Первый слайд презентации: Основы теории коммуникации
Слайд 2: Массовые коммуникации
Американский социолог Ч.Х. Кули выделил в 1909 г. коммуникацию как средство актуализации человеческой мысли. Начало исследованиям массовой коммуникации положил немецкий социолог М. Вебер (1864-1920), основоположник понимающей социологии и теории социального действия.
Слайд 3: Понятие массовой коммуникации
Массовая коммуникация (англ. mass communication ) — процесс производства и воспроизводства массового сознания средствами массовой коммуникации (СМК) — сначала периодической печатью, радио и телевидением, а затем и другими средствами электронной коммуникации.
Слайд 4: Изобретения СМК
печатный станок (1440) телеграф ( 1832) фотография (1839 ) телефон (1876 ) звукозапись (1877 ) телевидение (1884 ) радио ( 1895 ) к ино (1895) ТВ (1933) интернет (1969)
Слайд 8: Маршалл Маклюэн
The Medium is the Message (средство сообщения есть само сообщение ) G lobal villa (глобальная деревня) McLuhan M., The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. — Toronto: Univ. of Toronto Press, 1962.
Слайд 9: Маршалл Маклюэн
Главное их различие заключается в степени интенсивности сообщения, а также в вовлечённости зрителя в процесс передачи информации, причём одно прямо пропорционально другому. · «Горячие» медиа: радио, книгопечатание, кинематограф · «Холодные» медиа: речь, телефон, телевидение. Маршалл Маклюэн
Слайд 11: Основные модели теории коммуникации Многоступенчатая модель Лазарсфельда
Слайд 14: Активационные теории поведения аудитории СМИ (с чем связано обращение к СМИ)
" теория обретения пользы и удовлетворения " (" Uses-and-Gratifications-Approach "). Ее основоположниками считаются американские ученые Г. Герцог и У. Шрамм. Уилбур Шрамм : Ожидание награды/ необходимые усилия. Обращение к СМИ связано с удовлетворением определенных потребностей, прежде всего, в информации, самоидентификации, социальной интеграции и развлечении. Но разве поведение людей в выборе СМИ всегда рационально? " теория символического взаимодействия" немецкого обществоведа Г. Блюмера с удовлетворением не реальных, а вымышленных потребностей, а привлекательность предложенного контента зависит исключительно от интерпретации, которая ему будет приписана потребителем. (по А.В.Колесниченко )
Слайд 15: Активационные теории поведения аудитории СМИ (с чем связано обращение к СМИ)
Теория управления настроением Д. Зилман, Дж. Бриант – с желанием потребителя создать либо подкрепить определенное настроение Теория возбуждения Л. Нойндерфер,Н. Гребен,П. Фордерер – с целью поддержать уровень возбуждения на физиологически приятном уровне, как правило, среднем Теория поиска сенсаций Н. Элиас. – с поиском сильных, недоступных в обыденной жизни переживаний Теория игры У. Стивенсон – с поиском удовольствия, возможностью выхода из под общественного контроля и избеганием проблем реального мира, которые, будучи осознанными, могли бы вогнать людей в состояние тревоги
Слайд 16: Контекстуальные теории поведения аудитории СМИ
"теория социализации" Э. Ноэль-Нойман читают дети-читают родители; что такое интернет для старшего поколения и детей 2000гг., например " теория практического смысла " Р. Вайсу связывает обращение к СМИ с социальным положением человека и проблемами, с которыми он в данный момент сталкивается. "теории культурных влияний" Р. Вильямса обращение к СМИ рассматривается как часть усвоенной человеком культуры, которая, в свою очередь, определяется как "общая организация жизни. Социальные характеристики человека оставлены без внимания, это главный минус данной теории.
Слайд 18: Теория массовой коммуникации
«Теория счастья», разработана немецкими исследователями А. Белебаумом (A. Bellebaum ) и Л. Мутом (L. Muth ). С огласно ей стремление к постоянному обновлению является имманентно присущим человеку. Счастливым он чувствует себя тогда, когда делает что-то новое, читает, развивает в себе новые силы. Материалы СМИ, являющиеся, в принципе, всегда новой информацией, также могут доставлять переживание счастья. Между тем в норме источником новизны и связанных с этим положительных эмоций является творческий труд.
Слайд 19: Теория массовой коммуникации в СССР и РФ
Социологическая группа Тартуского университета в 1963–1968 гг. провела комплексное исследование аудитории городской газеты « Эдази » и деятельности редакции Лаборатория соц. исследований Ленинградского государственного университета в 1964 г. начала изучение эффективности передач Ленинградской студии телевидения. ( руководители – Г. Хмара, Б. Фирсов ). Исследовательская группа Сибирского отделения АН СССР изучала читательскую аудиторию центральных газет «Правда», «Известия», «Литературная газета», «Труд» и т.д. (Новосибирск, руководитель – В. Шлаппентох ) В 1967–1974 гг. коллективом специалистов под руководством Б. Грушина было проведено комплексное исследование информационных потоков в обществе.
Слайд 20: Теория массовой коммуникации в СССР и РФ
Впервые в отечественной научной литературе «официальное» определение массовой коммуникации появилось в 1983 г. в «Философском энциклопедическом словаре» в статье Ю.А. Шерковина. В исследованиях отечественных учёных, разрабатывающих конкретно-научную проблематику - М.Бахтина, В.Вернадского, Ю.Лотмана, Н.Фёдорова, П.Флоренского. Отечественные разработки данной проблематики представлены работами таких авторов, как В.М.Березин, Ю.П.Буданцев, О.Б.Божков и пр.
Последний слайд презентации: Основы теории коммуникации: Определение журналистики
Журналистика — это общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации (через печать, радио, телевидение, кино и т.п.); еще одно значение слова — система предприятий и средств сбора и доставки информации: редакции, телерадиокомпании, информационные агентства и их производственно-техническая база (Сергей Корконосенко,СПбГУ ).