Первый слайд презентации
Кризис империи: Русско-японская война И революция 1905-1904 гг.
Слайд 2
20 октября 1894 г. Умер Александр III. На престол вступил его сын Николай II.Родился 6 мая 1868 г. в Санкт-Петербурге. Рос он, довольно подвижным, даже озорным мальчиком. Образование наследник получил домашнее: ему прочли лекции по курсу гимназии, а затем юридического факультета и Академии Генштаба. Николай свободно владел тремя языками; английским, немецким и французским. Что касается политических взглядов цесаревича, то они во многом формировались под влиянием обер-прокурора Синода К.Победоносцева. Из писателей царь ценил Гоголя, Пушкина. Любил одеваться на русский манер. Император Николай II Александрович (1894-1917 гг.)
Слайд 3
Во время праздничных гуляний в честь коронации в мае 1896 г. На Ходынском поле случилась давка. Единственный сын царя Алексей, страдал неизлечимой болезнью. Добрый и бесхарактерный, Николай II находился под влиянием сначала матери, а затем жены Александры Федоровны. Царь был отличным семьянином, прекрасно воспитанным, сдержанным. Мать царя, императрица Мария Федоровна Коронация Николая II
Слайд 4
Общество ожидало от нового царя реформ, однако в своей первой публичной речи император заявил, что будет охранять основы самодержавия твердо и неуклонно, как его «незабвенный покойный родитель». Сын Николая II - Цесаревич и Великий князь Алексей Николаевич. (1904-1918 гг.) Императрица Александра Федоровна- жена Николая II
Рост общественного движения и его радикализация - Консервативные политические взгляды императора - Отсутствие единства в правящем классе по вопросу о путях развития России
Слайд 6
2. В ближайшем окружении императора существовали разные точки зрения на перспективы развития России: Министр финансов С.Витте МВД В.Плеве Срочная индустриализация решит и политическую задачу. Заняться С/Х, вытеснить с власти дворян, поддержать буржуазию. У России своя отдельная история. Многие реформы лишние. Не нужно смотреть на Запад.
Слайд 7: С.Ю. Витте выступал за :
1. Ускоренную модернизацию России 2. Развитие капиталистических отношений 3. Постепенный переход политической власти от дворянства к союзу буржуазии и обуржуазившихся помещиков 4. Занятие разоряющихся помещиков предпринимательской деятельностью (обуржуазивание дворянства) 5. Роспуск крестьянской общины и предоставление земли крестьянам в частную собственность 6. Уравнивание крестьян в правах с другими сословиями 7. Невмешательство государства в отношения между рабочими и предпринимателями
Слайд 8: В.К. Плеве выступал за:
Самобытный путь развития России, который поможет избежать капитализма и гнета буржуазии 2. Сохранение политической власти за дворянством 3. Поддержку разоряющихся помещиков за счет государства 4. Сохранение крестьянской общины 5. Сохранение сословной обособленности крестьян 6. Попечительскую политику государства в отношении рабочих
Слайд 9
3. Политика царя вызвала разочарование в обществе. Начались студенческие волнения. В феврале 1901 г. Террористом был убит министр просвещения Н.Боголепов. Вспыхнули крестьянские волнения. В 1899 г. Были ограничены права финского сейма, волнения прокатились на Кавказе. Начались еврейские погромы. Жертвы еврейских погромов в Кишиневе в 1903 г. Министр просвещения Н.Боголепов.
Слайд 10: Нарастание недовольства в обществе
Слайд 11
4. Рост рабочего движения привел к попытке власти взять его под контроль. Начальник охранного отделения С.Зубатов пытался внушить рабочим, что положение рабочих может улучшить лишь государство. При поддержке князя Сергея Александровича в Москве и др. городах создаются легальные рабочие организации. Правительство с помощью рабочим не спешило и они начинают участвовать во всероссийских стачках. Зубатова отправили в отставку, а организации разогнали. МВД Плеве начинает внедрять в ряды рабочих агентов с целью выявления лидеров движений. В 1904 г. Плеве был убит революционерами. Великий князь Сергей Александрович, губернатор Москвы. С.Зубатов
Слайд 12
8. В условиях всеобщего недовольства Николай II назначает МВД либерала князя П.Святополка-Мирского. В 1904 г. Он предлагает царю меры государственного переустройства; Введение в Госсовет выборных от земств и гордум. Расширение круга избирателей в земства. Распространение земств на всей территории империи. Князь П.Святополк-Мирский. МВД. В 1904 г. Царь издал указ о некотором послаблении политики, однако ни о каком народном представительстве речи не шло. Самодержавие должно было оставаться незыблемым.
Слайд 13: Причины кризиса самодержавия
Несоответствие самодержавной формы правления быстро модернизирующемуся российскому обществу Неспособность самодержавия решить насущные проблемы жизни российского общества Рост неудовлетворенности условиями жизни различных социальных слоев Сокращение социальной базы самодержавия (разорение помещиков, расслоение крестьянства) Военные неудачи России в войне с Японией
Слайд 15: противостояние России и Японии на Дальнем Востоке, обострение противоречий
КВЖД и российская экономическая экспансия в Манчжурии; Аренда Россией Ляодунского полуострова и Порт-Артура. Борьба за сферы влияния в Китае и Корее; Война как средство отвлечения от революционного движения в России. Экономические Политические Причины:
Слайд 16: Повод
Нападение японской эскадры 27 января 1904 г. на русский флот в Порт-Артуре 26 января 1904 г. гибель крейсера «Варяг» и канонёрки «Кореец» в корейском порту Чемульпо) Повод Крейсер «Варяг»
Слайд 17: Расстановка сил
Русское правительство было уверено в победе. Однако, соотношение сил на Дальнем Востоке было не в пользу России Внешнеполитическая изоляция России: помощь Японии Англией и США, Франция – нейтралитет, Германия старалась усилить англо-русские противоречия войска направляющиеся на фронт в период русско-японской войны
Слайд 19: Ход военных действий на море
31 марта 1904 г. гибель главнокомандующего Тихоокеанским флотом С. О. Макарова Итог: правительство после смерти Макарова не предпринимало активных действий на море Гибель броненосца " Петропавловск " на японских минах
Слайд 20
14 – 15 мая 1905 г. поражение 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием Рождественского у острова Цусима Итог: начало мирных переговоров Сражение у острова Цусима
Слайд 21: Ход военных действий на суше
27 января – 20 декабря 1904 г. оборона военно-морской крепости Порт-Артур Итог: генералом Стесселем было принято решение о сдаче крепости японцам Оборона и падение Порт-Артура
Слайд 22
11 – 21 августа 1904 г. Ляодунская военная операция. Итог: Поражение русских войск Русско-японская война 1904—1905 г. Русские мортиры на позициях
Слайд 23
5 октября 1904 г. состоялось сражение на реке Шахе. Итог: исход сражения был неопределённым, когда 17 октября Куропаткин отдал приказ об отступлении Сражение на реке Шахе (Шахэ)
Слайд 24
6 – 25 февраля 1905 г. сражение русских войск под Мукденом (Маньчжурия) Итог: поражение русских войск Генерал Куропаткин инспектирует войска в Мукдене
Слайд 25: Итоги войны
Япония одержала победу и в августе 1905 г. в американском городе Портсмут был подписан мирный договор Переговоры в Портсмуте (1905) —Большой переговорный стол в настоящее время находится в музее «Мэйдзи Мура» (англ.) в Инуяме.
Слайд 26: Условия заключения мира
Корея признавалась сферой влияния Японии Япония получила во владение Южный Сахалин Япония получила право рыболовного промысла вдоль русских берегов Россия передавала Японии в аренду Ляодунский полуостров и Порт-Артур Россия не выплачивала контрибуцию
Слайд 27: Причины поражения
Техническая отсталость армии и флота Бездарность командования Нестабильность в стране в связи с революцией Крест за защиту Порта-Артура для офицеров. Крест за защиту Порта-Артура для нижних чинов.
Слайд 28: Значение
Русско-японская война показала несостоятельность России в военной политике Фотографии офицеров - участников боев и нижних чинов - георгиевских кавалеров 7-й батареи 25-й артиллерийской бригады времени русско-японской войны 1904-1905 гг. Начало XX в.
Слайд 29: Революция 1905 -1907гг
Слайд 30: Причины:
Кризис самодержавия цензура Отсутствие гражданских прав и свобод Маргинализация общества Рабочий вопрос Крестьянский вопрос Национальный вопрос Социальные противоречия *маленькая победоносная война*
Слайд 31: Маргинализация общества
Крестьяне-основной источник рабочей силы, не имели образования нет квалификации низкая заработная плата низкий уровень жизни люмпенизация общества
Слайд 32: Рабочий вопрос
Т.к. предложение на рынке труда было много больше спроса рабочая сила была дешевой полная эксплуатация рабочих Низкий уровень труда Отсутствие соц. обеспеченности,права на забастовки и др. Система штрафов
Слайд 33: Крестьянский вопрос
Как следствие *отрезков* основной и наиболее острой проблемой было малоземелье
Слайд 34: Национальный вопрос
Связан с проводившейся политикой русификации и навязывания христианской идеологии
Слайд 35: Социальные противоречия
Развитие промышленности появление новых классов (буржуазия,пролетариат) Но сохранялись старые сословия, такие как помещики и дворянство про-дворянская политика правительства не нравилась буржуазии т.к. она тоже стремилась к власти
Слайд 36: Домашнее задание
§ 4. Знать основные события революции и русско-японской войны. Заполните таблицу. Заполнить контурную карту.
Последний слайд презентации: Кризис империи: Русско-японская война И революция 1905-1904 гг: Революция 1905-1907 гг
Вопросы сравнения Выступления рабочих Выступления крестьян Выступления в армии и на флоте Причины Требования Формы борьбы География выступлений Наиболее крупные выступления