Слайд 2
Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости. А.С.Пушкин
Слайд 3: Особенности культуры Древней Руси
Древнерусская культура Наследие восточных славян Культура неславянских народов и соседей-кочевников Культура Византии
Слайд 4: Особенности культуры IX-XIII вв
Слайд 7
По́весть временны́х лет - летописный c вод начала XII века. Был составлен в Киеве.Охватывает период истории, начиная с библейских времён в вводной части и заканчивая 1117 годом (в 3-й редакции). Датированная часть истории Киевской Руси начинается с 852 года, начала самостоятельного правления византийского императора Михаила. Автор летописи указан в Хлебниковском списке как монах Нестор, XII веков, монах Киево-Печерского монастыря. Хотя в более ранних списках это имя опущено, исследователи XVIII — XIX веков считали Нестора первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» — первой русской летописью.
Слайд 8: Письменность
Узелковая письменность Веньзааль – узелково-узорчатое письмо Венедов. Узелковая письменность, э где каждый Узелок составляет Слово-Понятие. Отсюда выражения – «Завязать Узелок на память», «Связывать слова в единую нить», «Распутать Узел проблем», «Путано говорить», «Хитросплетение слов», «Завязка и Развязка сюжета».
Слайд 10: КИРИЛЛИЦА
Предполагается, что создал ее славянский просветитель св. Константин (Кирилл)-философ для записи церковных текстов на славянском языке .
Слайд 11
Береста и пергамент - берёзовая кора как материал для письма получает на Руси распространение не позднее первой четверти XI века и выходит из употребления в середине XV века в связи с распространением бумаги. Более ответственные письма и официальные документы писались на пергаменте .
Слайд 12
Новгородский псалтырь 4 липовых доски, покрытых воском. Возможно, самая древняя на Руси книга. 10 век.
Слайд 13
Остроми́рово Ева́нгелие Хорошо сохранившаяся рукопись середины XI века. Написана дьяконом Григорием в 1056—1057 гг. для новгородского посадника Остромира. Рукопись особо интересна тем, что в её конце переписчик подробно рассказал об обстоятельствах её изготовления и о времени работы:
Слайд 14
КАК УЧИЛИ ШКОЛЬНИКОВ В ДРЕВНЕЙ РУСИ Глиняная дощечка Писало Восковая дощечка Берёста
Слайд 15
ОНФИМ Онфим – новгородский мальчик,учившийся 800 лет назад. Археологи нашли в Новгороде целую пачку его упражнений. Вот образцы его письма.
Слайд 16: Литература
Слайд 17: Литература
Житие (агиография), первое житие – «Чтение о Борисе и Глебе»
Слайд 18: Литература
Слово: -торжественное - «Слово о Законе и Благодати», автор- первый киевский митрополит Илларион -нравоучительное - «Поучение Владимира Мономаха» (нравственное и политическое завещание).
Слайд 21: Зодчество и Архитектура Древней Руси
На Руси было достаточно много различных архитектурных стилей используемых при постройке храмов. Основным являлся крестово-купольный стиль. Позже, в конце XII века стали появляться башнеобразные храмы (Спасская церковь Ефрасиньего монастыря в Полоцке). "отличительной чертой искусства домонгольской Руси является монументальность форм».
Слайд 23: Архитектура
Крестово-купольный стиль. Десятинная церковь в Киеве (первый каменный памятник - 989-996г)
Слайд 24: Зодчество и изобразительное искусство
989г. Десятинная церковь.Киев. мозаичный пол северный фасад план остатки фундамента восточный фасад
Слайд 27: Архитектура
Собор Святой Софии в Киеве, строительство началось в 1037г, воздвигнут в честь победы над половцами. Символизировал равенство Киевской Руси с Византией в политическом и религиозном отношениях.
Слайд 28
Богоматерь Оранта и полуфигура Вседержителя Благовещение Евхаристия Наталия святая Софийский собор в Киеве
Слайд 30
Собо́р Свято́й Софи́и — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050годах. Является древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами. Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. В соборе постоянно находятся останки шести святых: княгини Ирины, её сына Владимира, князей Мстислава и Фёдора, епископа Никиты и архиепископа Иоанна. Также в соборе можно видеть надгробия архиереев XVIII—XIX вв. Впервые собор был расписан в 1109 году, однако от этой росписи остались лишь фрагменты фресок .
Слайд 34
Спасо-Ефросиньев монастырь — женский православный монастырь в Полоцке. В 1611 году усердием св. Евфросинии преподобной был воздвигнут каменный Спасо-Преображенский собор . Его строителем был зодчий Иоанн. В 1921 году монастырь был закрыт, крест реквизирован, в 1928 году перевезен в Минск, в 1929 — в Могилёв. В 1941 году во время Великой Отечественной войны Крест Евфросинии Полоцкой бесследно исчез и до сих пор не найден.
Слайд 35
Успенский собор В 1158 году сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский сделал своей столицей город Владимир на Клязьме, основанный за полвека до этого Владимиром Мономахом. И в этом же году на высокой горе над Клязьмой Андрей Боголюбский начал строить Успенский собор, ставший главным храмом Северо-Восточной, «Залесской», Руси. Успенский собор стал крупнейшей постройкой новой столицы.
Слайд 37
Дмитровский собор Дмитровский собор во Владимире, построен в 1194-1197, храм входил в дворцовый ансамбль, имел выступающие у западных углов лестничные башни и был связан переходами с дворцовыми зданиями. Торжественная парадность и представительность храма подчеркнуты величавым ритмом его членений и особенно усилены богатейшим резным убором. Храм выражал апофеоз власти и духовного могущества Владимирской земли.
Слайд 38
Новгород Галицко-Волынское княжество Владимиро-Суздальское княжество Использование серого известняка (стены затирали штукатуркой) Декор из кирпича. Приземистость, расширение к основанию, массивность Каменные блоки правильной формы, декор – барельефная скульптура Строительство из белого камня, белокаменная резьба, аркатурно-колончатый пояс посередине фасада, возвышенность, устремление вверх
Слайд 39
Церковь Покрова Богородицы на Нерли. 12 век. Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма — восседающий на троне царь Давид с псалтырью в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются львы, птицы и женские маски. Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены (сбиты при поновлении в 1877 году). Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями; часто церковь Покрова называют самым красивым русским храмом
Слайд 40
Особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы появились в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран.
Слайд 41
До наших дней деревянных построек сохранилось немного. Среди них – музей – заповедник Кижи.
Слайд 42
Часовня Петра и Павла - это традиционное заонежское строение. история его создания во многом не ясна. Возможно, в конце 19 в. ее перевезли из другого места, дополнив обшивкой тесом и кровельным железом. Восстановлена в 1983-1984 гг.
Слайд 43
Успенская церковь. Единоверческая. Основные конструкции храма сохранились с конца ХVII века. Успенская церковь относится к клетскому типу деревянных церквей, то есть по композиции близка к избе, к которой с востока примыкает алтарь, а с запада - притвор. Здание венчает высокая двускатная кровля, на которой установлена глава, покрытая деревянной черепицей - лемехом.
Слайд 44
Церковь Преображения Господня Главное сооружение погоста — Преображенская церковь, не имеющая аналогов не только в истории русской архитектуры, но и в мировой.Традиционная конструктивная основа храма — восьмерик с четырьмя прирубами — образует его план, каждая грань восьмерика увенчана бочкой, которая несет главу.Прирубы покрыты двумя бочками с двумя главами на них.
Слайд 45
Часовня Архангела Михаила из деревни Леликозеро - одна из архитектурных жемчужин Русского Севера. Часовня была местом общения с Богом. В тревожные времена становилась сторожевой вышкой, предупреждая звоном колоколов о приближении опасности. Живопись иконостаса датируется XVII—XVIII вв.
Слайд 46
В Храме выделяются три части: алтарь, содержащий жертвенник и престол, средняя часть храма, отделённая от алтаря иконостасом, притвор. Согласно традиции, храм всегда строится алтарём на восток
Слайд 47
восточная часть храма, находящаяся на возвышении, предназначенная для священнослужителей и обычно отделённая от средней части храма иконостасом.
Слайд 49: Живопись
Мозаика- изображение, выполненное из набора цветных камней, мрамора, смальты. Св.Георгия Победоносец
Слайд 50: Живопись
Фреска – настенные живописные изображения, нанесенные на сырую штукатурку. Фреска на южном склоне большого свода Дмитровского собора во Владимире
Слайд 51: Живопись
Икона — в христианском искусстве изображение лиц Священной истории: Христа, Богоматери, библейских персонажей и сюжетов, жития святых "Ангел Златые власы". Новгородская икона. XII век. Русский музей.
Слайд 54: Бытовая культура
Быт — это не только дома и обстановка, пища и одежда, а и будничная жизнь людей, в которой находят свои конкретные проявления общественные отношения, взгляды, представления, нормы и стиль поведения. Столица Древней Руси поражала своими размерами современников. Уже в XI в. ее называли «соперником Константинополя». Высота валов «города Ярослава» достигала 16 метров. Валы венчала деревянная крепостная стена с каменными проездными воротами. Княжеские и боярские терема теснились в нагорных, сильно укрепленных районах. Хоромы обыкновенно представляли собой целый комплекс срубных построек, соединенных переходами, сенями, галереями. Иные из них достигали 2—3 этажей. Княжеские теремаобычно оказывались центром управления княжеством и обширными княжескими вотчинами.
Слайд 55
Каменный княжеский терем. Реконструкция. Круглая печь в горнице Теремного дворца Хоромы- жилища князей и бояр : Терем – высокое деревянное здание-башня, в нем размещались отапливаемая изба и холодные горницы-повалуши, летние спальни-клети. Гридница – большая парадная горница, где хозяин пировал с дружиной. Сени – холодные переходы между строениями. На княжеском дворе находились жилища господского управителя — огнищанина (от слова «огнище» — очаг), тиуна (ключника, кладовщика), конюхов, сельских и ратайных (от слова «ратай» — пахарь) старост. 2 А. Васнецов. «Княжеский двор.» Справа терем
Слайд 57
Земледельческие орудия труда: 1. Соха; 2. Цеп; 3. Рало; 4. Палка; 5. Серп; 6. Коса; 7. Борона-суковатка. 2
Слайд 59: Декоративно - прикладное искусство
чернь - вид ювелирной техники, при котором изображения наносятся гравировкой на золото (серебро) с заполнением штрихов черневым сплавом.
Слайд 60: Декоративно - прикладное искусство
Финифть (эмаль)- прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом
Слайд 61
Филигрань ( скань) Нанесение рисунка на металлическую поверхность тонкой золотой (серебряной) проволокой
Слайд 62: Декоративно - прикладное искусство
Зернь- техника изготовления ювелирных изделий, когда мелкие серебряные или золотые шарики напаиваются на орнамент
Слайд 65
Скифская пектораль- (нагрудное украшение царя) с изображением сцен жизни кочевников
Слайд 66
образах и одушевлении всего окружающего. Особое значение имели обряды, как жизненное глубокое осмысление мира и себя в этом мире, их неотъемлемой частью являлась музыка: заклинания, пение, театральные действия. Традиции музыкального воспитания в Древней Руси тесно связаны с культурой и бытом восточных славянских племен. Мировоззрение было культовым и выражалось в конкретных
Слайд 67
Большое влияние на репертуар детского пения оказала народная песня. В народном песнетворчестве существует специальный цикл песен, связанных с детством: это колыбельные и другие материнские песни, прибаутки, считалки и т.п. Они запечатлели с большой полнотой мир детских интересов, словесных и музыкальных образов, характерных интонаций.
Слайд 68
(лучшее свидетельство их популярности в народе) и многие из них дошли и до нас (“А мы просо сеяли”, “Ай, во поле липонька”, “Посеяли девки лен” и многие другие). С самого младенчества дети жили в окружении народных песен. Несмотря на отсутствие (до XVIII в.) письменной фиксации, народные песни сохранялись в устной традиции
Слайд 69
Духовное пение С течением времени на Руси увеличивалось количество певческих книг и число людей, владевших музыкальной грамотой.
Слайд 70: Княжеская культура. Скоморошество
Широкое распространение в княжеском быту Киевской Руси получили героические песни. Пиршества, устраиваемые киевскими князьями вместе со своей дружиной, сопровождались песнями, плясками и игрой на музыкальных инструментах. В обычаях княжеского двора было развлекаться искусством скоморохов — инструментальной музыкой, играми, плясками, акробатикой. Широкое распространение в Киевской Руси получила светская музыка. В обычаях княжеского двора и дружинного быта было сопровождать музыкой официальные церемонии, музыка звучала на княжеских пирах.
Слайд 71
В отличие от католических стран, инструментальная музыка на Руси не допускалась в церкви, по-видимому, потому, что она связывалась с языческими ритуалами и увеселениями, а также с латинской католической службой. В распоряжении скоморохов был довольно обширный музыкальный инструментарий. Особую роль в нем играли гусли. В древнерусском музыкальном быту были распространены два вида струнного щипкового инструмента с общим названием "гусли". По форме резонаторного корпуса их стали именовать шлемовидными (псалтыревидные десятиструнные гусли) и крыловидными (четырех-, шестиструнные). В древнерусской литературе обычно противопоставляется "доброгласная псалтырь" сопелям и гуслям.
Слайд 72
Играли на гуслях сидя, инструмент клали в слегка наклонном положении на колени, оперев вершину его о грудь. На струнах высокого регистра исполняли мелодию, а на нижних — гомофонно-гармоническое сопровождение и басовый бурдон. Практиковалась также игра стоя.
Слайд 73
Другим распространенным струнным инструментом, напоминающим фидель, был гудок. Он состоял из грушевидного корпуса с грифом, на который натягивались три струны. Играли на гудке лукообразным смычком (отсюда выражение "гудеть лучцом") сидя, упирая инструмент в колено.
Слайд 74
В народном быту широко использовались духовые инструменты: сопель, свирель, цевница. Применялась также волынка, известная в Древней Руси как козица. Очень разнообразны были и ударные инструменты — под общим видовым названием "бубны", куда входили барабаны, бубны, ложки, погремушки, трещотки. Труба была военным и привилегированным инструментом, ее назначение — вселять мужество и бесстрашие. Трубы так же, как и гусли, были двух видов. Кроме ратных труб были и скоморошьи, подобные пастушескому рожку; эти очень длинные рожки изготовлялись из древесной коры.
Слайд 75
Маковский К.Е. За прялкой На Руси женщина обладала целым рядом прав. Она могла стать наследницей имущества отца (до выхода замуж). Высокие штрафы платились виновными в оскорблении женщин "срамными словами". Положение женщины на Руси.
Слайд 77
К. Е. Маковский. Боярский свадебный пир. Чудесную утварь делали мастера Киевской Руси. Чарка меду. К.Е.Маковский 2 Летописец Нестор в «Повести временных лет» упоминает о том, что дружина заявила князю Владимиру : «Не хотим есть деревянными ложками, а хотим есть серебряными».
Слайд 78
Бояре и князья именовались с отчествами — в этом был знак их высокого достоинства. Традиция величания по отчеству, с « вичием », сохранялась как прерогатива высших социальных групп на Руси. Фамилий в современном понимании этого слова на Руси не существовало. Люди попроще часто всю жизнь назывались тем именем-прозвищем. Различия в положении социальных слоев. 2
Слайд 79
Одежда простолюдинов. Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки с невысокой стойкой или без нее и нешироких штанов из холста или крашенины. Рубаху носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. В женкой одежде поверх рубахи снизу надета понёва – юбка, состоящая из трёх несшитых прямоугольных полотнищ и нагрудник – короткая верхняя одежда с широкими короткими рукавами, или же сарафан.