Слайд 2: Общая информация
Королевство Норве́гия, Норве́гия (букмол Kongeriket Norge, нюнорск Kongeriket Noreg ) — государство в Северной Европе, располагающееся в западной части Скандинавского полуострова и на огромном количестве прилегающих к Скандинавскому полуострову мелких островов, а также архипелаге Шпицберген ( Свальбард ), островах Ян- Майен и Медвежий в Северном Ледовитом океане. Заморской территорией Норвегии является остров Буве в южной части Атлантического океана.
Слайд 3: Государственные границы
Норвегия граничит с тремя государствами: со Швецией — на востоке, с Финляндией и с Россией — на северо-востоке. Страну омывают Баренцево море — на северо-востоке, Норвежское море — на западе и Северное море — на юго-западе.
Слайд 4: Общая информация
Форма правления — конституционная монархия, форма государственного устройства — унитарная. Король — Харальд V, премьер-министр — Эрна Солберг. Норвегия подразделяется на 19 фюльке (губерний), которые объединяются в 5 основных неофициальных регионов. Столица Норвегии и резиденция правительства — Осло. Норвегия входит в Скандинавский паспортный союз и связана с Шенгенской деятельностью ЕС. Начиная с 2009 года Норвегия возглавляет список стран по Индексу человеческого развития.
Слайд 6: Государственное устройство Норвегии
Норвегия — унитарное государство, основанное на принципах конституционной монархии и парламентской демократии. В стране действует конституция 1814 года с рядом позднейших поправок и дополнений. Король является главой государства и исполнительной власти. Королём Норвегии с 1991 года является Харальд V. Церковь не отделена от государства, что отражается и в обязанности короля и хотя бы половины Государственного совета исповедовать лютеранство, причем только последние имеют права обсуждать вопросы, касающиеся государственной церкви. Король является символом норвежской нации, свою реальную власть он передает Государственному Совету. И хотя по действующей версии Конституции он все ещё обладает довольно широкими полномочиями, они «имеют чисто церемониальный характер».
Слайд 7: Парламент и правительство
Высшая законодательная власть в стране принадлежит парламенту — Стортингу, состоящему из 169 депутатов. Помимо основного парламента существует и Саметинг — высший орган народности саамов, в который также проводятся выборы. Основными задачами Стортинга являются уже упомянутый контроль над работой правительства, принятие бюджета и издание законов. Для облегчения организации работы депутаты объединяются во фракции, членство в которых необязательно, что является одним из проявлений отсутствия императивного мандата.
Слайд 8: Парламент и правительство
Стортинг избирается раз в четыре года путём всеобщего демократического тайного голосования по пропорциональной избирательной системе. Парламент делится на две палаты — верхнюю и нижнюю, Лагтинг и Одельстинг, но на практике это разделение стало чистой формальностью, было отменено 20 февраля 2007 года, чтобы перестать действовать со следующего состава Стортинга после выборов 2009 года. Исполнительная власть в стране принадлежит Правительству. Глава Правительства — премьер-министр, которым становится лидер победившей на выборах в парламент партии. С 2013 года пост премьер-министра занимает Эрна Солберг.
Слайд 9: Судебная система
Высшая судебная инстанция — Верховный суд Норвегии основанный в 1815 году, состоит из двадцати судей, суды апелляционной инстанции — суды законоговорителей суды первой инстанции — суды тингов, до 2002 года — уездные суды и местные суды, суд по делам импичмента — государственный суд.
Слайд 10: Обзор экономики и финансовой системы
Слайд 11: Финансовая система Норвегии
Одними из составляющих финансовой системы Норвегии являются резервный фонд, пенсионный фонд, культурный фонд. В Норвегии Высшим органом финансового контроля является Счетная палата. Счетная палата Норвегии является контрольным органом Стортинга (парламента Норвегии). Счетная палата Норвегии отвечает за проверку финансовой отчетности центрального правительства и всех счетов, представляемых учреждениями центрального правительства и другими органами власти, обязанными отчитываться перед центральным правительством.
Слайд 12: Финансовая система Норвегии
Все граждане Норвегии, а также имеющие разрешение на работу в этой стране автоматически получают доступ к Норвежской национальной системе страхования, государственной системе страхования Финансирование национальной страховой системы осуществляется посредством взносов со стороны работающих по найму, индивидуальных предпринимателей, работодателей, а также за счет взносов государства. Граждане Норвегии и иностранные граждане, имеющие статус резидента, обязаны платить как национальные, так и местные налоги со всего дохода, полученного в стране и за ее пределами. Супружеские пары рассчитывают и уплачивают суммы налога отдельно друг от друга.
Слайд 13: Экономика
В 2013 году экономика Норвегии характеризовалась слабым ростом на 0,6 %, который почти в пять раз был ниже показателя 2012 года (2,9 %), но при этом не снизился ниже показателей кризисных 2008 – 2010 годов (0,1 %, -1,6 %, 0,5 %). В стоимостном выражении ВВП составил 3003,6 млрд. норв. крон (510,8 млрд. долларов США). ВВП материковой Норвегии в 2013 году вырос на 2,0 %, что пока еще выше минимальных показателей, отмеченных в кризисные 2008 – 2010 годы (1,5 %, -1,6 %, 1,7 %), но значительно ниже показателя предыдущего 2012 года (3,4 %). В текущих ценах этот показатель составил 2318,6 млрд. норв. крон (394,3 млрд. долларов США) – 77,2 % общего ВВП.
Слайд 14
Макроэкономические показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. ВВП в ценах 2005 г. (млн. долларов США) 313928,5 315429,5 319660 328918,3 330985,4 Экспорт нефти и природного газа (% ВВП) 18,7 17,3 16,1 15,8 14,5 Нефтегазовая деятельность и международные морские перевозки 20,7 19,7 18,9 18,6 17,8 Валовая добавленная стоимость отраслей материковой Норвегии 68,1 68,7 69,5 69,9 70,9 Доли нефтегазовой деятельности и отраслей экономики материковой Норвегии в ВВП Источник: Центральное статистическое бюро Норвегии, апрель 2014 г.
Слайд 15: Экономика
Таким образом, норвежская экономика в 2013 году сохраняла высокую зависимость от добычи сырьевых ресурсов, и сокращение активности в нефтегазовой отрасли привело к значительному снижению темпов экономического роста. Несмотря на предпринимаемые усилия по снижению зависимости от нефти и газа и отраслевой диверсификации, правительство продолжало уделять, тем не менее, большое внимание сырьевому сектору. Норвежская экономика сохраняет сильную зависимость от экспорта товаров и услуг, который по результатам 2013 года составил 124 млрд. долларов США (в ценах 2005 года), или 37 % ВВП страны (в 2012 году – 41 % ВВП). При этом 38 % экспортных доходов приходится на сырую нефть и газ, 33 % – традиционные товары, и 29 % – услуги. Основной внешнеторговый товарооборот Норвегии приходится на страны Евросоюза, куда направляется значительная доля норвежских углеводородов. Перспективное экспортное преимущество Норвегии в этом сегменте европейского рынка заключается в том, что региональные экспортеры нефти и газа (Великобритания и Нидерланды) имеют высокий уровень собственного потребления углеводородов, а Норвегия практически полностью сориентирована на их экспорт. За счет поступающего в Норвегию импорта удовлетворяется около 50 % норвежского спроса на продукты питания, при этом основными поставщиками являются Германия, Дания, Нидерланды и Швеция. Практически полностью за счет импорта покрываются потребности Норвегии в автотранспортных средствах и продукции станкостроения.