Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми — презентация
logo
Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми
  • Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста
  • Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми
  • В свете актуализации ФГОС ДО
  • Образовательное событие как форма организации деятельности детей дошкольного возраста
  • Особенности образовательного события
  • Структура образовательного события
  • Событие как СО-БЫТИЕ
  • Типы образовательных событий
  • Как запланировать образовательное событие
  • Как запланировать образовательное событие
  • Как запланировать образовательное событие
  • Как запланировать образовательное событие
  • Как запланировать образовательное событие
  • Как запланировать образовательное событие
  • Как запланировать образовательное событие
  • Как запланировать образовательное событие
  • Проектирование образовательного события
  • Примеры образовательных событий
1/18

Подготовила И.В.Карасева 2020г.

Изображение слайда

Слайд 2

Введение в действие ФГОС ДО поставило перед педагогами множество вопросов, связанных с пересмотром многих сторон жизни детского сада – от среды до образовательного процесса. И связано это не с тем, что современные дети развиваются не так, как дети предыдущих поколений, и им нужны совершенно особые уникальные условия. Напротив, ФГОС ДО призван закрепить за ребенком право не торопиться, обжиться в своем возрасте, освоить все его ресурсы теми способами, которые свойственны его возрасту. В течение некоторого времени в наших детских садах наблюдалась излишняя « школяризация », которая была заметна во всем – от расстановки столов-парт до организации образовательного процесса в виде занятия, больше похожего на школьный урок. Введение ФГОС ДО положило начало многим существенным изменениям.

Изображение слайда

Слайд 3: В свете актуализации ФГОС ДО

Педагоги могут перестроить ежедневную деятельность группы так, чтобы у детей появилось больше времени на самый естественный для них и в то же время развивающий вид деятельности - игру У педагогов есть возможность развивать регуляторные способности детей через предоставление им возможности высказываться, планировать свою деятельность в группе Новые возможности появились у самих детей. Основная из них – прожить дошкольное детство в соответствии со своими потребностями и возможностями, а так же заявить о себе: о том, что ребенок много знает и умеет Педагоги могут выстраивать образовательную деятельность с детьми с учетом зоны ближайшего развития, а так же с учетом пространства детской реализации

Изображение слайда

Одним из развивающих и в то же время естественных для дошкольников форматов организации жизни в группе может стать образовательное событие В контексте образовательной деятельности в детском саду образовательное событие – особая ситуация, которая организуется педагогом в образовательных целях Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели. Любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, ­ но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности

Изображение слайда

Образовательное событие – часть полноценного образовательного процесса, в него закладываются ситуации, при решении которых дети приобретают новые знания, умения, формируют представления Образовательное событие – развернутая история, подчиненная единой теме, интересной и доступной для дошкольников. Лучше всего, если в названии темы будет вопрос, на который ответят дети («Как я устроен», «Как помочь…»), либо то основное действие, на которое ориентируется вся событийная деятельность («Помогаем…») Образовательное событие подчиняется законам драматургии, в ней есть завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка. Однако, в отличии от театрализованной или сюжетной игры, ребенок получает возможность выстроить реальную картину мира, наделить ее смыслом. История, в которую погружается ребенок, становится наиболее органичной формой познания для этого возраста Образовательное событие – история, происходящая в течение длительного периода. У детей должно быть достаточно времени для вхождения в образовательное событие, обсуждения, планирования, подготовки, для неожиданных поворотов и выхода из них. Образовательное событие не завершается развязкой. Оно продолжает существовать в виде воспоминаний, рефлексии. Образовательное событие требует от воспитателя особого внимания к эмоциям детей. Основным критерием успешности образовательного события является не выполнение всех задуманных мероприятий, а эмоциональный настрой детей, их вовлеченность.

Изображение слайда

Слайд 6: Структура образовательного события

Эмоциональный взрыв – получение известий, принятие решения Ожидание самого события, подготовка к нему – в это время человек предпринимает конкретные действия. Грядущее событие подогревает интерес, держит в состоянии возбуждения, иногда меняет режим, образ жизни Наступление ожидаемого события – еще один эмоциональный взрыв Жизнь после события – жизнь, которую это событие, возможно, круто изменило. В физике и в некоторых разделах философии «событие трактуется как «то, что происходит в некоторый момент времени и рассматривается как изменение состояния мира. Однако событие может и не изменять нашу жизнь, в нем может быть пропущен первый этап, а сам процесс ожидания и подготовки может стать не менее значимым, чем само событие. Так, например, люди ждут Новый год, день рождения.отпуск. Эти события не являются неожиданностью, тем не менее по мере их приближения людей охватывает волнение, возбуждение: покупка подарков, украшений, новых саженцев; планирование – куда съездить, кого пригласить, как украсить дом, как разбить грядки и т.д.

Изображение слайда

Слайд 7: Событие как СО-БЫТИЕ

С позиции житейского восприятия, термин «бытие» предполагает не очень спешное, размеренное, но в то же время значимое, сущное течение жизни. Событие –наполняет термин особым объединяющим всех участников бытия смыслом. Со-бытие в детском саду – это не просто деятельность, подчиненная одной теме, в которую вовлечены и взрослые, и дети. Со-бытие – это небольшой отрезок жизни, наполненный какими-то особыми, специфическими для этого периода смыслов и атмосферой. Образовательное событие атмосферно. Оно не доминирует, не подчиняет себе всю деятельность детей. Результатом образовательного события не станут стройные ряды одинаковых поделок и рисунков на стенах. О том, что занимает, увлекает детей группы, расскажет сама атмосфера. О том, что происходит образовательное событие в которое дети действительно включены, расскажут скорее всего те продукты детской деятельности, которые присутствуют в группе либо в единичном экземпляре, либо в небольшом количестве.( корабль изготовленный детьми из бумаги, цилиндры, отражающие подзорные трубы, книги, подобранные по морской тематике) При грамотном руководстве педагога, тема захватывает детей, проникая в разные виды деятельности. В игре возникают ситуации, требующие определенных умений: разработать правила, выяснить обязанности членов команды, нарисовать карту с маршрутом похода. Таким образом, дети и взрослые сосуществуют в едином деятельностном пространстве – в со-бытии.

Изображение слайда

Слайд 8: Типы образовательных событий

Реальный ( подготовка к спектаклю, изготовление атрибутов, декораций, приглашений) Игровой ( «Помогаем Бельчонку», «спасаем зверей», «путешествуем на Северный полюс») По типу сюжета Образовательные события в детском саду могут отличаться друг от друга По наличию привязки к календарному времени Привязанные к определенному времени – календарные, события-традиции Не зависящие от времени года ( поиски клада, путешествия) События спровоцированные воспитателем События запланированные воспитателем По способу организации События спонтанно возникшие по инициативе детей

Изображение слайда

Слайд 9: Как запланировать образовательное событие

При переходе на событийную форму организации жизни группы встает вопрос о планировании. Особенность планирования заключается в том, что в его основе лежит не перечень планируемым мероприятий, а вопросы, возникшие в результате анализа ситуации в группе, которые педагог задает себе сам. Проработка таких вопросов уже половина плана: Вопрос 1. Как будет называться образовательное событие? Название может быть кратким («Весна», «Богатыри», «Семья») Иметь форму вопроса ( «Какими бывают дома?», «Куда деваются опавшие листья?») Обозначать действие ( «Путешествие в Африку», «Помогаем белочке подготовиться к зиме») Название должно нести в себе понятийный детям смысл и быть легко воспроизводимым детьми

Изображение слайда

Слайд 10: Как запланировать образовательное событие

Вопрос 2. Актуально ли это для детей? Актуальность может определяться самими детьми ( Ребенок принес в группу набор фигурок динозавров, чем привлек внимание большей части группы. В данном случае актуальной является сама тема. Задача педагога – на имеющемся детском интересе выстроить образовательное событие таким образом, чтобы внутри него разрешались важные программные задачи Актуальность может определяться самим педагогом, когда он видит дефициты в развитии детей группы и вокруг этих дефицитов выстраивает образовательное событие ( К примеру, в результате анализа педагог решил, что в дефиците у группы сравнение множеств, работа в командах и объяснительная речь. В этом случае педагог продумывает такую тему, в которой для разрешения проблемы непременным условием будут соответствующие умения и компетенции)

Изображение слайда

Слайд 11: Как запланировать образовательное событие

Вопрос 3. Как образовательное событие будет организовывать жизнь в группе Время. В любом образовательном событии есть момент, которого дети будут ждать (кульминация события): отправление корабля в плавание, концерт, приход гостей и т.д. В развитии чувства времени помогает календарь. С помощью календаря дети могут оценивать длительность ожидания, отсчитывать оставшиеся дни, планировать свою деятельность Изменения в среде. Во время образовательного события в группе в результате деятельности детей появляются изменения (разнообразные атрибуты, специально организованное место и т.д.) Я – открытие себя. Для детей важно осознать свой собственный рост, свои изменения: не мог-теперь могу, не нал – теперь знаю, не умел - научился. Достижения детей могут быть представлены в виде фотографий

Изображение слайда

Слайд 12: Как запланировать образовательное событие

Вопрос 4. Есть ли в образовательном событии место проблеме? Вопрос этот крайне важен, так как отсутствие проблемной задачи обесценивает все событие. Недостаточно если проблема возникнет только у героя. С проблемой должны столкнуться сами дети. В образовательном событии может быть одна общая проблема, которую дети постепенно разрешают. Поэтому по ходу проживания события могут возникать и дополнительные, менее масштабные проблемы.

Изображение слайда

Слайд 13: Как запланировать образовательное событие

Вопрос 5. Какие знания будут осваиваться в ходе образовательного события? Какую бы игровую форму не принимало образовательное событие, в нем обязательно должны решаться и образовательные так называемые предметные, задачи, свои для каждого возраста. Через какие виды деятельности в планируемом образовательном событии могут решаться задачи по формированию элементарных математических представлений, конструированию, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром решает педагог.

Изображение слайда

Слайд 14: Как запланировать образовательное событие

Вопрос 6. Какие коммуникативные навыки будут развиты? Какого рода коммуникативный навык в данный момент находится в наибольшем дефиците у группы? Каким образом в рамках образовательного события будет выстроена работа по развитию коммуникативных навыков с учетом возраста детей. Например, возникнут ли в течение образовательного события ситуации, при которых возможны обращения детей ко всей группе, работа в малой группе, в парах? Какие это будут ситуации ( обсуждения в кругу, проектно-исследовательская деятельность, представление и защита своей идеи и т.д.)

Изображение слайда

Слайд 15: Как запланировать образовательное событие

Вопрос 7. Как будет развиваться драматургия события? Этот вопрос включает в себя несколько пунктов: с чего начнется образовательное событие, какой будет завязка; к акие виды детской деятельности предполагаются внутри образовательного события; с колько времени предполагается отвести под образовательное событие к аким образом дети будут участвовать в планировании образовательного события ч то станет кульминацией образовательного события ( праздник, квест, спектакль, приглашение гостя и т.д.) к аким образом в кульминационной части дети смогут проявить все, что узнали и чему научились в течение образовательного события

Изображение слайда

Слайд 16: Как запланировать образовательное событие

Вопрос 8. Как будет организована рефлексия? : Отвечая на этот вопрос, педагог должен понять, отчет какого вида наиболее подойдет к прошедшему образовательному событию ( фотоплакат, выставка рисунков, самодельная книга). Есть ли в отчете место субъективности ребенка ( «чему я научился») Нумерация ключевых вопросов условна. Конструирование образовательного события может отталкиваться как от темы, так и от дефициты задачи, которой хотелось бы уделить больше внимания. При планировании важно понимать, что образовательное событие может закончиться на любом этапе. Оно продолжается, пока у детей есть интерес. Педагогу важно уметь не только найти интересную тему и разработать ее, но и вовремя остановиться, если образовательное событие окончательно теряет свою привлекательность для детей, несмотря на все усилия и задумки

Изображение слайда

Слайд 17: Проектирование образовательного события

Образовательное событие очень сложно представить в виде традиционного конспекта или подробно расписанного плана. Удобнее описывать его в виде сценария. Что появляется раньше: тема или цель? По разному. Иногда сначала рождается интересная тема, и далее педагог ищет те возможности, которые она в себе таит. Иногда сначала педагог определяет детские дефициты, и уже пот ом рождается тема, посредством которой можно удачно их разрешить В любом случае насыщение темы содержанием должно происходить после того, как педагог зафиксирует цели и обозначит результаты, к которым будет стремиться в течение всего образовательного события

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми: Примеры образовательных событий

Образовательное событие «Мастерим кормушку» https://yandex.ru/video/preview/?filmId=14173339204406964815&reqid=1600706089770522-410305792036950950900102-vla1-1889&text=%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5+%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%B8%D0%B5+%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%B5%D0%BC+% D0%BC%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%8C%D0%B8%D1%88%D0%BA%D0%B5 Образовательное событие «Поможем животным» https://yandex.ru/video/preview/?filmId=9158720568195787360&text=%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5+%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%B8%D0%B5+%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%B5%D0%BC+%D0%BC%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%8C%D0%B8%D1%88%D0%BA%D0%B5

Изображение слайда

Похожие презентации