Слайд 2: Содержание
Биография Хелен Паркхерст Идея Дальтон-плана Как это выглядит?
Слайд 3: Биография Хелен Паркхерст
Елена Паркхерст ( Parkhurst ) (07.03.1887 г., Дьюранд, штат Висконсин, - 01.06.1973 г., Нью-Милфорд, штат Коннектикут), американский педагог, создательница Дальтон-плана. Последовательница М. Монтессори.
Слайд 4: Биография Хелен Паркхерст
После окончания средней школы (1904 г.) работала в сельской школе. После, в 1911-1915 гг. преподавала в учительских колледжах штатов Вашингтон и Висконсин. В 1917-1918 гг. возглавляла отделение подготовки учителей в Колледже Монтессори (Нью-Йорк).
Слайд 5: Биография Хелен Паркхерст
В 1910 г. сформулировала Лабораторный план учебно-воспитательной работы в школе, который в 1918 г. был применён в паблик скул города Долтон и переименован в Дальтон-план. В 1920-1942 гг. возглавила частную школу ( Дальтон-скул ), которая имела исключительный успех. Сюда стали приезжать педагоги со всего мира, чтобы увидеть план Паркхерст в действии.
Слайд 6: Биография Хелен Паркхерст
В 1922 г. в Великобритании была опубликована книга Паркхерст "Обучение по Дальтон-плану " (" Education on the Dalton Plan "), впоследствии переведённая на 57 языков.
Слайд 7: Биография Хелен Паркхерст
С 1942 г. член совета Йельского университета, где преподавала социологию и продолжала свои исследования. В 1947-1950 гг. вела еженедельную программу на радио, а потом на телевидении, названную "Мир ребёнка", в которой дети обсуждали свои проблемы. Паркхерст организованы также радиопрограммы для подростков и для слепых детей, сделано около 300 звукозаписей бесед с детьми в рамках психологических проблем, которые затем использовались в учебном курсе психологии по всей стране.
Слайд 8: Дальтон-план
Философия образования, положенная в основу Дальтон-плана, базируется на двух постулатах : - индивидуальное развитие ребенка до максимально высокого уровня; - преданность социуму. Х. Паркхерст была убеждена в том, что ребенок – существо социальное и школа должна стать моделью общества, где дети должны научиться жить вместе с другими.
Слайд 9: Дальтон-план
Учебная деятельность при использовании Дальтон-плана предполагала индивидуальную работу учащихся по усвоению годового объема учебного материала, который разбивался на ежемесячные разделы, в свою очередь, подразделявшиеся на недельные и ежедневные. Предусматривалось детальное совместное планирование учебной нагрузки учениками и учителями в самом начале учебного года.
Слайд 10: Дальтон-план
В распоряжении в выполнении учебной программы с методическими указаниями по их овладению. Учебники пособия, книги из школьной библиотеки, а также предметные кабинеты-лаборатории, в которых учащиеся могли бы получать консультации учителей – предметников при выполнении лабораторно-практических работ.
Слайд 11: Дальтон-план
Для контроля продвижения учащихся в овладении учебным материалом учителям предполагалось иметь специальные учетные карточки на каждого ученика, в которых делались бы отметки по каждому разделу программы. Занятия гимнастикой, музыкой, домоводством игры проходили учениками совместно.
Слайд 13: Как это выглядит?
Сотрудничество проявляется и в том, что каждый выбирает задачи по своему вкусу, творчество каждого ребенка получает признание и оценку; наконец, в том, что каждый на самом деле, а не на словах уважаем. “Педагогика сотрудничества”
Слайд 14: Как это выглядит?
“Дальтон-план скорее делает акцент на важности образа жизни ребенка во время выполнения им своей работы и на его поведении как члена общества, а не на предметах его учебной программы. Именно общая сумма этого двойного опыта определяет его характер и его знания”. Хелен Паркхерст
Слайд 16: Пункт первый: свобода
Дальтон-педагогика выращивает свободных людей. Ребенок сам выбирает, что, когда, как, сколько и с кем он будет изучать. Правила и границы, обеспечивающие свободу, – очень важная часть Дальтон-педагогики. Именно они помогают ребенку ощущать ответственность за свою работу, за уровень внутриклассных взаимоотношений, за сохранность учебных материалов. С помощью правил ребенок учится контролировать и собственное поведение.
Слайд 17: Пункт первый: свобода
Правила вырабатываются школьным сообществом. Свободный ребенок любит правила – странный парадокс. Ученики вовсе не сидят целый день за партой, а могут заниматься выбранным делом в самых неожиданных местах и в самых немыслимых положениях.
Слайд 18: Пункт первый: свобода
Например, обсудив с учителем объем и сроки предполагаемой работы, решит, сколько времени он потратит на разработку ее частей, какими материалами он будет пользоваться и где он их достанет. Различные учебные материалы стоят в заранее определенных местах и всегда после использования возвращаются на место, чем значительно облегчается поиск источников информации. Если ученик пользуется каким-нибудь прибором или пособием первый раз, учитель обязательно проинструктирует его четко, кратко и понятно.
Слайд 19: Пункт первый: свобода
Увлеченный самостоятельно распланированной работой, чувствующий ответственность за ее выполнение, ребенок так погружается в нее, что часто прихватывает и лишнее время, которое может быть потрачено на что-нибудь другое.
Слайд 21: Пункт второй: сотрудничество
Получив задание, ребенок может выполнять его один, в паре или группе. Так он учится оказывать помощь другим, понимает, что все люди могут совершать ошибки и это не причина для стресса, а часть процесса обучения. Теперь он с легкостью признает, что человек (в том числе учитель и он сам) может чего-то не знать, однако это не умаляет его личных достоинств, тем более если он может легко найти необходимую информацию.
Слайд 22: Пункт второй: сотрудничество
Научение разным способам ее поиска – одна из важных частей Дальтон-образования. Ученические столы стоят группами по четыре, но при этом для тех, кто все же хочет работать в одиночестве, обязательно оставляют несколько отдельных парт вдоль окна или у ст Дети учатся ясно формулировать свои мысли и желания, соотносить их с задачами, выбранными конкретной группой ребят. ены.
Слайд 24: Пункт третий: самостоятельность
Активной групповой работе предшествует своеобразный тренинг самостоятельной поисковой деятельности, в который включаются все дети, как только они научились читать и писать. Принцип самопроверки здесь один из важнейших.
Слайд 25: Пункт третий: самостоятельность
Задание на неделю появляется в жизни ребенка в четвертом классе, до этого он пробует свои силы, планируя работу на день или половину недели. Недельные задания распределяются обычно в четверг, а проверяются в среду утром, чтобы во второй половине дня учителя могли бы после обсуждения подготовить следующую серию заданий. Не важно, в какое время он примется за работу, главное, чтобы она была выполнена к сроку и качественно.
Слайд 26: Пункт третий: самостоятельность
Вот план ученика 2”Б” класса 1080-й московской школы – первой Дальтон-школы в России. Чтение – “ Федорино горе” К.Чуковского – полчаса, выразительное чтение, сочинение вопросов. Русский язык – упражнения на перенос слов (примерно 25 минут). Математика – чтение и запись чисел в пределах сотни. И по труду не забудет доделать тележку, начатую в понедельник. В плане обязательно указывается предполагаемое время выполнения работы.
Слайд 27: Пункт третий: самостоятельность
Главные учебные часы – это часы свободной работы над специальными дальтоновскими заданиями, которые составляет учитель или старшие ученики. Время такой работы в разных классах различно – от 5 до 10 часов в неделю в зависимости от возраста и степени самостоятельности ребят. Содержание заданий зависит от особенностей конкретно изучаемого предмета, но материал, включаемый в задание, обязательно должен быть пригоден для самостоятельной проработки. В начале работы каждый ученик обязательно получает специальный лист заданий, в котором четко прописаны темы, рекомендуемые источники информации, вопросы и задания, дата окончания работы, способ ее проверки и оценивания. Также прописывается, к кому и когда можно обратиться за необходимой помощью.