Первый слайд презентации: Лекция 2. Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия)
Слайд 2
Двумя основными особенностями восточной философии являются обращенность к проблемам мира, в котором человек живет, и преимущественная нацеленность на исследование взаимоотношений людей. Вместе с тем народы Индии и Китая очень сильно отличаются своими взглядами, даже постановкой проблем. Например, Индийская культура основана на представлении о перевоплощении душ и воздаянии. К итайская исходит из того, что «рождение — начало человека, смерть — его конец... («Смерть наступает один раз»).
Жизненная ориентация Восточной философии. Синтез природного, духовного и телесного. Целостность, синтетичность гносеологической (познавательной) установки в Восточной философии. Многогранность истины. Конкретность. Антропологический перфекционизм, Отсутствие целостности восточной философии Далее мы обзорно рассмотрим основные индийские и китайские философские течения, зародившихся в Индии и на Дальнем Востоке: 1) дальневосточные традиции – конфуцианство и даосизм, которые под более поздним влиянием буддизма сформировали китайскую школу мысли. 2) индийскую школа философской мысли, которая включает в себя идеи, духовно-религиозные и социальные дисциплины, известные под общим названием индуизм и буддизм.
Слайд 4
I. Философия Китая Китайская философия насчитывает более чем два с половиной тысячелетия. К 221 г. до н. э., когда династия Цинь объединила Китай, в стране существовали разные философские течения, причем основными были школы конфуцианского и даосского направлений, возникшие в VI в. до н. э. Китайская философия основывается на двух принципах: гармония (идея гармонии с природой и всеобщей взаимосвязи) и традиция (порождает социальную стабильность).
Слайд 6: Проблемы человека и возникновения окружающего мира
Древнекитайская культура (Легенда о гиганте Пань-Гу ) дает философски-мифологическое объяснение происхождения жизни на земле, живой и неживой природы, которое включало в себя ряд последовательных этапов: • великий Хаос, напоминающий по форме огромное Яйцо; • зарождение в Яйце-Хаосе в течение 18000 лет Первопредка всего сущего — гиганта Пань-Гу ; • выход гиганта Пань-Гу из Яйца, что привело яйцевидный Хаос к гибели ; • образование из Хаоса Неба и Земли путем концентрации всего легкого и сухого вверху (Небо) и тяжелого, влажного внизу (Земля); • 18000-летнее стояние гиганта Пань-Гу между Небом и Землей, в результате которого Небо и Земля закрепились на своих местах; • смерть Пань- Гу, создание всего сущего из его тела : Солнца и Луны - из глаз, грома - из голоса, ветра - из выдоха, рек -из крови, дорог — из жил, камней и полезных ископаемых — из костей, зубов и т. д.; • возникновение человека из паразитов, ползавших по телу Пань- Гу, либо в результате любви фантастических первопредков Фуси и Нюйвы — людей-драконов. Старинное философское произведение "И-Цзин" объясняет происхождение мира из пяти первоэлементов — земли, дерева, металла, огня, воды, которые находятся в постоянном круговороте.
Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI — начале V вв. до н. э. Главные источники — философские трактаты " Даоцзин " и " Дэцзин ", совместно именуемые " Даодэцзин ". "Дао" имеет два значения: • путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира; • субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту. " Дэ" — благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир. «Дао» (путь или субстанция) + «Дэ» (энергия) = окружающий мир.
Слайд 8: Даосизм – первое древнейшее философское учение Китая
Философия даосизма несет в себе ряд основных идей : • все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями; • материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе ("все происходит из земли и уходит в землю"); • мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека — покой и недеяние ("у- вэй "); • особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит "Дэ" — животворящая сила и благодать; чем ближе человек к императору, тем больше "Дэ" перейдет от императора к нему; • познать "Дао" и получить "Дэ" можно лишь при полном соблюдении законов даосизма, слиянии с "Дао" — первоначалом, послушании императору и близости к нему; • путь к счастью, познанию истины — освобождение от желаний и страстей; • необходимо во всем уступать друг другу. Даосизм – первое древнейшее философское учение Китая.
Слайд 9: Проблемы человека и возникновения окружающего мира
Несмотря на то что человек в Китае отождествляется с природой и космосом и не выделяется из общества, он занимает центральное место в китайской философии. Согласно китайской философской традиции человек является сгустком трех видов космической энергии: • цзин; • ци ; • шэнь. Цзин — энергия зарождения всего сущего, "корень", "семя" живого организма. Ци — материально-духовная энергия, которая служит "строительным материалом" всего сущего (в отличие от цзин — энергии зарождения). Шэнь — неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет "стержень" человеческой личности и не исчезает после смерти человека (в отличие от ци ). Помимо трех видов космической энергии китайская философия выделяет еще два вица сексуальной энергии: • ян — мужская сексуальная энергия; • инь — женская сексуальная энергия. Отсюда все сущее делится на два противоположных начала -мужское и женское. Это касается как живой природы, так и неживой природы (например, китайская философия относит к активному мужскому началу ян Солнце, небо, день, сухость, легкость, а к пассивному женскому началу инь — Луну, Землю, равнины, ночь, влагу). В основе существования живой и неживой природы, всей окружающей действительности лежит "Тай- цзи " - единство, борьба, взаимопроникновение и взаимодополнение ян и инь.
Слайд 10: Конфуцианство
Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни. Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э., главным источником учения - произведение Лунь Юй ("Беседы и суждения"). Основные вопросы, решаемые конфуцианством: • Как необходимо управлять людьми? • Как вести себя в обществе? Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия — отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным — как отца к сыновьям. (!жесткое распределение ролей и обязанностей!) Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.
Слайд 11: Конфуцианство
Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов: • жить в обществе и для общества ; • уступать друг другу; • слушаться старших по возрасту и по званию; • подчиняться императору; • сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей ; • быть человечным.
Слайд 12: Конфуцианство
Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким должен быть начальник (руководитель). Руководитель должен обладать следующими качествами: • подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам; • управлять на основе добродетели (" бадао "); • обладать необходимыми знаниями; • верно служить стране, быть патриотом; • обладать большими амбициями, ставить высокие цели; • быть благородным; • делать только добро государству и окружающим; • предпочитать убеждение и личный пример принуждению; • заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом. В свою очередь, подчиненный должен: • быть лояльным по отношению к руководителю; • проявлять старание в работе;• постоянно учиться и самосовершенствоваться. Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора.
Слайд 13: Легизм
Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя ). Основной вопрос легизма (как и конфуцианства): как управлять обществом? Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы (одинаковы для всех). Таким образом, легизм — философия сильной государственной власти. Таким образом, государство — главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.
Слайд 14: Легизм
Основными постулатами легизма являются следующие: • человек обладает изначально злой природой (эгоист) ; • движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы; • как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны ; • чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения ; • государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся ; • основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием ; • основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы ; • законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы; • государственный аппарат должен формироваться из профессионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и деловыми качествами, а не передаваться по наследству);
Слайд 15: II. Древнеиндийская философия
В основе периодизации древнеиндийской философии лежат различные источники философской мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху. В соответствии с данными источников в древнеиндийской философии выделяются три основных этапа : • XV — VI вв. до н. э. — ведический период; • VI — II вв. до н. э. — эпический период; • II в. до н. э. — VII в. н. э. — эпоха сутр
Слайд 16
Веды (дословно — "знания") — религиозно-философские трактаты, как правило, включали в себя: • "священное писание", религиозные гимны (" самхиты "); • описание ритуалов ("брахманы"), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов; • книги лесных отшельников ("араньяки"); • философские комментарии к Ведам ("упанишады"). До наших дней дошло всего четыре Веды: • Ригведа ; • Самаведа ; • Яджурведа ; • Атхарваведа. Эпосы – поэмы, затрагивающие философские проблемы эпохи. Сутра - краткий философский трактат, рассматривающий отдельные проблемы (например, йога).
Слайд 17: Признаки, характеризующие индийскую философию в целом:
практическая направленность философии, которая служит не праздной любознательности, а имеет целью совершенствование жизни человека; источник философии – тревога за человека, которая проявляется в стремлении предостеречь человека от ошибок, которые ведут к страданию, хотя вся индийская философия буквально пропитана скепсисом и пессимизмом по этому поводу; вера в « риту » – вечный нравственный миропорядок, существующий во вселенной космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца); понимание вселенной как арены для нравственных деяний ; представление о неведении как источнике всех страданий человека, и представление о том, что лишь знание может быть условием спасения человека; представление о длительном сознательном сосредоточении как источнике любого знания; осознание необходимости самоконтроля и подчинения страстей разуму, которые рассматриваются как единственный путь к спасению; вера в возможность освобождения.
Слайд 18: Две религиозно-философские системы Древней Индии
Цель одинакова – спасение человека от страдания, духовная победа над лишениями и невзгодами. 1. Индуизм (основан на авторитете вед) – способ духовного освобождения с помощью соблюдения ритуалов и обрядов, содержащихся в ведах. (ортодоксальность) 2. Буддизм и джайнизм ( не основаны на ведийских знаниях) – способ избавления от страданий связан с внутренним совершенствованием человека. (неортодоксальность)
Слайд 19: Индуизм
Брахма – Бог-Творец Атман — частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен. Манас — душа человека, возникающая в процессе жизни. Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни. Карма — воздаяние за совершенные деяния. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши. Мокша — высшее нравственное совершенство. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) — высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни. Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся Махатмами — Великими Душами. Саната Дхарма – «извечный порядок вещей». Ахимса - единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе). Индуизм
Слайд 20: Буддизм
Буддизм - религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах. Основателем данного учения считается Гаутама Будда ( Сидхардха Шакьямуни) (563 - 483 гг. до н. э.), родившийся в княжеской семье в Северной Индии. Будда прошел сложный жизненный путь (наследник престола, аскет-отшельник, мудрец), после чего "прозрел" (527 г. до н. э.) и передал свои духовные достижения людям. Главная идея буддизма - "Средний путь" жизни между двумя крайними: "путем удовольствия" (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и "путем аскетизма" (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения). "Средний путь" — путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана — высшая благодать.
Слайд 21
Буддистская философия предлагает каждому человеку план личностного самосовершенствования, целью которого является Нирвана - Великое Освобождение. Данный план — так называемый Восьмеричный путь — предусматривает соблюдение следующих принципов : • правильное видение — понимание основ буддизма и своего пути в жизни; • правильная мысль - жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь; • правильная речь - слова человека, его речь воздействуют на его душу, характер; • правильное действие — жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла; • правильный образ жизни — соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке; • правильное умение — усердие и трудолюбие; • правильное внимание - контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь; • правильное сосредоточение - регулярные медитации, осуществляющие связи с космосом.
Последний слайд презентации: Лекция 2. Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия)
Будда вывел четыре благородные (арийские) истины: • земная жизнь полна страданий; • страдания имеют свои причины — жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.; • от страданий можно избавиться; • существует путь, освобождающий от страданий, — отказ от земных желаний, просветление, Нирвана. К пяти заповедям-ориентирам буддизма относятся следующие: • не убий; • не укради; • будь целомудренным; • не лги; • не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.