Первый слайд презентации: Лекция № 11 КАЗАХСКАЯ КУЛЬТУРА ХХ века
Лекция по курсу « КульТУРОЛОГИЯ »
Слайд 2: Вопросы лекции
1. Казахская культура в советский период 2. Развитие казахского искусства: живопись, скульптура, архитектура, опера, балет, музыка, драматургия ХХ века 3. Становление и развитие казахского кино
После окончания гражданской войны в числе главных задач подъема культурного уровня трудящихся масс острейшей была проблема ликвидации неграмотности. В апреле 1924 г. в Казахской АССР было организовано общество «Долой неграмотность». В мае 1926 г. СНК республики принял «Устав единой трудовой школы Казахской АССР». В 1930/31 учебном году был введен всеобуч в оседлых районах, весной 1931 года – в районах с кочевым образом жизни.
Слайд 6: ликбез
Активными участниками преодоления неграмотности среди взрослого населения были комсомольцы. По их инициативе в 1928 году начался Всеказахстанский культурный поход, ставший в реконструктивный период действенной формой ликвидации безграмотности. Всего за годы довоенных пятилеток бойцами культурного фронта стали 65 тыс. комсомольцев. Они одновременно являлись учителями, организаторами культурно-массовой и политико-воспитательной работы.
Предусматривалась материальная помощь учащимся в виде стипендий, пособий, бесплатных учебников, одежды, расширения сети интернатов и общежитий. Школьная сеть отвечала многонациональному составу населения Казахстана: функционировали татарские, узбекские, уйгурские, немецкие, эстонские школы. Однако были и трудности. В результате голода 30-х гг. количество детей резко сократилось, увеличилось число сирот и беспризорных.
Слайд 9: Создание учебников
В создании учебников принимали участие представители казахской интеллигенции: С.Сейфуллин, С.Садвокасов, А.Байтурсынов, К.И.Сатпаев и др.
Слайд 10: Грамотность населения
В 1939 году грамотность населения республики уже достигла 65 %, а среди казахского населения – 40 %. Ряд городов - Алма-Ата, Караганда, Аулие-Ата ( Тараз ), Риддер, Шымкент, стали районами сплошной грамотности. Всего за 1926-1939 грамотность населения Казахстана в возрасте 9-49 лет возросла с 25,2 % до 83,6 %, в том числе мужчин - с 35,5 % до 90,3 %, женщин - с 14,5 до 75,8%. Задачу полного искоренения азбучной неграмотности удалось выполнить в конце 50-х годов.
Слайд 11: Реформирование казахской письменности
Л иквидация неграмотности населения натолкнулась на серьезные трудности: в конце 20-х годов была осуществлена реформа казахской письменности. Она была переведена с арабской графики на латинскую (1929), через десять лет - с латиницы на кириллицу (1940). «Благодаря» этим реформам казахи были искусственно оторваны от литературного наследия, которое было создано на протяжении веков народами Центральной Азии
Слайд 12: Открытие вузов
В 1928 году в Казахстане в Алма-Ате был открыт первый педагогический институт, затем сельхозинститут, мединститут. В 1934 году открылся Казахский государственный университет им. С.М.Кирова. Уже в 1940 году в нем действовало 15 кафедр, велась серьезная научно-исследовательская работа. Накануне войны в Казахстане действовало 20 вузов, 118 средних специальных учебных заведений, в которых обучалось около 40 тыс. человек.
Слайд 14: Академия наук Казахстана
Неординарным событием в культурной жизни республики послевоенного периода было открытие в июне 1946 года Академии наук Казахской ССР на базе Казахского филиала АН СССР. Первым Президентом Академии был избран Каныш Сатпаев – видный ученый, геолог и талантливый организатор. К концу 1950 года в системе АН КазССР действовало 50 научно-исследовательских учреждений, в том числе 19 институтов, 13 секторов, два музея, обсерватория, три ботанических сада и 8 научных баз.
Слайд 16: Образование в Казахстане
Образование в Казахстане формировалось в основном на принципах, заложенных в 30-е годы: общественный характер, бесплатность, плановость. Достижениями являлись: высокий уровень грамотности: по итогам переписи 1989 года в группе «15 и старше» составлял 97,5 %, что выводило республику в число государств с высоким уровнем грамотности; средняя продолжительность обучения приближало Казахстан к высокоразвитым странам.
Слайд 17: 2. Развитие казахского искусства: живопись, скульптура, архитектура, опера, балет, музыка, драматургия ХХ века
В области культуры, как и в области экономики, государственного строительства, в 20-30-е годы ХХ века происходили сложные, весьма противоречивые процессы. Одновременно развивались процессы и создания и истребления культуры.
Слайд 18: противоречия культурной жизни Казахстана в 20-30-е гг. ХХ века
С одной стороны, высокими темпами шла ликвидация неграмотности, осуществлялось всеобщее обязательное начальное образование, создавались вузы и техникумы, формировались все новые и новые отряды интеллигенции. С другой стороны, репрессии национальной интеллигенции. Неисчерпаемые потенциальные возможности нового строя, столь необходимые для расцвета национальной культуры казахского народа, оказались растоптанными.
Слайд 19: М. Жумабаев (1893-1938)
великий поэт, публицист, педагог, один из основателей новой казахской литературы. его творчеству принадлежат стихи «Свобода», «Красный флаг» и другие.
Слайд 20: С. Сейфуллин (1894-1938)
Описал Положение казахского народа во время национально-освободительного восстания 1916 года, революций 1917 года и гражданской войны в романе «Трудный путь, опасный переход», является автором «Марсельезы казахской молодежи», произведений « Советстан », «Кокшетау».
Слайд 21: С. Муканов (1900-1973)
казахский и советский классик казахской литературы, писатель-академик, Автор произведения « Ботагоз », где описано Восстание 1916 года, известность получили его романы « Сулушаш », « Жумбак жалау ».
Слайд 22: Ж. Аймаутов (1889-1930)
основоположник драмы и романа на казахском языке, учёный, просветитель, педагог, психолог, Автор романа на казахском языке - « Карткожа », в котором создал собирательный образ казахского интеллигента, выходца из бедных слоёв на основе прототипа Карткожи Тоганбаева - писателя и полиглота
Слайд 23: И. Байзаков (1900-1946)
казахский народный акын, певец, Композитор, Являлся автором ряда эпических произведений, созданных на основе казахского фольклора - « Құралай-сулу », « Қойшының ертегісі », « Алтай аясында »
Слайд 24: М. Ауэзов (1897-1961)
советский казахский писатель, драматург и учёный, Лауреат Ленинской и Сталинской премии, Академик АН Казахской ССР, председатель Союза писателей Казахстана. Его двухтомный роман «Путь Абая» вошёл в «Библиотеку всемирной литературы». Фильм по его рассказу номинировался от СССР на премию «Оскар»
Слайд 25: Путь «Абая»
роман-эпопея Мухтара Ауэзова, описывающий жизнь известного казахского поэта Абая Кунанбаева
Слайд 26: Фильм «Лютый», 1973
История дружбы маленького мальчика, живущего в степи, и волчонка
Слайд 27: Б. Момышулы (1910-1982)
советский офицер, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1990, посмертно), Халық Қаһарманы ( 1995, посмертно ), панфиловец, участник битвы за Москву, писатель. В 2008-2010 издано 30-томное собрание сочинений Б. Момышулы, многие произведения посвящены Великой Отечественной войне
Слайд 29: Изучение казахской музыки
В 20-30-ее. Гг. ХХ в. Изучалась казахская музыка. А.В. Затаевич в 1932 году был удостоен Звания народного артиста Казахстана за сборник « 1000 песен киргизского (казахского) народа ».
Слайд 30: Байесеитова К.Ж. (1912-1957)
советская, казахская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), драматическая актриса. Лауреат двух Сталинских премий. Кавалер ордена Ленина . Одна из первых обладательниц звания «Народный артист СССР»
Слайд 31: Кашаубаев Амре ( 1888-1934 )
казахский советский певец, актёр, музыкант 1925 – участие в ЭКСПО в Париже 1927 – участие в ЭКСПО в Франкфурте-на-Майне
Слайд 32: Жубанов А.К. (1906-1968)
советский и казахский музыковед, композитор, дирижёр, народный артист Казахской ССР, академик АН Казахской ССР, профессор. В 1934 году создал Казахский государственный академический оркестр народных инструментов имени Курмангазы и был его дирижёром до 1945 года.
Слайд 33: Нурпеисова Дина (1861-1955)
казахский композитор и исполнитель на домбре, ученица Курмангазы Сагырбаева, автор сочинений для домбры в традиционном жанре кюя (« Булбул », « Асем коныр », « Байжума », « Жигер »). Народная артистка Казахской ССР.
Слайд 34: Калдаяков Шамши (1930-1992)
казахский композитор народный артист Казахстана, «король казахского вальса». В 1956 году написал песню Мой Казахстан, которая впоследствии стала современным гимном Казахстана.
Слайд 35: Рымбаева Роза
советская и казахстанская эстрадная певица, киноактриса, педагог, профессор. Герой Труда Казахстана (2019). Народная артистка Казахской ССР (1986). Двукратный лауреат премии Ленинского комсомола (1976, 1981). Лауреат Государственной премии Казахстана (2004)
Слайд 36: Становление театрального искусства Казахстана
В январе 1926 года в Кызылорде открылся первый в республике национальный казахский театр, который возглавил Ж. Шанин. Первая пьеса, постановленная на сцене Казахского национального театра – « Енлик-Кебек ». Были открыты театры в Актюбинске, Чимкенте, Перовске, Караганде. В 1933 году в Алма-Ате начал театральный сезон уйгурский музыкально-драматический театр (пьеса « Анархан »), в 1937 году – корейский (« Чупхин-дон »)
Слайд 37
В январе 1934 года в Алма-Ате был открыт Казахский государственный музыкальный театр (Казахский академический театр оперы и балета имени Абая), в первом же сезоне более сто раз была поставлена казахская опера « Айман-Шолпан ». Основой первой казахской оперы Е.Брусиловского стала лирическая поэма « Кыз Жибек ». В ходе первой декады казахского искусства в Москве в мае 1938 года были продемонстрированы оперы « Кыз-Жибек » и « Жалбыр ».
Слайд 38: Брусиловский Е.Г. (1905-1981)
советский композитор, Народный артист Казахской ССР, Лауреат Сталинской премии. Автор первых казахских опер, оркестровых произведений. Он является автором музыки Государственного гимна Казахстана 1945-1992 и 1992-2006 годов
Слайд 39: Кастеев Абылхан (1905-1973)
казахский живописец и акварелист, народный художник Казахской ССР, основоположник казахского изобразительного искусства. Народный художник А. Кастеев стал лучшим представителем мастерской П. Хлудова.
Слайд 41: 3. Становление и развитие казахского кино
Алма-Атинское отделение треста « Востоккино » выпустило документальные фильмы («На джайляу », « Турксиб ») и немые художественные ленты («Песни степей» и другие). В 1934 году появились первая студия хроникальных фильмов. Первым казахским звуковым фильмом стала кинокартина «Амангельды», выпущенная студией «Ленфильм» в 1938 году.
Слайд 44: Кинематограф в годы Великой отечественной войны
С прибытием в Алма-Ату Московской и Ленинградской киностудий, Алма-Атинскую студию документальных фильмов реорганизовали в студию « Казахфильм ». Таким образом, центральная объединенная киностудия художественных фильмов в годы Великой Отечественной войны была создана в Алма-Ате.
Слайд 45
Центральная Объединённая киностудия художественных фильмов - ЦОКС, работала в Алма-Ате до 1944 года и выпускала в годы войны 80 % всех отечественных художественных фильмов За годы войны в Казахстане были сняты такие фильмы как: «Александр Невский» «Иван Грозный » и др. Видную роль в развитие казахстанского отечественного кинематографа сыграли мастер с «Мосфильма» и «Ленфильма».
Слайд 46: Казахфильм »
25 января 1944 - Алма-Атинская киностудия переименована в Алма-Атинскую киностудию художественных и хроникальных фильмов За 1945-1952 годы на киностудии сняты всего три фильма: «Песни Абая», «Золотой Рог» и «Джамбул » 9 января 1960 - приказом Министерства культуры Казахской ССР Алма-Атинская киностудия художественных и хроникальных фильмов переименована в киностудию « Казахфильм ».