Первый слайд презентации: НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Доц., канд.филос.наук Пастушкова О.В.
Слайд 2: СОДЕРЖАНИЕ:
Основные предпосылки и достижения немецкой классической философии. Философское учение Канта: гносеология и этика. Соотношение системы и метода в философии Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Вторая половина XVIII века – 40-е годы XIX века. 1. Буржуазные преобразования (экономические, социальные, политические), вызванные влиянием Французской буржуазной революцией 1789-1794 г. Эжен Делакруа «Свобода на баррикадах»
Слайд 4: ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КНФ
2. Революционные перемены в естествознании (отход от доминирования механики в сторону химии, биологии, немеханических областей физики – магнитизм ).
Слайд 5: ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КНФ
3.Острейшая борьба свободомыслия с религией. 4.Необходимость переосмысления мировоззренческих проблем.
Слайд 7: ОСНОВНЫЕ ЗАСЛУГИ КНФ
Внимание к исследованию человеческой сущности, с вободы, возможностей нашего познания. 2.Обогащение логико- теоретического аппарата философии. 3.Взгляд на историю как целостный процесс. 5. Разработка одного из основополагающих методов философского познания – диалектического метода.
Слайд 9: ГНОСЕОЛОГИЯ КАНТА
ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА: преодоление недостатков предыдущих установок эмпиризма и рационализма, попытка уяснить значимость как опыта, так и деятельности человеческого разума. Периоды философии КАНТА: 1) докритический: интерес к естественнонаучным проблемам. 2) критический: создание системы трансцендентального идеализма, анализ процесса познания, возможностей человеческого разума и его границ.
Слайд 10: ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ КАНТА
Слово «трансцендентальный» можно перевести как «касающийся условий происхождения опыта ». Трансцендентальное – то, что относится к сознанию как таковому вне зависимости от конкретного его содержания. Трансцендентальный идеализм раскрывает «механизм» познания, который сокрыт в специфике познающего субъекта (не эмпирического, конкретного, а всеобщего, трансцендентального).
Слайд 12: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ: ЧУВСТВЕННОСТЬ
Этап чувственности: познание начинается с ощущений, которые дают нам органы чувств. НО! Чувства упорядочиваются при помощи АПРИОРНЫХ (доопытных) форм чувственного созерцания : ПРОСТРАНСТВА и ВРЕМЕНИ. Без априорных форм чувственное содержание было бы неосмысленным и хаотичным. Эти априорные формы – как бы матрицы, «формочки, которые «сидят» в сознании. Априорными формами являются также категории рассудка и идеи разума.
Слайд 13: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ
2) Этап рассудка: упорядочивание опыта с помощью категорий рассудка, вынесение суждения о мире. Знание о мире= синтез чувственности+ рассудок.
Слайд 14: КАТЕГОРИИ РАССУДКА
Категории отношения Субстанция и принадлежность Причина и следствие Взаимодействие Категории модальности Возможность и невозможность Существование и несуществование Необходимость и случайность Категории количества Единство Множество Цельность Категории качества Реальность Отрицание Ограничение
Слайд 15: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ: РАЗУМ
РАЗУМ создает сами правила, принципы познания. При помощи разума мы делаем умозаключения (связываем суждения). Он выходит за пределы чувственного созерцания и оперирует чистыми идеями, т.е. идеями сверхчувственной реальности (души, бога, идеального государства, абсолютного добра и пр.), относительно которых невозможен опыт и достоверное знание.
Слайд 16: АНТИНОМИИ РАЗУМА
Антиномии – противоречия между двумя положениями, каждое из которых признается логически доказуемым.
Слайд 17: ОТКРЫТИЯ КАНТА В ГНОСЕОЛОГИИ
Невозможно познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего («вещей в себе »). Можно познать лишь явления вещей, т.е. их субъективное видение. Все это называется агностицизмом, т.е. признанием принципиальной непознаваемости мира самого по себе. Субъект познания обладает творческой деятельностью, он не пассивная доска.
Слайд 21: ЭТИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА КАНТА
ВСЕОБЩЕЕ + ИНДИВИДУАЛЬНОЕ МОРАЛЬ + СВОБОДА (добровольное принятие КАТЕГОРИЧЕСКОГО ИМПЕРАТИВА НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ) СВОБОДА + ДОБРО + ДОЛГ
Слайд 24: ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ
Объективный идеализм – учение, согласно которому первичным началом мира (в том числе материального) является независимое от воли и разума человека безличное духовное начало – Абсолютная идея (или Мировой дух, Мировой разум ). Абсолютная идея не статична, она все время находится в поступательном, последовательном и закономерном движении, проходит ступени :
Слайд 25: СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ АБСОЛЮТНОЙ ИДЕИ:
Ступень логики (тезис): разум предстает как чистая, абстрактная идея. Ступень природы (антитезис): разум воплощается в предметных формах – в природе, государстве, социальном устройстве. Ступень духа (синтез): Мировой разум через человеческий разум, через объективные формы человеческого общества (государство), через искусство, религию и философию познает себя в понятиях, становится абсолютным. Так происходит спиритуализация материи.
Слайд 26: ДИАЛЕКТИКА ГЕГЕЛЯ
Диалектика есть теория развития, в основе которого лежит единство и борьба противоположностей, т.е. становление и разрешение противоречий.
Слайд 27: ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
Вскрывает в развитии его внутренний источник. Основой всякого развития является борьба противоположных сторон. Развитие: утверждение (тезис) его отрицание (антитезис ) отрицание отрицания (синтез, снятие противоположностей ). Таким образом, столкновение противоположностей порождает их синтез и ведет к появлению нового.
Слайд 28: ЗАКОН ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВА В КАЧЕСТВО
О твечает на вопрос, как происходит рождение нового качества. Качество – внутренняя определенность вещи. Количество – внешняя определенность вещи. Мера – баланс количества и качества. Нарушение меры – качественный скачок, революция, что выводит на новый уровень развития.
Слайд 29: ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ
Результат развития: развитие – не простое отрицание прошлого, а отрицание отрицания, итогом которого является как бы возвращение к исходному состоянию, но на новом, более высоком уровне. Двойное отрицание есть, напротив, утверждение. Развитие всегда направлено вверх, так как разрешение противоречия связано с восхождением. Это еще раз показывает триединство идей – восхождение, которое и есть спираль, описывающая таинство рождения.
Слайд 30: ГЕГЕЛЬ: ВЫВОДЫ
В философии Гегеля есть противоречие: с истема объективного идеализма завершается познанием Мирового разума самого себя, а диалектический метод предполагает бесконечное развитие, познание. «Гегель вынужден был строить систему, а философская система, по установившемуся порядку, должна была завершиться абсолютной истиной того или иного рода. И тот же Гегель, который <…> подчёркивает, что эта вечная истина есть не что иное, как сам логический процесс, <...> видит себя вынужденным положить конец этому процессу, так как надо же было ему на чём-то закончить свою систему. <…> А именно, нужно было так представить себе конец истории: человечество приходит к познанию <…> абсолютной идеи и объявляет, что это познание абсолютной идеи достигнуто в гегелевской философии». К. Маркс
Слайд 31: ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ
Дата рождения и смерти: 28 июля 1804, Ландсхут, Курфюршество Бавария — 13 сентября 1872, Нюрнберг, Королевство Бавария, Германская империя) немецкий философ-материалист, атеист,
Слайд 32: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Л. ФЕЙЕРБАХА
Единственно существующими реальностями являются природа и человек. Человек – часть природы (а не творение Бога). Человек есть единство материального и духовного. Природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворена и никем не уничтожима
Слайд 33: АТЕИЗМ ФЕЙЕРБАХА
Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует, это плод фантазии человека для утешения и успокоения себя (человек придумал Бога, объективируя свои лучшие качества). Религия возникла от бессилия человека перед природой, Любая религия – безотчетная форма отчуждения (отдаления от себя) сущности самого человека, его лучших качеств. «Божество человека заключается в его духе и сердце, а дух, душа и сердце человека обнаруживаются в Боге: Бог есть откровение внутренней сути человека, выражение его «Я»; религия есть тождественное объявление его сокровенных помыслов, открытое исповедание его тайн любви». (Л. Фейербах)
Слайд 34: ЧЕЛОВЕК У ФЕЙЕРБАХА
Необходимо отбросить традиционную религию и заменить ее религией людей друг к другу. Смысл жизни – стремление к счастью.