Межличностные отношения в классном коллективе» — презентация
logo
Межличностные отношения в классном коллективе»
  • «Межличностные отношения в классном коллективе»
  • Межличностные отношения -это отношения в малой группе между хорошо знакомыми людьми.
  • Положительное воздействие малой группы на человека:
  • Межличностные отношения носят обоюдный, то есть взаимный характер.
  • ЧУВСТВА В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
  • ЗНАКОМСТВО, ПРИЯТЕЛЬСТВО, ТОВАРИЩЕСТВО.
  • Межличностные отношения в классном коллективе»
  • У СЛОВИЯ НОРМАЛЬНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
  • Особенности межличностных взаимоотношений в школе
  • ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
  • ПРОБЛЕМЫ
  • Формирование межличностных отношений в классе
  • Структура группы
  • Межличностные отношения в классном коллективе»
  • Межличностные отношения в классном коллективе»
  • Межличностные отношения в классном коллективе»
  • Межличностные отношения в классном коллективе»
  • Межличностные отношения в классном коллективе»
  • Межличностные отношения в классном коллективе»
  • Межличностные отношения в классном коллективе»
  • Межличностные отношения в классном коллективе»
  • Межличностные отношения в классном коллективе»
  • Межличностные отношения в классном коллективе»
  • Межличностные отношения в классном коллективе»
  • Межличностные отношения в классном коллективе»
  • Межличностные отношения в классном коллективе»
  • Межличностные отношения в классном коллективе»
  • Межличностные отношения в классном коллективе»
  • Межличностные отношения в классном коллективе»
  • Межличностные отношения в классном коллективе»
  • Межличностные отношения в классном коллективе»
  • Межличностные отношения в классном коллективе»
  • Межличностные отношения в классном коллективе»
  • Межличностные отношения в классном коллективе»
  • Межличностные отношения в классном коллективе»
1/35

Изображение слайда

Малая группа - это двое или более человек, объединенных одной целью, сходными интересами и потребностями в общении и совместной деятельности, находящихся в непосредственном контакте друг с другом.

Изображение слайда

Малая группа: Подкрепляет уверенность человека в себе. Способствует складыванию самооценки личности. Обучает поведению в обществе и способству-ет усвоению общественных ценностей. Помогает отработать коммуникативные навыки.

Изображение слайда

Здесь уместно употреблять слово «взаимно»: Взаимодействие Взаимопомощь Взаимовыручка Взаимопонимание …

Изображение слайда

Слайд 5: ЧУВСТВА В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СКЛАДЫВАЮТСЯ НА ОСНОВЕ ЧУВСТВ: ЧУВСТВА, СБЛИЖАЮЩИЕ ЛЮДЕЙ, ОБЪЕДИНЯЮЩИЕ ИХ, РОЖДАЮЩИЕ ГОТОВНОСТЬ К СОВМЕСТНЫМ ДЕЙСТВИЯМ И УСИЛИЯМ. ЧУВСТВА, РАЗЪЕДИНЯЩИЕ ЛЮДЕЙ- НЕТ СОТРУДНИЧЕСТВА. ДЕЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ( ОФИЦИАЛЬНЫЕ )- ОТНОШЕНИЯ С СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВИЛ. ЛИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СКЛАДЫВАЮТСЯ НА ОСНОВЕ ЧАСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЛЮДЕЙ.

Изображение слайда

Слайд 6: ЗНАКОМСТВО, ПРИЯТЕЛЬСТВО, ТОВАРИЩЕСТВО

САМАЯ ШИРОКАЯ ФОРМА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ- ЗНАКОМСТВА ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ- «ЗНАЮ В ЛИЦО» – САМЫЙ ШИРОКИЙ КРУГ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ. ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – «ПРИВЕТСТВУЮ» - ТОЛЬКО ПРИ ВЗАИМНОМ УЗНАВАНИИ. ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ- ПРИВЕТСТВУЮ И РАЗГОВАРИВАЮ НА ОБЩИЕ ТЕМЫ. ПО ОТНОШЕНИЮ К ЗНАКОМЫМ ЛИЧНЫЕ ЧУВСТВА ПРОЯВЛЯЮТСЯ РЕДКО. ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ БЫТЬ ЗНАКОМЫМ, НО НЕ ПРИЯТЕЛЕМ.

Изображение слайда

Слайд 7

ПРИЯТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВОЗНИКАЮТ ИЗ ЗНАКОМСТВ НА ОСНОВЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА К ДРУГОМУ ОТНОШЕНИЯ ТОВАРИЩЕСТВА - БОЛЕЕ БЛИЗКИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Изображение слайда

Слайд 8: У СЛОВИЯ НОРМАЛЬНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

НОРМАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ВОЗМОЖНЫ ПРИ НАЛИЧИИИ У ЛЮДЕЙ СПОСОБНОСТИ СОПЕРЕЖИВАНИЯ, СОЧУВСТВИЯ. ЕСЛИ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ ДРУЖЕСКИЕ, ПРИЯТЕЛЬСКИЕ, ТО ДОБИТЬСЯ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ ЛЕГЧЕ. В ПРОЦЕССЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЛЮДИ НЕ ПРОСТО ОБЩАЮТСЯ, ОНИ ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ ДРУГ НА ДРУГА, ПОДРАЖАЮТ ДРУГ ДРУГУ. НО МОЖНО ПОДРАЖАТЬ ПО – РАЗНОМУ.

Изображение слайда

Слайд 9: Особенности межличностных взаимоотношений в школе

Существуют разные отношенческие системы в школе: учащийся –учащийся; учитель – ученик; учитель – родитель; родитель – ученик.

Изображение слайда

Слайд 10: ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Учащиеся ориентированы на активное взаимодействие и общение между собой. Учитель – на активность каждого в обучении и получении личных достижений. Совместная деятельность осуществляется по признаку места расположения учащихся.

Изображение слайда

Слайд 11: ПРОБЛЕМЫ

Взаимоотношения в классе всегда имеют определенную динамику развития. Они изменяются как от класса к классу, так и от начала года к его окончанию. В каждом классе складывается определенная система межличностных отношений.

Изображение слайда

Слайд 12: Формирование межличностных отношений в классе

В классе всегда есть: формальная группа – о ней знает учитель, учащиеся, она на виду; неформальная группа – в неё входят учащиеся, и о ней учитель может даже не знать. Взаимоотношения между этими группами в одном классе могут быть дружескими( но редко), чаще антагонистическими, что порождает конфликты.

Изображение слайда

Слайд 13: Структура группы

Класс делится на определенные страты: лидеры, «звезды», высокостатусные; приближенные к лидерам, среднестатусные, аутсайдеры, не принятые, низкостатусные.

Изображение слайда

Слайд 14

Наиболее сложная ситуация у Среднестатусных и низкостатусных учащихся. Среднестатусные – желание стать лидером велико, но как добиться такого положения, вырабатывает свои способы.( Они в 3 раза чаще используют мнение взрослых в определении ориентира поведения).

Изображение слайда

Слайд 15

Низкостатусные не могут влиять на сверстников, компенсируют это тем, что ищут место и время для удовлетворения потребности в самоутверждении, а не только тем, что они не могут участвовать в делах, но они находят для себя более важные дела, чем в школе.

Изображение слайда

Слайд 16

«Классическая социометрия» Термин «социометрия» означает измерение межличностных отношений в группе. Основоположником социометрии считается известный американский психиатр и соц.психолог Дж. Морено. Еще в 30-е годы он создал социометрию как удобную в практике методику для изучения эмоциональных связей в группе. Этапы исследования: Опрос Анализ данных Заполнение социометрической матрицы

Изображение слайда

Слайд 17

Задачи: обнаружение внутригрупповых сплоченных образований Цель - диагностика эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы и решения следующих задач Возраст - обследованию может подвергаться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. измерение степени сплоченности – разобщенности в группе выявление относительного авторитета членов группы по признакам симпатий – антипатий (популярные, предпочитаемые и т.д.) Социометрический тест

Изображение слайда

Слайд 18

Бланк соц.опроса 1.Если ты не знаешь, что тебе задано на дом, к кому из ребят класса ты можешь обратиться за разъяснением домашнего задания? 2.Если ты занимаешься в кружке, в котором тебе очень интересно заниматься, кого из ребят класса ты хотел бы видеть рядом с собой? 3.Представь себе, что у тебя есть право сформировать команду космического корабля, отправляющегося на Марс. Подумай, кто из ребят класса мог бы быть с тобой рядом в корабле.

Изображение слайда

Слайд 19

Обработка данных и интерпретация результатов Матрица: по вертикали – из списка фамилий группы, по горизонтали – их номера, под которыми испытуемые обозначены в списке. № Фамилия, имя, отчество 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 Александров Паша 1 2 3 2 Иванов Сергей 1 2 3 3 Петров Дима 2 3 1 4 Сарченко Сергей 2 1 3 5 Алферова Ира 1 3 2 6 Володина Галя 3 2 1 7 Ладзина Наташа 1 2 3 8 Ловшина Нина 1 3 2 9 Покровская Алла 2 1 3 10 Самойлова Таня 2 1 3 Кол-во выборов (М) 0 4 3 2 3 6 5 2 4 1 Кол-во взаимных выборов 0 3 2 2 3 3 3 1 3 0 Среднее число полученных выборов одним испытуемым (К) вычисляется по формуле: K = Общее число сделанных выборов = 30 : 10 = 3 Общее количество испытуемых

Изображение слайда

Слайд 20

Комплексный анализ данных В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп: Статусная группа Количество полученных выборов «Звезды» В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым «Предпочитаемые» В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым «Принятые» Число примерно равно среднему числу полученных выборов одним испытуемым «Непринятые» В полтора меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым «Отвергнутые» Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым

Изображение слайда

Слайд 21

В соответствии с данными матрицы испытуемых можно отнести к следующим группам: «Звезды» – Володина Г.; «Предпочитаемые» – Ладзина Н.; «Принятые» – Иванов С, Петров Д., Сарченко С, Алферова И., Левшина Н., Покровская А.; «Непринятые» – нет; «Отвергнутые» – Александров П., Самойлова Т. № Фамилия, имя, отчество 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 Александров Паша 1 2 3 2 Иванов Сергей 1 2 3 3 Петров Дима 2 3 1 4 Сарченко Сергей 2 1 3 5 Алферова Ира 1 3 2 6 Володина Галя 3 2 1 7 Ладзина Наташа 1 2 3 8 Ловшина Нина 1 3 2 9 Покровская Алла 2 1 3 10 Самойлова Таня 2 1 3 Кол-во выборов (М) 0 4 3 2 3 6 5 2 4 1 Кол-во взаимных выборов 0 3 2 2 3 3 3 1 3 0

Изображение слайда

Слайд 22

Одним из показателей благополучия складывающихся отношений в коллективе является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в общности. В ычисляется по формуле : Количество взаимных выборов KB = Общее число выборов В нашем случае KB = (20 : 30) х 100% = 66,7%.

Изображение слайда

Слайд 23

ИЛИ выводы о благополучии взаимоотношений классного коллектива: Высокий уровень благополучия взаимоотношений  фиксируется в том случае, если в группе больше детей с первой и второй статусной категорией. Средний уровень  фиксируется тогда, когда в двух первых и двух последних группах число лиц примерно одинаково. Низкий уровень  отмечается при преобладании в группе лиц со статусом (“оттеснённые”, “изолированные”).

Изображение слайда

Слайд 24

ВАЖНО: Нередко понятие социометрической “звезды” ( “ популярного “ ) смешивается с понятием “ лидера “. “Популярность“ или “звездность” – показатели эмоциональной притягательности человека, хорошего отношения к нему со стороны товарищей. Ребенок может стать социометрической “звездой”, потому что красивый или даёт конфеты, а не в силу личностных качеств, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.). Лидерство же – это процесс реального главенствования одного над другим, показатель влияния на сверстников. Поэтому “лидером“ и “звездой” могут быть разные дети (им нужны различные качества личности). Например, лидер должен обладать организаторскими способностями, которые могут отсутствовать у “звезды”.

Изображение слайда

Слайд 25

ВАЖНО: Именно СЕМЬЯ даёт или, наоборот, не даёт возможность ребёнку развить свои лучшие навыки и быть успешным в дальнейшей жизни. И именно она первоначально должна обеспечить определенный уровень развития, в том числе и интеллектуального, а также привить навыки общения. Лишь в семье могут вовремя заметить и помочь ребёнку которые у него возникли в коллективе, обратившись к классному руководителю, и, возможно, к психологу.

Изображение слайда

Слайд 26

Симптомы, по которым можно определить наличие конфликта у ребёнка со сверстниками: -С каждым днём ребёнок неохотнее идёт в школу и рад любой возможности избежать этого похода, хотя раньше он с удовольствием учился ( то же самое характерно и для дворовых конфликтов). -Ребёнка можно увидеть плачущим без причины, хотя ранее этого не наблюдалось. -Он не говорит об одноклассниках и своих уличных друзьях. -Возвращается после школы или прогулок во дворе подавленным и мало говорит о своих приключениях за стенами дома. -Не знает, у кого можно узнать уроки, или вообще отказывается с кем-либо общаться. -У ребёнка отсутствуют друзья, никто не приглашает его в гости, и он никого не хочет звать к себе домой.

Изображение слайда

Слайд 27

Рекомендации по результатам социометрии: 1. В первую очередь нужно наладить контакт со своим ребёнком. Дети должны делиться своими переживаниями, в том числе и плохими. 2. Стараться помогать ребёнку преодолевать аффективность (вспыльчивость, драчливость, обидчивость), которая часто является причиной и, конечно, следствием психологической изоляции. 3. Рекомендуется вырабатывать у ребёнка уверенность в себе, отсутствие которой делает его слишком застенчивым. Как? Помогать ребёнку определить сферу его интересов. Действуя в той области, которая ему хорошо знакома, он приобретает уверенность. А это основа лидерства!

Изображение слайда

Слайд 28

Рекомендации по результатам социометрии: 4. Необходимо помогать достигнуть успеха в той деятельности, от которой, прежде всего, зависит положение ребёнка (преодоление неуспеваемости и т.д.) 5. Влиять на речевое поведение ребёнка. Речь выполняет коммуникативную функцию.  Так называемый страх речи по существу является страхом перед партнером общения, который, с точки зрения ребёнка, может отвергнуть его из-за имеющегося дефекта. 6. Давайте возможность общаться с одноклассниками и приятелями во дворе дома и вне его.

Изображение слайда

Слайд 29

Мероприятия по межличностному взаимодействию Коллективные дела. Мероприятия всего класса. Походы!!! Совместные мероприятия с другим классом. Совместные мероприятия с родителями.

Изображение слайда

Слайд 30

Простые истины -Допускается право каждого (в том числе и взрослого) на ошибку, оплошность, неудачу в деятельности и поведении. -Ошибка исправляется и, исправленная, забывается. -Оплошность прощается. -В классе нет «хороших» и «плохих» детей. -Все проходят через неудачи и удачи, успех и неуспех - такова закономерность жизни. И в жизни ребёнка тоже. - Дети учатся тому, что видят в своей жизни. Поведение родителей определяет поведение детей. -Зачастую проблемы – в поведении наших детей, их трудности – в нас самих. .

Изображение слайда

Слайд 31

ПРИТЧА Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Изображение слайда

Слайд 32

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.

Изображение слайда

Слайд 33

Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: -Расскажи, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье? Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

Изображение слайда

Слайд 34

И в конце листа: сто раз « любовь», сто раз « прощение», сто раз « терпение». Прочёл владыка и спросил: - И всё? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже. Любовь Прощение Терпение

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Межличностные отношения в классном коллективе»

Изображение слайда

Похожие презентации