Первый слайд презентации
Лексическая сочетаемость. Тематические группы слов Урок русского языка в 5 классе.
Слайд 2
Сядьте ровно, улыбнитесь И друг к другу повернитесь. Каждый даст свою ладошку И пожмет ее немножко. Мы друг друга уважаем, Никого не обижаем.
Слайд 3
Лингвистическая зарядка К.. ра.. ндаш, с.. едобный, Печ.. ный, попл.. вок, Выб..рать, ап… тит, .. ромат, г.. рячий, В.. рблюд, настеж..
Слайд 4
Проверь себя кАраАндаш, сЪедобный, печЕный, поплАвок, выбИрать, аППЕтит, Аромат, гОрячий, вЕрблюд, настежЬ
Слайд 5
Принцесса была (съедобная, ужасная, красная). Погода была (железная, прекрасная, удобная). Днём, в (во) (втором, новом, ярком) часу, Заблудилась принцесса в лесу. (Г. С а п г и р. «Принцесса и людоед») З аписать четверостишие, выбрав из предложенных слов-эпитетов подходящие по смыслу.
Слайд 6: Цель урока:
Познакомить с понятием " тематическая группа слов "; Достичь усвоения учащимися изучаемого материала на практике ; Развивать речь ; Воспитывать нравственные качества.
Если слово имеет одно лексическое значение, оно называется.... Многозначным называется слово, которое.... У слова может быть... и... значений. По значению выделяют такие группы слов, как...,...,....
Слайд 9: Исследование
Все слова, стоящие в скобках, имеют какое -то отношение к стоящему слову перед скобками. Выберите только два существенных и запишите. 1.Сад( растения, садовник, собака, земля ). 2.Река ( берег, рыба, рыболов, тина, вода ). 3.Города ( автомобиль, здание, толпа, улица ). 4.Война( аэроплан, пушка, сражения,ружья, солдаты ).
Слайд 10: Проверка
Сад : растения, земля. Река : берег, вода. Города : здание, улица. Война : сражения, солдаты. В лексическом значении слов может быть что-то общее, что объединяет эти слова. Такие слова объединяются в тематические группы.
Слайд 12: Об Ъ яснение учителя
Во всех этих словах есть одно общее ( родовое ) понятие – цветок. Но в то же время каждый из цветков имеет свои отличительные особенности.
Слайд 13: Вывод
Тематическую группу слов с узким, видовым понятием объединяет слово с широким, родовым. Липа, клен, ель – деревья.
Слайд 14: Тренировочные упражнения
Прочитайте группы слов и определите, какой признак позволил объединить эти слова в одну группу. Мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка. Стол, стул, диван, кресло, тумбочка. Стакан, чашка, тарелка, блюдце. Карандаш, ручка, фломастер.
Слайд 15: Найдите лишнее слово
Увлечения – рисование, дружба, коллекционирование, путешествия.
Слайд 16: Игра " Кто больше, точнее, быстрее ?"
Составьте тематические группы слов ( письменно ) ( выбираете 1 слово ): осень, зима, весна, лето. Составьте с ними 3 предложения.
Слайд 17: Самостоятельная работа
З апишите слова, входящие в тематическую группу данного обобщенного понятия : Взаимоотношения в семье : Праздники : Игры : Для справок : доверие, Рождество, понимание, 8 Марта, " морской бой ", преданность, день рождения, уважение, Новый год, " прятки ", " классики ".
Слайд 18: Проверь себя
Взаимоотношения в семье : доверие, понимание, преданность, уважение. Праздники : Рождество, 8 Марта, Новый год, Д ень рождения. Игры : " морской бой ", " прятки ", " классики ".
Слайд 19: Пословицы ( выполняем устно)
Какой темой объед и нены пословицы ? Объясните смысл одной из пословиц. Закаляй свое тело с пользой для дела. Кто спортом занимается, тот силы набирается. Пешком ходить – долго жить. Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.
Слайд 20: Итог урока Заполни таблицу (письменно)
Что я узнал(а)? _________________ – это…
Слайд 21
Рефлексия (устно!) Удалось ли нам ответить на проблемные вопросы? Какие открытия вы сделали для себя сегодня на уроке? Что у вас сегодня получалось хорошо? Какие трудности возникли у вас в процессе работы? Над чем ещё нужно вам поработать?