Первый слайд презентации: Малый бизнес в Японии
Подготовила Лагутина Милена ИСЭ, 2 курс 2 группа
Слайд 2: В малом бизнесе – 99% предприятий
Мировой опыт свидетельствует, что при становлении рыночных отношений особенно нуждается в государственной поддержке малый бизнес. Об этом говорит и практика Японии, в хозяйстве которой мелкие и средние предприятия (МСП) играют важнейшую роль. Япония – страна исключительно частного предпринимательства. В промышленности государству принадлежит только монетный двор. А к малому бизнесу относятся 5738 тыс. предприятий, то есть 99% их общего числа. На их долю приходится около 55% реализованной продукции и 80% численности занятых в промышленности и торговле. Другими словами, малые и средние предприятия Страны восходящего солнца приводят в движение более половины объема ее экономики.
Слайд 3
В Японии отнесение предприятий к малым и средним осуществляется в зависимости от величины Уставного капитала и численности работающих. В Японии малыми предприятиями считаются компании, в которых работают не более 300 человек, с оборотом не более 100 млн. иен. Предприятий малого бизнеса больше всего в трудоемких отраслях: розничной торговле, общественном питании, сфере услуг, строительстве и машиностроении. По формам собственности половина малых предприятий – индивидуальные, то есть фактически семейные. Остальную часть составляют коллективные партнерства и акционерные общества. Наименование Уставный капитал, млн. иен Число занятых, чел. Добывающая, обрабатывающая промышленность, строительство 100 300 Оптовая торговля 30 100 Розничная торговля и индустрия услуг 10 50
Слайд 4: Поддержка малого бизнеса в Японии
Слайд 5: Стимулы для развития
В Японии сложились четыре центра проведения политики стимулирования малых предприятий: центральное правительство; местные органы власти; крупный бизнес; самостоятельные объединения мелких предприятий Центральные и местные органы власти поощряют становление и развитие компаний малого бизнеса при помощи кредитных гарантий, налоговых льгот, предоставления субсидий и займов. Местные органы власти, крупный бизнес оказывают техническую и консультационную помощь, информационно-компьютерное обслуживание, подготовку кадров. Финансовая поддержка осуществляется и путем налоговых льгот, позволяющих малым предприятиям резервировать часть прибыли. Ставки налогов на доходы бизнеса и кооперативов МСП составляют 27-28 % по сравнению с 38% для крупных фирм. Место для логотипа 5
Слайд 6: Основу механизмов финансовой поддержки малого бизнеса в Японии составляют:
мягкие займы (если обычный займ в современной Японии можно получить под 4-8%, то "мягкий займ " для МСП означает половину этой процентной ставки за использование кредита); стимулирование кооперативной деятельности МСП, когда приветствуется объединение малых предприятий в кооперативы. в Японии также существуют банки, специализирующиеся непосредственно на работе с малыми и средними предприятиями.
Слайд 7: В марте 2017 г. Сумма займов, предоставленных МСП, равнялась примерно 237 трлн японских йен(предоставляемых следующими частными финансовыми институтами: отечественными лицензированными банками и кредитными ассоциациями). Общее финансирование по программам гарантийного кредитования составило 25,1 трлн японских йен и охватило 1,3 млн представителей малого и среднего бизнеса. Общее финансирование по программам прямых займов составило 21,2 трлн японских йен и охватило 1 млн из 3,8 млн МСП
Слайд 8: Характерные для Японии меры финансово-кредитной поддержки малого бизнеса
Финансовые организации Их доля в Японии % их активности, направ. на поддержку МСП Банки взаимопомощи 3 100 Банки долгосрочного кредитования 6 4 Городские банки 32 20 Доверительные сбербанки 1,5 8 Кооперативные банки 25 100 Местные коммерческие банки 54 47 Место для логотипа 8 Таким образом, почти половина всех кредитов (47%) выделяется малым предприятиям - Местными коммерческими банками; а банки взаимопомощи и кооперативные - 100% кредитов предоставляют малым предприятиям. Правительство следит за тем, чтобы во всех частных банках работали кредитные программы для начинающих предпринимателей. Средняя годовая ставка по такому кредиту - 3-5 %.
Слайд 9
Также малое предпринимательство в Японии находит помощь не только со стороны правительства, но и со стороны администрации префектур, местных управлений внешней торговли и промышленности, торгово-промышленных палат. Ощутимую помощь в совершенствовании управления малым бизнесом оказывают торгово-промышленные палаты и их отделения. Их специалисты дают консультации бесплатно, поскольку такая деятельность финансируется из госбюджета. Таким образом, сложилась следующая структура малого бизнеса Японии. К малым предприятиям в Японии относятся: юридические лица их доля в малом бизнесе составляет 20%, на них работают 1,7 млн. чел., индивидуальные частные предприятия - 48% -4,1 млн. чел. и семейные хозяйства – 32% - 2,7 млн. чел.
Слайд 10: Подготовка кадров
Государство оказывает содействие МСП в подготовке кадров, отвечающих современным требованиям. Отставание от ведущих компаний по обеспеченности квалифицированными работниками тормозило развитие малого бизнеса, вело к сокращению заказов на его продукцию со стороны крупных предприятий, которые все активнее переходили на более дешевые поставки необходимых им деталей из зарубежных стран. С учетом этого при финансовой поддержке государства создаются условия для подготовки персонала МСП. В шести государственных региональных институтах малого предпринимательства при Государственной корпорации по развитию МСП готовятся менеджеры и инструкторы для организации обучения непосредственно на фирмах, осуществляется переподготовка специалистов органов местного самоуправления, отвечающих за консультационную и методическую работу на небольших фирмах. Место для логотипа 10
Слайд 11
Сегодня в Японии 6,5 млн. предприятий - это малые предприятия. Занято на них 54 млн. человек, т.е. 80% всей рабочей силы Японии. Их доля в ВВП - около 55% (около 3 трлн. долларов), в капитальных вложениях - около 40%, а их доля в экспорте всей японской продукции составляет сегодня 15%. На долю малого предпринимательства приходится более 62% оптового и 78,5% розничного товарооборота. Место для логотипа 11
Слайд 12: Кто более склонен к занятиям малым и средним бизнесом?
По данным японской статистики, основную массу работников (почти 70%) составляют мужчины, чей средний возраст – 56,5 года. Что касается молодежи, то она меньше стремится к предпринимательской деятельности. Так, на категорию предпринимателей в возрасте от 15 до 24 лет приходится 0,9% всех владельцев малого и среднего бизнеса. На категорию от 25 до 39 лет – 13%, от 40 до 59 лет – 43,3, от 60 до 75 лет – 34,8%. Обращает на себя внимание и тот факт, что в Японии собственным бизнесом занимаются и люди, находящиеся в преклонном возрасте. Так, 8% японских предпринимателей, работающих в сфере малого и среднего бизнеса, уже перешагнули 75-летний рубеж. К новым тенденциям можно отнести то, что все больше и больше японских женщин приходит в бизнес. И если раньше они занимались в основном сферой обслуживания, то в последнее время они делают большие успехи в области промышленного бизнеса, а также бизнеса, связанного с информационными технологиями и наукоемкими производствами. Место для логотипа 12
Слайд 13: Сравнение с Россией
Таким образом, следует отметить, что в Японии сформировалась развитая система государственной поддержки, которая постоянно совершенствуется. Правительство заинтересовано в развитии малого бизнеса этих стран. В России же эти показатели отстают в 4-6 раз, что говорит о недостаточной поддержке со стороны государства. В целом по доле занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса в общей численности работников Россия занимает последнее место в выборке стран – всего 33%, в среднем по странам ОЭСР – 59,1%, в США – 41,3%, в Японии – 52,8%, что также свидетельствует о слабом развитии сектора малых и средних предприятий в России и о доминировании крупных корпораций.