Первый слайд презентации: Литературный процесс второй половины XIX века. Общая характеристика
У нас теперь всё переворотилось и только начинает укладываться. А.И.Герцен
Слайд 2
Историческая ситуация. Идейные направления 1860 – 1890-х годов. Критика, журналистика. Литературная борьба. Проза, драматургия, поэзия второй половины XIX века. План лекции
Слайд 3: Историческая ситуация
Лавров Н.А. Император Александр II Освободитель. 1868 г. Кустодиев Б.М. Чтение манифеста. Освобождение крестьян. 1907 г. 19 февраля 1861 г. - Манифест об отмене крепостной зависимости.
Слайд 4
Крестьян «освобождали» в России сами помещики, помещичье правительство самодержавного царя и его чиновники. И эти «освободители» так повели дело, что крестьяне вышли на свободу», ободранные до нищеты, вышли из рабства у помещиков в кабалу к тем же помещикам и их ставленникам.
Слайд 5
Революционеры-демократы Западники Народники Славянофилы Выступали против: самодержавия; религии; крепостничества Защищали: самодержавие; православие; крепостничество Стремились: к освобождению крестьян; к введению республики Отстаивали: - верность принципам самодержавия, но не принимали николаевскую деспотию Идейные направления 1860 – 1890-х гг.
Революционеры - демократы Западники Славянофилы Революционеры - демократы Западники Славянофилы Спасение России только в революции России необходимы реформы сверху, без революции (либеральное мировоззрение)
Слайд 8
Группа сотрудников журнала «Современник». Сидят слева направо: И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, А.В. Дружинин, А.Н. Островский. Стоят: Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович.
Слайд 9: Современник»
1846 г. воссоздан В.Г.Белинским и Н.А.Некрасовым 1836 г. основан А.С.Пушкиным «Современник» 1860 г. раскол в редакции из-за противоречий во взглядах либералов и революционеров-демократов; выход из журнала Л.Н.Толстого и И.С.Тургенева 1866 г.- закрытие журнала
Слайд 10
Группа сотрудников журнала «Отечественные записки»: Н.А.Некрасов, М.Е.Салтыков-Щедрин, Г.З.Елисеев, Г.И.Успенский.
Слайд 11: Отечественные записки» (1818 – 1884)
С 1868 г. общее руководство Н.А.Некрасова Беллетристика – М.Е.Салтыков-Щедрин Публицистика – Г.З.Елисеев
Слайд 13
«Москвитянин» (1841 – 1857) Издатели – М.П.Погодин и С.П.Шевырёв Печатались: К.С. И И.С.Аксаковы, Ф.Н.Глинка, В.И.Даль, А.А.Григорьев, А.Н.Островский, А.Ф.Писемский и др.
Слайд 14
критический реализм, «натуральная школа» «чистое искусство» Литературная борьба «Период с 1856 г. по 1880 г. – время величайших достижений русского критического реализма XIX века» (Д.Д.Благой.) Теоретики «чистого искусства» романтизировали возвышенное и прекрасное, противопоставляли «вечное» в искусстве «злободневному», призывали быть далёкими от «житейского волненья».
Слайд 15
«Натуральная школа» Термин впервые употреблен Ф.Булгариным («Северная пчела») как презрительная кличка в адрес литературной молодежи 1840-х годов. Переосмыслен В.Г.Белинским: «натуральное» - «правдивое изображение действительности». Писатели «натуральной школы»: Н.В.Гоголь, В.Г.Белинский, И.С. Тургенев, А.И.Герцен, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин и др. Для творчества писателей «натуральной школы» характерны: глубокий интерес к жизни простого народа; критика крепостного права; изображение социальных пороков города, противоречий бедности и богатства; -преобладание прозаических жанров: роман, повесть, «физиологический очерк».
Слайд 17
Проза второй половины XIX века Ведущий жанр - РОМАН - глубокий психологизм; гармоничное сочетание социальных, философских и общественных проблем; - высокий уровень литературного языка
Слайд 18
Драматургия второй половины XIX века Ведущие жанры – КОМЕДИЯ и ДРАМА - демократические «пьесы жизни» А.Н.Островского; Сатирические комедии А.В.Сухово-Кобылина; исторические драмы А.К.Толстого
Слайд 19
Поэзия второй половины XIX века Направления: Пушкинское: «чистое искусство», «чистая лирика» Тютчев, Фет, Полонский, Толстой, Григорьев, Майков Гоголевское: демократическая, гражданская поэзия Некрасов, Добролюбов, Огарев, Тургенев
Слайд 20
Какие политические и культурные тенденции определили своеобразие литературной ситуации второй половины XIX века? Почему в указанный период столь важную роль в литературе стала играть журналистика. Литературная критика? Какие идейные, литературно-общественные течения сформировали облик отечественной литературы 60 – 80-х годов XIX века? Итоговые вопросы
Последний слайд презентации: Литературный процесс второй половины XIX века. Общая характеристика
Знать материал лекции, подготовиться к проверочной работе. Письменно ответить на вопрос: Согласились бы вы с мнением А И.Герцена, что «…без западной мысли наш будущий собор остался бы при одном фундаменте»? Аргументируйте свой ответ. Домашнее задание