Первый слайд презентации: КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ: СТРУКТУРА, ФОРМЫ И СУЩНОСТЬ
Автор презентации лекции Марченко Антонина Павловна, доцент, канд. филос. наук
Слайд 2: План лекции
1. Межнациональное общение: сущность и содержание 2. Структура и формы межнационального общения 3. Что такое культура межнационального общения?.
Человечество насчитывает более двух тысяч этнических общностей. Современных государств - более двухсот. В подавляющем своем большинстве они многонациональны.
Слайд 4: Этническая общность
– исторически возникшая устойчивая социальная группировка людей, представленная племенем, народностью, нацией. Основным условием возникновения этнической общности является: самосознание – сознание своего единства и отличия от всех других подобных образований; территория; язык и культура. Дополнительными условиями могут быть общность религии и близость в расовом отношении. Нередко этническая общность складывается из разноязычных элементов. Для более устойчивого существования этнические общности стремятся к созданию своей социально-территориальной организации (государства, автономии).
Психологами доказано, что потребность в общении является одной из базовых потребностей общественного индивида. Общение является важной составной частью социального бытия человека как общественного существа, источником его жизнедеятельности, условием формирования как отдельной личности, так и общества в целом.
Слайд 6: Нравственно-психологическая сторона общения
В современном мире человек не может существовать вне общения с людьми, в том числе и принадлежащими к другому этносу. Потребность в общении имеет нравственно-психологическую сторону, которая заключается в необходимости получения человеком эмоциональной поддержки, сопереживания, признания, взаимопонимания и согласия.
Слайд 7: Межнациональное общение
Межнациональное общение – это определенные взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди, принадлежащие разным национальным общностям и придерживающиеся различных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами.
Слайд 8: Национальное самосознание
– уровень индивидуального и общественного сознания, характеристика национальной общности, одна из форм выражения самобытности народа и его представителей, обусловленная единством их происхождения. Индивидуальное и групповое знание, понимание и чувство, основанные на признании уникального своеобразия, связанного с осознанием своей принадлежности к определенной этнической общности. Субъективная сторона реально существующей общности, выраженная в осознании народом себя как особой этнической общности. Конституируется путем осознания отличия от других общностей при одновременном уподоблении и объединении людей внутри этноса. Выражается в субъективном переживании человеком своей индивидуальности, понятой как целостности и уникальности, определяемых национальной принадлежностью и чувством общности с конкретным этносом.
Слайд 9: Три уровня восприятия
I - происходит попадание общающихся в поле сознания друг друга. На этом уровне воспринимаются лишь внешние проявления (внешний вид, цвет волос, рост и т.д.); II - складывается частичное, фрагментарное понимание внутренней жизни другого человека. Более четко воспринимаются те моменты, которые человек выражает экспрессивно ; III - появляется возможность понять внутреннее состояние человека (страх, озабоченность, радость и т.д.), возникает эмпатия, сопереживание, сочувствие.
Слайд 10: Экспрессия
[лат. expressio — выражение] — выразительность, сила проявления чувств, переживаний. Экспрессия как внешнее «Я» личности, связанное с ее устойчивыми и динамическими подструктурами, может рассматриваться в следующих направлениях:
Слайд 11
в качестве выразительных компонентов общей активности личности, сопряженной с ее темпераментом; как экспрессивная структура актуальных психических состояний личности; как выражение знака отношения одного человека к другому; в качестве средства выражения свойств и качеств личности; в качестве экспрессивных компонентов социального статуса личности; как средство выражения личностью ее тождества с определенной группой, общностью, культурой; в качестве «экспрессивных масок», маскировки внешнего «Я» личности; как средство создания и демонстрации социально-приемлемых форм поведения.
Слайд 12: Эмпатия
[греч. empatheia — сопереживание] — постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека. В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание — переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие — переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого. Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта; эмпатия легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов.
Слайд 13: Структура культуры межнационального общения
- социальный аспект, связанный с макросоциумом и его освоением; - психологический аспект межнационального общения в межличностном взаимодействии; - содержательный аспект гармонизации национального и интернационального, духовного взаимодействия представителей разных национальностей; - морально-этический аспект межличностных и личностно-групповых отношений и общения.
Слайд 14: Компоненты содержания культуры межнационального общения
мотивационно-смысловой, познавательно-практический поведенческо-интегрирующий
Слайд 15: Мотивационно-смысловой компонент
определяет уровень сформированности мотивации на общение и выявление условий, причин ее дальнейшего развития, а также способность осмысливать, постигать содержание, значение образа жизни, ценностей, моделей поведения и специфики общения от участников межэтнического взаимодействия. Смысл данного компонента культуры межнационального общения заключается в переводе всех компонентов мотивационной сферы (мотивы, цели, эмоции) личности с уровня отрицательного и безразличного отношения к другим этническим группами и их культурам, к зрелым формам положительного отношения к ним – действенному, осознанному, ответственному.
Слайд 16: Познавательно - практический компонент
отражает наличие у личности знаний о культурах, обычаях, нормах, ценностях, стереотипах поведения другого народа, а также выработку навыков налаживания межэтнических контактов. Он определяет наличие объективных знаний и составления правильного понятия норм и правил поведения при взаимодействии людей разных национальностей.
Слайд 17: Поведенческо-интегрирующий компонент
характеризует наличие у личности постоянной способности, волевой готовности действовать в соответствии с моральными и нравственными нормами по отношению к «чуждому», «иному», превращает морально-этические нормы поведения в устойчивые убеждения, что способствует совершенствованию личности. Этот компонент связан с эмпатийным и толерантным отношением к особенностям различных народов, наций и религий.
Слайд 18: Функции культуры межнационального общения
побуждающая функция; смысловая функция; информативная функция; воспитательная функция; коммуникативная функция; функция принятия; интегрирующая функция
Слайд 19: побуждающая функция
характеризуется тем, что при совокупности внешних или внутренних условий вызывает потребность субъекта в деятельности и активности выбора действий и поступков личности, направлена на приобретение знаний о культуре, традициях и обычаях других народов, а также выработку навыков налаживания межэтнических контактов;
Слайд 20
смысловая функция обусловливает осознание и принятие личностью необходимости изучения иных культур и специфики межэтнического восприятия и взаимодействия; информативная функция отражает процесс приобретения индивидом объективных знаний и опыта в области межнационального общения;
Слайд 21: воспитательная функция
способствует привитию культуры межнационального общения субъекту в условиях взаимодействия в многонациональном коллективе, развитие духовно-нравственных и морально-психологических качеств личности;
Слайд 22: коммуникативная функция
способствует социализации личности, формирующая устойчивость линии поведения, навыков общения в полиэтническом обществе, легкость установления контактов между представителями разных наций, направленная на побуждение к совместной деятельности;
Слайд 23: функция принятия
проявляется в готовности личности взаимодействовать с представителями других национальностей и выражающаяся в их взаимной терпимости на основе признания и принятия различий, существующих между ними и их культурами, а также понимании и уважении иного образа жизни;
Слайд 24: интегрирующая функция
характеризуется тем, что культура межнационального общения базируется на таких нравственных и морально-этических категориях, как достоинство, уважение, честь, справедливость, такт, взаимопомощь, товарищество, милосердие, эмпатия и объединяющей все эти элементы в единое целое.
Слайд 25: Черты и критерии культуры межнационального общения
осознание и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми и групповыми; понимание необходимости достижения баланса межнациональных интересов, гармонизация общечеловеческих и национальных интересов; понимание необходимости трудиться на благо своего этноса, народов страны проживания во имя сохранения человечества; стремление и содействие расширению взаимосвязей своего этноса с народами как страны проживания, так и всего мира;
Слайд 26: Общечеловеческие ценности
система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом, воспроизводится тем не менее в любом типе культуры в качестве ценности. Основополагающей общечеловеческой ценностью во все времена человеческой истории являлась сама жизнь и проблема ее сохранения и развития в природной и культурной формах.
Слайд 27: Черты и критерии культуры межнационального общения
неразрывный и постоянный интерес к культуре своего народов и страны проживания, мировой культуре; знание родного языка, языка страны проживания, языков других народов; забота о достоинстве своего этноса, народов страны проживания, всего человечества; глубокое уважение к национальному достоинству граждан как своей национальности, так и любой другой, доброжелательность и такт во взаимоотношениях; нетерпимость к проявлениям национализма, шовинизма и расизма, стремление к овладению культурой межнационального общения.
Слайд 28: Поведенческие нормы культуры межнационального общения
знание и претворение в жизнь общепринятых на международном уровне норм и правил, которые регулируют отношения представителей различных этнических общностей; соблюдение сложившихся традиционных интернациональных форм межнационального общения; социально и профессионально ориентированные реакции на характер, стиль и особенности поведения людей других национальностей; стремление утверждать на практике взаимно согласованные принципы бесконфликтного общения и сотрудничества в ходе межнационального взаимодействия;
Слайд 29: Поведенческие нормы культуры межнационального общения
способность противостоять национальной ограниченности и замкнутости, национальной предвзятости и вражде, национальному недоверию и отчужденности, национальному эгоизму и этноцентризму; навыки общения в многонациональном трудовом коллективе, умение пользоваться ими в своей практической деятельности; уважительное отношение к национальному достоинству других людей, к национальным культурам, к прогрессивным национальным традициям, национальным обычаям; умение освобождаться от предрассудков прошлого не только в мировоззрении, но и в чувствах.
Слайд 30: Структура и формы межнационального общения
Три стороны коммуникативная (состоит в обмене информацией между общающимися); интерактивная (заключается в организации взаимодействия, т.е. в обмене не только информацией, но и действиями); перцептивная (означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления взаимопонимания).
Слайд 31: Четыре потенциальных результата межнационального общения:
1. Человек по каким-то причинам не принимает культуру своей нации и полагается на чужие национальные нормы, ценности и стереотипы поведения. Данный тип поведения можно охарактеризовать как конформный. Нередко он встречается в случаях, когда человек с детства воспитывался в другой национальной общности, и впоследствии отказывался от возможности возвращения к своему народу. 2. Человек не принимает, отбрасывает чужую культуру, в противовес ей преувеличивая значимость культуры своей нации. При описании такого типа поведения часто употребляется термин «националистический». Несмотря на то, что это понятие отражает негативный смысл, данный тип является распространенным, т.к. не подвергается сомнению, что чаще всего интересы собственной нации и ее культура более предпочтительны.
Слайд 32
3. Человек колеблется между двумя культурами. В психологии его принято называть «маргиналом». Данный тип поведения и личности нередко встречается в местах совместного компактного проживания разных национальных общностей, и зачастую является следствием продолжительного влияния нескольких культур. 4. Человек синтезирует в себе две культуры. Психологи называют этот тип людей «посредниками», поскольку в силу длительного проживания человека в среде нескольких народов каждый из них стал для него в равной степени знакомым, близким и родным.
Слайд 33: Этноцентризм
– тенденция судить о поведении других групп по стандартам собственной культуры; свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать все явления окружающего мира сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве универсального эталона.
Слайд 34: Основы КМНО
- понимание и уважение культуры своего и других народов, их ценностей, образа жизни, языка как национально-культурного феномена, отражающего духовно-нравственные отношения; - ведущие знания о законах, механизмах, средствах общения между людьми разных национальностей, его культурных формах, о возрастных, речевых и индивидуальных возможностях общения с людьми разных национальностей; - признание личности высшей ценностью и ее права быть воспитанной в национальных традициях; - умение создавать благоприятную этносреду, строить отношения с представителями различных этносов на основе уважения их национального достоинства, оптимально используя вербальные и невербальные средства коммуникации в соответствии с возрастными и национальными особенностями партнеров по общению; - следование этноэтикетным правилам в межнациональном общении, использование в межнациональном общении знания традиций, обычаев своего и других народов, позволяющих понять и взаимообогатить друг друга.
Слайд 35: Основная литература:
Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория и практика. Махачкала, 1998. Культура межнационального общения. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, 2003. С. 37. Платонов Ю.П. Этническая психология. СПб., 2001. Социальная психология / Под ред. В.А. Лабунской. Ростов-на-Дону, 1999.
Слайд 36: Дополнительная литература:
Бабейко Ф.С. Общение народов и социальный прогресс. Вопросы теорем и методологии. – Кишинев, 1983. Национальные отношения: Словарь / Под общ. ред. проф., чл.-корр. Международной славянской Академии В.Л. Калашикова. – М.: «ВЛАДОС», 1997 г. Тишков В.А. Межнациональные отношения в Российской Федерации. М., 1993. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1997.
Слайд 37: Контрольные вопросы:
1. В процессе межнациональной коммуникации партнеры по общению: а) воздействуют друг на друга, в тот же момент сами подвергаясь воздействию б) не могут воздействовать друг на друга из-за национальных различий
Слайд 38
2. На каком уровне восприятия друг друга партнерами по межнациональному общению чаще всего появляется возможность понять внутреннее состояние человека? а) на первом б) на втором в) на третьем
Слайд 39
3. Культура межнационального общения проявляется: а) во внутренней воспитанности б) во внешних формах поведения в процессе межнационального общения в) как во внутренней воспитанности, так и во внешних формах поведения в процессе межнационального общения
Слайд 40
4. Этноцентризм - это: а) выразительность, сила проявления чувств, переживаний б) тенденция судить о поведении других групп по стандартам собственной культуры в) тип этнических процессов, представляющий собой взаимодействие двух этносов, в результате которого один из них поглощается другим и утрачивает этническую идентичность
Последний слайд презентации: КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ: СТРУКТУРА, ФОРМЫ И СУЩНОСТЬ
5. Межнациональное общение является: а) способом развития наций б) способом упрочения национальных особенностей в) одновременно способом упрочения национальных особенностей и способом развития наций