Культура Древней Руси IX-XIII вв — презентация
logo
Культура Древней Руси IX-XIII вв
  • Культура Древней Руси IX-XIII вв.
  • Культура IX-XII вв
  • Основные черты древнерусской культуры
  • Язычество восточных славян
  • Устное народное творчество
  • Письменность
  • Уставное письмо
  • Рукописи Древней Руси
  • Культура Древней Руси IX-XIII вв.
  • Письменность Древней Руси
  • Древнерусское летописание
  • Древнерусская литература
  • Древнерусская литература
  • Архитектура Древней Руси
  • Культура Древней Руси IX-XIII вв.
  • Культура Древней Руси IX-XIII вв.
  • Культура Древней Руси IX-XIII вв.
  • Культура Древней Руси IX-XIII вв.
  • Культура Древней Руси IX-XIII вв.
  • Культура Древней Руси IX-XIII вв.
  • Культура Древней Руси IX-XIII вв.
  • Культура Древней Руси IX-XIII вв.
  • Культура Древней Руси IX-XIII вв.
  • Культура Древней Руси IX-XIII вв.
  • Культура Древней Руси IX-XIII вв.
  • Культура Древней Руси IX-XIII вв.
  • Культура Древней Руси IX-XIII вв.
  • Культура Древней Руси IX-XIII вв.
  • Архитектура Древней Руси. Киев
  • Архитектура Древней Руси. Киев
  • Культура Древней Руси IX-XIII вв.
  • Культура Древней Руси IX-XIII вв.
  • Храм Святой Софии в Киеве
  • Архитектура г. Киева
  • Архитектура Древней Руси. Киев
  • Ирининская церковь. 1037 г.
  • Архитектура Древней Руси. Чернигов
  • Спасо -Преображенский собор. Чернигов.
  • Архитектура Древней Руси. Новгород
  • Храм Святой Софии. Новгород
  • Монастырское строительство
  • Надвратная церковь Киево-Печерского монастыря (1106 – 1108 гг.)
  • Успенская церковь Киево-Печерского монастыря (1073 – 1078 гг.)
  • Дмитрий Солунский. Мозаика. Михайловский собор Киево-Печерского монастыря
  • Архитектура первой трети XII в. Новгород
  • Церковь Николая Чудотворца (Николы) на Ярославовом дворище (1113 г.)
  • Архитектура первой трети XII в. Новгород. Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119 г.)
  • Архитектура первой трети XII в. Новгород. Собор Рождества Богородицы А нтониева монастыря (1117 – 1119 гг.).
  • Архитектура первой трети XII в. Чернигов. Борисоглебский собор (1128 г.).
  • Памятники живописи Древней Руси
  • Памятники живописи Древней Руси. Иконопись
  • Владимирская икона Божией Матери
  • Культура Древней Руси IX-XIII вв.
  • Культура Древней Руси IX-XIII вв.
  • Памятники живописи Древней Руси. Миниатюры.
  • Остромирово Евангелие. Миниатюры
  • Трирский Псалтырь. (Молитвенник Гертруды)
  • «Изборник» Святослава
  • «Изборник» Святослава. Портрет семьи
  • Мстиславово Евангелие
  • Культура Древней Руси второй половины XII – первой трети XIII вв.
  • Летописание
  • Литература 2-й пол. XII – нач. XIII в.
  • Литература 2-й пол. XII – нач. XIII в.
  • Древнерусская литература
  • Литература второй половины XII – начала XIII в.
  • Литература второй половины XII – начала XIII в.
  • Литература второй половины XII – начала XIII в.
  • Архитектура второй половины XII – начала XIII в.
  • Новгородская школа
  • Новгород. Церковь Благовещения в Аркажах (1179 г.)
  • Новгород. Церковь Петра и Павла на Синичьей горе (1185-1192)
  • Новгород. Церковь Спаса на Нередице (1198)
  • Новгород. Церковь Параскевы Пятницы на Торгу (1207)
  • Псков. Спасо -Преображенский собор. Мирожского монастыря (1156 г.)
  • Псков. Собор Иоанна Предтечи ( 1173)
  • Старая Ладога. Церковь Святого Георгия (1160)
  • Старая Ладога. Церковь Успения (1172)
  • Ростово-Суздальская школа
  • Владимиро-Суздальская архитектура
  • Переяславль -Залесский Спасо -Преображенский собор (1152-1160).
  • Церковь Бориса и Глеба в с. Кидекша (1152).
  • Владимир. Золотые ворота ( 1158-1164).
  • Владимир. Успенский собор (1158—1161 гг.). Построен при князе Андрее Боголюбском. Между колоннами поясного украшения помещались фресковые изображения святых,
  • Церковь Покрова на Нерли под селом Боголюбовым (1165)
  • Церковь Покрова на Нерли
  • Дворец Андрея Боголюбского
  • Владимир. Дмитровский собор (1194—1197 гг.).
  • Собор Рождества Богородицы в Суздале ( 1222-1225)
  • Собор Рождества Богородицы. Суздаль
  • Георгиевский собор Юрьева-Польского (1230 – 1234)
  • Георгиевский собор Юрьева-Польского
  • Южно-русская школа*
  • Киев. Кирилловская церковь (1146)
  • Киев. Трехсвятительная церковь (1183).
  • Овруч. Васильевская церковь (1197)
  • Чернигов. Церковь Параскевы Пятницы на Торгу (1198—1202 ). Архитектор Петр Милонег
  • Владимир-Волынский. Успенский собор (1160)
  • Живопись второй половины XII – начала XIII в.
  • Киев. Фрески Церкви Спаса на Берестове
  • Фрески Михайловской церкви Выдубицкого монастыря
  • Живопись второй половины XII – начала XIII в. Фрески
  • Фрески Рождественского собора Антониева монастыря. Новгород
  • Фрески церкви Святого Георгия в Старой Ладоге
  • Фрески Церкви Благовещения в Аркажах. Новгород
  • Фрески Церкви Спаса на Нередице. Новгород
  • Живопись второй половины XII – начала XIII в. Фрески
  • Фрески Успенского собора во Владимире
  • Фрески Дмитровского собора во Владимире
  • Живопись 2-ой пол. XII – нач. XIII в. И конопись
  • Культура Древней Руси IX-XIII вв.
  • Культура Древней Руси IX-XIII вв.
  • Живопись второй половины XII – начала XIII в.
  • Тератологический орнамент
  • Мастерство ювелиров Древней Руси. Перегородчатая эмаль (финифть)
  • Мастерство ювелиров Древней Руси. Зернь.
  • Мастерство ювелиров Древней Руси. Скань (филигрань)
  • Спасибо за внимание!
1/118

Первый слайд презентации: Культура Древней Руси IX-XIII вв

Фомичев А.В. с тарший преподаватель кафедры ИФСГН Орского гуманитарно-технологического института (филиала)ОГУ

Изображение слайда

Изображение слайда

1) Изначально культура Древней Руси формировалась как синтетическая, объединяя традиции и обычаи этносов, проживающих на территории государства (славян, балты, финно- угры ) и его соседей; 2) На раннем этапе формирования культуры важным фактором выступала религия. Первоначально господствовали языческие традиции и мировоззрение, многие из которых сохранились до нашего времени (праздники: Коляда, Масленица, Иван-Купала; устное народное творчество обрядовые песни и пр.). После Крещения Руси в 988 г. князем Владимиром I, языческие традиции стали вытесняться христианской идеологией, появились новые отрасли культуры (каменное зодчество, живопись (фрески, иконы, мозаики), письменность).

Изображение слайда

Слайд 4: Язычество восточных славян

Языческие верования восточных славян подразумевали почитание одухотворенных сил природы; Явления окружающего мира олицетворялись в виде божеств-покровителей: Сварог (Небо), Даждьбог (Солнечный свет, плодородие), Симаргл (божество подземного мира, охранитель посевов), Хорс (Солнце), Стрибог (ветер, атмосферные явления), Ярило (солнечное тепло, урожай), Перун (гроза, война), Велес (покровитель скотоводства), Мокошь (покровительница домашнего очага, плодородие). Наряду с верованиями в богов первого порядка, присутствовали и демонологические представления, вера в обитателей леса, водных источников, полей (леший, водяной, русалки, кикиморы, полевик, полудница, домовой). Местами отправления языческих обрядов, являлись капища, на которых размещались идолы. Во главе религиозных обрядов стояли специально подготовленные люди - волхвы.

Изображение слайда

Легендарный и сказочный цикл: «Предание о Кие, Щеке и Хориве, их сестре Лыбеди и основании Киева»; «Легенда о призвании варягов». Былинный эпос: Догосударственный этап: былины о Микуле Селяниновиче, Вольге Святославиче, Сухмане Домантиевиче, Соловье Будимировиче, Илье Муромце ( Муровлянине ). IX- Х вв. – цикл былин о Добырне Никитиче (« Добырня и змей», «Добрыня-сват», «Добрыня и Настасья»). Начало XI в. - «Иван – гостинный сын», «Михайло Потык », « Ставр Годинович »). Конец XII – начало XIII вв. – б \ ылины об Алеше Поповиче («Алеша Попович и Тугарин », «Алеша Попович и сестра Збродовичей »).

Изображение слайда

Слайд 6: Письменность

Создание полноценного славянского алфавита связывается с именами « солунских братьев» Кирилла-Константина и Мефодия которые в 850-860 гг. вели проповедь в Хазарии, Болгарии, Моравии и Крыму. Кирилл-Константин на основе греческого скорописного письма создает глаголицу, в дальнейшем Климент Орхидский на основе греческого уставного письма создает кириллицу. Основным писчим материалом был пергамент – тщательно выделанная телячья кожа. В Древней Руси пергамент именовали «кожи», «телятина», «харатья». Стиль письма в Древней Руси именовался «устав». Характерными чертами является строгая геометричность букв и ровные строки. Писали чернилами на основе солей железа с добавление дубильных веществ, камедь (клейкое вещество). Рукопись украшали минеральными красками (киноварь, охра, лазурь.)

Изображение слайда

Слайд 7: Уставное письмо

Глаголица и кириллица

Изображение слайда

Слайд 8: Рукописи Древней Руси

Памятники древнерусской письменности: «Остромирово Евангелие» (1057 г.), автор дьякон Григорий. Произведение написано для новгородского посадника Остромира. В сборник вошли статьи богословского, философского и этического характера. Украшено миниатюрами богословов Иоанна, Марка и Луки. «Изборники Святослава» (1073 и 1076 гг.), автор дьякон Иоанн. м для Великого киевского князя Святослава Ярославича в 1073-1076 гг. Сборники нравоучительных текстов предназначенных для чтения княжеским и боярским отрокам. «Изборник» 1073 г. был переводным текстом с болгарского языка, «Изборник» 1076 г. оригинальное русское произведение. «Архангельское Евангелие» (1092 г.), «Служебные Минеи» (1095-1096) созданные в Новгороде. К древним актовым материалам относится «Грамота князя Мстислава Великого новгородскому Юрьеву Монастырю» (1130 г.).

Изображение слайда

Слайд 9

Остромирово Евангелие Изборник Святослава (1073 г.)

Изображение слайда

Слайд 10: Письменность Древней Руси

С 1951 г. в результате раскопок в Новгороде Великом, Старой Руссе, Пскове, Ладоге обнаружено большое количество берестяных грамот отражающие быт населения этих городов. К памятникам эпиграфики (надписи на поверхности камня)относится текст с Тьмутараканского камня сделанная от имени внука Ярослава Мудрого Глеба С вятославича.

Изображение слайда

Слайд 11: Древнерусское летописание

«Повесть временных лет» сохранилась в составе больших летописных сводов XIV-XVI вв. (Лаврентьевская, Ипатьевская летопись и др.). Сама повесть была создана в 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором (первая редакция). Вторая редакция выполнена в 1116 г. игуменом Сильвестром (добавлен текст «Поучения Владимира Мономаха»).

Изображение слайда

Слайд 12: Древнерусская литература

«Слово о Законе и Благодати» (между 1037 – 1050 гг.), автор митрополит Илларион. Произведение состоит из 3-х частей: 1) Сравнение Содержания Ветхого и Нового заветов, критика иудаизма за идеи « богоизбранного народа» и объяснение всемирного значения христианства. 2) История распространения христианства на Руси и его благотворных последствиях. 3) Посвящена деятельности князя Владимира и его прославлению.

Изображение слайда

Слайд 13: Древнерусская литература

«Поучение Владимира Мономаха». Состоит из трех частей: 1) «Поучение детям» дидактические наставления детям и потомкам на примере жизненного опыта Владимира Мономаха; 2) « К нига путей» - автобиография Владимира Мономаха. Сведения о походах на вятичей и против половцев. Описание охоты. 3 ) «Письма черниговскому князю Олегу Святославичу » - обращение к черниговскому князю Олегу Святославичу зачинщику многих усобиц на Руси.

Изображение слайда

Слайд 14: Архитектура Древней Руси

До принятия христианства архитектура Древней Руси была деревянной. С принятием христианства распространяется каменное зодчество. Большое влияние оказал старовизантийский архитектурный стиль. В основе лежала традиция строительства храмов по крестово-купольной схеме. Внутренней пространство прямоугольных в плане зданий делилось при помощи четырех столбов, на которые опирался центральный световой барабан, увенчанный куполом. Концы пространственного креста перекрывались сводами выполненные из камня и кирпича. С восточной стороны к храму пристраивали полукруглые выступы – апсиды. Изнутри межрядное пространство называлось – нефы. Русские зодчие привнесли свои особенности в архитектуру ( многоглавие, пирамидальность).

Изображение слайда

Слайд 15

Изображение слайда

Слайд 16

Глава – наружное завершение церковного купола. Она может повторять очертания лежащего под ней купола или иметь более сложную форму. Глава покоится на круглом или многогранном барабане.

Изображение слайда

Слайд 17

Барабан  – цилиндрическая или многогранная венчающая часть здания, перекрытая куполом или сомкнутым сводом. В храмах крестово-купольного типа обычно устраивался световой барабан – барабан, имеющий оконные проемы для освещения внутреннего помещения.

Изображение слайда

Слайд 18

Закомара   – полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания, соответствующее по форме очертаниям внутреннего свода.

Изображение слайда

Слайд 19

Кокошник  – полукруглое или килевидное украшение, напоминающее закомару, но, в отличие от нее, не повторяющее лежащий за ней свод. Кокошники обычно использовались в оформлении завершений храмовых стен (где они имитировали закомары), в основании барабанов (иногда – несколькими ярусами), а также в оформлении наличников окон (в этой своей функции – преимущественно в XVII веке, а также в архитектуре «русского стиля»).

Изображение слайда

Слайд 20

Аркатура – ряд декоративных арок, примыкающих к стене. На этой модели аркатура – единственное декоративное украшение барабана.

Изображение слайда

Слайд 21

Аркатурно -колончатый пояс  – декоративный мотив из небольших арок, опирающихся на колонки, вид аркатуры. Аркатурно -колончатый пояс широко применялся в древнерусской архитектуре в оформлении стен зданий, а также церковных барабанов. Часто в промежутках между двумя колонками прорезали узкие окна.

Изображение слайда

Слайд 22

Портал – декоративно оформленный вход в здание. Как правило, в древнерусском храме было три портала: с западной, северной и южной стороны.

Изображение слайда

Слайд 23

Бровки  – декоративные украшения над окнами в виде выступающего валика.

Изображение слайда

Слайд 24

Фасад – каждая из наружных сторон здания. У крестово-купольного храма все фасады могли быть почти идентичны, за исключением западного фасада, к которому примыкали одна или несколько апсид.

Изображение слайда

Слайд 25

Апсида – (в христианской архитектуре) алтарный выступ, размещенный в восточной стороне храма. В крестово-купольном храме обычно устраивалась одна или три апсиды. Каждая из апсид перекрывалась конхой.

Изображение слайда

Слайд 26

Конха – полукупол, обычно в форме четверти сферы, которым перекрывались апсиды храма.

Изображение слайда

Слайд 27

Лопатка – плоский вертикальный выступ на стене здания. В крестово-купольном храме лопатки являются конструктивными утолщениями стены; так же как и внутренние столпы, они располагаются по углам сводов.

Изображение слайда

Слайд 28

Прясло – часть поверхности стены храма, ограниченная двумя лопатками. Прясла могут быть прорезаны оконными или дверными проемами. Обычно прясло завершалось закомарой.

Изображение слайда

Слайд 29: Архитектура Древней Руси. Киев

Храм Успения Богородицы (Десятинная церковь) (989-996 гг.) Построена по указу Владимира Красно Солнышко, из белого туфа и тонкостенного греческого кирпича ( плинфы ). Храм венчало 25 куполов. Разрушен в 1240 г. при штурме Киева во время монгольского нашествия.

Изображение слайда

Слайд 30: Архитектура Древней Руси. Киев

Храм Святой Софии (1037 г.). Построен по указу Ярослава Мудрого в честь разгрома печенегов в битве на р. Альте в 1036 г. Храм венчали 13 параболических куполов. В храме находятся мозаичные фигуры Марии- Оранты, Христа-Вседержителя и 12 апостолов, фрески с изображением семьи Ярослава Мудрого, бытовых сцен «скоморохи», «борьба ряженых», «кулачный бой». Храм серьезно пострадал в 1240 г. В 1685-1707 г. был подвергнут перестройке в стиле украинского (грушевидного) барокко.

Изображение слайда

Слайд 31

Мозаичные панно. Мария Оранта. Христос Вседержитель

Изображение слайда

Слайд 32

Фрески с изображением Ярослава Мудрого и его семьи

Изображение слайда

Слайд 33: Храм Святой Софии в Киеве

Фрески с бытовыми сценами

Изображение слайда

Слайд 34: Архитектура г. Киева

Великокняжеский дворец (1024-1036), Золотые ворота (1037), Церковь Ирины и Георгия (1037), Церковь Богородицы (1052 ), Юрьев и Ирининский монастыри (1037-1039)

Изображение слайда

Слайд 35: Архитектура Древней Руси. Киев

Золотые ворота в Киеве. 1037 г.

Изображение слайда

Слайд 36: Ирининская церковь. 1037 г

Изображение слайда

Слайд 37: Архитектура Древней Руси. Чернигов

Спасо -Преображенский собор (1031-1036 г.). Построен по указу Великого князя Мстислава Храброго (соправитель Ярослава Мудрого до 1036 г.). Восьмистолпный пятиглавый храм. Серьезно поврежден в 1239 г. Перестраивался в 1675 г. и 1792-1798 гг.

Изображение слайда

Слайд 38: Спасо -Преображенский собор. Чернигов

Изображение слайда

Слайд 39: Архитектура Древней Руси. Новгород

Храм Святой Софии в Новгороде (1045-1050 гг.). Пяти купольный пятинефный храм. В отличии от храма С вятой Софии в Киеве: Не имел декоративных украшений и выделялся традиционной для северной архитектуры «суровой монументальностью Не было смальтовой мозаики, кварцита и мрамора. В место многочисленных колонн и тройных арок, в Новгородской Софии были двуарочные пролеты и четырех-или-восьмигранные столбы. Роспись фресками была начата в 1108 г. в центральной части.

Изображение слайда

Слайд 40: Храм Святой Софии. Новгород

Изображение слайда

Слайд 41: Монастырское строительство

Первый монастырь Киево-Печерский основан в 1062 г. Феодосием Печерским. Храмы Киево-Печерского монастыря: однокупольный Великий Успенский собор (церковь Богородицы) (1073-1078), Надвратная и Михайловская церкви ( 1106-1108). В Михайловской церкви находилось мозаичное полотно с изображение Дмитрия Солунского. Храмы иных монастырей: Кафедральный собор в Киевском Дмитриевском монастыре (1070—1075), Собор архангела Михаила в Киевском Выдубицком монастыре (1070—1088 ), Кафедральные соборы Михайло-Златоверхого и Кирилловского монастырей под Киевом (1080-е гг.).

Изображение слайда

Слайд 42: Надвратная церковь Киево-Печерского монастыря (1106 – 1108 гг.)

Изображение слайда

Слайд 43: Успенская церковь Киево-Печерского монастыря (1073 – 1078 гг.)

Изображение слайда

Слайд 44: Дмитрий Солунский. Мозаика. Михайловский собор Киево-Печерского монастыря

Изображение слайда

Слайд 45: Архитектура первой трети XII в. Новгород

Церковь Николы на Ярославовом дворище (1113), Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119), Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря (1117-1119) Храмы построены архитектором Петром в Новгороде по просьбе князя Мстислава Великого.

Изображение слайда

Слайд 46: Церковь Николая Чудотворца (Николы) на Ярославовом дворище (1113 г.)

Изображение слайда

Слайд 47: Архитектура первой трети XII в. Новгород. Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119 г.)

Изображение слайда

Слайд 48: Архитектура первой трети XII в. Новгород. Собор Рождества Богородицы А нтониева монастыря (1117 – 1119 гг.)

Изображение слайда

Слайд 49: Архитектура первой трети XII в. Чернигов. Борисоглебский собор (1128 г.)

Изображение слайда

Слайд 50: Памятники живописи Древней Руси

Живопись развивалась под влиянием канонов Византии в первую очередь в монастырях. В работах этого времени преобладают византийская суровость, напряженность и драматизм. Мозаики, фрески и темперы: Киевской Софии, Десятинной церкви, в Успенском соборе Киево-Печерского монастыря, Спасо -Преображенском соборе в Чернигове.. Распространяется станковая живопись – иконы. Иконы писались на специально подготовленных липовых и сосновых досках, покрытых обработанным холстом (паволокой). Краски готовились на яичном растворе.

Изображение слайда

Слайд 51: Памятники живописи Древней Руси. Иконопись

Памятники иконописи второй половины ХІ—ХІІ вв.: « Владимирская богоматерь», « Боголюбская богоматерь», « Устюжское благовещение», « Ангел Златые власы», « Спас Нерукотворный», « Успение Богородицы», « Георгий Победоносец».

Изображение слайда

Слайд 52: Владимирская икона Божией Матери

Боголюбская икона Божией Матери Устюжское Благовещение

Изображение слайда

Слайд 53

Ангел златые власы Успение Пресвятой Богородицы

Изображение слайда

Слайд 54

Спас Нерукотворный Георгий Победоносец

Изображение слайда

Слайд 55: Памятники живописи Древней Руси. Миниатюры

« Остромирово Евангелие», « Изборник» Святослава (1073 г.), « Трирский псалтырь» (супруги Великого князя Изяслава Гертруды), Евангелия « Мстиславово » и «Юрьевское».

Изображение слайда

Слайд 56: Остромирово Евангелие. Миниатюры

Святой Лука Святой Иоанн Святой Марк

Изображение слайда

Слайд 57: Трирский Псалтырь. (Молитвенник Гертруды)

Изображение слайда

Слайд 58: Изборник» Святослава

Изображение слайда

Слайд 59: Изборник» Святослава. Портрет семьи

Изображение слайда

Слайд 60: Мстиславово Евангелие

Святой Иоанн с Прохором Святой Лука

Изображение слайда

Слайд 61: Культура Древней Руси второй половины XII – первой трети XIII вв

Изображение слайда

Слайд 62: Летописание

Увеличение числа центров летописания, кроме Киева, Новгорода, Ростова, также центры удельных княжеств. Основные памятники: «Новгородская Первая летопись », описывала событий 1015 г. по 1209 г. «Софийский владычный свод» составлен по указанию архиепископа Никона доместиком новгородского Антониева монастыря Кириком. Галицко-Волынский летописный свод (кон. XII – нач. XIII вв.), особое внимание уделено борьбе галицких князей с боярской оппозицией. Киевский великокняжеский свод (1119-1200 гг.), особое внимание уделено киевским князьям и их деятельности. Владимирский летописный свод (1174-1177 гг ) создан при Успенском соборе епископом Федулом.

Изображение слайда

Слайд 63: Литература 2-й пол. XII – нач. XIII в

Крупными центрами развития русской литературы было Владимиро-Суздальское княжество, Новгородское княжество. Владимирская литература: « Слово о милости божьей к Андрею Боголюбскому »; «Сказание о победе над болгарами 1164 года и празднике Спаса »; « Сказание об обретении мощей Леонтия Ростовского »; «Слово на Покров ».

Изображение слайда

Слайд 64: Литература 2-й пол. XII – нач. XIII в

Новогородская литература: « Житие Варлаама Хутынского », « Хождения»: «Сказание о Софии в Царьграде», «Книга паломника», повествующая о путешествии в Царьград Добрыни Ядрейковича в 1200 – 1204 гг., «Повесть о взятии Царьграда фрягами (крестоносцами)» в 1204 г.

Изображение слайда

Слайд 65: Древнерусская литература

Хо́ждения, хо́жения – жанр средневековой русской литературы, форма путевых записок, в которых русские путешественники описывали свои впечатления от посещения иностранных земель. «О хождении 40 новгородцев ко граду Иерусалиму» (1163 ); « О паломничестве в Иерусалим полоцкой княжны Ефросиньи» (1173 ); «Хождение игумена Д аниила в Святые места» (1106 – 1108 гг.)

Изображение слайда

Слайд 66: Литература второй половины XII – начала XIII в

Среди авторов церковно-религиозной литературы выделяются: Кирилл Туровский, был автором «Послания к Андрею Боголюбскому », В Послании обвиняет Андрея Боголюбского и ростовского епископа в жестокости в политической борьбе. Климент Смолятич, был вторым митрополитом РПЦ русского происхождения. Из работ сохранилось «Послание пресвитеру Фоме», в Послании опровергаются обвинения пресвитера в незаконности занятия митрополичей кафедры Климентом.

Изображение слайда

Слайд 67: Литература второй половины XII – начала XIII в

«Слово о полку Игореве», повествует о походе новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. Сохранилось в составе «Рукописного сборника» XVI в. Хранился в Спасо -Ярославском монастыре. После упразднения в 1787 г. сборник был передан собирателю древнерусских рукописей графу А.И. Мусину-Пушкину. Оригинал рукописи погиб во время пожара в 1812 г. Автором по мнению Б.А. Рыбакова был киевский тысяцкий Петр Бориславич.

Изображение слайда

Слайд 68: Литература второй половины XII – начала XIII в

«Слово» (1197 г.) и «Моление» (1299 г.) Даниила Заточника Автор «Слова» обращается к владимиро-суздальскому князю Юрию Долгорукому. Изложение на точных описанях бытовых и социальных отношений средневековой Руси, изложенных в форме разнообразных притч, поучений, афоризмов и изречений. Автор «Моления» обращается к переяславскому князю Ярославу Всеволоводовичу. Текст изложен в виде просьбы-послания, религиозного поучения, и обличительного слова, было написано с позиций прославления сильной княжеской власти.

Изображение слайда

Слайд 69: Архитектура второй половины XII – начала XIII в

Каменные храмы возводятся в центрах удельных земель. Общие черты: сохраняется крестово-купольный тип храмов. Особенности архитектуры: Новгородская школа : Отличается строгостью форм, отсутствием украшений ; Храмы кубические четырехстолпные однокупольные с тремя апсидами и деревянными хорами. Ростово-суздальская школа : Изящные декоративные формы ( аркатурные пояса и каменная резьба). Южно-русская школа: традиционный крестово-купольный стиль перерабатывался в результате появления башнеобразных украшений верхних частей храма.

Изображение слайда

Слайд 70: Новгородская школа

Изображение слайда

Слайд 71: Новгород. Церковь Благовещения в Аркажах (1179 г.)

Изображение слайда

Слайд 72: Новгород. Церковь Петра и Павла на Синичьей горе (1185-1192)

Изображение слайда

Слайд 73: Новгород. Церковь Спаса на Нередице (1198)

Изображение слайда

Слайд 74: Новгород. Церковь Параскевы Пятницы на Торгу (1207)

Изображение слайда

Слайд 75: Псков. Спасо -Преображенский собор. Мирожского монастыря (1156 г.)

Изображение слайда

Слайд 76: Псков. Собор Иоанна Предтечи ( 1173)

Изображение слайда

Слайд 77: Старая Ладога. Церковь Святого Георгия (1160)

Изображение слайда

Слайд 78: Старая Ладога. Церковь Успения (1172)

Изображение слайда

Слайд 79: Ростово-Суздальская школа

Изображение слайда

Слайд 80: Владимиро-Суздальская архитектура

Построен при князе Всеволод Большое гнездо. Средний ярус храма был декорирован колончато-аркатурным поясом с богатой каменной резьбой. Верхний ярус, включая купольный барабан и закомары, также был украшен богатой и изящной резьбой по белому камню. Орнамент включает изображения православных святых в том числе равноапостольных Бориса и Глеба, царя Давида играющего на музыкальном инструменте, библейских животных птиц и растений.

Изображение слайда

Слайд 81: Переяславль -Залесский Спасо -Преображенский собор (1152-1160)

Изображение слайда

Слайд 82: Церковь Бориса и Глеба в с. Кидекша (1152)

Изображение слайда

Слайд 83: Владимир. Золотые ворота ( 1158-1164)

Изображение слайда

Слайд 84: Владимир. Успенский собор (1158—1161 гг.). Построен при князе Андрее Боголюбском. Между колоннами поясного украшения помещались фресковые изображения святых, центральное место в иконостасе занимала икона «Владимирской богоматери», вывезенная Андреем Боголюбским из Киева в 1169 г

Изображение слайда

Слайд 85: Церковь Покрова на Нерли под селом Боголюбовым (1165)

Построена по указу князя Андрея Боголюбского в честь победы над Волжской Болгарией, в память о погибшем сыне князя Изяславе. Церковь была построена в традициях четырехстолпного однокупольного храма Украшена аркатурным пояском и прекрасной резьбой по камню с изображением библейского царя Давида и множества фигур библейских птиц, львов и грифонов.

Изображение слайда

Слайд 86: Церковь Покрова на Нерли

Изображение слайда

Слайд 87: Дворец Андрея Боголюбского

Дворец возведен около 1158 г. До настоящего времени сохранилась часть перехода на хоры церкви Рождества Богородицы и лестничного перехода.

Изображение слайда

Слайд 88: Владимир. Дмитровский собор (1194—1197 гг.)

Построен при князе Всеволод Большое гнездо. Средний ярус храма был декорирован колончато-аркатурным поясом с богатой каменной резьбой. Верхний ярус, включая купольный барабан и закомары, также был украшен богатой и изящной резьбой по белому камню. Орнамент включает изображения православных святых в том числе равноапостольных Бориса и Глеба, царя Давида играющего на музыкальном инструменте, библейских животных птиц и растений.

Изображение слайда

Слайд 89: Собор Рождества Богородицы в Суздале ( 1222-1225)

П остроен из белого тесаного камня и украшенный аркатурным поясом и каменной резьбой. Собор украшала фресковая роспись с элементами нового «растительного орнамента ». Особой достопримечательностью этого собора были « Корсунские врата», являвшие собой выдающийся образец ювелирного искусства русских ремесленников конца XII — начала XIII вв.

Изображение слайда

Слайд 90: Собор Рождества Богородицы. Суздаль

Корсунские врата

Изображение слайда

Слайд 91: Георгиевский собор Юрьева-Польского (1230 – 1234)

Построенный по указанию князя Святослава Всеволодовича (1212-1246). О днокупольный четырехстолпный храм, Б огато украшенн ковровым рисунком». Храм перестраивался в 1471 г. потеряв первоначальный вид

Изображение слайда

Слайд 92: Георгиевский собор Юрьева-Польского

Изображение слайда

Слайд 93: Южно-русская школа*

* Многие постройки серьезно пострадали в ходе княжеских междоусобиц, монгольского нашествия и многочисленных пограничных конфликтов.

Изображение слайда

Слайд 94: Киев. Кирилловская церковь (1146)

Изображение слайда

Слайд 95: Киев. Трехсвятительная церковь (1183)

Изображение слайда

Слайд 96: Овруч. Васильевская церковь (1197)

Изображение слайда

Слайд 97: Чернигов. Церковь Параскевы Пятницы на Торгу (1198—1202 ). Архитектор Петр Милонег

Изображение слайда

Слайд 98: Владимир-Волынский. Успенский собор (1160)

Изображение слайда

Слайд 99: Живопись второй половины XII – начала XIII в

Фрески г. Киев: Церковь Спаса на Берестове под Киевом, Михайловская церковь Выдубицкого монастыря Успенский собор Кириллова монастыря. Особым отличием выступают изображение болгарских и солунских, т.е. греческих святых, а также украшение стен различными медальонами с изображением персонажей русской и мировой истории.

Изображение слайда

Слайд 100: Киев. Фрески Церкви Спаса на Берестове

Изображение слайда

Слайд 101: Фрески Михайловской церкви Выдубицкого монастыря

Изображение слайда

Слайд 102: Живопись второй половины XII – начала XIII в. Фрески

Фрески в г. Новгород: Рождественский собор Антониева монастыря (1125), Церковь святого Георгия в Старой Ладоге (1165), Церковь Благовещения в Аркажах (1189), Церковь Ризположения у Пречистинских ворот Новгородского детинца (1196), Преображенская церковь в Старой Руссе (1198) Церковь Спаса на Нередице (1198-1199). Новгородским фрескам были свойственны свободная манера письма, дачное сочетание сочности красок с остротой линейных характеристик и контрастный колорит.

Изображение слайда

Слайд 103: Фрески Рождественского собора Антониева монастыря. Новгород

Изображение слайда

Слайд 104: Фрески церкви Святого Георгия в Старой Ладоге

Изображение слайда

Слайд 105: Фрески Церкви Благовещения в Аркажах. Новгород

Изображение слайда

Слайд 106: Фрески Церкви Спаса на Нередице. Новгород

Изображение слайда

Слайд 107: Живопись второй половины XII – начала XIII в. Фрески

Фрески Ростово-Суздальской земли: Успенский и Дмитровский соборы во Владимире; Спасский собор Переяславля -Залесского.

Изображение слайда

Слайд 108: Фрески Успенского собора во Владимире

Изображение слайда

Слайд 109: Фрески Дмитровского собора во Владимире

Изображение слайда

Слайд 110: Живопись 2-ой пол. XII – нач. XIII в. И конопись

Памятники станковой живопись сохранились гораздо хуже чем в предшествующий период, сложно соотнести с конкретными школами. Новгородская школа: « Богоматерь Великая панагия » (« Оранта » или «Успение») из Успенской церкви Десятинного монастыря под Новгородом. Владимирская школа (тема « деисуса » (моление и прощение)): «Архангельский деисус » - образ Иисуса Христа, помещенного между двумя архангелами Михаилом и Гавриилом; « Оплечный деисус » - изображение трех главных персонажей библейской истории – самого Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи.

Изображение слайда

Слайд 111

Богоматерь Великая Панагия ( Оранта )

Изображение слайда

Слайд 112

« Оплечный деисус »

Изображение слайда

Слайд 113: Живопись второй половины XII – начала XIII в

К памятникам живописи можно отнести украшения рукописей. В XII—XIII вв. распространяется чудовищный или тератологический орнамент. Заставки и инициалы книг составлялись из очень сложных и мудреных узоров, где изящно переплетались фантастические звери, птицы, люди, растения и т.д. Такой орнамент сохранился в «Юрьевском Евангелие», созданном в то- 1128 гг. для Новгородского Юрьева монастыря.

Изображение слайда

Слайд 114: Тератологический орнамент

Заставка Инициал

Изображение слайда

Слайд 115: Мастерство ювелиров Древней Руси. Перегородчатая эмаль (финифть)

Изображение слайда

Слайд 116: Мастерство ювелиров Древней Руси. Зернь

Изображение слайда

Слайд 117: Мастерство ювелиров Древней Руси. Скань (филигрань)

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Культура Древней Руси IX-XIII вв: Спасибо за внимание!

Изображение слайда

Похожие презентации