Первый слайд презентации: Архитектура Киевской Руси
Развитие русского регионального искусства.
Слайд 2
Первый расцвет древнерусского искусства связан с эпохой Киевской Руси, которая стала преемницей византийских традиций. Это период становления русской культуры с середины 9 века, когда на территории Восточной Европы появляются первые признаки появления государства Киевская Русь, и его завершение на рубеже 17-18 веков, когда проступают черты Нового времени.
Слайд 3
Принятие христианства 988 году способствовало начавшемуся широкому строительству во многом определившем развитие архитектуры и других видов искусства на Русь. Из Византии прибывали мастера, учившие русских умельцев каменному зодчеству, сложной технике мозаики, секретам фрески и иконописи. Византийская художественная система легла на яркую и богатую культурную традицию языческой Руси. Достижения дохристианского периода позволили русским мастерам в удивительно короткий срок освоить совершенно новые для них жанры. Влияние народного языческого начала обусловило и отличия учеников от своих наставников. Отличительной характеристикой русского зодчества стал его больший, по сравнению с византийским, демократизм. Древнерусское искусство было гораздо радостнее, красочнее и звонче. В нем нет византийской строгости и суровости. На Руси христианство воспринималось более эмоционально и жизнерадостно. Каменное зодчество на Руси испытало определенное влияние византийской архитектуры. В нем утвердился крестово-купольный храм.
Слайд 4
крестово-купольный храм. Архитектура – квинтэссенция средневековых представлений о мире и человеке. Храм – символ географического и духовного единства русской земли. Храмы – «маяки», организующие духовную жизнь русского человека. Символика храмовой архитектуры – идея иерархического строения мира. Антропоморфизм древнерусской архитектуры – единение Бога и человека. Софийские храмы Киева и Новгорода – символы единства и многополярности Древней Руси.
Слайд 7
В Храме выделяются три части: алтарь, содержащий жертвенник и престол, средняя часть храма, отделённая от алтаря иконостасом, Притвор - составляет самую западную часть храма и обыкновенно отделяется от средней части храма глухой стеной. Согласно традиции, храм всегда строится алтарём на восток
Слайд 8
Алтарь - восточная часть храма, находящаяся на возвышении, предназначенная для священнослужителей и обычно отделённая от средней части храма иконостасом.
Слайд 9
Существенной особенностью зодчества Киевской Руси является, с одной стороны, следование византийским традициям, с другой, поиск самостоятельных путей в архитектуре. Взяв за основу крестово-купольную композицию, русские мастера, внеся в нее элементы русской деревянной архитектуры, придали храмам многоглавие и пирамидальность. Уже в одной из самых первых русских каменных церквей - Богородице Десятинной в Киеве - наметились такие нехарактерные для Византии черты: многокупольность (25 куполов). Одним из самых старых каменных сооружений Киева была Десятинная церковь, возведенная в 989 – 996гг. В честь пресвятой Богородицы. Реконструкция Десятинной церкви.
Слайд 10
Построен между 1037 и 1051 гг., когда Ярослав Мудрый развернул бурную строительную деятельность, с помощью греческих мастеров. Храм Святой Софии стал главным в русской митрополии, центром политической и культурной жизни, символом мощи государства Русь. Вслед за киевской Софией строятся Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Каменное строительство в XI в. велось во многих городах. Софийский собор в Киеве.
Слайд 11: Реконструкция:
Многоглавие составляет отличительный признак Софийского собора. Один большой и двенадцать более мелких куполов символизируют Христа и его двенадцать учеников.
Слайд 12
Собор был выложен из тонкого красного кирпича- плинфы, в технике с утопленным рядом (один ряд кирпича выступал из толщи стены, а другой был отодвинут в глубь кладки) с небольшими вкраплениями необработанного камня. Кладка скреплялась цемянкой –раствором извести, песка и толченого кирпича.
Слайд 13
Пролеты и арки как бы «рифмуются» друг с другом, растут, ширятся и завершаются в обширном подкупольном пространстве огромной, обрамляющей алтарь триумфальной аркой.
Слайд 14
Внутри здания купол воспринимался не как наибольший объем, а как наивысшее пространство, как главный источник света. под самым куполом, изображен Христос Вседержитель (Пантократор).
Слайд 15
Грандиозная фигура Богоматери Оранты (молящейся), вознесшей руки к своему Божественному сыну в молитве за род людской находится в апсиде.
Слайд 17
Над алтарем, в качестве прообраза происходящей в храме литургии изображено, как апостолы с протянутыми руками подходят к алтарю; Христос подает им вино и хлеб.
Слайд 19
Главные изображения Софийского собора выполнены мозаикой и сосредоточены в центральной, самой парадной и светлой части храма. Круг сюжетов давал представление о христианском вероучении, наглядно выражая понимание небесной иерархии как подобия иерархии земной.
Слайд 20
Мозаики, изображающие отцов церкви, отличаются исключительной тонкостью красочных оттенков. Лучезарные краски вносят нечто светлое в эти строгие образы.
Слайд 27
В росписи храма наряду со священными лицами и событиями нашел себе место и тот реальный мир, который окружал человека. Семья Ярослава Мудрого
Слайд 28
Панорама. Храмы: Спасо -Преображенский, Бориса и Глеба, Коллегиум. Детинец. Вал. Чернигов В 11-начале 12 в. Киев не был единственным культурным центром Древней Руси. Средоточием многих художественных достижений стали такие города, как Чернигов, Галич, Полоцк, Смоленск, Ростов, Суздаль и Рязань. В XII в. В Чернигове утвердилось господство Святославичей, которые сумели найти общий язык с городской знатью. Устойчивость внутреннего положения, экономические и политические успехи способствуют интенсивному строительству во втором по значимости городе Приднепровья — Чернигове. Территория столицы Черниговского княжества расширяется за счет торгово-ремесленных районов окольного города и в основном предградья. У ворот окольного города формируется торговая площадь, превратившаяся в форум древнего Чернигова. Его общественное значение закрепляется на рубеже XIII в. сооружением каменного Пятницкого храма. Каменное строительство ведется также в детинце и монастырях.
В конце XII в. в Чернигове, кроме княжеских и монастырских построек, строятся каменные посадские здания. Княжеский терем в Чернигове XI век реконструкция.
Слайд 30
Классическим образцом черниговской архитектурной школы является Борисоглебский собор, выстроенный в 1120—1123 г г. в период княжения одного из сильнейших князей — Давида Святославича. Новый храм занял ответственное место в детинце по соседству со Спасским собором. Для княжеского собора-усыпальницы была использована шестистолпная схема с раскрытым в основное пространство нартексом. Эта схема предельно упрощена, в ней отсутствует лестничная башня и крещальня. Ход на хоры, расширенные за счет угловых ячеек, выложен в толще западной стены. Видимо, несколько позднее к Борисоглебскому храму были пристроены галерея и притворы.
Слайд 31
Заложен черниговским князем Мстиславом Владимировичем предположительно в начале 1030-х гг. После его смерти в 1036 г. (согласно Повести временных лет по Ипатьевскому списку) со стройки собора, имевшего высоту стен около 4 метров, мастера были сняты для постройки храма св. Софии Новгородской, а окончен черниговский собор был только в середине века. Возможно, строители Спасо -Преображенского собора в какой-то мере повторили схему Десятинной церкви. Есть предположение, что мастера, создававшие черниговский собор и Софию Киевскую, были из одной и той же столичной византийской артели. В плане собор представляет собой большой по древнерусским меркам (18,25 х 27 м.) трехнефный храм с шестью столбами и тремя апсидами. Раскопки показали, что к восточным углам были пристроены небольшие часовни, которые не сохранились. Фасады здания сложены чрезвычайно нарядной кирпичной кладкой со скрытым рядом. Фасады также оформлены пилястрами, в первом ярусе плоскими, а во втором профилированными. Спасо -преображенский собор в Чернигове
Слайд 32
Спасо-Преображенский собор сохранился до наших дней почти целиком, но отчасти перестроенным: он подвергся переделкам после разрушительного пожара 1756 года. Все внутренние помещения выгорели. Сгоревшие деревянные хоры не были восстановлены. Была сломана крещальня в юго-западном углу храма, а вместо неё построена круглая башня, симметричная левой древней башне с лестницей на хоры. На обе башни были установлены шпили огромной величины, что исказило древний облик церкви. В довершение ко всему, перед порталами устроили тамбуры. Постепенное возвышение масс храма кверху было утрачено с западной стороны. Пирамидальный рост собора виден с востока. Древнее покрытие храма было позакомарным, что также работало на эффект пирамидальности верхней части постройки. Главы имели по-византийски параболическую форму.
Слайд 33
Собор неоднократно подвергался перестройке. В XVIII—XIX веках, в частности, были надстроены две башни, после чего здание приобрело нынешний вид. В 1967 году во время реставрационных работ на южном фасаде Спасского собора обнаружили граффити ХІІ — начала ХІІІ века. С 1989 года собор числится среди кандидатов на включение в список Всемирного наследия. Арочное обрамление дверных проемов заглублено тремя уступами в кладку, это подчеркива ло массивность стены и создава ло впечатление необычайной устойчивости храма. Входивших в храм встречали символические образы, корни которых следует искать в языческой мифологии. У западного портала был найден утловой камень. Н а рельефе изображена с одной стороны хищная вещая птица, а с другой — драконоподобное существо, скорее всего симаргл — мифический хранитель древа жизни. Основываясь на находках в черниговских курганах, можно предположить, что хищная птица имела тотемистическое значение для древних черниговцев. Не случайно впоследствии орел стал гербом Чернигова. На капителях полуколонн попарно расположены грозные пардусы ( гепарды ) в красивом рисунке растительного переплетения. Они иносказательно, в типичной для средневековья форме, говорили о силе князя, его мощи и непобедимости.
Слайд 34
Церковь Параскевы Пятницы. Конец 12 в. Чернигов. На шумном торжище, у ворот окольного града, на рубеже XIII столетия возводится необычный кирпичный храм. Эта небольшая, гордо вскинувшая высоко вверх главу церковь была посвящена Параскеве -Пятнице, которая в языческие времена почиталась как покровительница земледелия, плодородия, здоровья Это популярное в народе божество олицетворявшее женское начало в природе, церковь дипломатично причисленных к ликам святых. Пятницкий храм в Чернигове, который, возможно, был создан прославленным зодчим Петром Милонегом, завершает процесс переработки канонической крестово-купольной схемы. Небольшой (около 12x16 м) четырехстолпный одноглавый храм имеет необычную, почти центрическую динамичную композицию; его высота в два раза превосходит его ширину. Развитие объемов вверх органично сочетается с конструктивными особенностями. Подпружные арки и части сводов, на которые опирается барабан, приподняты относительно покрытий ветвей «креста». Вследствие этого снаружи средние своды подымаются уступами к барабану, который будто бы вырастает, подобно цветку, из венчика полукружий. Динамичность масс усилена опущенными крайними лопатками. Угловые ячейки храма перекрыты полуцилиндрическими сводами, которые как бы начинают движение криволинейных покрытий с углов к середине фасадов и к центру — главе. Центричность построения объемов акцентируется решением фасадов, представляющих не сумму самостоятельных участков стены — прясел со своими осями симметрии, а целостную композицию, подчиненную одной центральной оси.
Слайд 35
Рязанское княжество. Рязань, входившая до конца XII в. в Черниговскую епископию, в области архитектуры опиралась на опыт черниговских мастеров. Превращение Рязани в середине XII в. в самостоятельное княжество сопровождалось, естественно, строительством каменных зданий. От Старой Рязани, ставшей в XII в. крупным культурным центром с многочисленным торгово-ремесленным населением, с мощными деревоземляными укреплениями и каменными храмами ныне остались лишь гигантские валы и поле, заросшее травой. В 1237 г. войска Батыя захватили город и разорили его. В XIV в. столица княжества была перенесена в Переяславль Рязанский — современную Рязань. Усилиями археологов Старая Рязань была открыта заново, изучены жилища ремесленников, обнаружены фрагменты трех каменных храмов. Большинство исследователей относят постройку двух шестистолпных рязанских соборов к 40—60 годам XII в. Оба они как по планировке, так и по технике строительства достаточно, близки черниговским зданиям. Сходные клейма на кирпичах позволяют предположить, что в Рязани и Чернигове работали одни и те же мастера. Следы полуколонн у лопаток, фрагменты аркатурного фриза, значительное количество резных архитектурных деталей еще раз указывают на стилистическую общность рязанских и черниговских памятников.
Последний слайд презентации: Архитектура Киевской Руси
Строительство архитектурных сооружений сопровождалось быстрым развитием живописи. Мозаика и фрески киевской Софии, Десятинной церкви и других говорят об освоении русскими мастерами сложных видов декоративного искусства. Следует заметить, что на Руси все-таки преобладало деревянное зодчество. А деревянные церкви не могли расписываться фресками, они украшались иконами, написанными на доске. Специфика искусства Древней Руси заключается в абсолютном преобладании станковой живописи. Русская икона стала такой же классической формой изобразительного искусства, как статуя в Греции и Риме или мозаика в Византии.