Первый слайд презентации: Лекция № 5 КУЛЬТУРА НОМАДОВ КАЗАХСТАНА
Лекция по курсу « КульТУРОЛОГИЯ »
Слайд 2: Вопросы лекции
1. Архаическая культура на территории древнего Казахстана 2. Номадизм как тип культуры 3. Основные признаки культуры номадов евразийского пространства
Слайд 4: Каменный век Казахстана
Слайд 5: Зарождение искусства Казахстана
Территория Казахстана принадлежит к районам, где не было покровного оледенения, хотя холодное дыхание ледника и ощущалось. На территории Казахстана пока не найдено остатков древнего человека, материалы этого периода представлены только каменными орудиями. В верхнем палеолите появляются первые памятники культуры
Слайд 6: Древняя живопись
У людей верхнего палеолита получило развитие искусство. Об этом говорят находки древней живописи, выполненной минеральными красками на стенах и потолках пещер, где изображались животные, сцены охоты и ритуальные пляски. Традиционно петроглифами называют все изображения на камне с древнейших времен (палеолита) вплоть до средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система знаков
Слайд 8: Древняя скульптура
Люди верхнего палеолита умели из кости вырезать различные фигурки. Особенно популярным был образ женщины-матери, которая символизировала прародительницу рода, племени.
Слайд 9: Музыкальное искусство
При раскопках находят черепа животных и берцовые кости. Следы «сработанности» на черепах показывают, что их использовали в качестве своеобразных барабанов. Этот факт говорит о том, что человек этого времени был музыкален, он чувствовал ритм. Рог оленя могли использовать на охоте, чтобы подавать сигналы
Слайд 11: Культура бронзового века Казахстана
В эпоху бронзы на территории Казахстана жили андроновцы, которые занимались скотоводством и земледелием и имели самобытную культуру
Слайд 12: Искусство андроновских племен
Наскальная живопись и орнамент Монументальная скульптура Мелкая пластика Ювелирное искусство Гончарное производство Религиозные верования
Слайд 13: Петроглифы андроновцев
О художественном вкусе и культуре древних племен К азахстана эпохи бронзы можно судить по украшениям и предметам искусства. В горных ущельях, где совершали жертвоприношения и звучали гимны, обнаружены грандиозные картинные галереи – Тамгалы, Сынтас и др. В урочище Тамгалы зафиксирован сюжет с ритуальным танцем: вокруг солнцеголового человека изображен хоровод из пляшущих человечков, а также одиночные и парные танцоры. Сам хоровод – это символ солнца, а движение участников – это имитация движения светила на небе.
Слайд 15: Обряд погребения
У племен эпохи бронзы существовал культ огня, о чем говорит широко распространенный в этот период обряд трупосожжения. Даже в погребениях с трупоположением встречаются остатки золы и угля. Во многих захоронениях труп посыпали красной охрой или опускали кусок красной охры в могилу. Красный цвет в сознании древних людей отождествлялся с огнем и имея магическую силу, защищал от злых духов.
Слайд 19: 2. Номадизм как тип культуры
Кочевничество (номадизм) – особый вид хозяйственной деятельности и связанный с ним тип общества, когда большинство населения занимается экстенсивным кочевым скотоводством В некоторых случаях кочевниками называют всех, кто ведет подвижный образ жизни (бродячих охотников-собирателей) или мигрирующие группы населения, например цыгане Далеко не все скотоводы являются кочевниками
Слайд 20: Признаки кочевничества
1 ) экстенсивное скотоводство как главный вид хозяйственной деятельности; 2 ) периодические перекочевки большей части населения и скота; 3 ) особая материальная культура, тип общества и мировоззрение обитателей степи.
Слайд 21: Быт кочевников
Кочевники жили в засушливых степях и полупустынях или высокогорных районах, где скотоводство является оптимальным видом хозяйственной деятельности. Главной их пищей были различные виды молочных продуктов, реже – мясо животных, охотничья добыча, продукты земледельческого хозяйства и собирательства. Засуха, снежный буран ( джут ), эпидемии скота ( эпизоотии ) могли за одну ночь лишить кочевника всех средств существования. Для противодействия природным напастям скотоводы разработали эффективную систему взаимопомощи – каждый из соплеменников снабжал пострадавшего несколькими головами скота.
Слайд 22: Быт кочевников
Поскольку животным постоянно требуются новые пастбища, скотоводы были вынуждены несколько раз в год перемещаться с одного места на другое. Наиболее распространенным типом жилищ у кочевников являлись различные варианты разборных, легко переносимых конструкций, покрываемых, как правило, шерстью или кожей (юрта, палатка или шатер). Домашняя утварь у номадов была немногочисленна, а посуда чаще всего делалась из небьющихся материалов (дерево, кожа). Одежда и обувь шились, как правило, из кожи, шерсти и меха.
Слайд 23: Кочевники и оседлый мир
Явление « всадничества » (т. е. наличие большого количества лошадей или верблюдов) давало кочевникам значительные преимущества в военном деле. Кочевники никогда не существовали изолированно от земледельческого мира. Они нуждались в продукции земледелия и ремесла.
Слайд 24: Менталитет кочевников
Для кочевников характерна особая ментальность, которая предполагает специфическое восприятие пространства и времени, обычаи гостеприимства, неприхотливость и выносливость, наличие у древних и средневековых номадов культов войны, воина-всадника, героизированных предков. Это в свою очередь нашло отражение как в устном творчестве (героический эпос), так и в изобразительном искусстве (звериный стиль), в культовом отношение к скоту – главному источнику существования номадов. При этом необходимо иметь в виду, что так называемых чистых кочевников (кочующих постоянно) немного (часть номадов Аравии и Сахары, монголы и некоторые другие народов евразийских степей).
Слайд 25: Разновидности кочевников
- бедуины, или кочевники- верблюдоводы - находятся в Северной Африке и Юго-Восточной Азии; - африканские кочевники - выращивают крупный рогатый скот, территория распространения - пустыни Южной Сахары; - евро-азиатские кочевники - специализируются на разведении коз и овец, при этом используют лошадь и крупный рогатый скот для езды верхом; - кочевники Тибета - разводят яков, которые являются главным источником их существования; - народы-оленеводы - занимаются преимущественно оленеводством и живут в Севе- ро -Азиатской тундре; - морские кочевники - образ жизни связан с рыболовством.
Слайд 26: Классификации кочевничества
Наиболее распространенные схемы основаны на выявлении степени оседлости и основы экономической деятельности: кочевое, полукочевое и полуоседлое (когда земледелие уже преобладает) хозяйство, отгонное (когда часть населения живет, кочуя со скотом), яйлажное (от тюркс. « яйлаг » - летнее пастбище в горах). В некоторых других построениях учитывают также вид кочевания: вертикальное (горы - равнины) и горизонтальное, которое может быть широтным, меридиональным, круговым и т. д.
Слайд 28: 3. Основные признаки культуры номадов евразийского пространства
Первые два тысячелетия кочевая культура испытывала подъем. Технический прогресс наблюдался во всем. Первоначальная телега на обрубках древесных стволов, которую могла сдвинуть только запряжка волов, в IV в. заменилась телегой на высоких колесах, а в VII в. вошел в употребление вьючный транспорт, что сделало кочевание более легким, быстрым и способным форсировать горные хребты.
Слайд 29: юрта
Было усовершенствовано жилище - юрта. Китайский поэт IX в. Бо Цзюи посвятил восхвалению юрты два прекрасных стихотворения, в которых он доказывает преимущества легкоотапливаемой юрты перед деревянными дворцами китайских вельмож и тростниковыми хижинами крестьян. В V II-IX вв. тюркская одежда перенималась и китайцами и даже византийцами, заимствовавшими ее у хазар, так как эта одежда была наиболее удобна, тепла и даже красива.
Слайд 30: Бо Цзюйи «ГОЛУБАЯ ЮРТА»
В северной прозрачной синеве Воин юрту ставил на траве, И теперь, как голубая мгла, Вместе с ним она на юг пришла. Юрту вихрь не может покачнуть, От дождя её твердеет грудь. Нет в ней ни застенков, ни углов, Но внутри уютно и тепло. Удалившись от степей и гор, Юрта прибрела ко мне во двор. Тень ее прекрасна под луной, А зимой она всегда со мной. В юрту мне милей войти, чем в дом, Сытый - сплю на войлоке сухом. Юрте позавидует монах И школяр, запутанный в долгах. В юрте я приму моих гостей, Юрту сберегу я для детей. Князь свои дворцы покрыл резьбой, Что они пред юртой голубой! Я вельможным княжеским родам Юрту за дворцы их не отдам.
Слайд 31
Кочевничество есть не только стратегия природопользования посредством посезонного кочевания по определенным маршрутам в поисках удобных пастбищных угодий, но и объективно такая организация системы материального производства, которая находится в состоянии динамического равновесия со средой обитания и является фактором ее функционирования и кондиционирования ее жизнедеятельности. Интересно, что необходимость равновесного использования природопользования отчасти понимали и сами номады, которые практиковали попеременное использование различных участков земли, чередовали их, оставляли под «пар» интенсивно использовавшиеся ранее пастбища.
Слайд 32: Скифо- сакская культура
Скифы-саки создали высокую культуру для того времени, влияние которой сказалось на огромных просторах Восточной Европы, Западной и Центральной Азии. Сакская культурная общность, включавшая Северное Причерноморье и Крым, Евразийскую аридную зону, степь служила звеном между Передней, Средней Азией и Европой. Культурные связи и торговые отношения возникли несколько раньше, в эпоху поздней бронзы и в киммеРI1йское время, но культурное общение народов никогда не достигало тех высот, каких оно достигло при саках.
Слайд 33: Археологические памятники саков
Наиболее известные памятники саков: иссык – «золотой человек» № 1 ( Акишек К.А.) Шиликты – «золотой человек» № 2 ( толеубаев А.т.) Берель – мумификация умерших, вечная мерзлота ( самашев з.с.)
Слайд 34: Одежда саков
Об одежде саков можно судить как по античным данным, так и по изображениям ( Персеполь, Амударьинский клад). На них саки изображены в высоких головных уборах, в облегающих кафтанах до колен, опоясанных ремнем, в бескаблучной обуви, к ремню справа подвешен кинжал, слева - лук. Находка в кургане Иссык представляет редкую возможность реконструировать парадную одежду, головной убор, обувь и расположение предметов украшения у знатного сака. Вся одежда вождя была обшита золотыми пластинами с изображениями зооморфного стиля.
Слайд 36: Звериный стиль
Звериный стиль искусства кочевников I тыс. до н.э. – феномен, предпосылки возникновения которого были заложены в предшествующую эпоху. На всем пространстве великого пояса степей звериный стиль распространялся не из одного какого-то источника, а появлялся одновременно в разных регионах и, как правило, обладал определенными локальными особенностями. В целом, комплексы находок позволяют проследить генезис искусства звериного стиля от эпохи поздней бронзы до раннего средневековья.
Слайд 39: Религиозные верования саков
Доминирующей формой религиозных верований был культ предков. Существовали специальные родовые кладбища, находившиеся возле зимовок. Сюда, как правило, доставляли всех умерших независимо от времени года и отдаленности места смерти. Для того чтобы сохранить труп, особенно в летнее время, степняки применяли бальзамирование и мумификацию трупов. В могилу рядом с покойником саки клали часть его имущества. Поклонялись различным божествам, верховным среди которых был бог Митра. Конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнем, кабан – с культом бога грома.
Слайд 40: Боги саков
Верховное божество митра, который сотворил мир, выезжал, согласно «Авесте» (словарь: священная книга у древних народов Ирана, Средней Азии, Азербайджана и Афганистана, составлявшаяся в течении многих веков), на четверке лошадей. К коням имели отношение боги Сурья, Яма, Агни, Индра. Роль коня в религиозных обрядах саков была огромна, возможно, конь был их своеобразным тотемом. Появление и развитие полукочевого скотоводства, изменило весь образ жизни всех горно-степных районов, и освоение верхового коня, без чего не возможно существование этой формы хозяйства, самым существенным образом отразились на мировоззренческом уровне.