Первый слайд презентации: Огнепоклонничество (Зороастризм)
Выполнила студентка 2 курса 1 группы факультета «Клиническая психология» Хусаева П.
Слайд 2
Зороастри́зм, также маздаи́зм — берет начало в откровении пророка Спитамы Заратуштры, полученном им от Бога —Ахура Мазды.
Слайд 3: Ахура-Мазда
Ахурамазда (пехл. Ормазд) — творец духовного и физического миров, всеблагой единый бог, основные эпитеты которого «Светлый» и «Славный» (точнее «Полный хварна», сияющей царской славы). Бог светлой силы у персов.
Слайд 4: Заратуштра
Заратуштра — согласно учению зороастрийцев, единственный пророк Ахура Мазды, принесший людям благую веру и заложивший основы нравственного развития. В источниках описывается как идеальный священник, воин и скотовод, образцовый глава и покровитель людей всего мира.
Слайд 5: Огонь и свет
Согласно учению зороастризма, свет является зримым образом Бога в физическом мире. Поэтому желая обратиться к Богу, зороастрийцы обращаются лицом к свету — источник света представляет для них направление молитвы. Особое уважение они придают огню, как наиболее важному и доступному для человека с давних времён источнику света и тепла.
Березасаванг (Высокоспасительный) — горящий перед Ахура Маздой в раю. Вохуфриян (Благодружественный) — горящий в телах людей и животных. Урвазишт (Приятственнейший) — горящий в растениях. Вазишт (Действеннейший) — огонь молнии. Спаништ (Святейший) — обычный земной огонь, в том числе и огонь Варахрам (Победоносный), тот, что горит в храмах.
Слайд 7: История Время Заратуштры
Время жизни пророка Заратуштры является предметом споров среди ученых. Согласно книге Арда-Вираз, от Заратуштры до Александра Македонского было 300 лет. Если следовать хронологии Бундахишна и отталкиваться от даты вступления на престол Дария I (522 г. до н. э.), то получится 754 г. до н. э. Современные зороастрийцы приняли летоисчисление «Зороастрийской религиозной эры», основанное на расчётах иранского астронома З. Бехруза, согласно которому «обретение веры» Заратуштрой состоялось в 1738 г. до н. э.
Слайд 8
Наиболее распространённым в настоящее время подходом стало обращение внимания на архаичность языка гимнов Заратуштры, сходного с языком Ригведы (2-я пол. II тыс. до н. э.), и общих деталей жизнеописания пророка и соответственное отнесение его времени приблизительно к 1000 г. до н. э.
Слайд 9: Локализация проповеди Заратуштры
После получения откровения проповедь Заратуштры долго оставалась безуспешной, в разных странах его изгоняли и унижали. За 10 лет ему удалось обратить только своего двоюродного брата Маидьомангху. Затем Заратуштра явился ко двору легендарного Кеянида Кави Виштаспы (Гоштасба), после некоторых колебаний он принял веру в Ахура Мазду и начал способствовать её распространению не только в своём царстве, но и направлять проповедников в сопредельные страны.
Слайд 10: Аша и Друдж
В основе этического учения зороастризма противопоставление двух понятий: Аша и Друдж. Аша (aša- из *arta) — это закон вселенской гармонии, истина, правда, добро (отец Аши — Ахура Мазда). Друдж — это антитеза Аши, буквально: ложь, разрушение, деградация, насилие, грабёж. Все люди делятся на две категории: ашаваны (приверженцы Аши, праведные, те, кто стремится нести миру добро) и друджванты (лживые, несущие миру зло). Благодаря поддержке Ахура Мазды, праведные должны побеждать Друдж и мешать её приверженцам губить мир.
Слайд 11
Проповедь пророка носила ярко выраженный этический характер, осуждала несправедливое насилие, восхваляла мир между людьми, честность и созидательный труд, а также утверждала веру в Единого Бога (Ахуры). Критике подвергались современные пророку ценности и практика кавиев — традиционных вождей арийских племён, совмещавших жреческие и политические функции и карапанов — арийских колдунов, а именно насилие, грабительские набеги, кровавые ритуалы и безнравственная религия, поощряющая всё это.
Слайд 12: Исповедание веры
Ясна 12 представляет собой зороастрийский «символ веры». Основное её положение: «Ахура Мазде я причисляю все блага». Иначе говоря, последователь Заратуштры признаёт единственным источником блага Ахура Мазду. Согласно «Исповеданию», зороастриец именует себя: Маздаясна (почитателем Мазды) Заратуштри (последователем Заратуштры) Видаэва (противником дэвов — безнравственных арийских божков) Ахуро-ткаэша (приверженцем религии Ахуры)
Слайд 13: Храм
Главная святыня зороастризма находится на территории современного Ирана - это храм Чак-Чак в горном массиве в 70 км от города Йезд. Значение этого святилища для огнепоклонников сравнимо со значением Мекки для мусульман.
Слайд 14: Внутри храма
Два изображенных на воротах древнеперсидских воина, вооруженных копьями, охраняют вход.
Слайд 16: Башни молчания
В них зороастрийцы раньше оставляли тела своих умерших (в соответствии с их верованиями трупы не должны были соприкасаться ни с одной из стихий, поэтому их оставляли птицам и бродячим животным). Во второй половине века власти договорились, что они будут хоронить их в бетонированные склепы.
Слайд 18: Авеста – священная книга
Главной частью Авесты традиционно считаются Гаты — гимны Заратуштры, посвящённые Ахура Мазде, в которых излагаются основы его вероучения, его философский и социальный посыл, описывается награда праведникам и поражение злобных. Некоторые реформистские течения в зороастризме объявляют только Гаты священным текстом, а остальную Авесту имеющей историческое значение. Однако наиболее ортодоксальные зороастрийцы считают всю Авесту словом Заратуштры. Поскольку значительную часть внегатической Авесты составляют молитвы.
Слайд 19: Символы зороастризма
Сосуд с огнем Реверс монеты Ормизда II, изображение алтаря огня и двух священников зелёный — символ процветания, белый — символ праведности, красный — символ доблести
Слайд 20: Фаравахар
Это человек-птица с длинными распростертыми крыльями, которые имеют три ряда перьев. Первый символизирует добрый помысел, второй - доброе слово и третий - доброе дело. Это главный постулат зороастризма. Считается, что следуя ему, человек может воспарить подобно птице.