Первый слайд презентации
Нижний Новгород – город трудовой доблести 2 июля Президентом РФ был подписан Указ, согласно которому Нижнему Новгороду было присвоено звание «Город трудовой доблести». Инициативу поддержали более 846 тысяч человек. «Инициатива получила поистине всенародную поддержку и позволит по‑особому подчеркнуть самоотверженный подвиг тружеников тыла. В этом отношении показателен, конечно, пример Нижнего Новгорода. Его предприятия за трудовой героизм в годы Великой Отечественной войны имеют наибольшее число наград, а внуки и правнуки тех, кто без сна и отдыха под бомбежками работал на этих предприятиях, собрали 846 тысяч подписей». Президент России В.В. Путин
Слайд 2
Вклад г. Горького в советскую военную промышленность в годы Великой Отечественной войны: 31 025 шт. 101 673 шт. 16 456 шт.
Слайд 3
Завод «Красное Сормово» перед войной Закладка первой подводной лодки на заводе «Красное Сормово» в феврале 1930 г. В 1930-х гг. завод стал специализироваться на выпуске речных и морских судов. За довоенные годы были выпущены 32 подводные лодки (более 20 % от общего числа советских подводных лодок, находящихся в боевой готовности к 1941 г.) Производились также теплоходы и катера. Численность рабочих к 1941 г. – 12 805 чел., инженерно-технических работников – 2460 чел., служащих – 969 чел.
Слайд 4
Руководство завода «Красное Сормово» в 1941-1945 гг. Дмитрий Васильевич Михалев, директор завода в 1939-1942 гг. Под его руководством судостроительному заводу пришлось срочно менять специализацию, начав массово выпускать танки.
Слайд 5
Руководство завода «Красное Сормово» в 1941-1945 гг. Ефим Эммануилович Рубинчик, директор завода в 1942-1949 гг. В 1941-1942 гг. – д иректор Коломенского машиностроительного завода, эвакуированного в Киров. Возглавляя завод «Красное Сормово», сумел добиться значительного увеличения числа выпускаемых танков Т-34. После войны был директором ряда оборонных заводов, в 1965-1985 гг. — руководитель Волго-Вятского территориального управления Госснаба СССР. Из воспоминаний Г.П. Хрящева, начальника цеха производства танковых корпусов: «Вместо беспросветной ругани он ввел реальное премирование лучших рабочих за перевыполнение суточных заданий; улучшил питание в рабочих столовых; стал практиковать выдачу дополнительных пайков как один из элементов премирования лучших рабочих, участков, смен и цехов; заставил руководителей цехов более основательно заняться улучшением условий жизни молодых рабочих в общежитиях и помог им инвентарем, а также улучшением работы бытовых служб в цехах. Одним словом, был принят и осуществлен ряд мер, улучшающих отношение к работающим завода и их нуждам».
Слайд 6
Руководство завода «Красное Сормово» в 1941-1945 гг. Григорий Иванович Кузьмин – главный инженер завода, инженер-полковник, кавалер ордена Ленина, ордена Отечественной войны, ордена Трудового Красного знамени. Во многом именно на него легла ответственность за переход завода на производство танков, при этом спущенный правительством график устанавливал почти нереальные сроки. 23 октября 1941 г. он был арестован по приказу наркома танковой промышленности В.А.Малышева за срыв выполнения задания ГКО по производству танков. 24 октября Г.И. Кузьмин направил заявление В.А. Малышеву и секретарю Горьковского обкома М.И.Родионову, в котором он описал огромную работу, проделанную коллективом завода с начала войны. Заявление заканчивается словами: «Со своей стороны я принял все возможные меры, чтобы выполнить решение ГКО, отдавая при этом все свои силы, знания и способности». Вскоре его выпустили, некоторое время Г.И. Кузьмин работал начальником цеха на Артиллерийском заводе, в 1943 г. вновь занял должность главного инженера на заводе «Красное Сормово». Трагически погиб 7 сентября 1945 г. в авиакатастрофе.
Слайд 7
Руководство завода «Красное Сормово» в 1941-1945 гг. Владимир Владимирович Крылов (1906-1945) – главный конструктор завода в 1938-1945 гг., инженер-полковник, кавалер ордена Ленина и ордена «Знак Почета ». Непосредственно руководил работами по усовершенствованию танков. Трагически погиб 7 сентября 1945 г. в авиакатастрофе. Из воспоминаний зам. главного конструктора С.Н. Якимовского : «…Как начальник В.В. Крылов был удивительно доброжелательный и деликатный человек. За все семь лет работы под его руководством я не могу привести ни одного случая резкости или невнимательности с его стороны к своим сотрудникам… В годы войны В.В. Крылов самоотверженно трудился ради победы нашей Родины над фашизмом. Неоднократно я заставал его утром в кабинете после тяжелой бессонной ночи, проведенной за решением срочных вопросов производства. Он жил рядом с заводом, имел телефон, и дирекция не стеснялась, вызывала его для решения любого затруднительного вопроса… Бодрый и энергичный, В.В. Крылов всегда находил слова поддержки и одобрения при нашей текущей работе…»
Слайд 8
Выпуск первых танков Т-34 на заводе «Красное Сормово» Согласно постановлению Государственного комитета обороны от 1 июля и распоряжению СНК СССР от 3 июля 1941 г., завод «Красное Сормово» переходил на выпуск танков Т-34. Первые 5 танков были выпущена в сентябре 1941 г., в октябре первые сормовские танки Т-34 были направлены на фронт, где приняли участие в битве за Москву.
Слайд 9
«В октябре 1941 года… мы начали получать с Сормовского завода первые танки Т-34. Эта помощь пришла вовремя и сыграла большую роль в битве за Москву». Г.К. Жуков. Воспоминания и размышления
Слайд 10
В июле-августе 1943 г. в боях на Курской дуге важную роль сыграли горьковские танки, и на имя директора пришла правительственная телеграмма от зам. председателя СНК Л.П. Берии
Слайд 11
В начале ноября 1944 г. завод модернизировал танк, оснастив его литой башней и пушкой модели конструктора В.Г. Грабина. В одном из документов Е.Э Рубинчик сообщает наркому танковой промышленности В.А. Малышеву о том, как характеризует горьковский танк Т-34 командир 6-й кавалерийской гвардейской дивизии гвардии полковник Брикель, цитируя строки из его письма: «…В течение 3-х месяцев танковый полк вел бои совместно с частями конницы, показав высокие боевые качества машин, выпущенных вашим заводом. Именно поэтому, несмотря на трехмесячные бои, материальная часть почти вся сохранена. От имени командования дивизии благодарю весь личный состав завода за высокие боевые качества выпускаемых вами боевых машин».
Слайд 12
Осенью 1943 г. прибыла за танками большая группа офицеров с фронта. Танкисты захотели посмотреть завод, как трудятся тыловики. Офицеры зашли в литейный цех. Он был забит отлитыми башнями, деталями танков. Горы шлака и горелой земли поднимались до самых подкрановых балок: транспорта не хватало, не успевали вывозить. На склонах шлаковых гор стояли рабочие, некоторые без рубах, выбивали опоки, обрубали детали. При виде фронтовиков их худые, изможденные, покрытые копотью лица заулыбались. Литейщики приветствовали фронтовиков. Началась разливка стали. Огненные брызги разлетались вокруг, попадая на рабочих, те защищались, чем могли. Ну, как впечатления? – спросили танкистов. Те отвечали, что видели все своими глазами и на фронте расскажут о героическом труде рабочих. А один лейтенант не выдержал: - Лучше уж на фронте быть, чем в этом аду… - Здесь тот же фронт, - сказал второй. Из воспоминаний Е.Э. Рубинчика, директора завода в 1942-1949 гг.
Слайд 13
Выпуск танков Т-34 (Т-34-85) заводом «Красное Сормово» в годы Великой Отечественной войны: Танки 1941 1942 1943 1944 1945 (по сентябрь) 1941-1945 Т-34 (Т-34-85) 173 2584 2962 3619 2700 12038
Слайд 14
В августе 1942 г. заводу было первый раз вручено переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны. Завод удерживал это знамя в течение 33 месяцев, после чего оно было оставлено заводу на вечное хранение. За успешное выполнение заданий по производству танков, бронекорпусов и боеприпасов завод был награжден в 1943 г. орденом Ленина, в 1945 г. – орденом Отечественной войны I степени
Слайд 15
Горьковский автомобильный завод им. В.М. Молотова С началом Великой Отечественной войны Горьковский автомобильный завода начал получать задания на выпуск военной продукции: Постановление ГКО № 1 от 1 июля 1941 г. – изготовление моторов М-17 для танков Т-34 4 июля 1941 г. – приказ наркома среднего машиностроения о выпуске колясок к армейским мотоциклам М-72 (за годы войны было выпущено шт.) 20 июля 1941 г. – постановление ГКО о производстве на ГАЗе легких танков Т-60 Август-сентябрь 1941 г. – задание по изготовлению корпусов реактивных снарядов М-13 для «катюш» Сентябрь 1941 г. – распоряжение от ГКО об изготовлении 82-мм батальонных минометов Всего в период с июля по ноябрь 1941 г. Автозаводу было необходимо освоить производство 40 новых объектов. Если в 1940 г. на заводе выпускалось 9636 наименований деталей, то в декабре 1941 г. – более 17 000
Слайд 16
Руководство Автозавода в годы войны Иван Кузьмич Лоскутов (1900-1982) – директор Автозавода в 1938-1942, 1943-1948 гг. Был дважды награжден орденом Ленина (1941, 1944), награжден орденом Трудового Красного Знамени (1942), орденом Кутузова II степени (1945), орденом Отечественной войны I степени (1945), орденом Знак почета (1966), орденом Октябрьской революции (1971) В 1996 г. в честь И.К. Лоскутова была названа улица в Автозаводском районе Нижнего Новгорода.
Слайд 17
Руководство Автозавода в годы войны Александр Маркович Лившиц (1905-1983) – директор Автозавода с 16 октября 1942 г. по 9 июня 1943 г. Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, медалями. Лауреат Сталинской премии.
Слайд 18
Руководство Автозавода в годы войны Андрей Александрович Липгарт – главный конструктор Автозавода в 1933–1951 гг. Трижды награждался орденом Ленина, пять раз – Сталинской премией. Из воспоминаний конструктора Ю.Н. Сорочкина: «Авторитет Андрея Александровича Липгарта в период войны был непререкаем, его просьбу, а он никогда не приказывал, а просил (что было равноценно приказу), каждый считал честью выполнить в срок, тем более что Липгарт, будучи сам квалифицированным конструктором в прямом понимании этого звания, прекрасно знал трудоемкость проектирования и никогда не задавал волюнтаристских сроков…»
Слайд 19
Руководство Автозавода в годы войны Николай Александрович Астров (1906-1992) – заместитель главного конструктора Автозавода в 1941-1943 гг. Руководил созданием легких танков Т-60, Т-70, Т-80, самоходной установки СУ-76М Трижды награждался орденом Ленина, трижды лауреат Сталинской премии
Слайд 20
Легкие танки Т-60 Первые танки Т-60 уходят на фронт. 1941 г. Производство легких танков Т-60 было освоено на Автозаводе 6 сентября 1941 г., в октябре был налажен их регулярный выпуск. Впервые в отечественном танкостроении была введена конвейерная сборка танков. С сентября по декабрь 1941 г. заводом было выпущено 1323 танка Т-60, что составило около 30 % всех произведенных в этот период в СССР танков и САУ.
Слайд 21
К концу 1941 г. завершился переход Автозавода на «военные рельсы»: если за 1940 г. завод выпустил военной продукции на 53 млн руб., то только за декабрь 1941 г. – на 98 млн руб. 29 декабря 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Горьковский автозавод был награжден орденом Ленина. 19 марта 1942 г. его вручил коллективу завода председатель Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинин. В своем выступлении он отметил: «Ваш завод дает ежедневно продукцию для фронта, создает [ ее ] героическим трудом, который отмечен правительством. Это большой подвиг».
Слайд 22
Комсомольско-молодежные бригады на Автозаводе Фронтовая бригада инструментальщиков В.Ф Шубина. 1943 г. В инструментально-штамповочном цехе Автозавода была создана первая в СССР комсомольско-молодежная бригада под руководством В. Тихомирова. В ноябре 1941 г. бригада В.Ф. Шубина выдвинула лозунг «Работать за себя и за ушедшего на фронт товарища!». Началось соревнование за право называться фронтовой бригадой. В газете «Комсомольская правда» была опубликована статья «Ваш вызов принят, автозаводцы!», в которой отмечалось, что фронтовые бригады создаются «по почину горьковчан в Москве, Свердловске, Ярославской области и во многих других местах ». К концу войны на Автозаводе было создано 915 фронтовых бригад, в которые входили 5,5 тыс. рабочих
Слайд 23
Легкие танки Т-70 Первый образец нового танка был изготовлен в январе 1942 г. 15 февраля ее осмотрели члены ГКО. Директор Автозавода И.К. Лоскутов вспоминал: «В строго определенное время на площадке [ Кремля ] появилась группа военных. Вместе с членами Государственного комитета обороны, военачальниками, видными специалистами подошел И.В. Сталин. Осмотрел танк, поинтересовался толщиной брони, силой огня, скоростью. Похвалил творческую мысль конструкторов, сумевших объединить силу двух моторов, устанавливаемых ранее на Т-60. Новая боевая машина понравилась, рекомендовали поставить ее как можно скорее на производство». К концу марта 1942 г. был освоен серийный выпуск танков Т-70. За годы войны Автозавод выпустил 6847 таких танков, всего их было изготовлено 8226. Танк Т-70 стал вторым по массовости танком Второй мировой войны после Т-34, он принял участие в Сталинградской битве и сражении на Курской дуге.
Слайд 24
Легкие танки Т-80 В 1943 г. на смену « семидесятке » пришли легкие танки Т-80. От предыдущей модели они отличались новой башней, рассчитанной на двух человек, усиленной броневой защитой бортов. Танк выпускался недолго, поскольку осенью 1943 г. производство легких танков было прекращено. Всего был выпущен 81 танк Т-80. 22 марта 1943 г. создателям танка – главному конструктору Автозавода А.А. Липгарту, конструкторам Н.А. Астрову, В.А. Дедкову, А.М. Кригеру, Ю.Н. Сорочкину – была присуждена Сталинская премия.
Слайд 25
Немецкие бомбардировки Автозавода Первый налет на Автозавод бомбардировщики Люфтваффе совершили 4 ноября 1941 г. Летом 1943 г., перед наступлением на Курском дуге, немецкое командование решило нанести мощный авиационный удар по Горьковскому Автозаводу с целью его полного уничтожения. Первый удар был нанесен в ночь с 4 на 5 июня и продолжались до 22 июня 1943 г. Были разрушены 50 зданий и сооружений, сгорели цеха, в том числе и главный конвейер, повреждены энергетические узлы, прервались электролинии, нарушилось водоснабжение. Решением ГКО от 19 июня 1943 г. руководству завода была поставлена задача закончить в сентябре все основные строительные работы по восстановлению разрушенных корпусов и восстановить выпуск продукции завода в полном объеме.
Слайд 26
На восстановление завода Горьковский городской комитет обороны мобилизовал все строительные организации города, войсковые части и общественность. На завод прибыли строители, монтажники, ремонтники из разных областей (Урал, Сибирь, Средняя Азия), всего свыше 35 тыс. чел. приняли участие в восстановительных работах и ценой невероятных усилий и самоотверженного труда поставленная задача по восстановлению была выполнена в исключительно короткий срок, чуть более 100 дней.
Слайд 27
В начале октября рабочие и строители завода направили рапорт председателю ГКО и главнокомандующему И.В.Сталину об окончании восстановления з-да и бесперебойной работе всех цехов и производств.
Слайд 28
Всего Автозаводом за годы войны было выпущено: 3007 танков Т-60 6847 танков Т-70 9133 самоходных установок СУ-76 9001 броневиков 157759 грузовых автомобилей ГАЗ (полуторки ) 9461 легковых автомобилей 9863 походных кухонь 8840 авиационных моторов 24145 батальонных минометов Около 12 млн. разных видов снарядов 9 млн. 643 тыс. заготовок корпусов поставил другим заводам
Слайд 29
Указом Президиума Верховного совета СССР от 29.12.1941 г. Горьковский автомобильный завод им. Молотова был награжден орденом Ленина. Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение заданий правительства по выпуску оборонной техники ГАЗ им. Молотова был награжден в марте 1944 г. орденом Красного знамени и 16 сентября 1945 года - орденом Отечественной войны I степени. За выполнение заказов для фронта Горьковскому автомобильному заводу 33 раза присуждалось переходящее Красное знамя ГКО, оставленное ему на вечное хранение.
Слайд 30
Авиационный завод им. С. Орджоникидзе Завод им. С. Орджоникидзе специализировался на выпуске истребителей: с ноября 1940 г. он стал головным заводом по производству истребителей ЛаГГ-3 конструкции Лавочкина, Горбунова и Гудкова. Первые семь истребителей ЛаГГ-3 были выпущены в январе-феврале 1941 г., за первое полугодие было произведено 215 шт., за год – 1658. В начальный период войны на завод легла особая ответственность, поскольку большая часть самолетостроительных заводов, в том числе предприятия Московского авиапромышленного узла, находились в процессе эвакуации. Завод успешно справился с поставленной задачей: 31 октября 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени. 121 сотруднику вручили правительственные награды.
Слайд 31
Нарком авиационной промышленности СССР А.И.Шахурин так писал о С.А.Лавочкине : «Вначале я увидел в Лавочкине очень скромного человека. Даже о делах, о которых надо было кричать, он говорил ровным тихим голосом. Это был очень культурный, очень воспитанный человек, всем своим видом заставляющий уважать себя. Когда я познакомился с ним ближе, я понял, что он во всех отношениях достоин огромного уважения». Семен Алексеевич Лавочкин – главный конструктор завода им. Орджоникидзе с ноября 1940 г. Совместно с В.П. Горб у новым и М.И. Гудковым разработал конструкцию истребителя ЛаГГ-1 (более поздняя модификация – ЛаГГ-3).
Слайд 33
В своих воспоминаниях Герой Советского Союза Иван Алексеевич Вишняков так вспоминал о полетах на Ла-5: «Немецкая машина во многом уступала нашей: в скорости, скороподъемности, во времени, затрачиваемом на выполнение виража. Если, например, Мессершмитт-109Ф совершал вираж за 21 сек., то Ла-5 – за 18,5. Эти две с половиной секунды зачастую решали исход атаки и поединка в целом ». В отчете завода за 1940-1942 гг. и за 10 месяцев 1943 г. имеется текст письма с фронта летчика П. Гражданинова, адресованное работникам завода: «Дорогие товарищи! Только сейчас вернулся из очередной операции. Вместе с товарищами выполнял боевое задание. Скажу откровенно, как только ухожу в операцию, обязательно вспоминаю о вас. Большая благодарность вам от меня и моих товарищей. Хорошую продукцию даете вы фронту».
Слайд 34
Всего за годы войны (до июля 1945 г.) завод произвел 16456 истребителей, из них: 3360 ЛаГГ-3, 13098 Ла-5 и Ла-7, что составляет более 26 % общего выпуска истребителей по стране (62440), т.е. каждый четвертый истребитель в годы войны был построен на Горьковской авиационном заводе им. С. Орджоникидзе.
Слайд 35
Теплостанский район в годы Великой Отечественной войны по документам Центрального архива Нижегородской области Решение Горьковского облисполкома от 16 июня 1941 г. о мобилизационной работе в Теплостанском районе Горьковской области
Слайд 36
Из выступления председателя Горьковского обкома М.Т. Третьякована совещании передовиков сельского хозяйства и районного партийно-советского актива Теплостанского района 26 декабря 1941 г.