Первый слайд презентации
Картотека заданий для обследования рассказа-повествования детей разных возрастных групп Выполнили студенты группы 3.080.1.16 Ошлакова Елена Владимировна Демьяненко Анна Александровна Лиджиева Мария Сергеевна Зубко Татьяна Александровна Крукович Елена Николаевна Проверил : старший преподаватель кафедры логопедии и детской речи Ольга Александровна Шапошникова
Слайд 2
Повествовательный (сюжетный) рассказ — это передача событий, происходящих в определенной временной последовательности с каким-нибудь героем. Немного теории…
Слайд 3
Предпосылки формирования рассказа-повествования: Уже в два года ребенок с удовольствием рассматривает картинки и называет их вслед за взрослым. Е. А. Флерина выделяет в детском восприятии следующие тенденции: тяготение ребенка к яркому красочному рисунку; желание видеть на картинке все существенные признаки предмета (неузнавание ракурсных построений и неудовлетворенность ими детей 3-6 лет); затруднения при восприятии светотеневого рисунка; затруднения малышей 3-5 лет при восприятии рисунка с ярко выраженной перспективной деформацией предмета; положительное отношение к ритмической простоте построения (композиции ). Немного теории…
Слайд 4
Обследование рассказа-повествования у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Слайд 5
На что следует обратить внимание при обследовании связной речи детей младшего дошкольного возраста Определяем умение детей отвечать на вопросы по содержанию картины и составлять короткий рассказ совместно со взрослым. Выявляем умение воспроизводить текст хорошо знакомой сказки. Предлагаем составление рассказа из личного опыта ребенка. Предлагаем составление краткого рассказа по серии простых сюжетных картинок с опорой на вопросы педагога. Предлагаем составление рассказа по одной сюжетной картинке с опорой на вопросы педагога.
Слайд 6
Инструкция: «Ты знаешь сказку про курочку Рябу? Расскажи ее ». 1) Ребенок пересказывает сказку самостоятельно (3 балла); 2) рассказывает по вопросам (2 балла); 3) называет отдельные слова (1 балл). Обследуется при наличии фразовой речи : составление рассказа по картинке. Рассказ текста знакомой сказки с опорой на сюжетные картинки и вопросы педагога
Слайд 8
Составление рассказа с опорой на наглядность после предварительной отработки содержания в процессе диалога 1. С опорой на серию сюжетных картинок. Материалом исследования служит серии сюжетных картинок «Находчивый цыпленок», «Находчивый мышонок » ( или любые другие, состоящие из 3-4 картинок простых по содержанию ). После отработки содержания картинок с помощью вопросов ребенку дается инструкция: «Составь рассказ «…» («Находчивый цыпленок», «Находчивый мышонок» и т.п.). Картинки не убираются. В случае длительных пауз повторяется вопрос к картинке, показывается картинка, по которой надо рассказать.
Слайд 11
2. С опорой на сюжетную картинку Материалом исследования служит сюжетная картинка «Осень » (или любая другая, равнозначная). После отработки содержания картинки с помощью вопросов ребенку дается инструкция: «А теперь составь рассказ по этой картинке. Он будет называться «Осень ». Картинка не убирается. В случае значительных затруднений, длительных пауз задается один из вопросов диалога.
Слайд 13
Составление внутренней программы и рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной отработки Перед ребенком выкладывается серия сюжетных картинок в беспорядке Инструкция: «Я разложила картинки неправильно, не в том порядке. Посмотри внимательно на картинки и разложи их в правильном порядке». Если ребенок раскладывает картинки правильно, выполнение задания одобряется: «Ты правильно разложил. Молодец. А теперь составь рассказ по этим картинкам, который будет называться «Как мышонок забор красил». Если ребенок неправильно раскладывает картинки, педагог говорит: «Ты тоже разложил картинки неправильно. Посмотри, в каком порядке их надо разложить». Далее картинки раскладываются в правильной последовательности, после чего дается инструкция: «А теперь внимательно рассмотри эти картинки и составь рассказ, который будет называться «Как мышонок забор красил».
Слайд 15
Книга, из которой взяты задания : Градусова Л.В. Левшина, Н.И. Дементьев Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста. После обследования заполняется таблица
Слайд 16
Обследование рассказа-повествования у детей среднего дошкольного возраста ( 4-5 лет)
Слайд 17
На что следует обратить внимание при обследовании связной речи у детей среднего дошкольного возраста Определяем умение детей пересказывать короткие сказки и рассказы с незнакомым им ранее содержанием. Определяем умение составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым. Выявляем умение описывать предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку. Детям среднего дошкольного возраста даются такие же задания, что и детям четвертого года жизни, однако они усложняются тем, что ребенку, помимо называния игрушек и домашних животных, выделения признаков и качеств предмета, предлагается определить значение слова, обозначающего предмет.
Слайд 18
Ребенку предлагают составить рассказ на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья». 1) Составляет рассказ самостоятельно; 2) рассказывает с помощью взрослого; 3) отвечает на вопросы односложно. Логопед читает ребенку текст рассказа или сказки и предлагает пересказать. 1) Ребенок пересказывает самостоятельно 2) пересказывает с подсказыванием слов взрослых; 3) говорит отдельные слова. Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает три балла; если ответы соответствуют № 2 – 2 балла; если ответы соответствуют № 3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла - это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла - это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу - это средний (или ниже среднего) уровень. Диагностические задания
Слайд 20
Обследование рассказа-повествования у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Слайд 21
В пересказывании литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей. С оставлять описание, повествование или рассуждение. Р азвивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей. В отличие от младшего и среднего дошкольного возраста предлагаются задания на самостоятельное составление рассказа (сказки). В старшем дошкольном возрасте ребенку доступно:
Слайд 24
Специальные критерии оценки связной речи у детей старшего дошкольного возраста 2. Композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца), выстраивание сюжета в логической последовательности – 3 балла; наличие двух структурных частей (начала и середины, середины и конца), частичное нарушение логики изложения - 2 балла; отсутствие начала и конца - 1 балл. 1.Содержательность (в повествовании - умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании – раскрытие микротем, признаков и действий). Если ребенок придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован - 2 балла; если идет перечисление признаков - 1 балл.
Слайд 25
5. Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов - определений, сравнений, синонимов, антонимов) - 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления - 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов - 1 балл. 3. Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях - 3 балла; использование только простых предложений -2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) - 1 балл. 4. Разнообразные способы связей между предложениями -3 балла; использование способов формально-сочинительной связи( через союзы а, и, наречие потом) - 2 балла; неумение связывать между собой предложения - 1 балл. 6. Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) -3 балла; прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы -2 балла; монотонное, невыразительное изложение -1 балл.
Слайд 26
Обследование рассказа-повествования у детей младшего школьного возраста (7-10 лет)
Слайд 27
Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей Лалаевой Р.И. Методика рассчитана на исследование процесса продуцирования речевых высказываний у детей 6-10 лет с речевой патологией различного генеза, имеющих как относительно сохранный интеллект, так и интеллектуальную недостаточность. Составление рассказа с опорой на наглядность после предварительной отработки содержания в процессе диалога: с опорой на серию сюжетных картинок. Материалом исследования служит серия сюжетных картинок. Например, «Мальчик и ласточка».
Слайд 32
Где ласточка свила гнездо? Кто был в гнезде? Что случилось с одним птенчиком? Кто увидел на земле птенчика? Что сделал мальчик? Ребенку дается инструкция: «Составь рассказ «Мальчик и ласточка». Картинки не убираются. В случае длительных пауз повторяется вопрос к картинке, показывается картинка, по которой надо рассказать. Рассказы оцениваются в баллах. Определяется уровень смысловой целостности (внутреннего программирования) и связности (языкового оформления), а также способа выполнения задания. Вопросы:
Слайд 33
Уровни семантической оценки текста I уровень (самый высокий). Рассказ полностью соответствует изображенной ситуации. Имеются все основные смысловые звенья, которые воспроизводятся в правильной последовательности. Рассказ характеризуется смысловой целостностью; определены временные, причинно-следственные и другие связи между событиями. Допускаются частичные пропуски деталей ситуации. Оценка – 4 балла. II уровень (выше среднего). Рассказ в целом соответствует изображенной ситуации. Имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев; последовательность сюжета не нарушена; не отражены лишь некоторые причинно-следственные отношения, незначительно страдает смысловая целостность. Оценка – 3 балла.
Слайд 34
III уровень (средний). Рассказ в значительной степени соответствует изображенной ситуации. Однако, а) отдельные смысловые звенья (1-2) искажены; б) основные смысловые звенья имеются, но нарушена последовательность отдельных событий, либо в) пропущены отдельные смысловые звенья (1-2). Оценка – 2 балла. IV уровень (ниже среднего). Рассказ лишь частично соответствует изображаемой ситуации; имеются искажения смысла; пропущено большое количество смысловых звеньев (более 2-3). Не раскрыты временные и причинно-следственные отношения. Имеется лишь воспроизведение отдельных фрагментов ситуации без определения их взаимоотношений. Отсутствует смысловая целостность. Оценка – 1 балл. V уровень (низкий) – отсутствие рассказа. Вместо рассказа – ребенок лишь отвечает кратко на отдельные вопросы либо воспроизводит 1-2 предложения. Оценка – 0 баллов.
Слайд 35
Уровни языкового оформления текста I уровень (высокий). Рассказ состоит из грамматически правильных предложений, характеризуется связностью, развернутостью. Оценка – 4 балла. II уровень (выше среднего). В рассказе имеются грамматически правильные предложения. Однако связующие звенья представлены эпизодически. Рассказ краткий. Оценка – 3 балла. III уровень (средний). В рассказе имеются отдельные неправильные предложения. Связующие звенья отсутствуют либо представлены эпизодически, ограниченно. Рассказ состоит из простых предложений, очень краткий. Оценка – 2 балла.
Слайд 36
IV уровень (ниже среднего): а) рассказ состоит преимущественно из неправильных предложений, отсутствуют связующие звенья между ними; б) рассказ очень краткий, не закончен, в нем пропущено более трех необходимых для понимания предложений. Оценка – 1 балл. V уровень (низкий): а) отсутствие рассказа, б) вместо рассказа – 1-2 предложения. Оценка – о баллов.
Слайд 37
с опорой на сюжетную картинку. Материалом исследования служит, например, сюжетная картинка « В лесу». Процедура и инструкция. После отработки содержания картинки с помощью вопросов ребенку дается инструкция: «А теперь составь рассказ по этой картинке. Он будет называться «В лесу». Картинка не убирается. В случае значительных затруднений, длительных пауз задается один из вопросов диалога. Критерии оценок, а также уровни оценки рассказа с учетом выделенных критериев те же, что и при анализе рассказа по серии сюжетных картинок.