из материи и формы. Материя – объективна, это первичный материал. Из возможности в действительность материю превращает – форма. Форма, согласно Аристотелю – это активное начло, начало деятельности и жизни Древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 года до н. э. - воспитатель Александра Македонского
Слайд 22: Средневековая философия
Средневековая философия – это период, когда произошла смена мировоззренческих ориентиров, философов Изменяются нормы, идеалы мира и роли человека в нем. Средневековая философия охватывает исторический отрезок со II по XIV вв. и представляет собой совокупность религиозно-философских учений. Ф илософия Средневековья связана с теологией – учением о Боге, таким образом формируется – теоцентрическая парадигма мышления
Слайд 24: Философия эпохи Возрождения
Примерно с XIV века в Западной Европе начинается эпоха Возрождения, которая продлилась до XVII в Основной чертой философии эпохи Возрождения стало резкое снижение влияния церкви на все политические и социальные процессы в обществе Эпоха Возрождения связана с возвращением мыслителей к идеям античности, с возрождением римской и древнегреческой философии «Страшный суд» Микеланджело Буонарроти
Слайд 26: Данте Алигьери
Итальянский поэт, мыслитель, богослов В своем творчестве он описывает модель мира, похожую на средневековую. Согласно ей, центром мироздания является Земля, а единственным творцом – Бог Но основным предназначением человека было не служение божьей воле, а достижение совершенства в рамках своей земной жизни Данте верил в величие человека и его безграничные возможности «Узнать тебе пора, Что при подъёме кажется сначала Всегда крутою всякая гора»
Слайд 27
Ф. Петрарка Его называют «первым гуманистом». Пико делла Мирандола Итальянский философ-гуманист Эразм Роттердамский голландский ученый, гуманист
Слайд 28: Николай Коперник
«О вращении небесных сфер» (1543 г.) Гелиоцентрическая система в варианте Коперника сформулирована в утверждениях Орбиты и небесные сферы не имеют общего центра Центр Земли - не центр Вселенной Все планеты движутся по орбитам, центром которых является Солнце, и поэтому Солнце является центром мира Суточное движение Солнца - воображаемо, и вызвано эффектом вращения Земли, которая поворачивается один раз за 24 часа вокруг своей оси, которая всегда остаётся параллельной самой себе. Земля (вместе с Луной, как и другие планеты), обращается вокруг Солнца, и поэтому те перемещения, которые, как кажется, делает Солнце (суточное движение, а также годичное движение, когда Солнце перемещается по Зодиаку) - не более чем эффект движения Земли Это движение Земли и других планет объясняет их расположение и конкретные характеристики движения планет Польский астроном, математик, механик, экономист эпохи Возрождения
Слайд 29: Никколо Макиавелли
Итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в труде « Государь », опубликованном в 1532 году Макиавелли называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее Макиавелли — один из немногих деятелей эпохи Возрождения, кто в своих работах затронул вопрос о роли личности правителя Автор идеи о всеобщей воинской обязанности — в трактате «О военном искусстве» призывал к переходу от наёмной к набираемой по призыву из граждан государства армии
Слайд 30: Философия Нового времени
Период развития философии в странах Западной Европы в XVII – XVIII вв. называют Философией Нового времени, поскольку он совпал с развитием и становлением капитализма, эпохой прогресса в развитии науки и техники Философия Нового времени включает в себя два направления — эмпиризм и рационализм Эмпиризм : это направление в философии, которое признает только опыт и чувственное восприятие в познании и принижает роль теоретических обобщений. Сформировался в английской философии XVII века Т. Гоббс, Дж. Локк Рационализм : это направление в философии, которое признает только разум единственным источником познания, отрицая познание при помощи опыта и чувственного восприятия. Рационализм сформировался во главе с Декартом, Лейбницем, Спинозой
Слайд 31: Томас Гоббс
(1588-1649 ) английский философ В соответствии с мнением Гоббса, прежде чем появилось государство, сначала образовалось так называемое естественное состояние, состояние полной, абсолютно ничем и никем неограниченной человеческой свободы Люди являются равными между собой даже в таких желаниях, как господство, обладание одними и теми же правами. В связи с этим естественное состояние для Гоббса находится в полном смысле «состоянием войны всех против всех » Абсолютной свободой человека считается стремление его к анархии, хаосу… В данной ситуации необходимым и естественным выходом является ограничение, обуздание абсолютной свободы Они вступают в договор между самими собой о данном ограничении. Это взаимное самостоятельное ограничение именуется общественным договором И деал государства для Гоббса - абсолютная монархия, неограниченная власть по отношению к общественной группе
Слайд 32: Джон Локк
(1632 – 1704 ) английский философ Локк видел в начальной абсолютной свободе человечества не источник борьбы, а образ выражения естественного равенства Основной целью государства является охрана естественных прав человечества, права на жизнь, свободу, собственность Чем обширнее круг прав у индивида, тем более широк круг его обязанностей перед обществом При этом государство не обладает абсолютной самопроизвольной властью Локка часто упоминают в числе основных теоретиков государственного демократического устройства Его идеалом является английская конституционная монархия
Слайд 33: Жан-Жак Руссо
(1712 – 1778) французский философ-просветитель Естественное состояние человечества Руссо объясняет состоянием первобытной гармонии с природой Способность самосохранения сдерживает его от состояния, именуемого «войны всех против всех » Но население увеличивается, изменяются географические условия, развиваются людские способности и потребности, что ведет, в конечном итоге, к формированию частной собственности Общество разделяется на богатых и бедных, обладающих могуществом и притесненных, которые ведут между собой вражду Общество проявляет нужду в гражданском мире - заключается общественный договор, по условиям которого власть над обществом передается государству
Слайд 34: Позитивистская философия науки
Позитивизм в философии – это направление, рассматривающее философское знание, как достоверную информацию, полученную научным (позитивным) методом. Позитивисты стремятся избавить философию от рассматривания сути вещей и сделать ее полноценной наукой, опирающейся на факты. В эволюции позитивизма выделяют 4 этапа: 30-70-е годы ХІХ века – первый позитивизм. Представители : Огюст Конт, Джон Стюарт Милль, Герберт Спенсер Конец ХІХ – начало ХХ века (70-е ХІХ в. – до начала Первой мировой войны) – второй позитивизм. Эмпириокритицизм. Исследовалась сфера опыта. Представители: Эрнст Мах, Рихард Авенариус, Александр Богданов Неопозитивизм (20-30-е годы ХХ века). Характеризуется деятельностью «Венского кружка». Представители : Рудольф Карнап, Отто Нейрат, Альфред Айер, Людвиг Витгенштейн. А также, деятельностью «Львовско-Варшавской школы логики». Представители: Казимеж Айдукевич, Тадеуш Котарбинский, Станислав Лесьневский, Ян Лукасевич, Альфред Тарский 50-90-е годы ХХ века – постпозитивизм. Представители: «Большая 4» Карл Раймонд Поппер, Томас Сэмюэль Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд
Слайд 35: Людвиг Витгенштейн
Аналитическая философия Людвига Витгенштейна «Логико-философский трактат » Цель работы : найти ответ на вопрос есть ли в мире нечто, что может быть представлено четко, однозначно и достоверно. Мир – есть то, что имеет место (случается ) Мир – это факты в логическом пространстве. Факт – это совокупность позиций (ситуаций). Позиция – это неделимый факт, который состоит из объектов (вещей). «То, что отображает картина есть ее смысл » Логической картиной фактов служит мысль. «Что мыслимо – то, возможно» Пропозиция – это образ или картина реальности. Мысль – это суждение наделенное смыслом. Совокупность суждений – это язык. «Границы языка – это границы мира» «О чем невозможно говорить, о том следует молчать». Наука не может дать ответы на все вопросы согласно Витгенштейну, цель философии – это логическое прояснение мысли А встрийский философ и логик, представитель аналитической философии
Слайд 36: Карл Раймунд Поппер
«Критический рационализм» Карла Поппера Поддавал критике классическое понятие «научного метода». С тавит под сомнение тезис «наука – двигатель прогресса». На фоне этой критике он реанимирует идеи антропоцентризма Суть его взглядов Призывал отказаться от категорических суждений, в том числе, от суждения о абсолютной ценности науки Возрождает интерес к метафизике Призывает признать равноправие между естественными и социально-гуманитарными науками Провозглашает отказ от принципа верификации. Верификация консервирует науку, превращает в догму. Предлагает принцип фальсификации научного знания. Явления только те, можно считать положительными, которые можно опровергнуть, если теорию нельзя опровергнуть – она не научная Переосмысление процесса научного познания В теории «Критического рационализма» Поппер указывает, что в познавательной деятельности ставка делается на разум и эмпирическую базу Критицизм – все нужно подвергнуть критике. Таким образом закладываются традиции аналитического, критического мышления Австрийский и британский философ и социолог