Первый слайд презентации: Основы психолингвистической теории
Модуль 1 Методологические и теоретические вопросы психолингвистики
Слайд 2: Информационные источники:
Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики: учебник / А. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 2007. Глухов, В. П. Основы психолингвистики: учеб. пособие / В. П. Глухов. – М. : АСТ: Астрель, 2008. http :// www.csa.ru/DistanceLearning.html – Материалы по дистанционному обучению психолингвистике
Слайд 3: План
1. Развитие психолингвистики 2. Основные постулаты отечественной психолингвистической теории 3. Методы психолингвистики План
Слайд 5: Развитие психолингвистики
1946 г. Н. Пронко / статья «Язык и психолингвистика» 1953 г. Межуниверситетский семинар, организованный Комитетом по лингвистике и психологии Исследовательского Совета по социальным наукам в Университете Индиана ( Блумингтон, США) Организаторы – психологи Чарлз Осгуд и Джон Кэролл и литературовед, семиотик Томас Сибеок Участники – Дж. Гринберг, Ф. Лаунсбери, Э. Леннеберг, Э. Уленбек, Дж. Лотц, В. Леопольд, Л. Ньюмарк, С. Сапорта, Дж. Касагранде (лингвисты) и Дж. Дженкинс, Г. Фэрбенкс, С. Эрвин, Д. Уокер, К. Вильсон (психологи)
Слайд 6: Развитие психолингвистики
1954 г. Результаты межуниверситетского семинара Издание книги – «Психолингвистика – 54», в которой суммировались основные теоретические положения, принятые в ходе дискуссий всеми участниками, и основные направления экспериментальных исследований, базирующиеся на этих положениях Импульс развития – активизация психолингвистических исследований во всем мире
Слайд 7: Развитие психолингвистики
А. А. Леонтьев и Л. В. Сахарный: Становление психолингвистики Первое поколение : ассоцианистское направление в психолингвистике пятидесятых годов Второе поколение : трансформационистское направление в шестидесятых годах Третье поколение : Западная «новая» психолингвистика Отечественная теория речевой деятельности
Слайд 8: Развитие психолингвистики
Предпосылки :« Три подхода к языковому поведению» Развитие психолингвистики Первое поколение : ассоцианистское направление в психолингвистике пятидесятых годов Общая теория связи / теория информации Традиции психологии бихевиоризма Традиции дескриптивной лингвистики
Слайд 9: Развитие психолингвистики
Общая теория связи / теория информации Имеется некий отправитель. У отправителя есть некоторое сообщение-1. Отправитель, чтобы передать это сообщение, использует передатчик, который преобразует (кодирует) сообщение в сигнал и передает его по каналу связи. Причем это преобразование в сигнал происходит с использованием определенного кода. Пройдя по каналу связи, сигнал поступает в приемник, около которого находится получатель. Получатель с помощью того же самого кода преобразует (декодирует) сигнал в сообщение-2. Наконец, в канале связи могут возникнуть помехи (шум), искажающие сообщение.
Слайд 10: Развитие психолингвистики
Традиции психологии бихевиоризма Принципиальная схема речевого поведения человека На уровне рецепции речевые стимулы перекодируются в нервные импульсы. Затем эти импульсы образуют наиболее вероятное (на основании прошлых восприятии) перцептуальное единство, своего рода " гештальт " (на уровне интеграции). На уровне репрезентации этот гештальт ассоциируется с неречевыми стимулами и обретает что-то вроде значения. Затем процесс обращается "наружу", и на уровне самостимуляции на основе информации, поступившей с уровня интеграции и с уровня репрезентации, делается выбор между "альтернативными моторными целыми", и наконец эти интегрированные моторные схемы проходят моторное кодирование и превращаются в собственно факты поведения
Слайд 11: Развитие психолингвистики
Первое поколение : ассоцианистское направление в психолингвистике пятидесятых годов Психологическая ориентация Реактивизм Атомизм Индивидуализм Чарлз Осгуд Особенности
Слайд 12: Развитие психолингвистики
Ориентация – чисто психологическая, базирующаяся на определенной трактовке процессов поведения Теория речевого приспособления к среде Теория речи как орудия установления равновесия – внутреннего равновесия человека или равновесия в системе «человек – среда» Реактивный характер – « Вписываемость » в схему «стимул – реакция», характерную для бихевиоризма и необихевиоризма Психологическая ориентация и реактивизм
Слайд 13: Развитие психолингвистики
Ориентирована на анализ отдельных слов, грамматических связей или грамматических форм Трактовка усвоения языка: овладение отдельными языковыми элементами Это теория речевого поведения индивида, «исключенного» не только из общества, но и из реального процесса общения, сведённого к простейшей схеме передачи информации от говорящего к слушающему Атомизм Индивидуализм
Слайд 14: Развитие психолингвистики
Второе поколение : трансформационистское направление в шестидесятых годах Лингвистическая ориентация Алгоритмичность Изоляционизм / индивидуализм Преодоление атомизма Ноэм Хомский Джордж Миллер Особенности
Слайд 15: Развитие психолингвистики
Ориентация – на постулаты трансформационной ( порождающей) грамматики. Грамматика «нейтральна» по отношению к процессам собственно психологическим, ориентирована на создание модели языка В этой грамматике существуют особого рода правила или операции (трансформационные), прилагаемые к синтаксической конструкции предложения как единому целому – жесткие алгоритмические правила трансформационного преобразования высказывания Лингвистическая ориентация и алгоритмичность
Слайд 16: Развитие психолингвистики
Доминирование идеи универсальных врожденных правил оперирования языком, сформулированной на основе тех бесспорных фактов, что, с одной стороны, эти правила не содержатся в эксплицитной форме в языковом материале, а с другой, что любой ребенок может одинаково свободно овладеть (как родным) языком любой структуры. Процесс овладения языком сводится к взаимодействию этих врожденных правил или умений и усваиваемого языкового материала или, если угодно, к актуализации этих врожденных правил ( вне социума ) Ориентирована не на анализ отдельных слов, а на анализ предложения, ибо трансформационное преобразование – это преобразование сразу всего предложения целиком Трактовка усвоения языка : усвоение системы правил формирования осмысленного высказывания Изоляционизм / индивидуализм Преодоление атомизма
Слайд 17: Развитие психолингвистики
Джеймс Верч Жак Мелер Жорж Нуазе Даниэль Дюбуа Рагнар Руммет-фейт Развитие психолингвистики Третье поколение : западная «новая» психолингвистика Ориентация на когнитивную психологию и социопсихологию Преодоление реактивизма Преодоление изоляционизма Особенности
Слайд 18: Развитие психолингвистики
Когнитивная психология – научная школа, изучающая когнитивные, то есть познавательные процессы личности. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. Доминирует концепция, представляющая психику в виде устройства с фиксированной способностью к преобразованию сигналов. Главная роль в этой концепции отводится внутренним когнитивным схемам и активности организма в процессе познания. Когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом её пропускной способности Ориентация на когнитивную психологию и социопсихологию, преодоление реактивизма и изоляционизма
Слайд 19: Развитие психолингвистики
Социальная психология изучает поведение человека, обусловленное его нахождением в социуме Определяется как: раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп; наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психических явлений, которые представляют собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей
Слайд 20: Развитие психолингвистики
Результат: Автономия от лингвистических и психологических моделей, т. е. преодоление изоморфизма языковых и психологических структур Установление природы психолингвистических операций, как имеющих когнитивный и коммуникативный характер Определение одновременности переработки информации лингвистического и психологического характера Ориентация на широкий контекст мышления, общения, памяти и т. д.
Постулат первый Единицей психолингвистического анализа является не «элемент» в (согласно Л. С. Выготскому), т. е. не статический коррелят той или иной языковой единицы в психике носителя языка, а элементарное речевое действие и речевая операция (в предельном случае – акт речевой деятельности)
Постулат первый Концепция Л. С. Выготского: «Первый способ психологического анализа можно было бы назвать разложением сложных психологических целых на элементы... Существенным признаком такого анализа является то, что в результате его получаются продукты, чужеродные по отношению к анализируемому целому, – элементы, которые не содержат в себе свойств, присущих целому как таковому, и обладают целым рядом новых свойств, которых это целое никогда не могло обнаружить... Под единицей мы подразумеваем такие продукты анализа, которые, в отличие от элементов, обладают всеми основными свойствами, присущими целому, и которые являются далее не разложимыми живыми частями этого единства...» H O 2
Постулат второй Единица психолингвистического анализа трактуется в деятельностной парадигме, т. е. исходное речевое событие характеризуется деятельностным фреймом Эта единица, эта минимальная «клеточка» речевой деятельности, должна нести в себе все основные признаки деятельности
Слайд 24: Основные постулаты отечественной психолингвистической теории
Постулат второй Признаки деятельности: предметность – размыкание круга внутренних психических процессов навстречу объективному предметному миру, целенаправленность – характеризация наличием заранее предполагаемой целью, мотивириванность – внутренняя и / или внешняя стимуляция; наличие иерархической организации квазиединиц – операций, действий, актов деятельности; наличие фазной организации – определенной последовательности реализации квазиединиц
Слайд 25: Основные постулаты отечественной психолингвистической теории
Постулат третий Учет эвристичности мысле - рече -языковой деятельности – предусмотрение звена, в котором осуществлялся бы выбор стратегии речевого поведения; предусмотрение гибкости, т. е. возможности различных путей оперирования с высказыванием на отдельных этапах порождения (восприятия) речи; не противоречие экспериментальным результатам, полученным ранее на материале различных психолингвистических моделей, построенных на иной теоретической основе
Слайд 26: Основные постулаты отечественной психолингвистической теории
Постулат четвертый Отражение взаимоотношения опосредованного языком образа мира человека и деятельности речевого общения – синтез подхода деятельностного (процессуального) и подхода в плане образа (отображения ) « Единство общения и обобщения осуществляется прежде всего в языковом знаке » (А. А. Леонтьев)
Слайд 27: Основные постулаты отечественной психолингвистической теории
Постулат пятый Учет механизма вероятностного прогнозирования – выбор речевого поведения детерминирован постулированием возможных исходов из наличной ситуации « Преднастройка к действиям в предстоящей ситуации, опирающаяся на вероятностную структуру прошлого опыта » (А. Фейгенберг )
Слайд 28: Основные постулаты отечественной психолингвистической теории
Постулат пятый Ле ал о ел средь орных уч и с ал. Потом вз е ел, теперь не орных уч он видит очертанья, а ена о.
Слайд 29: Основные постулаты отечественной психолингвистической теории
Постулат шестой Учет взаимообусловленности и взаимопроникновении воспроизводящего и воспринимающего речевых процессов « Слушатель начинает с предположения о сигнале на входе. На основе этого предположения он порождает внутренний сигнал, сравниваемый с воспринимаемым. Первая попытка, возможно, будет ошибочной; если так, то делается поправка и используется в качестве основы для следующих предположений, которые могут быть точнее. Этот цикл повторяется... до тех пор, пока слушатель не сделает выбора, отвечающего соответствующим требованиям » (Дж. Миллер)
Слайд 30: Метод научного поиска – совокупность приемов и операций познания и практического преобразования действительности
общие методы (анализ и синтез, сравнение и сопоставление, интерпретация и т. д.) общенаучные методы (наблюдение, измерение, эксперимент и т. д.) частные методы (например, сравнительно-исторический метод в лингвистике) Методы психолингвистики
Слайд 31
организационные (комплексный, сравнительный, лонгитюдинальный ) эмпирические (обсервационные, экспериментальные, психодиагностические, праксиометрические, биографические) объективного клинического и параклинического исследования обрабатывающие – количественного (математико-статистический) и качественного анализа интерпретационные ( теоретические ) Методы психолингвистики
Слайд 32: Методы психолингвистики
К организационным методам относят: комплексный, предполагающий использование при исследовательской работе знаний из различных научных сфер, сравнительный – «метод поперечного среза» – одновременного сопоставления изучаемых феноменов, лонгитюдиальный – «метод продольного среза» – изучение психолингвистического феномена в течение определенного временного отрезка
Слайд 33: Методы психолингвистики
Эмпирические методы – самая обширная, традиционно используемая группа методов: обсервационные или методы наблюдения – преднамеренная, систематическая, целенаправленная фиксация психических проявлений в форме ориентации на окружающих или самонаблюдения (интроспекции);
Слайд 34: Методы психолингвистики
экспериментальные – лабораторный эксперимент как активное вмешательство в ситуацию, планомерное манипулирование психическими проявлениями // естественный эксперимент как пассивное проявление исследовательской работы; констатирующий эксперимент как отражение реальных / актуальных особенностей психического феномена // формирующий эксперимент как отражение потенциальных / особым образом развивающихся особенностей психического феномена // обучающий эксперимент как отражение особенностей воздействия в процессе изменения характеристик психического феномена;
Слайд 35: Методы психолингвистики
психодиагностические – тесты как система заданий, позволяющих измерить, количественно оценить уровень развить определенного психического качества / свойства, анкеты как методическое средство для получения первичной социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации, представляющие опросные листы для получения ответов на заранее составленную систему вопросов,
Слайд 36: Методы психолингвистики
психодиагностические – интервью как сбор информации, полученной в виде ответов на заранее сформулированные вопросы в процессе непосредственного общения, беседа как прямой и / или косвенный сбор психологической информации, полученной в процессе непосредственного и незапрограммированного общения;
Слайд 37: Методы психолингвистики
социометрия как прямой и / или косвенный сбор психологической информации о межличностных отношениях в группе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости; биографические как анализ документальных сведений разного характера; праксиометрические как способ анализа процесса и продуктов деятельности (графическая экспертиза, хронометрия и т. п.).
Слайд 38: Методы психолингвистики
Обрабатывающие методы – это количественный (математико-статистический) и качественный анализ, в том числе типизация, группировка, вариативная дифференциация фактологического материала, составление психолингвистической казуистики и так далее Интерпретационные методы – это способы теоретического исследования связей между изучаемыми феноменами В психолингвистике широко используются технические средства, обеспечивающие объективность исследования психических явлений, например, аудио- и видеосъемка, средства параклинических исследований
Слайд 39: Методы психолингвистики
Прямые и косвенные экспериментальные методики Методика вербального ассоциативного эксперимента – получение непосредственной информации о структуре внутреннего лексикона испытуемых, т. е. о тех познавательных процессах, которые лежат в основе ассоциирования // Методика семантического шкалирования – классика «Семантический дифференциал» Ч. Осгуда Методике семантического радикала – для получения выводов об отношениях слов во внутреннем лексиконе используются сочетание условнорефлекторной методики и регистрации сосудистых реакций испытуемых
Слайд 40: Методы психолингвистики
Лингвистический эксперимент – это эксперимент, эксплицирующий языковое чутье испытуемого (носителя языка) для целей верификации языковых моделей (моделей языкового стандарта) или функционально-речевых моделей, представляющих собой частный случай языковых
Слайд 42: Выводы
Становление психолингвистики определялось общими тенденциями развития научных школ, ориентированных на изучение речевого поведения человека, где каждый этап характеризовался своими особенностями Ключевые постулаты определяют специфику терминологии понятийно-категориального аппарата научной дисциплины и особенности реализации научного поиска В психолингвистике для получения фактического материала, его обработки, анализа и толкования используется определенная совокупность методов
Слайд 44: 1. Одним из основных методов научного познания является лабораторный эксперимент – охарактеризовать специфику его применения в психолингвистике. Указать основные требования, предъявляемые к организации и проведению лабораторного эксперимента
2. На основании изученного материала заполнить таблицу «Сравнительная характеристика видов лингвистического эксперимента»