Слайд 3: УРДОМСКАЯ КС
Слайд 5
Воздуховод системы вентиляции АВОМ ГТЭС Шумоглушитель Блок воздухоочистки Блок вентиляции отсека турбогенератора Контейнер турбоблока Кондиционер Турбогенератор Муфта фрикционная Редуктор Входная камера Трансмиссия Бронещит Узлы крепления и регулировки Двигатель Компенсатор Отвод выхлопной на раме Шумоглушитель Выхлопная труба Отсек автоматики Ограждения ГТЭС СЕРИИ «УРАЛ» - ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Слайд 6
Блок вентиляции турбогенератора Система вентиляции турбоблока Турбоблок Компенсатор Блок воздухоочистки с шумоглушителем ОСНОВНЫЕ ТРАНСПОРТИРОВОЧНЫЕ БЛОКИ ГТЭС «УРАЛ»
Слайд 7
Блок воздухоочистки ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ГТЭС-16ПА Двигатель Шумоглушитель АВОМ двигателя Электродвигатели системы вентиляции Муфта фрикционная Узлы крепления и регулировки Турбогенератор Воздуховоды вентиляции генератора Трансмиссия
Слайд 8
ОСНОВНЫЕ ТРАНСПОРТИРОВОЧНЫЕ БЛОКИ ГТЭС-16ПА Блок генератора Блок системы маслообеспечения генератора АВОМ генератора Блок вентиляции генератора Блок электротехнический Выхлопное устройство Система вентиляции блока двигателя Шумоглушитель Блок воздухоочистки Блок системы маслообеспечения двигателя Блок двигателя Блок управления
Двигатель ПС-90ГП-25 Газотурбинная установка ГТЭ-25П Электрическая мощность на клеммах генератора, МВт 23,0 Электрический КПД, % 36,65 Частота вращения ротора силовой турбины, об/мин 5000 Тепловая мощность на выхлопе, Гкал/ч 26,10 Температура газа на выхлопе, ° С 473 Расход газа на выхлопе, кг/с 76,1 Топливо – природный газ, нефтяной попутный газ
Слайд 10: ОБЩИЙ ВИД ГТЭС-25П
1 2 3 4 7 9 10 6 5 8 Воздухоочистительное устройство (ВОУ) Блок управления АВОМ системы маслообеспечения двигателя Блок двигателя Система вентиляции блока двигателя Блок выходного устройства Блок маслообеспечения редуктора и генератора АВОМ редуктора и генератора Отсек редуктора и генератора Блок электротехнический
Слайд 12: Блочно-контейнерные ГПА серии “Урал” мощностью 10,12,16 МВт с вертикальным выхлопом без УТО
1. Контейнер турбоблока; 2. Рама ЦБН; 3. Маслобак ЦБН; 4. Стойка СГУ; 5. Кран-балка 5т.; 6. ЦБН; 7. Выхлопная улитка; 8. Рама ГТУ; 9. Опоры выхлопа; 10. ГТУ; 11. КШТ двигательная часть - К10П, КШТ улиточная часть - К16Д; 12. Система охлаждения ГТУ; 13. АВОМ ГТУ; 14. АВОМ ЦБН; 15. Фильтры топливного и пускового газа; 16. Блок обеспечения 3 х 6 м; 17. Система подогрева циклового воздуха; 18. Тракт всаса ВОУ; 19. Тракт выхлопа; 20. Система охлаждения трансмиссии; 21. Система вентиляции контейнера; 22. Система обогрева контейнера Блочно-контейнерные ГПА серии “Урал” мощностью 10,12,16 МВт с вертикальным выхлопом без УТО
Слайд 14
Блочно-контейнерные ГПА серии “Урал” мощностью 10,12,16 МВт с боковым выхлопом 1. Контейнер турбоблока; 2. Рама ЦБН; 3. Маслобак ЦБН; 4. Стойка СГУ; 5. Кран-балка 5т.; 6. ЦБН; 7. Выхлопная улитка; 8. Рама ГТУ; 9. КШТ двигательная часть - К10П; КШТ улиточная часть - К16Д; 10. ГТУ; 11. Система охлаждения ГТУ; 12. АВОМ ГТУ; 13. АВОМ ЦБН; 14. Фильтры топливного и пускового газа; 15. Блок обеспечения 3 х 6 м; 16. Система подогрева циклового воздуха; 17. Тракт всаса ВОУ; 18. Блок управления 3 х 6 м; 19. Система суфлирования; 20. УТО или проставка; 21. Тракт выхлопа; 22. Система охлаждения трансмиссии; 23. Система вентиляции контейнера; 24. Система обогрева контейнера
Слайд 17: ГПА серии “Урал” ангарного исполнения мощностью 10,12,16, 25 МВт
Легкосборное индивидуальное укрытие ангарного типа Тракт выхлопа Тракт всаса (ВОУ) АВОМ ГТУ АВОМ ЦБН Блок обогрева 3х6,5 м Блок компрессоров и пожаротушения Блок САУ ГПА серии “Урал” ангарного исполнения мощностью 10,12,16, 25 МВт
Слайд 18
Выхлоп Блок вентиляции Блок М С К У 5000-01 A В OM нагнетателя Блок системы управления и низковольтного переключателя ВОУ Блок с приводом Контейнер Блок пожаротушения Блок системы очистки газа КС «Улитка» Блок нагнетателя 1 Этап Состав ГПА
Слайд 19
ВОУ Блок вентиляции Укрытие Силовой блок Блок нагнетателя Трансмиссия Двигатель Балка с электроталью с нагрузкой 8 тонн 1 Этап Предметы локализации на 1 и 2 этапе
Слайд 20
Расположение силового блока и блока нагнетателя ГПА Трансмиссия Опорная рама 1 Этап 2 Этап
Слайд 22
Рама ГТД Gas turbine engine Входное устройство ГТД 2 Этап Предметы локализации на 2 этапе
Слайд 23
Передняя опора с ВНА 7. Камера сгорания Компрессор низкого давления 8. Компрессорная турбина Промежуточный ремонт 9. Кожухи для труб СТ Промежуточный компрессор 10. Силовая турбина Средний ремонт 11. Обеспечение СТ Компрессор высокого давления 1 3 2 4 5 6 7 8 10 11 9 Предметы локализации на 3 этапе
Слайд 24
В результате соединения газового компрессора с газовой турбиной получается турбокомпрессор. Турбокомпрессор является самой важной составляющей газовой компрессорной станции. Газовые компрессоры
Слайд 25
Составные части 1 - Рама 2 – Контрольно-измерительная аппаратура «сухих» уплотнений 3 – Контрольно-измерительные приборы нагнетателя 4 – Система подачи воздуха к «сухим» уплотнениям 5 – Система подачи буферного газа к «сухим» уплотнениям 6 – Центробежный нагнетатель с «сухими» уплотнениями и магнитным подвесом ротора 1 2 3 4 5 6 Блок-модуль нагнетателя с магнитным подвесом ротора Технические данные Объемная производительность, при 20 º С и 0. 1013 МПа, млн.м 3 /сутки: 60 Исходное давление газа, абс. на входе в нагнетатель, МП a 5,5 Конечное давление газа, абс. на выходе из нагнетателя, МП a : 7,45 Повышение степени сжатия газа 1,35 (коэффициент сжатия) Коэффициент политропности, не менее 0. 85 Мощность, потребляемая нагнетателем, на приводной муфте, МВт 23,5 Частота вращения ротора нагнетателя, об./мин: 5000 Электрическая мощность магнитного подвеса кВт: 5. 0 Электрическая мощность генератора, k Вт 150 Потребление воздуха через КИП СГУ, м /ч 300 Габаритные размеры, мм длина 4900 ширина 6000 высота 3000 Масса, кг 36000 ГПА Нева-25 НК
Слайд 26
Составные части 1 – Рама-резервуар для масла 2 – Контрольно-измерительная аппаратура «сухих» уплотнений 3 – Система подачи воздуха к «сухим» уплотнениям 4 – Система подачи буферного газа к «сухим» уплотнениям 5 – Центробежный нагнетатель с «сухими» уплотнениями и магнитным подвесом ротора 1 2 3 4 5 Блок-модуль нагнетателя ГПА Нева-25 НК Технические данные Объемная производительность, при 20 º С и 0. 1013 МПа, млн.м 3 /сутки: 60 Исходное давление газа, абс. на входе в нагнетатель, МП a 5,5 Конечное давление газа, абс. на выходе из нагнетателя, МП a : 7,45 Повышение степени сжатия газа 1,35 (коэффициент сжатия) Коэффициент политропности, не менее 0. 85 Мощность, потребляемая нагнетателем, ъ на приводной муфте, МВт 23,5 Частота вращения ротора нагнетателя, об./мин: 5000 Потребление воздуха через КИП СГУ, м /ч 300 Габаритные размеры, мм -длина 4000 - ширина 6000 - высота 3000 Масса, кг 36000
Слайд 27
Технические данные Номинальная мощность привода, МВт 25 Номинальная коммерческая производительность, млн. м 3 / 24 часа 60 Номинальное давление выхлопа, МПа 7,45 Повышение степени сжатия газа 1. 35 Частота вращения вала двигателя силовой турбины и ротора компрессора, об./мин 5000 Эффективный КПД ГПА 3 4.5 ГПА Нева-24 НК Исполнение агрегата с вертикальным выхлопом
Слайд 28
Технические данные Номинальная мощность привода, МВт 25 Номинальная коммерческая производительность, млн. м3 / 24 часа 49 Номинальное давление выхлопа, МПа 7,45 Повышение степени сжатия газа 1. 44 Частота вращения вала двигателя силовой турбины и ротора компрессора, об./мин 5000 Эффективный КПД ГПА 34.5 ГПА Нева-24 НК Исполнение агрегата с горизонтальным выхлопом
Слайд 29
ГПА-16 «Урал» на КС «Сальская» Суммарная наработка ГПА-16 «Урал» на КС «Сальская», «Волгоградская» - более 80 000 часов ГТУ-16П ( ОАО «Авиадвигатель» ) Компрессор 398 ( ОАО «Компрессорный Комплекс» ) Блочно-контейнерное исполнение
Слайд 30: ГПА-16 «Урал» на КС «Пуртазовская»
ГТУ-16П ( ОАО «Авиадвигатель» ) Компрессор 398 ( ОАО «Компрессорный комплекс» ) Блочно-контейнерное исполнение Наработка более 22 000 часов
ГТУ-16П ( ОАО «Авиадвигатель» ) Компрессор 498 ( ОАО «Компрессорный комплекс» ) Блочно-контейнерное исполнение Наработка более 20 000 часов
Слайд 32: ГПА-16ДКС-06 «Урал» на КС «Западно-Таркосалинская»
ГТУ-16П ( ОАО «Авиадвигатель» ) Компрессор 498 ( ОАО «Компрессорный комплекс» ) ГПА в укрытии ангарного типа Наработка более 9 000 часов
Слайд 33: ГПА-12/16 «Урал» на КС «Краснодарская» (проект «Голубой поток)
ГТУ-16П ( ОАО «Авиадвигатель» ) Компрессор 7 V-3 ( MHI ) Блочно-контейнерное исполнение Конечное давление 10 Мпа Наработка более 7 500 часов
Слайд 34: ГПА-16-01 «Урал» на КС «Смоленская» (проект «Ямал-Европа»)
ГТУ-16П ( ОАО «Авиадвигатель» ) Компрессор 7 V-3 ( MHI ) Блочно-контейнерное исполнение Конечное давление 8,5 Мпа Наработка более 9 000 часов
Слайд 35
ГПА-16М «Урал» на КС «Соковка Первый бессмазочный компрессор НЦ-16М «Урал» разработки НПО «Искра ГТУ-16П ( ОАО «Авиадвигатель» ) Компрессор НЦ 16М «Урал» Блочно-контейнерное исполнение Наработка более 6 500 часов
Слайд 36
ГТЭИ-4 в ОАО «Юганскнефтегаз» Суммарная мощность 24 МВт Суммарная наработка на 3 0. 05.0 6 : - 15 4 315 часов
Слайд 37
ЭГЭС-12С на Лукьявинском, Русскинском Биттемском, Лянторском месторождениях ОАО «СУРГУТНЕФТЕГАЗ» Суммарная мощность 156 МВт
Слайд 38: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ГАЗОТУРБИНОГО ДВИГАТЕЛЯ НАЗЕМНОГО ПРИМЕНЕНИЯ
38 Впервые Швейцарская фирма A. G. Brown Bonery ввела в эксплуатацию первую электростанцию с газотурбинным приводом мощностью 4 МВт и КПД 17,4 %. Впервые Швейцарская фирма A. G. Brown Bonery ввела в эксплуатацию железнодорожный газотурбовоз, оборудованный ГТД мощностью 1620 кВт. С конца 1940-х гг. начинают применяться ГТД для привода морских судовых движителей. С конца 1950-х гг. ГТД начинают использоваться в составе газоперекачивающих агрегатов (ГПА) на магистральных газопроводов для привода нагнетателей природного газа. В начале 1960-х гг. начали разрабатываться промышленные ГТД конвертированные из авиадвигателей. Первый массовый конвертированный ГТД стал ТРД Avon фирмы Rolls-Royce как газогенератор для стационарной СТ производства фирмы Cooper Bessemer. В СССР разработан наземный ГТД НК-12 на базе одновального авиационного ТВД НК-12 выполнен со свободной СТ и работает в составе многих ГПА и по сей день С конца 1980-х гг. началось широкое внедрение авиационных технологий при проектировании новых моделей ГТД и модернизации существующих. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ГАЗОТУРБИНОГО ДВИГАТЕЛЯ НАЗЕМНОГО ПРИМЕНЕНИЯ В настоящее время конвертированные авиационные ГТД широко используются в энергетике, промышленности, в морских условиях и на транспорте. Данный тип ГТД характеризуется высоким КПД в простом цикле, что обусловлено высокими параметрами и эффективностью узлов базовых авиадвигателей. 1939 г. 1941 г. 1950 г. 1960 г. 1961 г. 1964 г. 1970 г. 1990 г.
Слайд 39: ОСНОВНЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ГТД
39 ОСНОВНЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ГТД General Electric Energy, США Разрабатывает и производит авиапроизводные стационарные ГТД для энергетического, механического и морского привода в диапазоне мощности от 2 до 300 МВт. Pratt & Whitney, США Отделение фирмы PW Power Systems производят конвертированные наземные и морские ГТД на базе авиадвигателей PW и PWC мощностью от 0,4 до 28 МВт. Pratt & Whitney, Канада Конвертированные из базовых ГТД промышленных двигателей мощностью от 400…4000 кВт. Rolls-Royce, Великобритания Производит широкий спектр моделей ГТД для механического, энергетического и морского привода мощностью от4 до 58 МВт. Siemens, ФРГ Выпуск стационарных наземных ГТД для энергетического и механического привода и морского применения мощностью от 4 до 300 МВт. Alstom, Франция, Великобритания Разрабатывает и производит стационарные одновальные энергетические ГТД в диапазоне мощностей 50…270 МВт. Solar, США Входит в состав фирмы Caterpillar и занимается разработкой и производством стационарных ГТД малой мощности от1 до 15 МВт для энергетического и механического привода и морского применения. ГП «ЗМКБ «Прогресс» им. А.Г. Ивченко» Украина, г. Запорожье Государственное предприятие выпускает промышленные наземные ГТД мощностью от 2,5 до 10 000 кВт. НПП « Машпроект » Украина, г. Николаев Разрабатывает и производит ГТД на морских СУ, а также наземные ГТД для энергетического и механического привода. Наземные двигатели являются модификациями моделей морского применения в классе мощностей 2…30 МВт.
Слайд 40: ОСНОВНЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ГТД
40 ОСНОВНЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ГТД ГУНПП «Завод им.В.Я. Климова», г. Санкт-Петербург Государственное предприятие выпускает конвертированные наземные энергетические промышленные ГТД на базе ТВД в классе мощностей 0,8…2,5 МВт. ОАО «ЛМЗ», г. Санкт-Петербург Разрабатывает и производит стационарные энергетические ГТД в классе мощности 100…180 МВт. ФГУП «Мотор», г. Уфа В 1990 г. на базе двигателя Р195 разработана энергетическая установка ГТЭ-10/95 мощностью 10 МВт. ОАО «НПО «Сатурн», г. Рыбинск Разрабатывает и производит конвертированные наземные ГТД мощностью от 4 до 20 МВт. ОАО «СНТК им. Кузнецова», г. Самара Выпускает наземные ГТД, конвертированные из авиадвигателей. Предприятие имеет самый большой опыт среди российских предприятий в разработке наземных ГТД для газовой промышленности с 1974 г.
Слайд 41: РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МОЩНОСТЕЙ НА КС ОАО «ГАЗПРОМ» ПО ТИПАМ ГПА
41 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МОЩНОСТЕЙ НА КС ОАО «ГАЗПРОМ» ПО ТИПАМ ГПА Тип ГПА Количество ГПА, шт. Средняя единичная мощность, кВт Суммарная мощность, кВт Газотурбинные ГПА 3 415 12 090 41 287 350 Электроприводные ГПА 697 8 353 5 821 700 Газомотокомпрессоры 158 1 312 207 296 ИТОГО 4 270 21 755 47 316 346 В т. ч. на СПХГ Газотурбинные ГПА 108 7 323 790 900 Электроприводные ГПА 6 6 300 37 800 Газомотокомпрессоры 119 1 351 160 812 ИТОГО 233 14 974 989 512
Слайд 42: ИЗ ИСТОРИИ КОМПАНИИ
42 ИЗ ИСТОРИИ КОМПАНИИ Подписано генеральное соглашение с ОАО «Газпром» о создании газотурбинной техники наземного применения. Утверждена комплексная программа «Урал-Газпром». Создана и освоена в серийном производстве ГТУ-12П мощностью 12 МВт. Создана и освоена в серийном производстве ГТУ-16П мощностью 16 МВт. 14 августа проведено МВИ ГТУ-12П на КС «Ординская». Подписана комплексная программа создания ГПА и ГТЭС нового поколения «Урал-Газпром-2» Введены в эксплуатацию установки ГТУ-10П мощностью 10 МВт для привода нагнетателей газа в составе агрегатов ГПА-10ПХГ«Урал» для подземных хранилищ газа, а также в составе агрегатов ГПА-10ДКС«Урал» на дожимных компрессорных станциях. Введена в опытную эксплуатацию ГТУ-25П мощностью 25 МВт в ООО «Газпром трансгаз Чайковский» («Пермтрансгаз») на КС«Игринская» в составе агрегата ГПА-25РП-С"Урал". Для привода нагнетателей подземных хранилищ газа создана установка ГТУ-4ПГ с мультипликатором М-45ПХГ, который позволяет оптимизировать характеристики газоперекачивающего агрегата. 2005 Парк газотурбинных установок мощностью 10, 12 и 16 МВт, созданных на базе авиационного двигателя ПС-90А, отработал один миллион часов. ГТУ-12П на КС «Ординская» Совхозное СПХГ, ГТУ-10П ГТУ-25П на КС «Игринская» ГТУ-4ПГ в составе ГПА-4ПХГ "Урал" на СПХГ "Касимовское"
Слайд 43: ИЗ ИСТОРИИ КОМПАНИИ
43 ИЗ ИСТОРИИ КОМПАНИИ Заключён договор на поставку трёх газотурбинных установок ГТУ-16П для эксплуатации в составе компрессорной станции «Sivas», Турция. Закончена отгрузка пяти газотурбинных установок ГТУ-16П для монтажа в газоперекачивающих агрегатах ГПА-16 «Урал» (разработчик и изготовитель - ОАО «НПО «Искра»), предназначенных для компрессорной станции «Каменск-Шахтинская» ООО «Мострансгаз», призванной обеспечивать природным газом потребителей Ростовской области. 2007 Пермские двигателестроители стали победителями тендера в рамках проекта «Сахалин-2» на поставку блочно-модульного насосного агрегата ГТНА «Урал-6000» мощностью 6 МВт для перекачки сырой нефти. 2008 Парк газотурбинных установок, созданных на базе авиационного двигателя ПС-90А, отработал свыше трех миллионов часов. 2009 Осуществлена поставка двух насосных агрегатов ГТНА «Урал-6000» с насосами немецкой фирмы Ruhr Pumpen, в рамках проекта «Сахалин-2». Завершены пуско-наладочные работы по поставке трех газотурбинных установок ГТУ-16П для эксплуатации в составе компрессорной станции «Sivas», Турция. Начаты работы по проектированию установки ГТУ-32П в классе мощности 32-34 МВт. ГТУ-16П на КС«Сивас» Турция ГТУ-16П на КС «Вуктыл» ГТУ-16П на КС«Смоленская»
Слайд 44: ИЗ ИСТОРИИ КОМПАНИИ
44 ИЗ ИСТОРИИ КОМПАНИИ ГТУ-6П в составеГТНА «Урал-6000», п. Гастелло, Сахалин-Энерджи ГТУ-25П в цехе на КС «Игринская» В рамках проекта ОАО «Газпром» по строительству сухопутного участка газопровода «Северный поток» отгружены на КС «Елизаветинская» - 5 ГТУ-16П и на КС « Бабаевская » - 5 ГТУ-25П. В сентябре 2010 года ОАО «Авиадвигатель» - российское конструкторского бюро по разработке газотурбинных двигателей авиационного и промышленного назначения - принято в состав «Союза машиностроителей России». Общая наработка всех ГТУ составила 10 миллионов часов и продано более 560 промышленных ГТУ. На начало января 2011 года изготовлены 204 газотурбинные установки ГТУ-16П с их суммарной наработкой около 3 миллионов часов. 30 907 часов отработала без ремонта газотурбинная установка ГТУ-12П производства ОАО «Пермский моторный завод» (разработчик ОАО «Авиадвигатель»). ГТУ-12П в составе ГПА-12Р2 «Урал» на КС-6 «Шаран», ООО «Газпром трансгаз Уфа» ГТУ-12П в составе ГПА-12/16 на КС «Краснодарская», ООО «Газпром трансгаз Кубань» ГТУ-16П в составе ГПА-16РП«Урал» на КС-18 Ординская, ООО «Газпром трансгаз Чайковский»
Слайд 45: ИЗ ИСТОРИИ КОМПАНИИ
45 ИЗ ИСТОРИИ КОМПАНИИ Проведены испытания многомодульной камеры сгорания, разработки ОАО «Авиадвигатель», а также испытания горелки, разработки ФГУП «ЦИАМ» и выносной камеры сгорания двигателя ГТУ-25П-ПА на автономных стендах ЦИАМ и ОАО «Авиадвигатель». Начаты работы и проведен цикл испытаний малоэмиссионной камеры сгорания с впрыском воды. Изготовлена и проведены сдаточные испытания ГТУ-25П, поставляемой в качестве привода испытательного стенда компрессоров, по контракту с фирмой Consen Automation Control Co. (Китай). Проведены испытания газогенератора 84/83-02 с модернизированной ТВД. Проведены испытания двигателя ПС-90ГП-25А с модернизированной ТВД. Проведены испытания газогенератора с системой подавления вредных выбросов впрыском воды в КС. Достигнуты целевые показатели по выбросам NOx≤50 мг/м 3. Выполнен монтаж и введены в эксплуатацию три газотурбинных компрессорных агрегата ГТУ-6ПГ на ООО «ЛУКОЙЛ - ПНГП» в рамках проекта «Строительство дожимной компрессорной станции для подключения к ГТС ОАО «ГАЗПРОМ ». Парк газотурбинных установок, созданных на базе авиационного двигателя ПС-90А, отработал свыше 12 млн. час. Из них 10 млн. часов в качестве механического привода ГПА. ГТУ-6ПГ в составе ГПА-6ДКС на Южно-Приобское МНГ, ООО “Газпромнефть-Хантос” ООО “Газпром трансгаз Ухта”
Слайд 46
16 января 1994 года произведён запуск с выходом на режим 18 декабря 1993 года произведена сборка двигателя 84-01 29 декабря 1993 года закончен монтаж на КС «Пермская» и произведён пробный запуск 46 14 августа 1995 года проведено МВИ ГТУ- 12П на КС « Ординская »
Слайд 47: СОТРУДНИЧЕСТВО
47 СОТРУДНИЧЕСТВО Кооперация предприятий Пермского края объединяет: ОАО НПО «Искра», разработчик и поставщики блочно-комплектных ГПА, ГТЭС и центробежных нагнетателей природного газа; ОАО «Авиадвигатель» - разработчик ГТУ для ГПА и ГТЭС; ОАО «Пермский моторный завод» - серийный изготовитель ГТУ для ГПА И ГТЭС; ЗАО «Искра-Авигаз» - осуществляет поставку, монтаж и сервисное обслуживание ГПА для реконструкции, ГТЭС, и ГТУ для блочных ГПА и ГТЭС. ЗАО «Искра-Энергетика» - осуществляет поставку, монтаж и сервисное обслуживание ГТЭС. ОАО «Привод» - поставщик турбогенераторов; ОАО «Мотовилихинские заводы» - поставщик заготовок для валов и трансмиссий; ОАО «Машиностроитель» - поставщик узлов ГТУ и ГПА; ОАО «Камкабель» - поставщик кабельной продукции; ОАО «Казанькомпрессормаш» - поставщик центробежных компрессоров. Кроме участников программы в кооперации принимают участие еще целый ряд предприятий:
Слайд 48: НАШИ ЗАКАЗЧИКИ
ООО «Газпром трансгаз Москва» ООО «Газпром трансгаз Чайковский» ООО «Газпром добыча Уренгой» ООО «ПХГ» ООО «Газпром добыча Оренбург» ООО «Газпром добыча Ямбург» ООО «Газпром трансгаз Уфа» ООО «Газпром трансгаз Саратов» ООО «Газпром трансгаз Самара» ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» ООО «Газпром трансгаз Югорск» ООО «Газпром трансгаз Кубань» ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» ООО «Газпром трансгаз Ухта» ООО «Газпром добыча Ноябрьск» ООО «Газпром трансгаз Волгоград» ООО «Газпром трансгаз Сургут» ООО «Газпром добыча Надым» ООО «Газпром трансгаз С. Петербург» ООО «Газпром инвест Запад» ООО «Газпром инвест Восток» ОАО « Томскгазпром» 48 48 SAKHALIN ENERGY THE NEW ENERGY SOURSE FOR THE ASIA-PACIFIC ОАО «ЛУКОЙЛ-ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ» ЗАО "Нортгаз" ОАО «НОВАТЭК - Таркосаленефтегаз» ОАО «Таркосаленефтегаз» ТУРЦИЯ КИТАЙ
Слайд 49: СРАВНЕНИЕ СТАЦИОНАРНЫХ И АВИАПРОИЗВОДНЫХ ГТД
49 СРАВНЕНИЕ СТАЦИОНАРНЫХ И АВИАПРОИЗВОДНЫХ ГТД максимально простая конструкция; использование недорогих материалов с относительно низкими характеристиками; массивные корпуса, как правило, с горизонтальным разъемом для возможности выемки и ремонта ротора ГТД в условиях эксплуатации; конструкция камеры сгорания, обеспечивающая возможность ремонта и замены жаровых труб в условиях эксплуатации; использование подшипников скольжения. LM2500 1 2 1 – тонкие корпуса; 2 – подшипники качения; 3 – выносные КС; Frame 5 4 5 3 6 4 – массивные корпуса; 5 – подшипники скольжения; 6 – горизонтальный разъем СТАЦИОНАРНЫЕ ГТД малая масса и объем; более быстрый пуск и приемистость; меньшая потребная мощность пусковых устройств; меньшие потребные капитальные затраты при строительстве объектов применения. АВИАПРОИЗВОДНЫЕ НАЗЕМНЫЕ И МОРСКИЕ ГТД
Слайд 50: КОНВЕРТАЦИЯ КОНСТРУКЦИИ АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПС-90
50 КОНВЕРТАЦИЯ КОНСТРУКЦИИ АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПС-90 Усиленная конструкция корпусных деталей Измененная конструкция камеры сгорания Применение жаропрочных коррозионностойких сплавов Применение подшипников с повышенным ресурсом Измененная схема маслосистемы Жесткие нормы на взаимное расположение опор трансмиссионных валов Улучшенное тепловое состояние опор трансмиссионных валов Использование специально разработанной силовой турбины
Слайд 51: КОНВЕРТАЦИЯ КОНСТРУКЦИИ АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ Д-30 III серии
51 51 Усиленная конструкция корпусных деталей Измененная конструкция камеры сгорания Применение жаропрочных коррозионностойких сплавов Применение подшипников с повышенным ресурсом Измененная схема маслосистемы Жесткие нормы на взаимное расположение опор трансмиссионных валов Улучшенное тепловое состояние опор трансмиссионных валов КОНВЕРТАЦИЯ КОНСТРУКЦИИ АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ Д-30 III серии Использование турбины низкого давления в качестве силовой турбины с максимальным сохранением материальной части
Слайд 52
52 БАЗОВЫЙ КОМПЛЕКТ ПОСТАВКИ Двигатель на подмоторной раме Кожух ГТУ шумотеплоизолирующий Экраны защитные Выходное устройство ГТУ Документы, прикладываемые к комплекту поставки ГТУ: формуляр ГТУ; руководство по технической эксплуатации ГТУ (или инструкция по технической эксплуатации); ведомость эксплуатационных документов; другие документы согласно ведомости эксплуатационных документов (монтажные чертежи, паспорта, этикетки и т.д.) Опоры вертикальные регулировочные Трансмиссия Кожух трансмиссии Входное устройство ГТУ ( с леминискатным входом) Пульт инженерный (поставляется с первой установкой в цехе, 1 комплект на компрессорный цех) Блок управления дозатором газа Электропроводка ГТУ-САУ Трубопроводы до рамы ГПА Блок выносных масляных фильтров (2 шт) Шкаф с агрегатами и датчиками Эксплуатационный комплект запасных частей групповой Сумка с инструментом Комплект приспособлений для монтажа (1 комплект на компрессорный цех) Эксплуатационный одиночный комплект запасных частей для обеспечения 25 000 часов наработки одной установки
Слайд 53: БЛОЧНО-КОНТЕЙНЕРНЫЕ ГПА СЕРИИ “УРАЛ” МОЩНОСТЬЮ 10,12,16 МВТ С ВЕРТИКАЛЬНЫМ ВЫХЛОПОМ БЕЗ УТО
53 1. Контейнер турбоблока; 2. Рама ЦБН; 3. Маслобак ЦБН; 4. Стойка СГУ; 5. Кран-балка 5т.; 6. ЦБН; 7. Выхлопная улитка; 8. Рама ГТУ; 9. Опоры выхлопа; 10. ГТУ; 11. КШТ двигательная часть - К10П, КШТ улиточная часть - К16Д; 12. Система охлаждения ГТУ; 13. АВОМ ГТУ; 14. АВОМ ЦБН; 15. Фильтры топливного и пускового газа; 16. Блок обеспечения 3 х 6 м; 17. Система подогрева циклового воздуха; 18. Тракт всаса ВОУ; 19. Тракт выхлопа; 20. Система охлаждения трансмиссии; 21. Система вентиляции контейнера; 22. Система обогрева контейнера БЛОЧНО-КОНТЕЙНЕРНЫЕ ГПА СЕРИИ “УРАЛ” МОЩНОСТЬЮ 10,12,16 МВТ С ВЕРТИКАЛЬНЫМ ВЫХЛОПОМ БЕЗ УТО
Слайд 54: БЛОЧНО-КОНТЕЙНЕРНЫЕ ГТЭС СЕРИИ “УРАЛ”
54 БЛОЧНО-КОНТЕЙНЕРНЫЕ ГТЭС СЕРИИ “УРАЛ” МОЩНОСТЬЮ 2,5 ; 4; 6 МВТ МОЩНОСТЬЮ 12, 16, 25 МВТ В ЦЕХОВОМ ИСПОЛНЕНИИ
Слайд 55: ГАЗОТУРБИННЫЕ УСТАНОВКИ НА БАЗЕ АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПС-90А
ПС-90А ГТУ-25П Мощность 25,6 МВт КПД 39,2 % ГТЭ-16ПА Мощность 16,3 МВт КПД 35,5% ГТУ-12ПГ-2 Мощность 12,3 МВт КПД 32,6 % ГТЭ-25ПА Мощность 25, 53 МВт КПД 37,2 % ГТЭ-25П Мощность 23,0 МВт КПД 36,7 % В рамках утверждённых Программ созданы серийные ГТУ и ГТЭ ГТУ-16ПА2 Мощность 16,4 МВт КПД 34,8% ГТУ-16П Мощность 16,47 МВт КПД 37,0 % ГТУ-10П Мощность 10, 26 МВт КПД 3 2, 5 % ГАЗОТУРБИННЫЕ УСТАНОВКИ НА БАЗЕ АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПС-90А ГТУ-12П Мощность 12, 4 МВт КПД 34,6 % 55
Слайд 56: ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА ГТУ-10П
56 Отличительная особенность - высокооборотная силовая турбина (9000 об / мин). ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА ГТУ-10П Используется в составе газоперекачивающих агрегатов на станциях подземного хранения газа и дожимных компрессорных станциях, может быть использована при реконструкции агрегатов мощностью от 6 до 10 МВт. в условиях ISO Мощность 10, 26 МВт КПД 3 2, 5 %
Слайд 57: ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА ГТУ-12П
57 ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА ГТУ-12П Разработаны в рамках комплексной программы «Урал-Газпром» по созданию газоперекачивающих агрегатов и газотурбинных электростанций нового поколения. Применяется в составе газоперекачивающих агрегатов ГПА-12 «Урал» и для реконструкции существующих агрегатов. в условиях ISO Мощность 12,4 МВт КПД 34,6 %
Слайд 58: ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА ГТУ-16П
58 Мощность 16,47 МВт КПД 37,0 % в условиях ISO ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА ГТУ-16П Разработаны в рамках комплексной программы «Урал-Газпром» по созданию газоперекачивающих агрегатов и газотурбинных электростанций нового поколения. Применяется в составе газоперекачивающих агрегатов ГПА-16 «Урал» и для реконструкции существующих агрегатов.
Слайд 59: ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА ГТУ-25П
59 ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА ГТУ-25П Разработана в рамках программы «Урал-Газпром». Имеет одни из лучших в мире технические характеристики. Мощность 25,6 МВт КПД 39,2 % Предназначена для привода газовых компрессоров в составе газоперекачивающих агрегатов. в условиях ISO
Слайд 60: КПД ГТУ ДЛЯ МЕХАНИЧЕСКОГО ПРИВОДА В КЛАССЕ МОЩНОСТИ 10 …30 МВТ
Мощность на валу, МВт КПД,% 60
Слайд 61: ГАЗОТУРБИННЫЕ УСТАНОВКИ НА БАЗЕ АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ Д-30 III Серии
В рамках утверждённых Программ созданы серийные ГТУ ГАЗОТУРБИННЫЕ УСТАНОВКИ НА БАЗЕ АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ Д-30 III Серии Д-30 III СЕРИИ ГТУ-2,5П Мощность 2,56 МВт КПД 21,12 % ГТУ-6П Мощность 6,14 МВт КПД 26,19 % ГТУ-4П Мощность 4,13 МВт КПД 24,0 % ГТУ-6ПГ Мощность 6,17 МВт КПД 26,82 % ГТУ-4ПГ Мощность 4,26 МВт КПД 25,45 % 61
Слайд 62: ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА ГТУ-4ПГ
62 ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА ГТУ-4ПГ ГТУ-4ПГ - Разработана на базе ГТУ-4П и предназначена для использования в составе газоперекачивающих агрегатах на станциях подземного хранения газа. Для согласования частоты вращения ротора силовой турбины с ротором нагнетателя в составе ГТУ-4ПГ применяется мультипликатор разработки ОАО "Авиадвигатель". Головной образец эксплуатируется в составе агрегата ГПА-4ПХГ "Урал" на СПХГ "Касимовское" ООО "Мострансгаз". в условиях ISO Касимовское C ПХГ Мощность 4,26 МВт КПД 25, 45 %
Слайд 63: ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА ГТУ-6ПГ
63 ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА ГТУ-6ПГ Для согласования частоты вращения ротора силовой турбины с ротором нагнетателя в составе ГТУ-6ПГ применяется мультипликатор М60. Головной образец эксплуатируется в составе агрегата ГПА-6ДКС «Урал» на ДКС «Мыльджинское» ОАО «Томскгазпром» в условиях ISO Мощность 6, 17 МВт КПД 26,82 % ГТУ-6ПГ - Разработана на базе ГТУ-6П и предназначена для использования в составе газоперекачивающих агрегатах на станциях подземного хранения газа.
Слайд 64: ГАЗОТУРБИННЫЙ НАСОСНЫЙ АГРЕГАТ ДЛЯ ПЕРЕКАЧКИ НЕФТИ ГТНА «УРАЛ-6000»
64 ГАЗОТУРБИННЫЙ НАСОСНЫЙ АГРЕГАТ ДЛЯ ПЕРЕКАЧКИ НЕФТИ ГТНА «УРАЛ-6000» Мощность 5,4 МВт в условиях ISO Поставлены два агрегата с насосами немецкой фирмы Ruhr Pumpen на дожимную насосную станцию в рамках проекта «Сахалин II »
Слайд 65: ГТУ-32П - ГАЗОТУРБИННЫЙ ПРИВОД ПОВЫШЕННОЙ ЕДИНИЧНОЙ МОЩНОСТИ ДЛЯ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ГПА
65 ГТУ-32П - ГАЗОТУРБИННЫЙ ПРИВОД ПОВЫШЕННОЙ ЕДИНИЧНОЙ МОЩНОСТИ ДЛЯ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ГПА Класс мощности 32…34 МВт КПД 39 % Возможность развития по мощности до 40 МВт и КПД до 40 % (40х40) Разрабатывается на базе авиационного двигателя 4 поколения Д-30Ф6 Сохраняется 2-контурная схема базового турбокомпрессора с минимальной степенью двухконтурности ( m 0,1) 2-ступенчатая быстроходная силовая турбина Общетехнический ресурс 100 тыс. час. Межремонтный ресурс 33 тыс. час.
Слайд 66: ЗАРУБЕЖНЫЕ ГТУ В КЛАССЕ МОЩНОСТИ 30 МВТ
66 ЗАРУБЕЖНЫЕ ГТУ В КЛАССЕ МОЩНОСТИ 30 МВТ MS5002E УСТАНОВКИ СТАЦИОНАРНОГО ТИПА RB211-6761 LM2500RD GT-10C УСТАНОВКИ АВИАЦИОННОГО И КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА
Слайд 67: КОНСТРУКТИВНЫЙ ОБЛИК ГТУ-3 2 П
67 КОНСТРУКТИВНЫЙ ОБЛИК ГТУ-3 2 П ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ: 2-контурная схема турбокомпрессора с m ≈ 0,1. 8-ступ. КНД, разрабатываемый на основе базового КНД Д-30Ф6 с добавлением трех ступеней сзади. 10-ступенчатый КВД базового двигателя. Малоэмиссионная камера сгорания с выносными жаровыми трубами, аналогичная малоэмиссионным камерам сгорания ГТУ - 16П и ГТУ-25П. Модернизированные турбины ВД и НД с новым облопачиванием и системой охлаждения, обеспечивающими заданный ресурс. Наружный контур, улучшающий общее тепловое состоянии двигателя (экранирование и охлаждение горячих корпусов КВД, ТНД, СТ, переходного канала), а также обеспечивающий утилизацию утечек из газогенератора, согласование расходов КНД и КВД и пр. Силовая турбина на раме поставляется отдельным модулем, в том числе в составе моноблока «СТ–ЦБН» с магнитными подвесами (уточняется совместно с ОАО «Газпром»). 8-ступ. КНД ( КНД изд. 48 с тремя до п. ступенями на выходе ) p КНД =3,8 Малоэмиссионная КС противоточного типа с выносными жаровыми трубами 10-ст. КВД Д-30Ф6 Модифицированные ТВД и ТНД Усиленные корпуса наружного контура 2-ступ. СТ n СТ =5500 об/мин 3 новые cтупен и КНД на выходе Выносная коробка агрегатов
Слайд 68: ГТУ ДЛЯ МЕХАНИЧЕСКОГО ПРИВОДА В КЛАССЕ МОЩНОСТИ 25…45 МВт
68 ГТУ ДЛЯ МЕХАНИЧЕСКОГО ПРИВОДА В КЛАССЕ МОЩНОСТИ 25…45 МВт Ne, МВт h e,%
Слайд 69
Параметры Газогенератор + СТ 2-каскадный ТК + СТ Расчетный режим Режим 8 МВт Режим 6,5 МВт Расчетный режим Режим 12 МВт Мощность на валу СТ, МВт 7,2 8,0 6,5 16,5 12,4 КПД на валу СТ, 0,350 0,35 5 0,34 3 0,406 0,385 Расход воздуха, кг/с 28, 9 29, 9 27, 7 50,0 43,7 Температура газов перед турбиной, К 1385 14 34 13 50 1578 1484 Степень сжатия 16, 7 17, 6 15, 8 31,3 26,4 Температура газов на выхлопе, С 44 5 46 6 434 455 433 Частота вращения ГГ, об/мин 13670 13960 135 0 0 15030 14560 Частота вращения СТ, об/мин 9000 700 0 Число ступеней СТ 2 3 Класс мощности 6…8 МВт Класс мощности 16 МВт ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГТУ НА БАЗЕ ГАЗОГЕНЕРАТОРА 5-ГО ПОКОЛЕНИЯ 69
Слайд 70: ДИНАМИКА ВВОДА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ И НАРАБОТКИ ГАЗОТУРБИННЫХ УСТАНОВОК ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ГАЗА
70 ДИНАМИКА ВВОДА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ И НАРАБОТКИ ГАЗОТУРБИННЫХ УСТАНОВОК ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ГАЗА 01. 1 1201 5 01. 1 1201 5
Слайд 71
УВЕЛИЧЕНИЕ ПАРКА ГТУ НА БАЗЕ ДВИГАТЕЛЕЙ ПС-90А И Д-30 ГТУ Отгружено в 2015 г. Общее количество на 01.11.2015 г. Наработка за 2015 г. Общая наработка на 01.11.2015 г. ГТУ- 6ПГ для ГТНА 0 3 0 142 ГТУ- 4ПГ 0 1 0 8 281 ГТУ- 6ПГ 0 9 37 352 120 874 ГТУ- 10П 8 93 155 956 1 098 576 ГТУ-12П 1 89 182 876 2 611 623 ГТУ- 16П 17 282 530 829 6 133 785 ГТУ-25П 5 63 96 742 281 924 ВСЕГО 31 540 1 003 755 10 255 205 71
Слайд 75
«ЮЖНЫЙ КОРИДОР» - «ТУРЕЦКИЙ ПОТОК» 75 КС « Шахтинская » КС « Кореновская » КС « Казачья » КС « Каменск- Шахтинская » КС « Кубанская »
Слайд 79
ВОСТОЧНАЯ ГАЗОВАЯ ПРОГРАММА ПРОЕКТ «САХАЛИН-2» 79 « СИЛА СИБИРИ» САХАЛИН — ХАБАРОВСК — ВЛАДИВОСТОК
Слайд 80
80 «СИЛА СИБИРИ-2» МУРМАНСК — ВОЛХОВ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ГАЗОПРОВОДЫ «СИЛА СИБИРИ»
Слайд 81
Показатель ГТУ-6ПГ для ГТНА ГТУ-4ПГ ГТУ-6ПГ ГТУ-10П ГТУ-12П ГТУ-16П ГТУ-25П Суммарная наработка, час. 142 8 28 1 120 874 1 098 576 2 611 623 6 133 785 281 924 Наработка лидерного образца, час. 75 8 28 1 32 682 50 0 7 9 8 1 670 57 959 30 289 Общее количество ГТУ, шт. 3 1 9 93 89 2 82 63 ГЕОГРАФИЯ ПОСТАВОК ГТУ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ГАЗА на 01.11. 20 15 Показатель ГТУ-6ПГ ГТУ-10П ГТУ-12П ГТУ-16П ГТУ-25П Коэффициент готовности 0,99 0,99 0,99 0,99 0,99 Коэффициент технического использования 0,99 0,98 0,99 0,97 0,98 Коэффициент надёжности пусков 0,99 0,99 1,00 0,99 0,99 81