Первый слайд презентации
КОНСТРУКТИВНО-СИЛОВАЯ СХЕМА АД И ЭУ КОНСТРУКТИВНО-СИЛОВАЯ СХЕМА РОТОРА Конструктивная схема – это условно-стилизованное изображение графических элементов, которые обладают свойствами, необходимыми для выражения данной концепции конструкции. Кафедра КиПДЛА На конструктивной схеме должны быть показаны схематично все ступени (рабочие колеса, направляющие аппараты и сопловые аппараты), соединения дисков друг с другом и с валом, опоры и типы подшипников, разъемы на границе модулей и характерных элементов. Чем подробнее выполнена конструктивная схема, тем больше информации она несет.
Слайд 2
СИЛОВАЯ СИСТЕМА АД И ЭУ Силовая система (СС) ГТД показывает структуру и направление передачи усилий и моментов, возникающих в двигателе. Конкретным выражением СС является силовая схема. ССГТД СС ротора СС статора По осевым связям По радиальным связям По окружным связям СТРУКТУРА СИЛОВОЙ СИСТЕМЫ АД Кафедра КиПДЛА
Слайд 3
АНАЛИЗ КОНСТРУКЦИИ АД ПРОДОЛЬНЫЙ РАЗРЕЗ КОНСТРУКТИВНО-СИЛОВАЯ СХЕМА АД СИЛОВАЯ СХЕМА РОТОРА Кафедра КиПДЛА
Слайд 4
Силовая схема ротора включает ротор компрессора, ротор турбины и элементы связи этих роторов. Схема определяется числом валов, типом двигателя, компрессора и турбины, расположением опор и силовых поясов. Говоря о силовой схеме ротора, необходимо уточнить понятия СИЛОВЫЕ СХЕМЫ РОТОРОВ ПО РАДИАЛЬНЫМ СВЯЗЯМ Кафедра КиПДЛА Под опорой мы понимаем подшипник, а силовой пояс включает в себя подшипник, установленный в корпусную втулку, связанную ребрами, проходящими через газовоздушный тракт двигателя, с наружным корпусом двигателя. Силовой пояс входит в силовую схему всего двигателя, а подшипник, в нем размещаемый, иногда называется статорным. Через силовой пояс инерционные нагрузки от ротора передаются на узлы подвески двигателя. Если подшипник не связан с силовым поясом, а опирается на другой вал, то он называется межвальным. «опора» и «силовой пояс» Рассмотрим одновальный двигатель. По числу опор он может быть двухопорным, трехопорным и четырехопорным.
Слайд 5
СИЛОВЫЕ ПОЯСА И ПОДШИПНИКИ Силовой пояс ОПОРА (СИЛОВОЙ ПОЯС) РЕБРА ДИАФРАГМА ПОДШИПНИКИ Кафедра КиПДЛА
Слайд 6
ДВУХОПОРНЫЕ РОТОРА Кафедра КиПДЛА Достоинство – система статически определима. Недостаток – большое расстояние между опорами, следовательно, малая жесткость и большие прогибы.
Слайд 7
АНАЛИЗ ДВУХОПОРНЫХ СХЕМ Д остоинство – задняя опора расположена в зоне низких температур. Недостаток – большое расстояние между опорами. Пример: КВД двигателя Д-36. Схема а Кафедра КиПДЛА Достоинство – малое расстояние между опорами. Недостаток – консольное расположение роторов ОК и ГТ, что возможно при числе ступеней, не превышающем 3.Применяется в малоразмерных ГТД и вспомогательных силовых установках. Схема б Достоинство – снижается расстояние между опорами. Недостаток – связан с появлением консольных участков, о которых говорилось при рассмотрении схемы б. Схема в применяется в двигателях без ВНА, в основном для размещения вентилятора (вентилятор двигателя Д-36). Схему г можно использовать только при небольшом количестве ступеней турбины (каскад СД двигателя Д-36). Схемы в, г
Слайд 9
ДВУХОПОРНЫЙ РОТОР ТВаД АИ-450 РОТОР ГГ В ПРОЛЕТЕ МЕЖДУ ОПОРАМИ Кафедра КиПДЛА
Слайд 10
КОНСОЛЬНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ КОМПРЕССОРА И ТУРБИНЫ JetCat P 200 Максимальная тяга, Н 230 (112 000 об/мин) Тяга малого газа, Н 90 (33 000 об/мин) Степень повышения давления 4 Расход воздуха, кг/с 0,45 Кафедра КиПДЛА
Слайд 13
АНАЛИЗ ТРЕХОПОРНЫХ РОТОРОВ Радиально-упорный подшипник желательно ставить ближе к узлу, где осевое смещение ротора влияет на осевой зазор. Обычно РУП ставится в районе средней опоры двигателя. Достоинство – повышенная жесткость ротора. Недостатки – Система один раз статически неопределима, если ротора ОК и ГТ соединены жестко. 2. Повышенные требования к соосности опор. Для того, чтобы система была статически определима, в узел соединения вводят шарнир, а крутящий момент передается через шлицы. Схема а. Достоинство – удобство доступа к РУП в процессе эксплуатации с целью его осмотра и дефектации. Недостаток – большое удлинение ротора в районе турбины. Пример – ГТД 3Ф, ТВД-10Б. Схема б. Достоинство – оптимальное распределение удлинения по оси ротора. Пример – АЛ-21Ф-3, КНД Д-30, Д-30КУ (если не учитывать межвального подшипника). Схемы в, г. Достоинство – уменьшается расстояние между опорами и, следовательно, повышается жесткость ротора и возрастают критические обороты. Недостаток – наличие консольных участков требует увеличенных радиальных зазоров по лопаткам, что приводит к снижению кпд. Кафедра КиПДЛА
Слайд 16
РОТОРА ОК И ГТ В ПРОЛЕТАХ МЕЖДУ ОПОРАМИ ТРЕХОПОРНЫЕ РОТОРА ТВаД ГТД-3Ф Кафедра КиПДЛА
Слайд 18
ЧЕТЫРЕХОПОРНЫЕ РОТОРА УЗЕЛ ОСЕВОЙ СТЯЖКИ РОТОРОВ СОЕДИНИТЕЛЬНАЯ РЕССОРА СХЕМА С ОДНИМ РУП СХЕМА С ДВУМЯ РУП Кафедра КиПДЛА
Слайд 19
ЧЕТЫРЕХОПОРНЫЙ ТВД НК-12 СО СТЯЖКОЙ РОТОРОВ ОК И ГТ СХЕМА С ОДНИМ РУП РУП Кафедра КиПДЛА