Первый слайд презентации: Обучающее сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
Урок литературы, 5 класс
План. 1.Жилин и Костылин – два русских офицера. 2.На опасной дороге. 3.Жизнь в плену: а) история с выкупом; б) занятия пленников; в) отношение татар. 4.Неудавшийся побег. 5.Спасение.
Слайд 3: 1.Жилин и Костылин – два русских офицера
1. Где они служат? 2.Как оказались на опасной дороге? 3.Какова внешность героев?( стр.233, 234) - служат на Кавказе; -ехали с обозом в отпуск. - «Жилин хоть и невелик ростом, а удал был.» - «А Костылин мужчина грузный, толстый».
Слайд 4: Пишем сочинение
В рассказе _______________(название, автор) противопоставляет двух героев – ______ (имена, их чин), которые___________________________. ( место службы, куда отправились с обозом?).На этом их сходство заканчивается. В трудной ситуации офицеры ведут себя по –разному. И выглядят они по-разному:_________ (как? Стр.233, 234)
Слайд 5: 2.На опасной дороге
1.Как ведет себя Костылин, поняв,что ему грозит смертельная опасность? 2.Что решает делать Жилин, встретившись с врагом? ( стр.234) - Костылин испугался, оставил товарища в беде одного без оружия, стремглав бросился к обозу, спасая свою жизнь. -Жилин ведет себя смело. Он решает бороться до конца: «Не дамся же живой…»
Слайд 6: Пишем сочинение
Оказавшись далеко впереди обоза, герои неожиданно встречаются с татарами. Костылин, услышав крик товарища, ___________(как ведет себя?).Жилин ведет себя____________ (как?).Он решает_____________ (что?стр.234).
Слайд 7: 3.Жизнь в плену: а) история с выкупом;
1.Почему Жилин отказался заплатить большой выкуп? 2.Почему он неправильно написал адрес? 3.Как он вел себя в разговоре с татарами? 4.Как татары оценили поведение Жилина? 5. О чем Жилин думает во время торга? 5.Какое решение принимает Костылин насчет выкупа? Жилин не хотел волновать и обременять свою мать.В разговоре с татарами ведет себя бесстрашно и решительно.И это вызывает симпатию у татар.Он соглашается на 500 рублей и пишет неправильный адрес, а сам думает: «Я уйду». Костылин сразу же соглашается на все условия: пишет письмо домой и пассивно ждет денег.
Слайд 8: Пишем сочинение
Но в силу разных обстоятельств оба героя попадают в плен. По-разному они ведут себя и в плену. Когда зашла речь о выкупе, Жилин,разговаривая с татарами, ведет себя______ (как?).И это вызывает симпатию у татар. Он _______(что делает?), потому что _______, а сам думает: ______(что?). Костылин сразу же _________(что делает?).
Слайд 9: 3.Жизнь в плену: б) занятия пленников;
1. Что делает в плену Костылин ?( стр. 241) 2.А Жилин не унывает. Докажите(стр.241) 3.О чем все время думает Жилин? Что делает для осуществления задуманного? Костылин бездействует: целыми днями сидит, считает дни или спит. Жилин не унывает и не подчиняется судьбе: он рукодельничает( лепит кукол из глины, ремонтирует часы, ружья и даже «лечит»). Но главная его цель- это сбежать из плена.Он делает подкоп под сараем, подружился с Диной, приручает собаку, « высматривает и выпытывает, как ему сбежать».
Слайд 10: Пишем сочинение
В плену Костылин бездействует: _________(что делает? Стр. 241).А Жилин не унывает и не подчиняется судьбе:он _________(что делает?стр. 241).Но главная его цель - это _____(какая?).Для этого он ______(что делает?).
Слайд 11: 3.Жизнь в плену: в) отношение татар
1.Как татары называли Костылина ? ( стр.240) 2.Как относились татары к Жилину? Почему?( стр.245) - У татар тоже было разное мнение о пленниках: Костылина называли « смирным», а Жилина уважали за смелость, за умение все делать и называли « джигитом».
Слайд 12: Пишем сочинение
У татар тоже было разное мнение о пленниках: Костылина называли _____, а Жилина уважали за _____(что?) и называли _____(как).
Слайд 13: 4.Неудавшийся побег
1.Как ведут себя Жилин и Костылин во время первого побега? 2.Почему Жилин не бросил Костылина ? 3.Кто виноват в том, что побег не удался? - Жилин стремится уйти любой ценой. Он преодолевает трудный путь с терпением и выносливостью. - Костылин же все время «кряхтит да охает», а потом совсем отказывается идти. -Но Жилин не может оставить товарища в беде и, взвалив Костылина на себя, тащит его из последних сил. -Именно из-за слабости и малодушия Костылина и не удался побег.
Слайд 14: Пишем сочинение
Из плена Жилин стремится уйти любой ценой. Он преодолевает трудный путь, проявляя_____ (какие качества?) Костылин же все время _____(что делает?).Но Жилин не может оставить товарища в беде и, взвалив Костылина на себя, тащит его из последних сил. Именно из-за _____(кого?) и не удался побег.
Слайд 15: 5.Спасение
1. Как Жилину удается бежать из плена? 2.Чем рисковал Жилин, отправляясь во второй побег? 3.Как освободился из плена Костылин ? -А Костылина выкупают за 5000 рублей и еле живого привозят в крепость. -И все же Жилин выбирается из плена благодаря помощи татарской девочки Дины, которая видела в нём настоящего доброго человека, а не врага.
Слайд 16: Пишем сочинение
И все же Жилин выбирается из плена благодаря _______(кому?), которая видела в нём настоящего доброго человека, а не врага. А Костылина выкупают за 5000 рублей и еле живого привозят в крепость. Так, оказавшись в одинаковых обстоятельствах, люди ведут себя по-разному: один проявляет______ (какие качества?), а другой__________ (какие качества?).
Последний слайд презентации: Обучающее сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
В рассказе «Кавказский пленник» Л. Н. Толстой противопоставляет двух героев – ______ (имена, их чин, место службы, куда отправились с обозом?).На этом их сходство заканчивается. В трудной ситуации офицеры ведут себя по –разному. И выглядят они по-разному:_____ (как? Стр.233, 234) Оказавшись далеко впереди обоза, герои неожиданно встречаются с татарами. Костылин, услышав крик товарища, _______(как ведет себя?).Жилин ведет себя______ (как?).Он решает_____ (что?). Но в силу разных обстоятельств оба героя попадают в плен. По-разному ведут себя они и в плену. Когда зашла речь о выкупе, Жилин не захотел волновать и обременять свою мать.В разговоре с татарами ведет себя______ (как?).И это вызывает симпатию у татар. Он _______(что делает?), а сам думает: ______(что?). Костылин сразу же _________(что делает?). В плену Костылин бездействует: _________(что делает).А Жилин не унывает и не подчиняется судьбе:он _________(что делает?).Но главная его цель- это _____(какая?).Для этого он ______(что делает?). У татар тоже было разное мнение о пленниках: Костылина называли _____, а Жилина уважали за _____(что?) и называли _____(как). Из плена Жилин стремится уйти любой ценой. Он преодолевает трудный путь, проявляя_____ (какие качества?) Костылин же все время _____(что делает?).Но Жилин не может оставить товарища в беде и, взвалив Костылина на себя, тащит его из последних сил. Именно из-за _____(кого?) и не удался побег. И все же Жилин выбирается из плена благодаря _______(кому?), которая видела в нём настоящего доброго человека, а не врага. А Костылина выкупают за 5000 рублей и еле живого привозят в крепость. Так, в одинаковых обстоятельствах люди ведут себя по-разному: один проявляет______ (какие качества?), а другой__________ (какие качества?).