Архитектура Киевской Руси — презентация
logo
Архитектура Киевской Руси
  • Архитектура Киевской Руси
  • Архитектура Киевской Руси
  • Архитектура Киевской Руси
  • Архитектура Киевской Руси
  • Архитектура Киевской Руси
  • Архитектура Киевской Руси
  • Архитектура Киевской Руси
  • Архитектура Киевской Руси
  • Архитектура Киевской Руси
  • Архитектура Киевской Руси
  • Реконструкция:
  • Архитектура Киевской Руси
  • Архитектура Киевской Руси
  • Архитектура Киевской Руси
  • Архитектура Киевской Руси
  • Архитектура Киевской Руси
  • Архитектура Киевской Руси
  • Архитектура Киевской Руси
  • Архитектура Киевской Руси
  • Архитектура Киевской Руси
  • Архитектура Киевской Руси
  • Архитектура Киевской Руси
  • Архитектура Киевской Руси
  • Архитектура Киевской Руси
  • Архитектура Киевской Руси
  • Архитектура Киевской Руси
  • Архитектура Киевской Руси
  • Архитектура Киевской Руси
  • Архитектура Черниговского и Рязанского княжеств Благодаря обширным землям Черниговского княжества, протянувшимся почти через всю территорию Руси с запада на
  • Архитектура Киевской Руси
  • Архитектура Киевской Руси
  • Архитектура Киевской Руси
  • Архитектура Киевской Руси
  • Архитектура Киевской Руси
  • Архитектура Киевской Руси
  • К 12 веку складываются основные части русского православного храма, которые не менялись в течении последующих столетий
  • Архитектура Киевской Руси
1/37

Первый слайд презентации: Архитектура Киевской Руси

Развитие русского регионального искусства.

Изображение слайда

Слайд 2

Первый расцвет древнерусского искусства связан с эпохой Киевской Руси, которая стала преемницей византийских традиций. Это период становления русской культуры с середины 9 века, когда на территории Восточной Европы появляются первые признаки появления государства Киевская Русь, и его завершение на рубеже 17-18 веков, когда проступают черты Нового времени.

Изображение слайда

Слайд 3

Принятие христианства 988 году способствовало начавшемуся широкому строительству во многом определившем развитие архитектуры и других видов искусства на Русь. Из Византии прибывали мастера, учившие русских умельцев каменному зодчеству, сложной технике мозаики, секретам фрески и иконописи. Византийская художественная система легла на яркую и богатую культурную традицию языческой Руси. Достижения дохристианского периода позволили русским мастерам в удивительно короткий срок освоить совершенно новые для них жанры. Влияние народного языческого начала обусловило и отличия учеников от своих наставников. Отличительной характеристикой русского зодчества стал его больший, по сравнению с византийским, демократизм. Древнерусское искусство было гораздо радостнее, красочнее и звонче. В нем нет византийской строгости и суровости. На Руси христианство воспринималось более эмоционально и жизнерадостно. Каменное зодчество на Руси испытало определенное влияние византийской архитектуры. В нем утвердился крестово-купольный храм.

Изображение слайда

Слайд 4

крестово-купольный храм. Архитектура – квинтэссенция средневековых представлений о мире и человеке. Храм – символ географического и духовного единства русской земли. Храмы – «маяки», организующие духовную жизнь русского человека. Символика храмовой архитектуры – идея иерархического строения мира. Антропоморфизм древнерусской архитектуры – единение Бога и человека. Софийские храмы Киева и Новгорода – символы единства и многополярности Древней Руси.

Изображение слайда

Слайд 5

крестово-купольный храм.

Изображение слайда

Слайд 6

Изображение слайда

Слайд 7

В Храме выделяются три части: алтарь, содержащий жертвенник и престол, средняя часть храма, отделённая от алтаря иконостасом, Притвор - составляет самую западную часть храма и обыкновенно отделяется от средней части храма глухой стеной. Согласно традиции, храм всегда строится алтарём на восток

Изображение слайда

Слайд 8

Алтарь - восточная часть храма, находящаяся на возвышении, предназначенная для священнослужителей и обычно отделённая от средней части храма иконостасом.

Изображение слайда

Слайд 9

Существенной особенностью зодчества Киевской Руси является, с одной стороны, следование византийским традициям, с другой, поиск самостоятельных путей в архитектуре. Взяв за основу крестово-купольную композицию, русские мастера, внеся в нее элементы русской деревянной архитектуры, придали храмам многоглавие и пирамидальность. Уже в одной из самых первых русских каменных церквей - Богородице Десятинной в Киеве - наметились такие нехарактерные для Византии черты: многокупольность (25 куполов). Одним из самых старых каменных сооружений Киева была Десятинная церковь, возведенная в 989 – 996гг. В честь пресвятой Богородицы. Реконструкция Десятинной церкви.

Изображение слайда

Слайд 10

Построен между 1037 и 1051 гг., когда Ярослав Мудрый развернул бурную строительную деятельность, с помощью греческих мастеров. Храм Святой Софии стал главным в русской митрополии, центром политической и культурной жизни, символом мощи государства Русь. Вслед за киевской Софией строятся Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Каменное строительство в XI в. велось во многих городах. Софийский собор в Киеве.

Изображение слайда

Слайд 11: Реконструкция:

Многоглавие составляет отличительный признак Софийского собора. Один большой и двенадцать более мелких куполов символизируют Христа и его двенадцать учеников.

Изображение слайда

Слайд 12

Собор был выложен из тонкого красного кирпича- плинфы, в технике с утопленным рядом (один ряд кирпича выступал из толщи стены, а другой был отодвинут в глубь кладки) с небольшими вкраплениями необработанного камня. Кладка скреплялась цемянкой –раствором извести, песка и толченого кирпича.

Изображение слайда

Слайд 13

Пролеты и арки как бы «рифмуются» друг с другом, растут, ширятся и завершаются в обширном подкупольном пространстве огромной, обрамляющей алтарь триумфальной аркой.

Изображение слайда

Слайд 14

Внутри здания купол воспринимался не как наибольший объем, а как наивысшее пространство, как главный источник света. под самым куполом, изображен Христос Вседержитель (Пантократор).

Изображение слайда

Слайд 15

Грандиозная фигура Богоматери Оранты (молящейся), вознесшей руки к своему Божественному сыну в молитве за род людской находится в апсиде.

Изображение слайда

Слайд 16

Евхаристия

Изображение слайда

Слайд 17

Над алтарем, в качестве прообраза происходящей в храме литургии изображено, как апостолы с протянутыми руками подходят к алтарю; Христос подает им вино и хлеб.

Изображение слайда

Слайд 18

Изображение слайда

Слайд 19

Главные изображения Софийского собора выполнены мозаикой и сосредоточены в центральной, самой парадной и светлой части храма. Круг сюжетов давал представление о христианском вероучении, наглядно выражая понимание небесной иерархии как подобия иерархии земной.

Изображение слайда

Слайд 20

Мозаики, изображающие отцов церкви, отличаются исключительной тонкостью красочных оттенков. Лучезарные краски вносят нечто светлое в эти строгие образы.

Изображение слайда

Слайд 21

Христос Иерей Богоматерь

Изображение слайда

Слайд 22

Григорий Чудотворец Григорий Нисский

Изображение слайда

Слайд 23

Архангел

Изображение слайда

Слайд 24

Благовещение

Изображение слайда

Слайд 25

Вручение Марии пурпура для храмовой завесы

Изображение слайда

Слайд 26

Единоборство Иакова с архангелом Михаилом. Император и придворные.

Изображение слайда

Слайд 27

В росписи храма наряду со священными лицами и событиями нашел себе место и тот реальный мир, который окружал человека. Семья Ярослава Мудрого

Изображение слайда

Слайд 28

Панорама. Храмы: Спасо -Преображенский, Бориса и Глеба, Коллегиум. Детинец. Вал. Чернигов В 11-начале 12 в. Киев не был единственным культурным центром Древней Руси. Средоточием многих художественных достижений стали такие города, как Чернигов, Галич, Полоцк, Смоленск, Ростов, Суздаль и Рязань. В XII в. В Чернигове утвердилось господство Святославичей, которые сумели найти общий язык с городской знатью. Устойчивость внутреннего положения, экономические и политические успехи способствуют интенсивному строительству во втором по значимости городе Приднепровья — Чернигове. Территория столицы Черниговского княжества расширяется за счет торгово-ремесленных районов окольного города и в основном предградья. У ворот окольного города формируется торговая площадь, превратившаяся в форум древнего Чернигова. Его общественное значение закрепляется на рубеже XIII в. сооружением каменного Пятницкого храма. Каменное строительство ведется также в детинце и монастырях.

Изображение слайда

Слайд 29: Архитектура Черниговского и Рязанского княжеств Благодаря обширным землям Черниговского княжества, протянувшимся почти через всю территорию Руси с запада на восток и включавшим еще в XI в. даже Тмутаракань (Северный Кавказ), расширялись культурные связи черниговцев. В Чернигове ведется летописание, развиваются художественные ремесла. Чрезвычайно высока была и строительная техника черниговских каменных Дел мастеров. Развитие керамики, переход на равнослойную кирпичную кладку, совершенствование строительных конструкций, применение резных каменных архитектурных деталей характеризуют черниговскую школу зодчества. С Черниговом связано новое стилевое направление, использующее в основном не живописные, а пластические формы, берущие начало от образности деталей из камня. Черниговские зодчие стремятся к более целостному, лаконичному образу здания

В конце XII в. в Чернигове, кроме княжеских и монастырских построек, строятся каменные посадские здания. Княжеский терем в Чернигове XI век реконструкция.

Изображение слайда

Слайд 30

Классическим образцом черниговской архитектурной школы является Борисоглебский собор, выстроенный в 1120—1123 г г. в период княжения одного из сильнейших князей — Давида Святославича. Новый храм занял ответственное место в детинце по соседству со Спасским собором. Для княжеского собора-усыпальницы была использована шестистолпная схема с раскрытым в основное пространство нартексом. Эта схема предельно упрощена, в ней отсутствует лестничная башня и крещальня. Ход на хоры, расширенные за счет угловых ячеек, выложен в толще западной стены. Видимо, несколько позднее к Борисоглебскому храму были пристроены галерея и притворы.

Изображение слайда

Слайд 31

Заложен черниговским князем Мстиславом Владимировичем предположительно в начале 1030-х гг. После его смерти в 1036 г. (согласно Повести временных лет по Ипатьевскому списку) со стройки собора, имевшего высоту стен около 4 метров, мастера были сняты для постройки храма св. Софии Новгородской, а окончен черниговский собор был только в середине века. Возможно, строители Спасо -Преображенского собора в какой-то мере повторили схему Десятинной церкви. Есть предположение, что мастера, создававшие черниговский собор и Софию Киевскую, были из одной и той же столичной византийской артели. В плане собор представляет собой большой по древнерусским меркам (18,25 х 27 м.) трехнефный храм с шестью столбами и тремя апсидами. Раскопки показали, что к восточным углам были пристроены небольшие часовни, которые не сохранились. Фасады здания сложены чрезвычайно нарядной кирпичной кладкой со скрытым рядом. Фасады также оформлены пилястрами, в первом ярусе плоскими, а во втором профилированными. Спасо -преображенский собор в Чернигове

Изображение слайда

Слайд 32

Спасо-Преображенский собор сохранился до наших дней почти целиком, но отчасти перестроенным: он подвергся переделкам после разрушительного пожара 1756 года. Все внутренние помещения выгорели. Сгоревшие деревянные хоры не были восстановлены. Была сломана крещальня в юго-западном углу храма, а вместо неё построена круглая башня, симметричная левой древней башне с лестницей на хоры. На обе башни были установлены шпили огромной величины, что исказило древний облик церкви. В довершение ко всему, перед порталами устроили тамбуры. Постепенное возвышение масс храма кверху было утрачено с западной стороны. Пирамидальный рост собора виден с востока. Древнее покрытие храма было позакомарным, что также работало на эффект пирамидальности верхней части постройки. Главы имели по-византийски параболическую форму.

Изображение слайда

Слайд 33

Собор неоднократно подвергался перестройке. В XVIII—XIX веках, в частности, были надстроены две башни, после чего здание приобрело нынешний вид. В 1967 году во время реставрационных работ на южном фасаде Спасского собора обнаружили граффити ХІІ — начала ХІІІ века. С 1989 года собор числится среди кандидатов на включение в список Всемирного наследия. Арочное обрамление дверных проемов заглублено тремя уступами в кладку, это подчеркива ло массивность стены и создава ло впечатление необычайной устойчивости храма. Входивших в храм встречали символические образы, корни которых следует искать в языческой мифологии. У западного портала был найден утловой камень. Н а рельефе изображена с одной стороны хищная вещая птица, а с другой — драконоподобное существо, скорее всего симаргл — мифический хранитель древа жизни. Основываясь на находках в черниговских курганах, можно предположить, что хищная птица имела тотемистическое значение для древних черниговцев. Не случайно впоследствии орел стал гербом Чернигова. На капителях полуколонн попарно расположены грозные пардусы ( гепарды ) в красивом рисунке растительного переплетения. Они иносказательно, в типичной для средневековья форме, говорили о силе князя, его мощи и непобедимости.

Изображение слайда

Слайд 34

Церковь Параскевы Пятницы. Конец 12 в. Чернигов. На шумном торжище, у ворот окольного града, на рубеже XIII столетия возводится необычный кирпичный храм. Эта небольшая, гордо вскинувшая высоко вверх главу церковь была посвящена Параскеве -Пятнице, которая в языческие времена почиталась как покровительница земледелия, плодородия, здоровья Это популярное в народе божество олицетворявшее женское начало в природе, церковь дипломатично причисленных к ликам святых. Пятницкий храм в Чернигове, который, возможно, был создан прославленным зодчим Петром Милонегом, завершает процесс переработки канонической крестово-купольной схемы. Небольшой (около 12x16 м) четырехстолпный одноглавый храм имеет необычную, почти центрическую динамичную композицию; его высота в два раза превосходит его ширину. Развитие объемов вверх органично сочетается с конструктивными особенностями. Подпружные арки и части сводов, на которые опирается барабан, приподняты относительно покрытий ветвей «креста». Вследствие этого снаружи средние своды подымаются уступами к барабану, который будто бы вырастает, подобно цветку, из венчика полукружий. Динамичность масс усилена опущенными крайними лопатками. Угловые ячейки храма перекрыты полуцилиндрическими сводами, которые как бы начинают движение криволинейных покрытий с углов к середине фасадов и к центру — главе. Центричность построения объемов акцентируется решением фасадов, представляющих не сумму самостоятельных участков стены — прясел со своими осями симметрии, а целостную композицию, подчиненную одной центральной оси.

Изображение слайда

Слайд 35

Рязанское княжество. Рязань, входившая до конца XII в. в Черниговскую епископию, в области архитектуры опиралась на опыт черниговских мастеров. Превращение Рязани в середине XII в. в самостоятельное княжество сопровождалось, естественно, строительством каменных зданий. От Старой Рязани, ставшей в XII в. крупным культурным центром с многочисленным торгово-ремесленным населением, с мощными деревоземляными укреплениями и каменными храмами ныне остались лишь гигантские валы и поле, заросшее травой. В 1237 г. войска Батыя захватили город и разорили его. В XIV в. столица княжества была перенесена в Переяславль Рязанский — современную Рязань. Усилиями археологов Старая Рязань была открыта заново, изучены жилища ремесленников, обнаружены фрагменты трех каменных храмов. Большинство исследователей относят постройку двух шестистолпных рязанских соборов к 40—60 годам XII в. Оба они как по планировке, так и по технике строительства достаточно, близки черниговским зданиям. Сходные клейма на кирпичах позволяют предположить, что в Рязани и Чернигове работали одни и те же мастера. Следы полуколонн у лопаток, фрагменты аркатурного фриза, значительное количество резных архитектурных деталей еще раз указывают на стилистическую общность рязанских и черниговских памятников.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Архитектура Киевской Руси

Строительство архитектурных сооружений сопровождалось быстрым развитием живописи. Мозаика и фрески киевской Софии, Десятинной церкви и других говорят об освоении русскими мастерами сложных видов декоративного искусства. Следует заметить, что на Руси все-таки преобладало деревянное зодчество. А деревянные церкви не могли расписываться фресками, они украшались иконами, написанными на доске. Специфика искусства Древней Руси заключается в абсолютном преобладании станковой живописи. Русская икона стала такой же классической формой изобразительного искусства, как статуя в Греции и Риме или мозаика в Византии.

Изображение слайда

Похожие презентации