Иконы и фрески древней руси. xi-xiv вв — презентация
logo
Иконы и фрески древней руси. xi-xiv вв
  • Иконы и фрески древней руси. xi-xiv вв.
  • Христос- Пантократ (мозаика для купола)
  • Богоматерь Оранта (мозаика в центральной апсиде)
  • Сцена Б лаговещения (мозаика на алтарном столбе )
  • Евхаристия (мозаика на апсиде)
  • Богоматерь Владимирская (икона )начало XII в.
  • Святой Георгий ( новгородская икона)начало XII в.
  • Пророк Иеримея (фреска в куполе)
  • Пророк Соломон (фреска в куполе)
  • Фрески Спасо -Преображенского собора Мирожского монастыря
  • Дмитрий Солунский (мозаика Михайловского монастыря)
  • Спас Нерукотворный (новгородская икона)
  • Богоматерь Знамение (икона из собора св.Софии Новгород ) XII в.
  • Спас Эммануил с архангелами ( оглавный Деисус) владимиро-суздальская икона XII в.
  • Успение Богоматери (новгородская икона)
  • Богоматерь Великая Панагия
  • Благовещение Устюжское ( новгородская икона)
1/17

Первый слайд презентации: Иконы и фрески древней руси. xi-xiv вв

Выполнила : ученица 10 класса «А» Семенихина Софья

Изображение слайда

Слайд 2: Христос- Пантократ (мозаика для купола)

Собор св. Софии в Киеве 1043-1046гг. В зените центрального купола собора, в медальоне диаметром 4,1 м, видим монументальное изображение полуфигуры Христа-Вседержителя. Христос - в пурпурном хитоне и голубом плаще. Медальон обведен девятью разноцветными кругами, напоминающими радугу. Вокруг Христа-Вседержителя - четыре архангела, из которых только один (в голубом наряде) - мозаичный, а другие в 1884 году пририсовал маслом М. А. Врубель.

Изображение слайда

Собор св. Софии в Киеве 1043-1046гг. Богоматерь Оранта из Софийского собора в Киеве, названная Нерушимой стеной, — один из древнейших сохранившихся до наших дней образов Божией Матери. В своде главного алтаря видна огромная фигура Оранты - богоматери, которая молится. Эта фигура доминирует над росписями интерьера. Высота ее - около 6 метров. Богоматерь стоит с поднятыми руками на широком помосте, украшенном драгоценными камнями. Фигура Оранты выделяется среди росписей Софийского собора особым величием, монументальностью и сочностью красок.

Изображение слайда

Слайд 4: Сцена Б лаговещения (мозаика на алтарном столбе )

Собор св. Софии в Киеве 1043-1046 На столбах предалтарной арки (над иконостасом) - мозаичная сцена "Благовещение": слева - архангел Гавриил, справа - дева Мария. Обе части композиции очень красивые по колориту. Гавриил в белом наряде с зеленоватыми, пурпурными и черными оттенками. Звучание белого цвета усиливают красные сандалии, жезл и полосы ( клавы ) на руках. На Марии одежда глубокого синего цвета, оживленная золотом на рукавах и концах мафория. С синевой одежды контрастируют красные сапожки и пряжа в руках богоматери.

Изображение слайда

Слайд 5: Евхаристия (мозаика на апсиде)

Собор св. Софии в Киеве 1043-1046 гг. « Евхаристия» — самая архаичная мозаика из всех, сохранившихся в Софийском соборе. Видны приметы аскетичного стиля: фигуры пропорционально укорочены и как будто скованы в движениях, их головы — нарочито крупные, набор возможных поз и жестов совсем не велик. М ногофигурная композиция "Евхаристия"- символическая сцена причащения апостолов. В центре - престол, вдоль которого стоят ангелы с Рипидами (опахалами). Возле них дважды изображена фигура Христа. Он причащает хлебом (слева) и вином (справа) апостолов.

Изображение слайда

Владимирская икона попала на Русь из Византии в XII веке как подарок киевскому князю Мстиславу Владимировичу. В 1155 году Андрей Боголюбский взял икону Вышгородской Богородицы и перенёс её в Залесскую землю, сначала в свою резиденцию в село  Боголюбово, а позже — во  Владимир –на- Клязьме А в 1395 году — в Москву для защиты города от монгольского завоевателя Тамерлана. Написана евангелистом Лукой Сейчас  Владимирская икона Божией Матери находится в  храме- музее Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Изображение слайда

Слайд 7: Святой Георгий ( новгородская икона)начало XII в

И меет новгородское происхождение и была привезена в Москву  Иваном Грозным Существует датировка иконы концом XI — началом XII веков. Возможным заказчиком иконы мог быть князь  Георгий Андреевич (младший сын  Андрея Боголюбского ) Успенский собор Московского Кремля Относится к новгородской школе иконописи

Изображение слайда

Слайд 8: Пророк Иеримея (фреска в куполе)

Собор святой Софии в Новгороде 1108 год Л ик пророка Иеремии   исполнен в достаточно контрастной линейной манере письма, где объем лица создается последовательными напластова­ниями лессировочных слоев по принципу светотеневой моделировки Расположен на южном простенке барабана

Изображение слайда

Слайд 9: Пророк Соломон (фреска в куполе)

Собор святой Софии в Новгороде 1108 год Лик юного Соломона   написан в сложной многослойной технике, когда светлая карнация сплавляется жидкими лессировочными тенями, постепенно про­являющими пластику формы Расположен на восточном простенке барабана

Изображение слайда

Псков До 1156 г. Собор был расписан сверху донизу в 30-х и 40-х годах XII века неизвестными мастерами, выходцами из Греции. Спасо -Преображенский собор Мирожского мужского монастыря в Пскове    расписан фресками начала XII века, работы византийских мастеров Фрески отличаются суровым колоритом, преобладанием тяжелого синего фона и неярких цветов, торжественностью и строгой уравновешенностью композиции. Особенность интерьера – отсутствие столбов

Изображение слайда

Слайд 11: Дмитрий Солунский (мозаика Михайловского монастыря)

Изначально мозаика находилась в церкви Архангела Михаила (1108-113) Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве. Здание собора было взорвано и разобрано в 1935–1936 гг.; в это время мозаика была снята со стены, укреплена на цементную основу и заключена в чугунную раму, а затем передана в музей. В  церкви мозаика находилась на одном из столбов, поддерживающих своды, на высоте 5,65 м. от уровня пола. Предполагается, что в исполнении мозаик и фресок собора Архангела Михаила принимали участие как приезжие византийские, так и русские мастера.

Изображение слайда

Слайд 12: Спас Нерукотворный (новгородская икона)

«Спас Нерукотворный» — новгородская икона XII века в собрании Государственной Третьяковской галереи Это  — двусторонняя выносная икона, на лицевой стороне которой написан образ Иисуса Христа в иконографии  Спас Нерукотворный «на чрепии », а на обороте — сцена Прославление креста. Работа происходит из Успенского собора Московского Кремля. Но изначально она происходит из новгородской деревянной церкви Святого Образа, возведённой  в 1191 году. Исследователи датируют икону от середины и второй половины XII  века  до начала XIII века

Изображение слайда

Слайд 13: Богоматерь Знамение (икона из собора св.Софии Новгород ) XII в

Икона Божией Матери «Знамение», находящаяся ныне в новгородском Софийском соборе, прославилась в XII веке, когда Владимиро-Суздальский князь Андрей Боголюбский  в союзе с князьями Смоленским, Полоцким, Рязанским, Муромским и другими (всего более 70 князей) послал своего сына Мстислава покорять Великий Новгород. В 1356 году икона была перенесена в церковь Знамения Богородицы (Знамения Божией Матери). В XVII веке в честь иконы был возведен большой каменный Знаменский собор. В настоящее время находится в Софийском соборе Великого Новгорода.

Изображение слайда

Слайд 14: Спас Эммануил с архангелами ( оглавный Деисус) владимиро-суздальская икона XII в

Икона датируется серединой XII века или его концом, икона могла быть написана мастерами, расписывавшими Дмитриевский собор во Владимире по приглашению князя Всеволода Большое Гнездо. Из Владимира икона была привезена в Москву в 1518 году для поновления и осталась в Успенском соборе Московского Кремля. На иконе представлен « деисус оплечный » — Спас Эммануил в окружении склонившихся к нему архангелов Гавриила  и  Михаила.

Изображение слайда

Слайд 15: Успение Богоматери (новгородская икона)

Русская икона конца XII — начала XIII веков, которая происходит из новгородского Десятинного монастыря Данная икона относится к развернутому, так называемому «облачному» варианту иконографии. Помимо усопшей Богоматери на ложе, Христа с её душой на руках, предстоящих апостолов и ангельских сил, здесь представлено чудесное путешествие апостолов в дом Иоанна Богослова. Особенности новгородской иконы во многом определяются общей ориентацией на классический язык византийского искусства XI–XII веков. На это указывают большой масштаб, уравновешенная композиция, обилие свободного пространства

Изображение слайда

Слайд 16: Богоматерь Великая Панагия

« Великая   Панагия » – одна из древнейших почитаемых  икон, ее называют еще  Ярославской   Орантой. Известна с начала XII века и, по преданию, написана преподобным Алипием, монахом Печерского монастыря в Киеве, первым выдающимся иконописцем. Изображение Богоматери с воздетыми руками и Спасом Эммануилом на груди часто помещались на створках артосных панагий, а также в главной апсиде алтаря, что указывает на символическую связь образа с таинством Евхаристии Редкой особенностью этой иконы является то, что Христос Эммануил благословляет сразу двумя руками

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Иконы и фрески древней руси. xi-xiv вв: Благовещение Устюжское ( новгородская икона)

« У́стюжское Благове́щение » — русская икона Благовещения Пресвятой Богородицы, написанная в 20—30-х годах XII века в Великом Новгороде. История иконы известна по Второй Новгородской летописи и другим письменным источникам XVI—XVII веков, которые сообщают, что в середине XVI века она была перенесена в Москву царём Иваном Грозным из Георгиевского собора новгородского Юрьева монастыря Важнейшая и уникальная особенность иконографии «Устюжского Благовещения» – изображение на груди у Богородицы образа Богомладенца, как бы только воплотившегося в момент чуда Благовещения. При этом Христос представлен довольно необычно: Он восседает на груди Богоматери, как будто на троне,.

Изображение слайда

Похожие презентации