Тема урока: «Лексические нормы современного русского литературного языка» — презентация
logo
Тема урока: «Лексические нормы современного русского литературного языка»
  • Тема урока: «Лексические нормы современного русского литературного языка»
  • Тема урока: «Лексические нормы современного русского литературного языка»
  • Тема урока: «Лексические нормы современного русского литературного языка»
  • Тема урока: «Лексические нормы современного русского литературного языка»
  • Тема урока: «Лексические нормы современного русского литературного языка»
  • Тема урока: «Лексические нормы современного русского литературного языка»
  • Тема урока: «Лексические нормы современного русского литературного языка»
  • Тема урока: «Лексические нормы современного русского литературного языка»
  • Тема урока: «Лексические нормы современного русского литературного языка»
  • Тема урока: «Лексические нормы современного русского литературного языка»
  • Тема урока: «Лексические нормы современного русского литературного языка»
  • Тема урока: «Лексические нормы современного русского литературного языка»
  • Тема урока: «Лексические нормы современного русского литературного языка»
  • Тема урока: «Лексические нормы современного русского литературного языка»
  • Тема урока: «Лексические нормы современного русского литературного языка»
  • Тема урока: «Лексические нормы современного русского литературного языка»
  • Тема урока: «Лексические нормы современного русского литературного языка»
  • Тема урока: «Лексические нормы современного русского литературного языка»
  • Тема урока: «Лексические нормы современного русского литературного языка»
  • Тема урока: «Лексические нормы современного русского литературного языка»
  • Тема урока: «Лексические нормы современного русского литературного языка»
  • Тема урока: «Лексические нормы современного русского литературного языка»
  • Тема урока: «Лексические нормы современного русского литературного языка»
  • Тема урока: «Лексические нормы современного русского литературного языка»
  • Тема урока: «Лексические нормы современного русского литературного языка»
  • Тема урока: «Лексические нормы современного русского литературного языка»
  • Тема урока: «Лексические нормы современного русского литературного языка»
1/27

Первый слайд презентации

Тема урока: «Лексические нормы современного русского литературного языка»

Изображение слайда

Слайд 2

Эпиграф «… Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести … » В. Шефнер

Изображение слайда

Слайд 3

«Озвучьте» текст, проставив ударения в выделенных словах. Третий квартал начался неудачно. Договор не подписан – исчерпали все средства. Жалюзи сломаны. До шоферов не дозвонишься – линия занята. У бармена коклюш – отправили в диспансер. Поутру откупорили банки со свеклой – и выкинули в мусоропровод. Торты на оптовом рынке, один красивее другого, забрали столяры - украинцы. Завидно и обидно до слез. Прямо апокалипсис какой-то.

Изображение слайда

Слайд 4

«Теория без практики мертва. Практика без теории слепа!» (Роджер Бэкон)

Изображение слайда

Слайд 5

Составьте словосочетания. 1. Стая а. верблюдов 2. Табун б. коров 3. Караван в. любопытных 4. Отара г. демонстрантов 5. Косяк д. овец 6. Стадо е. рыбы 7. Толпа ж. пчёл 8. Колонна з. голубей 9. Рой и. лошадей 10.Группа к. туристов.

Изображение слайда

Слайд 6

Эталон ответа 1. Стая з. голубей 2. Табун и. лошадей 3. Караван а. верблюдов 4. Отара д. овец 5. Косяк е. рыбы 6. Стадо б. коров 7. Толпа в. любопытных 8. Колонна г. демонстрантов 9. Рой ж. пчёл 10. Группа к. туристов.

Изображение слайда

Слайд 7

ОДЕТЬ НАДЕТЬ (кого-то) (на себя) ЗАПОМНИТЬ: ОДЕТЬ – РАЗДЕТЬ НАДЕТЬ – СНЯТЬ Культура речи и литературные нормы употребления слов.

Изображение слайда

Слайд 8

Вставьте в предложения глаголы одеть/надеть 1. Мама __________ чехол на чемодан 2. Девочка ______________ куклу 3. Старший брат __________ сестру 4. Сегодня девочка ________ новые туфли 5. Брат ______________ часы на руку. 6. Девочке подарили игру «_______ медвежонка» 7. Бабушка ___________ внука 8. Бабушка ______________ новое пальто 9. Космонавт ______________ скафандр. 10. Хвойный лес _______ все горы и подошёл вплотную к морю.

Изображение слайда

Слайд 9

ЭТАЛОН ОТВЕТА 1. Мама НАДЕЛА чехол на чемодан 2. Девочка ОДЕЛА куклу 3. Старший брат ОДЕЛ сестру 4. Сегодня девочка НАДЕЛА новые туфли 5. Брат НАДЕЛ часы на руку. 6. Девочке подарили игру « ОДЕНЬ медвежонка» 7. Бабушка ОДЕЛА внука 8. Бабушка НАДЕЛА новое пальто 9. Космонавт НАДЕЛ скафандр. 10. Хвойный лес ОДЕЛ все горы и подошёл вплотную к морю.

Изображение слайда

Слайд 10

ПАРОНИМЫ (от греч. para - рядом и onyma - имя) – это однокоренные слова, близкие по значению и звучанию. Адресант-отправитель Адресат – получатель Эмигрант – выезжающий из страны иммигрант – въезжающий в страну Экспорт-вывоз товаров Импорт – ввоз товаров Смешение паронимов свидетельствует о недостаточной речевой культуре говорящего и является типичной речевой ошибкой

Изображение слайда

Слайд 11

История происхождения слов увлекательнее любого романа и таинственнее любого детектива!

Изображение слайда

Слайд 12

Диалектные слова – это слова, употребляемые жителями той или иной местности. Синонимы – это близкие по значению слова, принадлежащие к одной и той же части речи.

Изображение слайда

Слайд 13

Подберите к общенародным словам синонимы диалектных слов 1. Ухват а) рогач, ёмки 2. Гудеть б) рукотерник 3. Прятки в) утирка 4. Юркнуть г) слаборукий 5. Полотенце д) ротан 6. Драчливый е) брунжать, жундеть 7. Носовой платок ж) мызнуть 8. Крикливый человек з) пуховка 9. Колокольчик и) хоронушки, ловички 10.Гриб-дождевик к)позвонок

Изображение слайда

Слайд 14

Изображение слайда

Слайд 15

ЭТАЛОН ОТВЕТА 1. Ухват а) рогач, ёмки 2. Гудеть е) брунжать, жундеть 3. Прятки и) хоронушки, ловички 4. Юркнуть ж) мызнуть 5. Полотенце б) рукотерник 6. Драчливый г) слаборукий 7. Носовой платок в) утирка 8. Крикливый человек д) ротан 9. Колокольчик к) позвонок 10.Гриб-дождевик з) пуховка

Изображение слайда

Слайд 16

1. Укажите лишнее слово в ряду синонимов. А) тщетно Б) тщательно В) бессмысленно Г) напрасно

Изображение слайда

Слайд 17

2. укажите слово, имеющее омоним А) успех Б) острый В) топить Г) сидеть

Изображение слайда

Слайд 18

3. какое из четырёх слов относится к устаревшим? А) парусник Б) стражник В) рубеж Г) дозор

Изображение слайда

Слайд 19

4. Какое слово имеет значение «ПУБЛИЧНАЯ РАСПРОДАЖА, ПРИ КОТОРОЙ ПОКУПАТЕЛЕМ СТАНОВИТСЯ ТОТ, КТО ПРЕДЛОЖИТ БОЛЕЕ ВЫСОКУЮ ЦЕНУ»? А) конкурс Б) вакансия В) аукцион Г) сделка

Изображение слайда

Слайд 20

5. Какое из перечисленных слов имеет значение «НЕУМЕСТНО РАЗВЯЗНЫЙ, СЛИШКОМ НЕПРИНУЖДЁННЫЙ»? А) экстравагантный Б) эксцентричный В) феерический Г) фамильярный

Изображение слайда

Слайд 21

6. Какое из перечисленных слов имеет значение «ЧУВСТВО НЕПРИЯЗНИ, НЕРАСПОЛОЖЕНИЕ К КОМУ-ЛИБО ИЛИ ЧЕМУ-ЛИБО» А) апатия Б) антипатия В) скептицизм Г) пессимизм

Изображение слайда

Слайд 22

7. Какое из перечисленных слов имеет значение «СИЛЬНОЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ, ВОЛНЕНИЕ; БОРЬБА ИНТЕРЕСОВ ВОКРУГ ЧЕГО-ЛИБО»? А) кураж Б) мираж В) ажиотаж Г) антураж

Изображение слайда

Слайд 23

8. Значение какого слова определено неверно? А) адресант – лицо, отправляющее письмо Б) аукцион – публичная распродажа В) дезинформировать – сообщать искажённые или ложные сведения Г) импорт – вывоз товара из страны для продажи

Изображение слайда

Слайд 24

9. В каком примере слово «глухой» употреблено в прямом значении? А) глухое недовольство Б) глухой к просьбам В) глухой согласный Г) глухой старик

Изображение слайда

Слайд 25

10. В каком ряду пары слов НЕ ЯВЛЯЮТСЯ антонимами? А) рутина –новаторство Б) отрицание – утверждение В) мудрый – глупый Г) абстрактный - секретный

Изображение слайда

Слайд 26

Критерии оценивания работы в группах «5» - 38-39 правильных ответов «4» - 31-37 правильных ответов «3» - 21-30 правильных ответов

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Тема урока: «Лексические нормы современного русского литературного языка»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Изображение слайда

Похожие презентации