Культурное пространство советского общества в 1920-е гг — презентация
logo
Культурное пространство советского общества в 1920-е гг
  • Культурное пространство советского общества в 1920-е гг.
  • Партийный контроль над духовной жизнью
  • Культурное пространство советского общества в 1920-е гг
  • Сменовеховство
  • Культурное пространство советского общества в 1920-е гг
  • Начало «нового искусства»
  • Культурное пространство советского общества в 1920-е гг
  • Культурное пространство советского общества в 1920-е гг
  • Культурное пространство советского общества в 1920-е гг
  • Культурное пространство советского общества в 1920-е гг
  • Культурное пространство советского общества в 1920-е гг
  • Культурное пространство советского общества в 1920-е гг
  • ИТОГИ
1/13

Изображение слайда

С окончанием Гражданской войны и особенно после событий в Кронштадте большевики начали всё активнее контролировать духовную жизнь в стране. В августе 1921 г. состоялся процесс над Петроградской боевой организацией. В конце августа 1922 г. советское правительство выслало из страны 160 учёных и деятелей культуры, среди которых были Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Л. П. Карсавин, И. А. Ильин и др. С.Н. Булгаков Н.А. Бердяев

Изображение слайда

Слайд 3

В 1922 г. был учреждён специальный цензурный комитет — Главлит, который осуществлял контроль за всей печатной продукцией. Через год к Главлиту прибавился Главрепертком, призванный контролировать репертуар театров и других зрелищных мероприятий. Примерно до 1925 г. культура развивалась в условиях относительной духовной свободы. В 1925 г. было принято постановление Политбюро ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы». Началось упразднение художественного разномыслия. Утверждался партийный диктат.

Изображение слайда

Слайд 4: Сменовеховство

— идейно-политическое течение, возникшее в 1920-е годы в русской эмиграции первой волны, но имевшее много сторонников и в СССР. Сменовеховцы выступали за примирение и сотрудничество с Советской Россией, мотивируя свою позицию тем, что большевистская власть уже «переродилась» и действует в национальных интересах России. Сменовеховство

Изображение слайда

Слайд 5

Идеи сменовеховства с удовлетворением восприняла часть интеллигенции. Подобные настроения способствовали возвращению многих из эмиграции. Одним из первых в 1923 г. вернулся писатель А. Н. Толстой, позднее С. С. Прокофьев, М. И. Цветаева, М. Горький и др.

Изображение слайда

Слайд 6: Начало «нового искусства»

Всё громче заявлял о себе Пролеткульт — литературно - художественная и культурно-просветительская организация. Проповедуя идею «чистой пролетарской культуры», её руководители призывали выбросить «на свалку истории» культурные достижения и традиции прошлого. Они создавали художественные студии и клубы. Начало «нового искусства»

Изображение слайда

Слайд 7

В литературу вошли писатели нового поколения они не только воспевали революционную романтику, но и исследовали жизненные проблемы, психологические конфликты. Таковы произведения И. Э. Бабеля («Конармия»), Вс. В. Иванова (« Бронепоезд 14- 69»), А. С. Серафимовича («Железный поток »).

Изображение слайда

Слайд 8

Во всю мощь раскрылся талант великого русского поэта С. А. Есенина. Его творческая и личная судьба отразила противоречия революционной эпохи: «Остался в прошлом я одной ногою, скольжу и падаю другою».

Изображение слайда

Слайд 9

Востребованным жанром в годы НЭПа стала сатира. Она обнажала противоречия времени, которое меняло, часто не в лучшую сторону, характеры людей и их души. И. А. Ильфа и Е. П. Петрова «Двенадцать стульев », В. В. Маяковского « Клоп», «Баня».

Изображение слайда

Слайд 10

Большевикам нужны были новые художественные формы воздействия на чувства, агитации за коммунистическое будущее. Возникают самые разные художественные группировки со своими платформами, манифестами, системой изобразительных средств. Ведущее место занимала группа АХРР (Ассоциация художников революционной России): долгом каждого мастера, считали её члены, является «художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве».

Изображение слайда

Слайд 11

Архитекторы создавали гигантские планы строительства городов будущего, в основе которых лежали идеи конструктивизма. В 1919 г. В. Е. Татлин спроектировал «Башню III Интернационала», заложив основы современного индустриального дизайна.

Изображение слайда

Слайд 12

В историю мирового кино вошли фильмы С. М. Эйзенштейна «Броненосец «Потёмкин», «Октябрь», с которых началось освоение революционной темы в этом виде искусства.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Культурное пространство советского общества в 1920-е гг: ИТОГИ

Духовная жизнь советского общества в первые годы советской власти отличалась относительной свободой и культурным разнообразием. ИТОГИ

Изображение слайда

Похожие презентации