Первый слайд презентации: МДК 04(07) 01. Теория и практика сестринского дела тема: Сестринский процесс. Документация к сестринскому процессу. 2018г
Государственное автономное образовательное учреждение Саратовской области «Балаковский медицинский колледж»
освоения общих компетенций ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
знать: основные понятия и термины; цель сестринского процесса; этапы сестринского процесса, их взаимосвязь и содержание.
Слайд 4: План лекции:
1. Основные понятия и положения темы. 2.Характеристика этапов сестринского процесса. 3. Преимущества внедрения сестринского процесса.
Слайд 6: Сестринский процесс зависит о т нескольких факторов:
взаимоотношений сестры и пациента; отношение пациента к здоровью; уровня знаний культуры; осознания потребности в уходе.
Слайд 7: Сестринский процесс - это научно обоснованная методология профессиональной сестринской помощи, ориентированный на потребности пациента »
Слайд 8
Сестринский процесс дает для практики: 1.Определяет конкретные потребности в уходе; 2.Способствует выделению из ряда существующих потребностей приоритетов по уходу и ожидаемых результатов ухода, кроме этого прогнозирует его последствия; 3.Сестринский процесс определяет план действий медицинской сестры, стратегию, направленную на удовлетворение нужд пациента; 4. С его помощью оценивается эффективность проведенной сестрой работы, профессионализм сестринского вмешательства.
Слайд 9: Сестринский процесс состоит из пяти последовательных этапов:
оценка состояния (обследования ) пациента; интерпретация полученных данных (определение проблем); планирование предстоящей работы; реализация (выполнение) составленного плана; оценка результатов перечисленных этапов.
Слайд 10
Первичная оценка состояния пациента Итоговая оценка Текущая оценка Интерпретация данных Планирование Реализация Этапы сестринского процесса
Слайд 11: Первый этап: обследование пациента -текущий процесс сбора и оформления данных о состоянии здоровья пациента
Слайд 12: Источники информации о пациенте:
расспрос пациента (субъективные данные); физиологические данные по органам и системам (объективные данные); беседа с врачом; беседа с родственниками; чтение медицинской литературы, специальной литературы по уходу.
Слайд 13: Виды информации :
Субъективная информация- это сам пациент, который излагает собственные предложения о своем состоянии здоровья. Объективная информация -данные, которые получены в результате наблюдений и обследований, проводимых медицинской сестрой.
Слайд 14
Сестринская история болезни - юридический протокол-документ самостоятельной, профессиональной деятельности медицинской сестры в рамках ее компетенции. Цель сестринской истории- контроль над деятельностью медсестры, выполнением ею плана ухода и рекомендаций врача, анализ качества оказания сестринской помощи и оценки профессионализма медсестры.
Слайд 15: Медицинская сестра в конце первого этапа выявляет нарушенные потребности пациента
Слайд 16: Потребность – это психологический и физиологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека
Слайд 17: Иерархия основных жизненно-важных потребностей по А. Маслоу
11. Двигаться 10. Спать, отдыхать 9. Поддерживать температуру тела 8. Избегать опасности 7. Одеваться, раздеваться 6. Быть чистым 5. Поддерживать состояние или быть здоровым 5 4 3 2 Выживание 1. Дышать 2. Пить 3. Есть 4. Выделять 14. Играть, учиться, работать. 13. Иметь жизненные ценности. 12. Общаться Служебные Достижение успеха Принадлежность Безопасность 11.
Слайд 18: Второй этап сестринского процесса – постановка сестринских проблем
Сестринские проблемы – это клиническое суждение сестры, в котором дается описание характера существующей или ответной реакции пациента на болезнь и свое состояние с указанием причин такой реакции и которое медицинская сестра может самостоятельно предупредить или разрешить.
Слайд 19: Виды сестринских проблем:
существующие или настоящие ( то, что есть сейчас ) Пример: одышка, отеки, дефицит знаний. Из настоящих проблем выделяются проблемы приоритетные, то есть те проблемы, которые необходимо решить в первую очередь. потенциальные ( те проблемы, возникновение которых может быть, предотвращено при условии качественного сестринского ухода ) Пример: риск возникновение пролежней.
Слайд 20: Третий этап сестринского процесса – планирование предстоящей работы
Суть планирования: Определение (совместно с пациентом ) целей (ожидаемый результат) для каждой проблемы; Определение (совместно с пациентом) характера и объема сестринского вмешательства, необходимого; Определение (совместно с пациентом) продолжительность сестринского вмешательства.
Слайд 21: Каждая цель включает три компонента :
Действие. Критерий (дата, время, расстояние). Условия (с помощью кого или чего- либо достигается цель).
Слайд 22: Виды целей:
Краткосрочная ( сроки - до 7 дней) Долгосрочная (сроки- от 2 недель до 1 месяца)
Слайд 23: Четвертый этап сестринского процесса – реализация (выполнение) составленного плана
Сестринские вмешательства – это перечень действий медицинской сестры, которые предпримет сестра для решения проблем конкретного пациента. Сестринские вмешательства должны быть : основаны на научных принципах; конкретными и ясными, чтобы любая сестра могла выполнить то или иное действие; реальными в пределах отвеотведенного времени и квалификации сестры.
Слайд 24: Три категории сестринского вмешательства :
независимое сестринское вмешательство; зависимое сестринское вмешательство; взаимозависимое сестринское вмешательство.
Слайд 25: Независимое сестринское вмешательство – действия, которые осуществляет сестра по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями без прямого назначения врача:
Оказание помощи в осуществлении основных естественных потребностей. Наблюдение за реакцией пациента на болезнь и за адаптацией к болезни. Наблюдение за реакцией пациента и за адаптацией к лечению. Обучение пациентов приемам лечения и ухода за собой. Совет пациента относительно своего здоровья. Контроль или рекомендации пациенту относительно восстановительной активности и отдыха в течении дня. Поддержание у пациента чувства уверенности в своих силах и возможностях для реализации своих резервов. Организация досуга пациента. Оценка работы младшей медсестры
Слайд 26: Пятый этап сестринского процесса – оценка результатов перечисленных этапов
Цель этапа – оценка реакции пациента на сестринские вмешательства, анализ качества предоставленной помощи и оценки полученных результатов
Слайд 27: При оценки сестринского процесса выполняется несколько функций :
определяется прогресс в достижении цели; определяется, достигнуты ли поставленные цели; определяется эффективность сестринского вмешательства; дается информация для переоценки потребностей пациента и нового планирования ухода; определяется соответствие полученного результата ожидаемому.
Слайд 28: Преимущества внедрения сестринского процесса в профессиональную деятельность медицинской сестры:
Системный, т.е. тщательно продуманный и спланированный подход к организации сестринского дела. Индивидуальный подход и организация сестринского ухода, учет всех личностных особенностей пациента и своеобразия конкретной клинической ситуации. Активное участие пациента и его семьи в планировании и обеспечение ухода. Возможность широко использовать стандарты в профессиональной деятельности медицинской сестры. Универсальный метод. Повышение компетенции, независимости, творческой активности медсестры, а значит, престижа профессии в целом.
Слайд 29: Таким образом, внедряя в практическую деятельность медсестры инновационную технологию такую как «Сестринский процесс» повышается качество работы специалистов, совершенствуется их профессиональные знания и умения, в решении проблем оказания квалифицированной сестринской помощи населению
Слайд 30: Домашние задание:
Изучить Т.П. Обуховец «Сестринское дело и сестринский уход» стр.156-174, выучить конспект лекции. Внеаудиторная работа: составить таблицу, характеризующую этапы сестринского процесса.