Первый слайд презентации: Литературный процесс второй половины XIX века. Общая характеристика
Слайд 3: Историческая ситуация. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС:
абсолютное падение производства недогрузка производственных мощностей рост безработицы нарушения в денежно-кредитной и валютно-финансовой сферах
Слайд 4: КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853-1856 гг (Восточная война)
Война Российской империи против коалиции Великобритании, Франции, Османской империи и Сардинского королевства за преобладание на Черном море и в зоне Черноморских проливов. Военная и экономическая отсталость России от западных держав обусловила ее поражение. Потери России в Крымской войне - 500 000 человек.
Слайд 5
Лавров Н.А. Император Александр II Освободитель. 1868 г. Кустодиев Б.М. Чтение манифеста. Освобождение крестьян. 1907 г. 19 февраля 1861 г. - Манифест об отмене крепостной зависимости.
Слайд 6
Партии Консерваторы Либералы Революционеры Западники Славянофилы Демократы Почвенники Толстовцы Народники
Слайд 7: Словарная работа
Консерватор (реакционер) – человек, отстаивающий застойные политические взгляды, чуждающийся всего нового и передового Либерал – человек, придерживающийся в своих политических взглядах средних позиции. Он говорит о необходимости перемен, но путём реформ Революционер – человек, активно призывающий к переменам, идущий к ним не мирным путём, отстаивающий коренную ломку строя
Слайд 8
Основные общественные группы Консерваторы Либералы Революционные демократы Выступали против любых радикальных общественных перемен, хотели сохранить в незыблемости социальное устройство страны, крепостнические порядки. Представители: в основном, крупные помещики, высшее чиновничество Критиковали порядки, существующие в современной России, выступали против крепостного права, ратовали за политическую, экономическую, духовную свободу. Представители: люди разных социальных групп, но главным образом интеллигенция, среднее чиновничество, представители торгово-промышленных кругов Призывали покончить с самодержавием и крепостничеством, настаивали на необходимости революционной ломки старых устоев, полагали, что единственно верный путь развития России – это крестьянская революция Представители: в подавляющем большинстве разночинцы (хотя были выходцы и из других слоев) М.Н. Катков, В.П. Мещерский и др. И.А. Гончаров, А.Н. Островский, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М Достоевский, Н.С. Лесков и др. Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин и др.
Слайд 13
Выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве; Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати. Главные представители: И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, В. А. Черкасский и др. Близки к славянофилам были В. И. Даль, А. Н. Островский, А. А. Григорьев, Ф. И. Тютчев и др. СЛАВЯНОФИЛЫ
Слайд 16: Критики славянофилских журналов
Аполлон Григорьев А. Н. Островский Погодин
Слайд 17
ПОЧВЕННИКИ С одной стороны, отвергали радикальную программу западников, связанную с идеей европеизации России, т.к. они не принимали буржуазной демократии, с другой стороны, видели ограниченность славянофильской идеализации допетровской старины; мечтали об объединении всех общественных направлений вокруг идеи о самобытном пути православной России. Проповедовали сближение образованного общества с народом («почвой») на религиозно-этической основе. ПРЕДСТАВИТЕЛИ: Братья М.М. и Ф.М. Достоевские, А.А. Григорьев, Н.Н. Страхов ОРГАНЫ ПЕЧАТИ: «Время», «Эпоха»
Бакунин Лавров Ткачёв «Земля и воля» «Народная воля»
Слайд 21: Религиозно-философская мысль
Россия содержит задатки будущего объединения, так как в России: Община Государство «служивое» (самоотречение людей, которое ему служат) Земледельческая страна Николай Фёдорович Фёдоров
Слайд 23: Литературно-художественные направления
Реализм Натурализм Импрессионизм Символизм направление, стремящееся к изображению действительности. - точное, беспристрастное научное воссоздание действительности. - воссоздает не саму действитель-ность, а впечатление, которое она производит на человека. - все видимое и сущее тайными знаками и шифрами вечных идей, которые человек может постигать интуитивно с помощью искусства.
Слайд 24: Черты реализма
* объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; * воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (типичные лица в типичных обстоятельствах); * преобладающий интерес к проблеме «личность и общество».
Слайд 25
Ведущие жанры: Вторая половина XIX века РОМАН Художественные достоинства русского романа: глубокий психологизм; г армоническое сочетание социальных, философских, общечеловеческих проблем; в ысокий уровень литературного языка. Ведущие мастера жанра: И.А.Гончаров И.С.Тургенев Ф.М.Достоевский Л.Н.Толстой
Слайд 26
Ведущие жанры: Конец XIX века ПОВЕСТЬ, РАССКАЗ Причины возникновения малых жанров: Утрата обобщающего взгляда на жизнь; Интерес к частной жизни обыкновенного, «среднего» человека. Ведущие мастера жанра: В.Г.Короленко В.М.Гаршин А.П.Чехов
Слайд 27
Жанры и направления драматургии. Вторая половина 19 века: - сатирическая комедия – А.В.Сухово-Кобылин - историческая драма – Л.А.Мей, А.К.Толстой - водевили – В.А.Крылов - психологическая драма - народная комедия - А.Н.Островский - стихотворная драма Конец 19 века: - «новая драма» - А.П.Чехов
Слайд 28
Основные направления Вторая половина XIX века «пушкинское» «гоголевское» («чистое искусство») (реалистическое) проблемы философские социальные А.А.Фет Н.А.Некрасов А.К.Толстой Н.А.Добролюбов
Слайд 29
Основные направления: Конец XIX века: импрессионизм символизм «… погоня за неуловимыми оттенками, за тёмным и бессознательным в нашей чувствительности – характерная черта грядущей поэзии». Д.С.Мережковский
Слайд 30: Натуральная школа»
«нужно сокрушить романтизм бичом юмора» Романтизм – это «духовная золотуха» «Литература должна следовать по пути, проложенному Гоголем»
Слайд 31
Самарин Битые Бьющие Кто виноват? обстоятельства человек Среда заела Ругаемые Ругающие
Слайд 32
Тематика Проблематика Произведения Жизнь народа Проблема осмысления специфики национального характера и положения народа И.С. Тургенев « Записки охотника » ; Н.А. Некрасов « Кому на Руси жить хорошо » ; Н.С. Лесков « Очарованный странник ». Обличение пороков существующего строя Проблема осмысления политического, экономического, духовного несовершенства современной России Творчество Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Н.Г. Чернышевского, Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыков-Щедрин « Сказки », « История одного города », « Господа Головлевы ». Положение женщины в обществе Проблемы женской эмансипации и роли женщины в современном обществе И.С. Тургенев « Накануне » ; Н.Г. Чернышевский « Что делать? » ; Л.Н. Толстой « Анна Каренина ». Тематика и проблематика русской литературы второй половины 19 века
Слайд 33
Пути преобразова-ния общества Проблемы выбора дальнейшего пути развития России и определения ведущий силы, способной изменить общество Романы И.С. Тургенева; Н.Г. Чернышевский « Что делать? » и др. Вечные ценности Проблема осмысления и переосмысления вечных ценностей в условиях современности Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание » ; Л.Н. Толстой « Война и мир » и др. Роль литературы и ее место в обществе Ведущая роль литературы – быть « учебником жизни » Н.Г. Чернышевский « Что делать? », творчество Н.А. Некрасова, Н.А. Добролюбова и др.
Последний слайд презентации: Литературный процесс второй половины XIX века. Общая характеристика
Поиски нового героя в русской литературе второй половины 19 века «маленький человек» Ф.М. Достоевский «Бедные люди» (Макар Девушкин) А.Н. Островский «Бесприданница» (Карандышев) «праведник» Н.С. Лесков (цикл произведений о праведниках») Ф.М. Достоевский «Подросток» (Макар Долгорукий) «новый человек» Н.Г. Чернышевский «Что делать?» (Лопухов, Кирсанов) «особенный человек» Ф.М. Достоевский «Идиот» (князь Мышкин)