Государственный деятель Салтыков - Щедрин принимал участие в разработке крестьянской реформы, контролировал судебные решения. Писатель Щедрин обличал пороки общества; честно и прямо говорил о недостатках власти.
Слайд 3
Родился 15 января 1826 года в имении родителей – селе Спас – Угол Тверской губернии. Михаил получил очень хорошее домашнее образование, не смотря на то, что имении Салтыковых находилось в глухом месте
Слайд 4
Родители Салтыкова - Щедрина Отец писателя из древнего дворянского рода, а мать из купеческой семьи. Все наблюдения, полученные молодым Салтыковым в родовом имении своего отца в самый разгар крепостного права, легли в основу многих его произведений.
Слайд 5
Получив хорошее домашнее образование, Салтыков в 10 лет был принят пансионером в Московский дворянский институт, где провел два года, затем в 1838 г. переведен в Царскосельский лицей. Здесь начал писать стихи, испытав большое влияние статей Белинского и Герцена, произведений Гоголя.
Слайд 6
В 1844 г. после окончания лицея служил чиновником в канцелярии Военного министерства. "...Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь..." - такую характеристику дал он бюрократическому Петербургу.
Слайд 7
Другая жизнь более привлекала Салтыкова: общение с литераторами, посещение "пятниц" Петрашевского, где собирались философы, ученые, литераторы, военные, объединенные антикрепостническими настроениями, поисками идеалов справедливого общества.
Слайд 8
В наказание за вольнодумие уже 28 апреля 1848 он был выслан в Вятку и 3 июля определён канцелярским чиновником при Вятском губернском правлении. В ноябре того же года он был назначен старшим чиновником особых поручений при вятском губернаторе, затем два раза занимал должность правителя губернаторской канцелярии, а с августа 1850 был советником губернского правления. О службе его в Вятке сохранилось мало сведений, но, судя по записке о земельных беспорядках в Слободском уезде, найденной после смерти Салтыкова-Щедрина в его бумагах и подробно изложенной в «Материалах» для его биографии, он горячо принимал к сердцу свои обязанности, когда они приводили его в непосредственное соприкосновение с народной массой и давали ему возможность быть ей полезным.
Слайд 9
Первые повести Салтыкова "Противоречия" (1847 г.), "Запутанное дело" (1848 г.) своей острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей.
Слайд 10
Писатель был выслан в Вятку за "...вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу...".
Слайд 11
В течение восьми лет жил в Вятке, где в 1850 г. был назначен на должность советника в губернском правлении. Это дало возможность часто бывать в командировках и наблюдать чиновный мир и крестьянскую жизнь. Впечатления этих лет окажут влияние на сатирическое направление творчества писателя.
Слайд 12
В конце 1855 г., после смерти Николая I, получив право "проживать где пожелает", возвратился в Петербург и возобновил литературную работу.
Слайд 13
В 1856 - 1857 гг. были написаны "Губернские очерки", изданные от имени "надворного советника Н. Щедрина", ставшего известным всей читающей России, назвавшей его наследником Гоголя.
Слайд 15
В 1858 - 1862 гг. служил вице-губернатором в Рязани, затем в Твери. Всегда стремился окружать себя на месте своей службы людьми честными, молодыми и образованными, увольняя взяточников и воров.
Слайд 16
В 1862 г. писатель вышел в отставку, переехал в Петербург и по приглашению Некрасова вошел в редакцию журнала «Современник». В 1864 г. Салтыков вышел из редакции «Современника» по причине внутрижурнальных разногласий по вопросам тактики общественной борьбы в новых условиях. Он возвратился на государственную службу.
Слайд 17
В 1865 - 1868 гг. возглавлял Казенные палаты в Пензе, Туле, Рязани; наблюдения за жизнью этих городов легли в основу "Писем о провинции" (1869 г.) Тула
Слайд 18
После жалобы рязанского губернатора Салтыков в 1868 г. был отправлен в отставку в чине действительного статского советника. Частая смена мест службы объясняется конфликтами с начальниками губерний, над которыми писатель "смеялся" в памфлетах-гротесках.
Слайд 19
Переехал в Петербург, принял приглашение Н. Некрасова стать соредактором журнала "Отечественные записки", где работал в 1868 - 1884 гг. Салтыков теперь целиком переключился на литературную деятельность. В 1869 г. пишет "Историю одного города" - вершину своего сатирического искусства.
Слайд 20
В 1875 - 1876 гг. лечился за границей, посещал страны Западной Европы в разные годы жизни. В Париже встречался с Тургеневым, Флобером, Золя.
Слайд 21
В 1880-е годы сатира Салтыкова достигла кульминации в своем гневе и гротеске: "Современная идиллия" (1877 – 1883 гг.); "Господа Головлевы" (1880 г.); "Пошехонские рассказы" (1883 г.).
Слайд 22
В последние годы жизни писатель создал свои шедевры: "Сказки" (1882 – 1886 гг.); "Мелочи жизни" (1886 – 1887 гг.); автобиографический роман "Пошехонская старина" (1887 -1889 гг.).
Слайд 23
За несколько дней до смерти он написал первые страницы нового произведения "Забытые слова", где хотел напомнить "пестрым людям" 1880-х гг. об утраченных ими словах: "совесть, отечество, человечество... другие там еще...".
Сатира на самодержавие? Величайшая антиутопия на темы российской действительности? Философский роман о парадоксах человеческого существования?
Слайд 26: Понять смысл произведения поможет
биография автора мировоззрение автора содержание текста тема и идея средства выразительности
Слайд 27: Словарик литературоведческих терминов
Сатира – обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде. Сатирические приемы: ирония - осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное; сарказм - едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;
Слайд 28: Словарик литературоведческих терминов
Иносказание, аллегория - иной смысл, скрытый за внешней формой. "Эзопов язык" - художественная речь, основанная на вынужденном иносказании. Гипербола - чрезмерное преувеличение. Эти и другие сатирические приемы помогают понять смысл произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина
Слайд 29
«История одного города» - величайшее сатирическое произведение, в котором показаны подлинные события и факты русской жизни, поднятые автором на уровень грандиозного обобщения. Историческая основа произведения
Слайд 30
Перед нами роман исторического плана, гротескный. Главный герой – город Глупов Сюжет – смена правителей Основной художественный прием – гротеск. Сам город условен, он то похож на «северную Пальмиру», то на город на семи холмах, как Москва.
Слайд 31: Головотяпы и другие племена
вислоухие лапшееды долбежники гущееды лягушечники куралесы моржееды соленые уши прянишники клюковники вертячие бобы лапотники чернонебные 12.02.2019 31
Слайд 33: Алогизм – примета гротеска, предельно резкого преувеличения, сочетания реального и фантастического
«… когда же лгали, то прибавляли «да будет мне стыдно…» «Таким образом взаимно разорили они свои земли … и в то же время гордились тем,..» «Началось с того, что … »
Слайд 34: Близость фольклору
Стилизация сказки : « и повел их вор-новатор сначала все ельничком да березничком…», «три года и три дня» Персонаж-помощник : Добромысл, пошехонец - слепород, чухломец -рукосуй, вор-новотор Постоянные эпитеты : добрый молодец Гиперболы : гибель в болоте, характеристика своих качеств- «нет мудрее и храбрее»)
Слайд 35: Аллюзия
- одна из форм иносказания, употребление какого-либо слова, фразы, цитаты в качестве намека на общеизвестный факт - литературный, бытовой, общественно-политический.
Слайд 36: СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ перевод Н.Заболоцкого
Н е пора ль нам, братия, начать О походе Игоревом слово, Чтоб старинной речью рассказать Про деянья князя удалого? А воспеть нам, братия, его - В похвалу трудам его и ранам - По былинам времени сего, Не гоняясь мыслью за Бояном. Тот Боян, исполнен дивных сил, Приступая к вещему напеву, Серым волком по полю кружил, Как орел, под облаком парил, Растекался мыслию по древу. 36
Слайд 37: Аллюзии
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» «Всех, кто не стоял, разобрала сильно такая речь, дошед далеко, до самого сердца. Самые старейшие в рядах стали неподвижны, потупив седые головы в землю; слеза тихо накатывалась в старых очах; медленно отирали они её рукавом. И потом все, как будто сговорившись, махнули в одно время рукою и потрясли бывалыми головами».
Слайд 38: Аллюзии
А. С. Пушкин « Капитанская дочка»( гл. 7) «Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице. Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным,- все потрясло меня каким-то пиитическим ужасом».
Слайд 39: Самовластье принесло головотяпам беды:
«И будете вы платить мне дани многие» «Когда же пойду на войну - и вы идите!» «А до прочего вам ни до чего дела нет» «И тех, которым ни до чего дела нет, я буду миловать; прочих же всех – казнить»
Слайд 40
"История одного города" - образец политической сатиры. В этом произведении автор подвергает решительной критике основы самодержавного строя, разоблачает деспотичных представителей власти, выражает протест против смирения, покорности, пассивности и трусости.
Слайд 42
«История одного города» - в сущности, сатирическая история русского общества», - писал И.С.Тургенев.
Слайд 43
Брудастый, Дементий Варламович. "Назначен был впопыхах и имел в голове некоторое особливое устройство, за что и прозван был "Органчиком".
Слайд 44: Глава «О корени происхождения глуповцев » - ключ к роману «История одного города»
Слайд 45: Вся жизнь города Глупова нелепа, противоречит нормальной человеческой жизни. Художественный мир Салтыкова-Щедрина по преимуществу населен необычными героями. Здесь – «головотяпы»
Анализ главы «О корени происхождения глуповцев »
Слайд 46: Глава «Опись градоначальникам»
Что обозначает слово «опись»? Почему автор назвал главу «Опись градоначальникам»? Это оговорка писателя или нет?
Слайд 47
Ряд глуповских градоначальников открывает Брудастый, в голове которого вместо мозга действует органный механизм, наигрывающий всего две фразы: "Разорю" и "Не потерплю". Эти слова-окрики стали своеобразными лозунгами, символами многолетнего запугивания и усмирения крестьян, существовавшего в России, когда власть при помощи жестоких расправ и насилия восстанавливала "порядок". В органчике Брудастого Салтыков-Щедрин отобразил всю упрощенность административного руководства, которая вытекала из самой природы самодержавия как деспотичного узурпаторского режима.
Слайд 48: ГРАДОНАЧАЛЬНИКИ ГОРОДА
Брудастый Дементий Варламович Назначен был впопыхах и имел в голове некоторое особливое устройство, за что был прозван «органчиком».
Слайд 49
Пфейфер Богдан Богданович, Гвардии сержант, голштинский выходец. Ничего не свершив, сменен в 1762 году за невежество.
Слайд 50
Негодяев Онуфрий Иванович, бывый гатчинский истопник.Размос-тил вымощенные предместниками его улицы и из добытого камня настроил монументов.
Слайд 51
Перехват-Залихватский, Архистратиг Стратилатович, майор… Въехал в Глупов на белом коне, сжёг гимназию и упразднил науки.
Слайд 52
Грустилов Эраст Андреевич, Статский советник. Друг Карамзина. Умер от меланхолии в 1825 году.Дань с откупа возвысил до пяти тысяч рублей в год.
Слайд 53
Бородавкин Василиск Семёнович. Градоначальство сие было самое продолжительное и самое блестящее. Вновь ходатайствовал о заведении в Глупове академии, но,получив отказ, построил съезжий дом.
Слайд 54
Прыщ, майор, Иван Пантелеич. Символом пустоты и ничтожности власти является Прыщ - градоначальник с фаршированной головой. Поясняя этот образ, как и в целом необычный характер повествования в "Истории одного города", автор писал: "... Градоначальник с фаршированной головой означает не человека с фаршированной головой, но именно градоначальника, распоряжающегося судьбами многих тысяч людей. Это даже не смех, а трагическое положение".
Слайд 55
Угрюм-Бурчеев, «бывый прохвост». Разрушил старый город и построил другой на новом месте. Прохвост – искажённое от профос. (Так называли при Петре I палачей в армии, а затем смотрителей военных тюрем.)
Слайд 56
Угрюм-Бурчеев Угрюм-Бурчеев — фигура не только комическая, но и страшная. "Он был ужасен" — эта фраза дважды повторяется в начале главы, посвященной всевластному идиоту. Обитателям города Глу-пова внешность и действия Угрюм-Бурчеева вселяли только одно чувство: "всеобщий панический страх".
Слайд 57
Угрюм-Бурчеев — это монументальный гротескно-сатирический образ, представляющий собой сочетание самых отвратительных, враждебных человеку качеств. Это человекоподобный истукан "с каким-то деревянным лицом", который "всякое естество в себе победил", для которого характерно "умственное окаменение". Это "со всех сторон, наглухо закупоренное существо", которому чужды любые "естественные проявления человеческой природы" и которое действует "с регулярностью самого отчетливого механизма".
Слайд 58: Вывод:
Какие общие черты можно выделить при описании градоначальников? Какой обобщенный образ самодержавия создан в главе? Что можно сказать о городе, в котором такие правители? Какие приемы сатирического изображения героев использует автор?
Слайд 59: Домашнее задание: заполни таблицу, проанализируй полученные данные, сделай выводы
Звукоизобразительная характеристика головотяпов: Галденье Смех Вздохи Вопли Плач Рыдания … Черты характера: Несговорчивость … Покорность Забитость … … …
Слайд 64: Звукоизобразительные характеристики
В гротескном мире главы отсутствуют звуки спокойные, нейтральные
Слайд 65
«История одного города» - в сущности, сатирическая история русского общества», - писал И.С.Тургенев. Вся жизнь города Глупова нелепа, противоречит нормальной человеческой жизни. Его правители – злобные, жестокие куклы: цель их – уничтожение всего мыслящего. Фамилии – клички указывают на паразитизм и враждебность их носителей всему человеческому и прогрессивному. Градоначальники олицетворяют самодержавие и произвол
Слайд 66: Вывод
Текст главы динамичен вдвойне: от комедийного, игрового, фольклорно-просторечного начала главы к ее концу меняется эмоциональное звучание целого. От шутки, насмешки – к издевке над тупой рьяностью верхов и к все большему сочувствию низам. Так будет во всех главах романа, ключ к которому - глава «О корени происхождения глуповцев». Сатира Салтыкова- Щедрина направлена и против самодержавных правителей, и против покорного народа.
Слайд 67
"История одного города" — история угнетения народа и решительное осуждение безропотного смирения, которое и сделало возможным существование насквозь прогнившего реакционного строя.
Слайд 68
В "Истории одного города" великий сатирик показал, что призраку государства служат главным образом люди ограниченные, и служение это приводит к тому, что они лишаются всяких индивидуальных черт и становятся если не бездушными рабами, то полными идиотами.
Последний слайд презентации: М.Е. Салтыков-Щедрин Биография писателя «История одного города» Анализ главы «О
Нетрудно заметить, что градоначальники, изображенные Салтыковым-Щедриным, несут в своих образах намек на тех или иных царей или министров. Однако они не являются лишь олицетворением русской правящей верхушки. Замысел автора был гораздо шире. Он стремился разоблачить саму систему самодержавия. Градоначальники внешне значительно отличаются друг от друга, но одно характерно для для них всех - все их действия по сути своей направлены против народа.