Первый слайд презентации
«Культура варварских королевств: рождение новой культуры»
Слайд 2
План урока 1. Основные виды художественной деятельности варваров. 2. Преобладание декоративно-прикладного искусства, его магический смысл. 3. Сюжеты и образы варварского искусства. 4. Полихромный стиль. 5. Образ зверя — главный образ в искусстве. Звериный стиль. 6. Принятие христианства и его влияние на культуру варварских королевств. 7. Каролингский ренессанс. 8. Итоги и выводы.
Слайд 4
Проблемные вопросы: 1. Какие виды искусства могли развиваться у варваров? 2. Какие изменения произошли в их культуре с принятием христианства?
Слайд 5
Цель: выявление основных принципов художественной деятельности варваров и определение роли христианства в формировании новой культуры. Задачи: 1.Познакомиться с памятниками культуры и искусства варваров. 2. Определить ведущие виды искусства в художественно-творческой деятельности. 3. Объяснить, почему их привлекали образы силы и могущества, заключенные в образах зверей. 4. Развивать творческие способности учащихся путем выполнения зарисовок памятников искусства. 5. Определить изменения, произошедшие в искусстве с принятием христианства. 6. Подчеркнуть роль данного этапа в формировании и становлении культуры эпохи феодализма.
Слайд 6
Могла ли развиваться архитектура у варваров? Нет, это были кочевые народы, которые не сидели на одном месте
Слайд 7
Стихия варварского искусства – декоративно-прикладное искусство, имеющее практическое значение. Преобладание орнамента и любовь к ярким цветовым сочетаниям являются характерной чертой искусства эпохи переселения народов. Выработанные искусством декоративно-орнаментальные принципы композиции явились новыми средствами художественного выражения.
Слайд 9
Оружие викингов Излюбленным оружием считались топор и секира (обоюдоострый топор). Их вес достигал 9 кг, длина рукоятки — 1 метр. Рукоятка была окована железом, что делало удары сокрушительными. Шлемы викингов имели закругленную верхушку со щитками для защиты носа и глаз, или заостренную — с прямой носовой планкой. Накладные планки и щитки украшались чеканками из бронзы или серебра.
Слайд 10
Оружие варваров Орнаментально-декоративные формы искусства отличались богатством. Викинги знали технику золотой и серебряной насечки, которыми украшали булатные мечи, перегородчатые эмали и филигрань. По-видимому, многое они заимствовали у кельтов Центральной Европы.
Слайд 11
Оружие и военные доспехи кельтов Удивительно хорошо сохранившиеся оружие, орудия труда, ювелирные украшения, конская сбруя и боевые колесницы свидетельствовуют о высоком мастерстве древних литейщиков и кузнецов. Кельты на войне с Римом
Слайд 12
Варвары к каждой вещи подходили с позиций магии. Они словно боялись гладких поверхностей, чтобы злые духи не могли зацепиться за предмет, вся поверхность которого украшена, заткана или изрезана узором. Мир представлялся им ареной борьбы фантастических и враждебных сил. Воин, украшая доспехи их изображением, заставлял их служить себе. Магическая сила орнамента Меч викингов Рукоять меча
Слайд 13
Клад королевы в Осеберге Погребальная ладья норвежской королевы Осы Деревянная повозка В Осеберге (Норвегия) обнаружено хорошо сохранившееся королевское погребение (IX в.). Там находились украшенные резьбой предметы быта, повозка, несколько саней, а также корабль с фигурой фантастического существа для отпугивания злых духов.
Слайд 14
Драккар — корабль викингов При возвращении домой голову дракона следовало убирать, чтобы не напугать духов родной земли.
Слайд 15
Декоративно-прикладное искусство. Полихромный стиль Техника художественной обработки металлов находилась на высоком уровне. Памятники этого искусства были найдены в погребениях и кладах. Чаще всего встречаются фибулы (застежки, пряжки), украшения, оружие, декоративная утварь, а со времени принятия христианства - предметы культа: чаши, кресты, оклады церковных книг. «Полихромный стиль» впервые появился у готов во время их пребывания в Северном Причерноморье, где они познакомились с техникой перегородчатой эмали и оправы драгоценных камней золотом и серебром.
Слайд 16
Ювелирное искусство Двупластинные германские фибулы. нач. V века Готская фибула, полихромный стиль. V век Детали готского меча (рукоять, ножны). сер. V века Германская накладка на ремень в виде орла Вотана. V век. В результате взаимопроникновения культур были созданы прекрасные образцы «варварского» ювелирного искусства, не уступающие по красоте римско-византийским образцам.
Слайд 17
Ювелирное искусство Драгоценные украшения были связаны с древней магией и выполняли функцию отличия королей и вождей, служили знаком богатства и могущества. У германских племен, как и у других народов времен великого переселения, бытовали подвески из благородных металлов, украшенные цветными и резными камнями, эмалью, рельефными и живописными изображениями. Вотивная корона лангобардской королевы Теоделинды. Конец VI-нач. VII вв. Монца, сокровищница собора. «Железная Корона» лангобардских королей. Вопреки названию, корона изготовлена из золота и украшена 22 драгоценными камнями. Последним владыкой Священной Римский империи, увенчанным ею, стал Карл V. Наполеон Бонапарт, вступая в права короля Италии, был коронован именно ею.
Слайд 18
Ювелирное искусство Меровингские пряжки и накладки Меровингские фибулы Пряжки и заколки из захоронения франкской королевы Арнегунды. VI век Фибулы времен Теодориха
Слайд 19
У истоков звериного стиля. Скифское золото Происхождение звериного стиля связано с почитанием священного зверя, с тотемизмом. Изображение этого почитаемого племенем животного постепенно превратилось в условный орнаментальный мотив. Из древнего искусства переходят образы львов, орлов, грифонов и других могучих животных - стражей, охранявших Древо жизни и считавшихся «прародителями» племен. Украшая одежду воина, его доспехи и оружие, сбрую боевого коня они становятся не только амулетами, но и своеобразными знаками высокого социального статуса владельца.
Слайд 20
Декоративно-прикладное искусство. Звериный стиль Звериный стиль — это стиль, отличительной чертой которого были стилизованные изображения отдельных животных, частей их тела или сцен борьбы зверей. Эта система распространилась по всей Европе и оказала влияние на всю художественную культуру средних веков.
Слайд 21
Декоративно-прикладное искусство. Звериный стиль Звериный стиль несет в себе огромную смысловую нагрузку. «Напряженность» является одним из ключевых качеств - она служит выражением динамики не столько внешней, сколько внутренней — тела зверей напоминают сжатые и готовящиеся распрямиться пружины. Для него характерен мотив «звериного кольца».
Слайд 23
Образование варварских королевств 418 — королевство вестготов (от Гибралтара до р.Луары) 420 — королевство аллеманов (Северная Галлия, столица Тулуза) 429 — королевство вандалов (Северная Африка, на месте Карфагена) 443 — королевство бургундов (долина Рейна и Соны, столица Лион) 486 — королевство франков (Галлия, столица Париж) 493 — королевство остготов (Италия, столица Равенна) На территории Британии к концу VI в. образовалось 7 королевств. Созданные германскими племенами государства воевали между собой, их границы были непостоянны, а существование - недолговечно.
Слайд 24
Рождение новой культуры С принятием христианства могло ли искусство оставаться прежним? Варварские традиции Античные традиции
Слайд 25
Гробница Теодориха в Равенне Гробница Теодориха в Равенне (526-530). Купол из монолитного 300-тонного камня доставили с противоположного берега Адриатики, предварительно выдолбив его для уменьшения веса. Для установки подняли на земляную насыпь в уровень гробницы, затем насыпь срыли. Это перекрытие не имеет аналогий в истории искусства. Не владея римской техникой возведения куполов, варвары решили конструктивную задачу своим способом.
Слайд 27
Каролингcкий ренессанс Франки в IX-X вв. образовали могущественную державу, которая стала первой империей средневековья. Ее императором стал Карл I. Под его владычеством оказалась значительная часть территории бывшей Западной Римской империи. Карл видел свою задачу в создании единого христианского мира. При Каролингах идеалом в искусстве была провозглашена античность. Античным традициям подражали архитекторы и строители, римская живопись служила образцом для миниатюристов. Культура эпохи каролингского возрождения существовала в рамках первого в Европе государства с централизованной властью, с программно создаваемым искусством, идеологией и целенаправленной политикой.
Слайд 28
Этой монограммой, включающей согласные буквы латинского имени Karolus, император Карл Великий подписывал важные документы. Почему правителей называют королями? О нём писали: Несметных ратей предводитель, Племен владыка и отец, Науки друг и покровитель, Законодатель и Мудрец… http://rulers.narod.ru/karl/karl.htm
Слайд 29
Корона Карла Великого — чудо искусства 25 декабря 800 г., в день Рождества Христова, Папа Лев III, служивший мессу в соборе Св. Петра в Риме, возложил на голову короля франков Карла усыпанную драгоценностями диадему императора. За два дня до этого церковный собор принял постановление: «в стране греков» нет более носителя императорского титула, «ибо престол незаконно захвачен женщиной, императорскую корону должен получить король франков Карл, который держит в руках Рим, где некогда имели обыкновение жить цезари». Так появилась первая средневековая империя Европы.
Слайд 30
Король-просветитель Карл устроил при дворе школу, именуемую «Академией», где он и его приближенные занимались «свободными науками»: риторикой, грамматикой, диалектикой. Глава Академии - монах Алкуин. Император был усердным учеником, но писать так и не научился: «возил с собою на постели под подушкой дощечки и листики, чтобы в свободное время приучить руку выводить буквы. Но мало имел успеха труд, начатый не в свое время, слишком поздно».
Слайд 31
Аахен — столица империи Каролингов Капелла императорской резиденции в Аахене (788-805 гг.) представляет собой величественное сооружение высотой около 32 метров. Ее нижний, шестнадцатиугольный в плане этаж, символизирует землю, верхний, в плане восьмиугольный, олицетворяет небо.
Слайд 32
Культура Каролингов На втором этаже, напротив алтаря, располагался королевский трон, на котором короновались германские императоры. До находки мраморного трона Карла в Майнце, этот трон считался самым древним.
Слайд 33
Культура Каролингов В куполе капеллы находится мозаичное изображение восседающего на троне Христа в окружении двадцати четырех святых и четырех символов евангелистов — ангела (Матфей), льва (Марк), тельца (Лука) и орла (Иоанн).
Слайд 34
Книжная миниатюра — поиски нового языка Слово «миниатюра» от лат. названия красной краски (minium), которой выделяли начало текста. Античные традиции с мягкой, живописно-пластичной трактовкой спокойных фигур Аахенское Евангелие Карла Великого Евангелие Эбо Утрехтская псалтырь экспрессивная графическая манера быстрые наброски пером, художник спешит передать массу впечатлений «варварская» плетенка
Слайд 35
Оттоновское возрождение В конце X века на первый план выступает Германия. В 962 году Оттон I коронуется в Риме, положив начало Священной Римской империи германской нации. В отличие от Каролингов, империя Оттонов не имела единого культурного центра, развитие литературы и искусства было связано с монастырями. Роскошные иллюстрированные рукописи создавались в монастырских скрипториях. Оттон III и аллегории четырех покоренных стран. Миниатюра Евангелария Оттона III.
Слайд 36
1. Христианизация Европы приобрела необратимый характер. 2. Расцвет светской культуры. 3. В каролингском искусстве, воспринявшем торжественную импозантность позднеантичного и византийского искусства и местные традиции, сформировались основы европейского средневекового искусства. 4. В результате распада империи образовалось три государства, перед которыми лежал большой исторический путь, — Франция, Германия, Италия. 5. Зарождается феодализм как уклад жизни, который стал основой средневековой культуры и искусства. Значение эпохи Каролингов
Слайд 37
Повторение 1. С чего варвары начали созидание своей культуры? 2. Какой вид искусства был ведущим у варваров? 3. Почему архитектура и живопись их не интересовали? 4. Что такое звериный стиль? 5. Какой смысл вкладывали варвары в орнамент? 6. Влияние какой культуры испытали на себе варвары? 7. Если бы вы были варварами, образ какого зверя поместили бы на своем щите? 8. Какие украшения предпочли бы девочки?
Слайд 38
Итоги и выводы 1. Вхождение варваров в античное общество шло посредством усвоения ими культурных ценностей этого общества. 2. Происходит активное взаимодействие и обогащение двух противоположных культур - варварской и античной. 3. Соприкосновение двух миров происходило по разным направлениям: образование, на бытовом уровне, появлении новых родственных связей, в художественно-творческой деятельности. 4. Христианство оказало влияние на формирование духовного мира варваров. 5. Образы варварского искусства будут одухотворять искусство средневековья.
Слайд 39
Рождение нового мира! Раннее Средневековье (V-XI вв.) - период формирования средневекового типа жизни: мировоззрения, социального и экономического уклада, отношений и эстетических ценностей. Была создана основа для всего искусства западного средневековья. Возникает новый мир - мир Средневековья, который появился в результате слияния римского и варварского миров.
Слайд 41
Ссылки на изображения http://lib.convdocs.org/docs/index-164265.html?page=2 http://i75.beon.ru/50/73/2497350/73/105570273/pv_series_the_avengers_loki_by_woshibbdoud5nzy6s.png http://wordteen.ru/uploads/posts/2012-08/1346319726_vwarrior2gs.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/96/76/96076558_VOPROS_.jpg http://www.studyblue.com/notes/note/n/western-medieval-art—architecture/deck/10715142 http://kolizej.at.ua/forum/12-483-1 http://www.kartinki24.ru/kartinki/korabli/10225.html http://forum.ladoshki.ch/showthread.php?32319-%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BD%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D0%B5 http://bizantinum.livejournal.com/85560.html?thread=4320056 http://www.bellabs.ru/Scandinavia/Stockholm_Historiska.html http://www.testent.ru/_ph/5/2/276222751.png http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000001/st025.shtml http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/1108/%D0%97%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%8B%D0%B9 http://ornament-i-stil.livejournal.com/170413.html http://www.vashaktiv.ru/md_sv_do.html http://www.evpatori.ru/skifskij-zverinyj-stil.html
Слайд 42
Ссылки на изображения http://yourelement.rolka.su/viewtopic.php?id=25 http://www.permianstyle.ru/u_pics/Si.1.88.jpg http://elbilge.ucoz.ru/image/74.jpg http://coollib.net/b/185373/read http://www.archeurope.com/uploads/images/Viking/Art/urnes_1_s.jpg http://1.bp.blogspot.com/_XxdgU-mVbm0/TQbe0CkcdPI/AAAAAAAADcI/ATVdjC5Y8uc/s1600/viking%2Bart%2B01.jpg http://www.tribal-celtic-tattoo.com/New_Folder/Book%20o3.jpg http://frank-history.limarevvn.ru/odin.htm http://www.medievalmuseum.ru/05treasures/medieval_treasures_barbarian_gold.htm http://gabriela12.ya.ru/replies.xml?item_no=206 http://www.historel.net/moyenage/10e/charlem3.jpg http://subscribe.ru/group/pole-chudes/5994272/ http://www.siproshvili.ru/st/4/srednevekovoe_iskusstvo.html http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/5241/%D0%9A%D0%90%D0%A0%D0%9B http://rulers.narod.ru/karl/karl.htm http://expositions.bnf.fr/rouge/bande/images/3/116.jpg http://s11.radikal.ru/i184/1009/ff/1cd859b7f3df.jpg http://s005.radikal.ru/i211/1009/e2/3180857e7d07.jpg http://amazin.ru/_fr/0/1109738.jpg http://www.norway-live.ru/library/povsednevnaya-zhizn-vikingov28.html http://g-r-p.livejournal.com/325251.html?nojs=1 http://www.medievalmuseum.ru/01mss/medieval_codexes_ottonian.htm
Последний слайд презентации: Культура варварских королевств: рождение новой культуры»
Ссылки на изображения http://truefriends.ucoz.ru/forum/4-198-109 http://www.worlds.ru/europe/germany/history-akhenskijj_sobor_aachen_cathedral.shtml http://www.hram-podmoklovo.ru/russian_italy http://www.liveinternet.ru/users/aramill_stells/post216738008/ http://www.medievalmuseum.ru/01mss/medieval_codexes_carolingian.htm http://nationaliste-info.freeiz.com/wp-content/uploads/2014/08/image.jpg http://dick-k.narod.ru/Germanic_Warriors.html http://www.2do2go.ru/uploads/full/d5b5477eb5a13f8a74ded8704b6b8142_w960_h2048.jpg