Сравнительный анализ героев рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» - — презентация
logo
Сравнительный анализ героев рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» -
  • Сравнительный анализ героев рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» -
  • Сравнительный анализ героев рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» -
  • Сравнительный анализ героев рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» -
  • Задание:
  • Сравнительный анализ героев рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» -
  • Сравнительный анализ героев рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» -
  • Сравнительный анализ героев рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» -
  • Сравнительный анализ героев рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» -
  • Сравнительный анализ героев рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» -
  • Сравнительный анализ героев рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» -
  • Сравнительный анализ героев рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» -
  • Сравнительный анализ героев рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» -
  • Сравнительный анализ героев рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» -
  • Алгоритм сравнительной характеристики
  • Составляем таблицу:
  • Сравнительный анализ героев рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» -
  • Сравнительный анализ героев рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» -
  • Сравнительный анализ героев рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» -
  • Составляем таблицу:
  • Делаем вывод
  • Делаем вывод
  • В чем смысл названия рассказа?
  • Сравнительный анализ героев рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» -
  • План
  • Домашнее задание:
1/25

Первый слайд презентации

«Сравнительный анализ героев рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» - Жилина и Костылина »

Изображение слайда

Слайд 2

Цели урока: Обучающая: формировать умения и навыки составления сравнительной характеристики персонажей, использовать как приём выражения авторской позиции при анализе художественного текста; познакомить учащихся с новым литературоведческим понятием – антитезой; подвести учащихся к решению проблемного вопроса, кто из героев может называться кавказским пленником, подготовить к написанию сочинения.

Изображение слайда

Слайд 3

Л.Н.Толстой определил жанр произведения - «быль». Почему? (Быль - то, что было в действительности, происходило на самом деле; рассказ о каком – либо происшествии)

Изображение слайда

Слайд 4: Задание:

Определите значение термина «Цепь событий, происходящих в произведении» (Сюжет ) Задание: воспроизведите сюжет рассказа при помощи рисунков. Определите значение термина: изображение одного события, имеющего начало и конец. (Эпизод ) Задание: опишите эпизоды по иллюстрациям.

Изображение слайда

Слайд 5

Изображение слайда

Слайд 6

Изображение слайда

Слайд 7

Изображение слайда

Слайд 8

Изображение слайда

Слайд 9

Изображение слайда

Слайд 10

Изображение слайда

Слайд 11

Изображение слайда

Слайд 12

Изображение слайда

Слайд 13

Изображение слайда

1. Портрет. 2. Речь. Монолог. 3. Поведение героев. 4. Отношение к окружающим. 5. Взаимоотношения героев. 6. Отношение к природе. 7. Отношение автора к герою. 8.Авторская позиция

Изображение слайда

Слайд 15: Составляем таблицу:

Жилин Костылин Делаем вывод Даём характеристику Жилину и Костылину

Изображение слайда

Слайд 16

Жилин Костылин 1. Портрет. Невелик ростом, а удал был. «…грузный, толстый, красный» 2. Говорящая фамилия От слова жила (кровеносные сосуды, сухожилия). Жилистый человек, сухощавый, крепкий, выносливый. От слова костыль (палка, служащая опорой при ходьбе хромым или людям с больными ногами), слабый. 3. В пути. Предлагает подняться на гору, посмотреть, нет ли татар. Умный, наблюдательный, осторожный. Легкомысленный, беспечный, эгоистичный, трусливый. 4. Пленение. Отважный, храбрый, мужественный, ведет себя как настоящий офицер. Способен на предательство.

Изображение слайда

Слайд 17

Жилин Костылин 5. Выкуп. Отказывается платить выкуп, торгуется, пишет письмо с неверным адресом, надеется сбежать. Смелый. Не торгуется, соглашается на выкуп в 5 тысяч рублей. Не борется, пассивен, надеется на родственников, подчиняется обстоятельствам. 6. Жизнь в плену. Рукодельничает, лепит кукол из глины, чинит ружья, часы, лечит людей. Присматривает дорогу. Учит татарский язык. Подружился с Диной. Делает подкоп. Прикармливает собаку. Запасает провизию. Спит, скучает, ждет денег, считает дни, когда письмо придет.

Изображение слайда

Слайд 18

Жилин Костылин 7. Первый побег из плена. Босиком попрыгивает с камушка на камушек да на звезды поглядывает. Несет Костылина на себе. «Не годится товарища бросать». Отстает, охает, просит идти тише. Кричит громко от боли. 8. Второй побег из плена. Почему Костылин отказался бежать? Надеется на выкуп. Подчинился обстоятельствам.

Изображение слайда

Слайд 19: Составляем таблицу:

Жилин Костылин Делаем вывод Деятельный человек. В трудной ситуации не теряет силы духа. Все старания прилагает к тому, чтобы выбраться из аула, совершить побег. Все его поступки и дела подчинены одной цели - освобождению. Пассивен, ленив, бездеятелен, скучал, ждал, когда пришлют деньги; не умеет приспособиться к ситуации.

Изображение слайда

Слайд 20: Делаем вывод

Посмотрите, как ярко, сильно может проявиться характер одного человека и совсем не проявиться характер другого в одинаковых обстоятельствах.

Изображение слайда

Слайд 21: Делаем вывод

Одного выручает терпение, выносливость, хитрость, смелость, желание быть свободным, вера в свою правоту; другой не проявляет каких-либо усилий, действий к тому, чтобы ценой собственных усилий освободиться из плена, хотя ему тоже хочется вернуться на Родину.

Изображение слайда

Уже в названии заложено противопоставление двух героев Жилина и Костылина. В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа. Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости, инертности и своего эгоизма.

Изображение слайда

Слайд 23

Приём, лежащий в основе сравнительной характеристики, называется антитезой Антитеза (от греч. А ntithesis – противоречие, противоположение) – противопоставление.

Изображение слайда

Слайд 24: План

1. Над какими вопросами заставляет нас задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»? 2. Сравнительная характеристика Жилина и Костылина. А) как ведут себя герои в ситуации смертельной опасности? (встреча с татарами, когда героев берут в плен); Б)поведение героев во время требования выкупа; В) как ведут себя герои в плену? Г) отношение к окружающим; Д) взаимоотношения героев; Е)во время побега. 3. Жизнь человека зависит от его характера, от поступков, которые он совершает, от того выбора, который он делает сам.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Сравнительный анализ героев рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» -: Домашнее задание:

Написать развёрнутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера: «Жилин и Костылин – два русских офицера, но похожи ли они ?» (5-10 предложений) В рабочей тетради запишите: Девятнадцатое декабря Развёрнутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера: «Жилин и Костылин – два русских офицера, но похожи ли они?»

Изображение слайда

Похожие презентации