Первый слайд презентации: Лекция № 2. Врачевание и медицина в цивилизациях Древнего Востока (Месопотамия, Египет, Индия, Китай)
- 1. Общие черты развития врачевания в странах Древнего мира - 2. Развитие медицины в древней Месопотамии (Шумер, Вавилония, Ассирия ): III тыс. до н. э. – VI I в. до н. э. - 3. Медицина в Древнем Египте (III-I тысячелетия до н.э.) - 4. Медицина в Древней Индии ( III тыс. до н. э. – сер. I тыс. до н. э.). - 5. Медицина в Древнем Китае (сер. II тыс. до н. э. – III в. н. э.).
Среди общих черт развития врачевания в государствах древнего мира основными являются следующие: 1. изобретение письменности (с IV тысячелетия до н. э.) и создание (с конца III тысячелетия до н. э.) первых текстов медицинского содержания; 2. формирование двух направлений врачевания : эмпирического врачевания, основанного на практическом опыте народа и культового врачевания (храмовая, жреческая, теургическая медицина), основанного на религиозных верованиях; 3. развитие представлений о происхождении болезней (связанных с природой, морально-этических, религиозно-мистических); 4. подготовка врачевателей (семейная традиция, обучение в общих школах при храмах); 5. создание древнейших санитарно-технических сооружений; развитие гигиенических навыков; 6. развитие классового подхода к врачеванию; 7. формирование основ врачебной этики; 8. развитие взаимных влияний и преемственности в области врачевания между различными древними цивилизациями.
Слайд 3
- 2 - Врачевание в странах древней Месопотамии (Шумер, Вавилония, Ассирия) ИСТОЧНИКИ ПО ВРАЧЕВАНИЮ : 1) медицинские тексты на глиняных табличках, предметах из глины, на камне, на металле («библиотека» Ашшурбанапала). 2) Законы царя Хаммурапи – сборник содержит врачебные знания, гигиенические традиции и информацию о санитарно-технических сооружениях. 3) « Эпос о Гильгамеше» - гимн в котором содержится информация о поисках бессмертия. 4) данные археологических исследований, 5) свидетельства историков - Геродота и Беросса. Месопотамская глиняная табличка
– асуту – искусство врачевания - ашипуту – искусство заклинания Такое разделение произошло благодаря различным взглядам на причины болезней. Врачеватели асу полагали, что болезни были связаны с явлениями природы и образом жизни людей. Врачеватель ашипу считал причиной болезни происками демонов или «рукой бога».
Слайд 8: Представления о причинах болезней подразделяют на три основные категории:
1. Связанные с нарушением принятых обрядовых, правовых, моральных предписаний 2. Связанные с явлениями природы и образом жизни людей (употреблением нездоровой пищи, купанием в загрязненной реке, соприкосновением с грязью и нечистотами) 3. Связанные с религиозными верованиями
Слайд 9: 3 - Врачевание в Древнем Египте. Источники информации о медицине: 1. Медицинские папирусы : - папирус Э.Смита, - папирус Г. Эберса - Кахунский папирус - папирус Имхотепа - папирус Бругша - Лейденский папирус - Берлинский, Лондонский папирусы. 2) иероглифические надписи на: саркофагах, пирамидах, колоннах храмов.. 3) памятники материальной культуры : санитарно-технические сооружения, хирургические инструменты, предметы бытового обихода.. 4 ) произведения античных авторов: Гомера, Геродота, Диодора, Тацита, Плутарха
Слайд 10: Медицина в Древнем Египте была храмовой и жреческой. Она находилась в руках жрецов. Помещения для больных при храмах – назывались " Дома жизни" (места хранения папирусов). Для обозначения пациентов – в Египте существовало специальное слово – ХЕРИДЕС – означает «тот, кто под ножом»
Слайд 11: Богиня-змея ( кобра) Уаджит Часто изображалась на головном уборе фараонов, например, маска фараона Тутанхамона
Слайд 12: Осирис (с греч."Тот, кто находится на вершине") бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии
Слайд 13: Амон-Ра (Ра) - древнеегипетский бог Солнца, царь богов (верховный бог) и покровитель власти фараонов
Слайд 17: бог ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти
Сет, Сутех ( егип. Stẖ)
Слайд 19: Тауэрт Слева: Фаянс II-I тыс. до н.э. Справа: Камень. Около 650 г.до н.э
Слайд 20: Покровительница врачевателей могучая Сохмет (егип. Sohmet - Могущественная )
Слайд 21: Имхотеп – врач-бог ( «приходящий с миром»)
Символом Имхотепа является – анк. Анк - символ жизни и бессмертия. Объединяет крест (символ жизни) и круг (символ вечности). Бог врачевания и покровитель целителей
Слайд 22: Мумификация или бальзамирование умерших (от греч. Balsamon- бальзам ). Мумификацией занимались специальные люди – тарихевты. Метод бальзамирования держался в секрете и в папирусах не описывался – со времен он был утерян навеки; однако тела умерших, обработанные тысячи лет назад, сохранились до наших дней (мумификацию В. И. Ленина в России проводили по технологии, не имеющей ничего общего с методами древних египтян. )
Бальзамирование умерших
Слайд 25: Фараона Древнего Египта Тутанхамона – обнаружен в 1922 г. в массивном саркофаге из чистого золота, украшенном бирюзой. искусно выполненная погребальная маска царя
Слайд 27: Канопы
- Имсети с человеческой головой - Дуамутефа с головой собаки Хени с головой павиана Кебехсенуфа в виде сокола
Слайд 28
Древний Египет - родина косметики Нанесение мазей и красок на кожу - египтяне довели до степени высокого искусства. Египтянки славились умением изготовлять всевозможные краски, пудры, мази, белила, румяна, черные краски для бровей и ресниц. В захоронениях у мумий ногти были окрашены в красный, зеленый или золотистый цвета ; были найдены Окрашенные волосы мумий до сих пор не утратили своего цвета. В папирусах содержатся рекомендации о том, как разгладить морщины, покрасить волосы, усилить их рост, удалить бородавки и др. Доказательства применения косметики в Древнем Египте: скульптурные и портретные изображения египетских фараонов и их жен. Неповторимая красота египетской царицы Нефертити. В её лице подрисованы и удлинены брови, чуть приподняты линии рта, тщательно подкрашены губы.
Слайд 29: ИСТОЧНИКИ:. 1) Древнеиндийские литературные памятники : Ведические источники ( священные тексты – веды): - «Ригведа» - «Самаведа» - «Яджурведа» - «Атхарваведа». Буддистские источники: - Аюрведа - Чарака-самхита (мед.книга) - Сушрута самхита (мед. книга) - Махабхарата, Рамаяна (поэмы). 2) Свод законов Ману («Предписания Ману»)
- 4 - Медицина в Древней Индии
Слайд 31: Древнеиндийские божества:
братья-близнецы, хирурги Ашвины Рудра – владыка лекарственных трав Сома – бог опьяняющего напитка Аг-ни — бог огня и возрождающейся жизни Индра — бог небесного грома и податель дождя Сурья — бог солнца
Слайд 32: Общество делится на 4 сословия (варны):
1) брахманы (брамины, жрецы) - высшая из четырех существующих каст. 2) кшатрии – военная знать 3) вайшьи – свободные общинники (земледельцы, скотоводы) 4) шудры - бедняки
Слайд 33: Причины болезней :
гнев богов (карма, грех), изменение климата и погоды, нарушение диеты, правил личной гигиены дисбаланс Тридоша (болезнь – это результат нарушения равновесия трех дош (вата, пита, капха).
Слайд 34: Диагностика болезней – основывалась на:
детальном опросе больного, исследовании теплоты тела, цвета языка и кожи, выделений, шумов в легких, особенностей голоса.
Слайд 35: Методы лечения:
Прием препаратов – травы, специи, минералы, эфирные масла. Внешнее воздействие – массаж, грязи, ванны Очищение организма, голодание (лангхана), диета (бримхана). кровопускание хирургические методы лечение цветом, запахом (аромотерапия), музыкой йога и др.
Слайд 37
Источники по истории медицины Древнего Китая: I ) Многочисленные письменные памятники по медицине: 1.1. «Исторические записки» («Ши цзи»), 1.2. Трактат « Канон врачевания Желтого Предка» (« Хуанди Нэй-цзин ) (автор: Хуанди и др. ) – о чжень-цзю терапии. 1.3. « Трактат о пульсе» ( автор : Ван Шохэ). 1.4. «Трактат о болезнях» ( автор : Бянь Цяо) 1.5. Трактат «Тысяча золотых прописей» ( автор : Сунь Сэмяо) II ). Данные археологии ( хирургические инструменты из бронзы железа, костей, раковин ), данные этнографии. - 5 - Медицина в Древнем Китае (II тыс. до н. э. – III в. н.э.)
Слайд 38: Медицинскую помощь в Древнем Китае оказывали:
Фамильные врачи Врачи – эмпирики Врачи – ученые Врачи – жрецы
Слайд 39: Представления о здоровье и болезнях:
1) Здоровье – результат равновесия начал инь и ян. - Здоровье – равновесие пяти стихий – вода, земля, огонь, дерево, металл. - Болезнь – нарушение их правильного взаимодействия (начал и стихий). 2) Болезнь связывали с естественными причинами 3) Болезнь связывали с божествами (бог натуральной оспы Пан Чен, бог кори Тченг Чен, богиня родов Нианг).
Слайд 40: Даосская монада, изображающая концепцию Инь-ян
Инь и ян ( кит. 陰陽 ) инь - женское начало ян - мужское начало теоретическая основа традиционной китайской медицины
Слайд 42: Искусство диагностики и ее методы:
опрос больного (анамнез) осмотр кожи, глаз, слизистых и языка определение общего состояния и настроения больного исследование пульса давление на активные точки - Учение о пульсе - вершина искусства диагностики в Древнем Китае
Слайд 43
Чжень-цзю терапия: кит. чжэнь ( лат. A cupunctura ) иглоукалывание - кит. цзю – прижигание
Слайд 45: В древнекитайской книге " Конг-фу", подробно описываются приемы массажа и раскрываются их некоторые лечебные действия
Оздоровительная техника: китайская гимнастика : - Ци-Гун - упражнения для укрепления костно-мышечной системы и внутренних органов. - У-Шу — является воинским искусством (включает в себя кулачный бой, фехтование, стрельбу из лука).
Слайд 46
Вариоляция (от лат. variola - оспа) - предупреждение заболевания, иммунизация против натуральной оспы (в ноздри здоровым людям вводили высушенный гной оспенных пустул больного).