Основные аспекты этики и деонтологии медицинских работников — презентация
logo
Основные аспекты этики и деонтологии медицинских работников
  • Основные аспекты этики и деонтологии медицинских работников
  • Каким должен быть медицинский работник?
  • наставления, которые давались ученику при церемонии его посвящения в звание аюрведачарьи :
  • Основные принципы деонтологии.
  • Предпосылки взаимодействия больного и медработника формируются в зависимости от ряда факторов, обуславливающих ожидания пациента:
  • Коммуникативная компетентность
  • Характеристики медработника, предрасполагающие к успешному общению с пациентом:
  • Эмпатия (от английского empathy - чувствование)
  • В Процессе общения необходимо:
  • Модели взаимодействия медработника и пациента
  • Основные аспекты этики и деонтологии медицинских работников
  • Модели взаимодействия медработника и пациента
  • Т ри этапа общения, характерных для стационарного лечения:
  • Общие правила общения с пациентом
  • Для детей дошкольного возраста характерны особенности:
  • Для подростков характерно:
  • При лечении пациентов работоспособного возраста
  • Для пациентов пожилого и старческого возраста характерно:
  • Особенности общения с пациентом в стационаре
  • Взаимоотношения с пациентами
  • Основные аспекты этики и деонтологии медицинских работников
  • Общение с родственниками пациентов
  • Основные аспекты этики и деонтологии медицинских работников
  • Общение в сложных конфликтных ситуациях
  • Отношения с коллегами
  • Вероятность наступления конфликтов повышается при:
  • В конфликтной ситуации нельзя:
  • Конфликты между медработником и пациентом могут быть
  • Т ри уровня конфликтов
  • Столкновение
  • Кризис
  • Барьеры общения
  • Отношения с пациентами
  • Ятрогения в медицине
  • Основные аспекты этики и деонтологии медицинских работников
  • В своей деятельности медицинская сестра должна придерживаться следующих принципов психологии общения с пациентами:
  • В ербальные навыки общения
  • Заключение :
  • Основные аспекты этики и деонтологии медицинских работников
  • Основные аспекты этики и деонтологии медицинских работников
1/40

Автор: Барабанова Татьяна Владимировна, медицинская сестра учебно-методического кабинета ГБУ АО «Архангельский клинический онкологический диспансер"

Изображение слайда

Еще Гиппократ писал, что медицинский работник по отношению к больному человеку должен быть отцом, к выздоравливающему — хранителем, а к здоровому — другом. Он требовал от специалистов скромности, совестливости, презрения к деньгам, простоты в одежде, опрятности, решительности, знания всего того, что полезно для жизни, отвращения к пороку. Памятник Гиппократу на его родном острове Кос

Изображение слайда

"Всех превосходит тот, кто лечит из сострадания ко всем существам, а не во имя выгоды или вознаграждения; те же, кто ради прибыли превращают медицину в торговлю, получают горсть пыли, теряя груду золота" -  говорит " Чарака самхита ". " Никакое благо, нравственное или материальное, не сравнится с врачом, который разрывает смертельную петлю болезней и возвращает к жизни того, кто уже уходил в обитель смерти; ибо нет большего дара, чем дар жизни". " Тот, кто лечит из сострадания ко всем существам, исполняет свое высшее предназначение на земле. Ему будет даровано высшее счастье".

Изображение слайда

Изображение слайда

Слайд 5: Предпосылки взаимодействия больного и медработника формируются в зависимости от ряда факторов, обуславливающих ожидания пациента:

1. предварительной информации о медработнике 2. репутации медицинского учреждения 3. «дороги» в медицинское учреждение

Изображение слайда

Слайд 6: Коммуникативная компетентность

– способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми, которая подразумевает достижение взаимопонимания между партнерами по общению, осознание ситуации и предмета общения. Она рассматривается также как система внутренних ресурсов, направленная на построение эффективной коммуникации в ситуации межличностного взаимодействия.

Изображение слайда

Слайд 7: Характеристики медработника, предрасполагающие к успешному общению с пациентом:

Эмпатия ( чувствование) акцептация (безусловное принятие больного) аутентичность или самоконгруэнтность (естественность поведения, согласованность чувств и их выражения, искренность).

Изображение слайда

Слайд 8: Эмпатия (от английского empathy - чувствование)

это способность чувствовать эмоциональное состояние другого человека, точно воспринимать смысловые оттенки его внутреннего мира, способность взглянуть на обстоятельства глазами собеседника.

Изображение слайда

Слайд 9: В Процессе общения необходимо:

выбрать дистанцию взаимодействия она должна быть такой, чтобы пациент чувствовал себя комфортно и безопасно. При изменении дистанции, особенно при ее сокращении, желательно объяснить свои действия, чтобы избежать нарастание психологического напряжения и агрессии.

Изображение слайда

Слайд 10: Модели взаимодействия медработника и пациента

Руководство – авторитарная модель, при пассивной роли больного в лечебном процессе, когда медработник исходит исключительно из своих профессиональных знаний, представлений о необходимости лечебных мероприятий.

Изображение слайда

Слайд 11

Партнерство - сотрудничество в вопросах лечения, разделение ответственности за результаты обследования и лечения между медработником и пациентом. Модели взаимодействия медработника и пациента

Изображение слайда

Слайд 12: Модели взаимодействия медработника и пациента

Контрактная – сотрудничество на основе взаимных обязательств, обозначенных задач, ожидаемых результатов. Модели взаимодействия медработника и пациента

Изображение слайда

Слайд 13: Т ри этапа общения, характерных для стационарного лечения:

ориентация – пациент и медсестра знакомятся друг с другом. развернутый этап – может иметь место сотрудничество друг с другом. завершающий этап – этап выписки, связан с утратой чувства защищенности у пациента.

Изображение слайда

Слайд 14: Общие правила общения с пациентом

1. Проявление искреннего интереса к пациенту. 2. понимание достоинств пациента и максимальное одобрение – похвала, подчеркивание значимости. 3. Понимание смысла его поступков вместо огульной критики. 4. Доброжелательность, приветливость. 5. Обращение к пациентам по имени и отчеству, первоочередное представление себя, использование бейджера. 6. Умение вести разговор в круге интересов собеседника. 7. Умение внимательно слушать и дать возможность пациенту «выговориться». 8. Умение уважать мнение собеседника, без настойчивого навязывания своего мнения. 9. Умение указать пациенту на его ошибки, не нанося обиды. 10. Умение правильно формулировать вопросы и помочь вербализовать свое состояние пациенту. 11. Общаться с пациентом так, как бы медработник хотел, чтобы обращались с ним в случае заболевания. 12. Использовать оптимальные невербальные методы общения – спокойный тембр голоса, плавные жесты, правильная дистанция, знаки одобрения (похлопывание, ласковое дотрагивание ) и т.п.

Изображение слайда

Слайд 15: Для детей дошкольного возраста характерны особенности:

отсутствие осознания болезни в целом; неумение формулировать жалобы; сильные эмоциональные реакции на отдельные симптомы болезни; восприятие лечебных и диагностических процедур как устрашающих мероприятий; усиление дефектов характера, воспитания ребенка в период болезни; чувство страха, тоски, одиночества в стенах лечебного учреждения, вдали от родителей.

Изображение слайда

Слайд 16: Для подростков характерно:

преобладание психологической доминанты возраста - «притязание на взрослость»; бравада как форма самозащиты при внутренней психологической ранимости; пренебрежительное отношение к болезни, факторам риска. Для подростков характерно:

Изображение слайда

Слайд 17: При лечении пациентов работоспособного возраста

Необходимо, прежде всего, познать личность пациента и ее индивидуальность. Выяснить отношение к болезни, медперсоналу, позицию на взаимодействие пациента с медперсоналом. Деонтологическая тактика – ориентация на трудовую и социальную реабилитацию, выбор тактики общения, проведение коррекции неадекватных установок, психотерапию тревожно-мнительных пациентов.

Изображение слайда

Слайд 18: Для пациентов пожилого и старческого возраста характерно:

психологическая доминанта возраста - «уходящая жизнь», «приближение смерти»; чувства тоски, одиночества, нарастающая беспомощность; возрастные изменения: снижение слуха, зрения, памяти, сужение интересов, повышенная обидчивость, ранимость, снижение возможности самообслуживания; интерпретация болезни только через возраст, отсутствие мотивации к лечению и выздоровлению.

Изображение слайда

Слайд 19: Особенности общения с пациентом в стационаре

Пациент может чувствовать себя обиженным судьбой, несчастным. Его тревожат болезнь, возможные осложнения, прогноз, вынужденная необходимость оставить работу, расставание с домом, незнакомое или малознакомое окружение, от которого он к тому же становится зависим. Особенности общения с пациентом в стационаре При тяжелом состоянии, в случаях развития параличей, сильных болей, назначении строгого постельного режима зависимость может быть абсолютной.

Изображение слайда

Слайд 20: Взаимоотношения с пациентами

следует строить в зависимости от возраста, профессии, общего культурного уровня, характера, настроения, тяжести и особенностей заболевания.

Изображение слайда

Слайд 21

Все мероприятия по лечению пациентов и уходу за ними следует выполнять спокойно, точно, аккуратно, стараясь не раздражать их, не причиняя им боли, ни в коем случае не унижая их человеческого достоинства. Надо учитывать обычно свойственное пациентам чувство неловкости, досады в связи со своей беспомощностью и зависимостью.

Изображение слайда

Слайд 22: Общение с родственниками пациентов

необходимо быть тактичным, вежливым, делать все возможное, чтобы успокоить их, убедить в том, что пациенту делается все необходимое. Вместе с тем необходима достаточная твердость для того, чтобы не допустить нарушения родственниками установленного в стационаре режима.

Изображение слайда

Слайд 23

Подлинная культура общения необходима и в самом коллективе медработников. Доброжелательность в отношениях с коллегами и взаимопомощь обязательны для создания оптимального психологического климата в лечебном учреждении, для оказания полноценной медицинской помощи. При этом весьма существенное значение имеют дисциплинированность членов коллектива, соблюдение ими субординации.

Изображение слайда

Слайд 24: Общение в сложных конфликтных ситуациях

К факторам провоцирующим конфликт могут быть отнесены характерологические особенности человека: пониженная самокритичность, предубеждение и зависть, корыстолюбие, эгоизм, желание подчинить других себе; его настроение, самочувствие, интеллект, знание и незнание психологии человека, психологии общения и т.д.

Изображение слайда

Слайд 25: Отношения с коллегами

К деонтологии относится и отношение с коллегами. Нельзя критиковать или давать оценку действиям коллеги в присутствии больного. Замечания коллегам необходимо делать при необходимости с глазу на глаз, не подрывая его авторитета. В своей работе не нужно замыкаться в себе, обсуждение в таких случаях следует производить коллегиально. Никогда не стоит говорить больному о том, что этот консультант, врач или медсестра плох, если он не соглашается с поставленным диагнозом. Если при совместной с коллегами работе возникли разногласия - их необходимо обсудить, а  потом, на основании истины, достигнутой в споре, необходимо сообщить общее мнение больному именно так: “Мы обсудили и решили...”. Если в этом есть необходимость! Если во время осуществления непосредственной работы медицинский работник сталкивается с непредвиденной ситуацией, техническими сложностями, неотложным состоянием больного, то он должен советоваться, вызвать старшего коллегу, при необходимости попросить его участие в дальнейшем ходе действий.

Изображение слайда

Слайд 26: Вероятность наступления конфликтов повышается при:

несовместимости характеров и психологических типов; наличии темперамента холерика (эмоциональные импульсивные люди, которые склонны к резким сменам настроения) отсутствии трех качеств: способности критически относиться к себе, терпимости к другим и доверии к другим.

Изображение слайда

Слайд 27: В конфликтной ситуации нельзя:

критически оценивать партнера; приписывать ему плохие намерения; демонстрировать знаки превосходства; обвинять и приписывать ответственность за конфликт только партнеру; игнорировать его интересы; видеть все только со своей позиции; преувеличивать свои заслуги; раздражать, кричать, нападать; задевать «болевые» точки партнера; обрушивать на партнера множество претензий.

Изображение слайда

Слайд 28: Конфликты между медработником и пациентом могут быть

Реалистические (предметные) - вызваны неудовлетворением требований или ожиданий участников общения, несправедливым распределением обязанностей, преимуществ, такие конфликты направлены на достижение конкретных результатов и т.п. Нереалистические (беспредметные) - имеют целью открытое выражение накопившихся беспредметных эмоций, обид, враждебности, когда сам конфликт является целью.

Изображение слайда

Слайд 29: Т ри уровня конфликтов

Под стычками подразумеваются незначительные конфликты, которые разрешаются или исчезают сами по себе и не влияют на способность отношений удовлетворять потребности участников. Пример - пациент после сделанного замечания вновь опоздал на процедуру.

Изображение слайда

Слайд 30: Столкновение

Признаком конфликта этого уровня является: продолжительное повторение одних и тех же аргументов по одному и тому же поводу; расширение круга причин, вызывающих ссоры; уменьшение желания сотрудничества с другим; уменьшение веры в доброе отношение другого человека; раздражение в течение нескольких часов, дней; появление сомнений в правильности своего представления об этих отношениях.

Изображение слайда

Слайд 31: Кризис

— такой уровень конфликта, который угрожает дальнейшему продолжению отношений. Признаком конфликта этого уровня считается: решение окончательно прервать отношения; опасения, что другой разорвет отношения в одностороннем порядке; чувство, что отношения носят нездоровый характер, опасения эмоционального срыва, если они будут продолжаться; опасение физического насилия.

Изображение слайда

Слайд 32: Барьеры общения

— это те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. Барьерами межличностного общения могут быть: барьеры техники навыков общения, расхождение интересов, целей, потребностей, способов деятельности, смысловые, языковые барьеры, предубеждения, предрассудки, социальные штампы, приписывание чуждых намерений собеседнику и др.

Изображение слайда

Слайд 33: Отношения с пациентами

Самое главное в деятельности медицинской сестры завоевать доверие пациента. Чуткость, моральная поддержка, душевная теплота нужны пациенту не меньше, а может быть и больше чем лекарственные препараты.

Изображение слайда

Слайд 34: Ятрогения в медицине

Изображение слайда

Слайд 35

Изображение слайда

Слайд 36: В своей деятельности медицинская сестра должна придерживаться следующих принципов психологии общения с пациентами:

- четко и неукоснительно следовать основному медицинскому этическому принципу “ Nonnocere ” (“Не навреди !”); - индивидуально подходить к пациенту на всех этапах лечебно- диагностического процесса; - рационально, научно обоснованно и тщательно проводить все диагностические и лечебные манипуляции; - честно и добросовестно исполнять свой долг; - максимально оберегать психику пациента от травмирующих влияний больничной обстановки; - уметь хранить профессиональную тактику, полученную личную информацию пациента. - определить своеобразие психологии пациентов, которые в силу обстоятельств вынуждены изменить свои жизненные стереотипы.

Изображение слайда

Слайд 37: В ербальные навыки общения

умение слушать, что предполагает наличие дисциплины, требует усилий. С.В. Кривцова и Е.А. Мухаматулина выделяют: активное; пассивное; эмпатическое слушание. Под активным они понимают слушание, при котором на первый план выступает отражение информации, а под эмпатическим — отражение чувств.

Изображение слайда

Слайд 38: Заключение :

Мы переживаем глубокую духовную революцию. Переход от многих ограничений к полной - увы, вплоть до анархической - свободе очень заманчив, но он не обходится без серьезных потерь. Но вместе с тем в этом мутном потоке все тверже обозначаются светлые новые ценности: права личности, права человека, который перестает быть лишь частицей целого, а начинает выступать как свободная и самодостаточная величина. Наряду с неслыханным прогрессом различных областей медицины не может оставаться неизменным ее нравственно-философское начало. Россия втянута в водоворот исторических катаклизмов. Это касается не только экономических основ, но и нравственности целого народа.

Изображение слайда

Слайд 39

«В вопросах веры и надежды люди расходятся, но всё человечество едино в милосердии» Александр Поуп, английский поэт XVIII века Очень важно помнить, что медицинский работник обладает огромнейшей властью над больным человеком, поскольку пациент доверяет ему свою жизнь. В этой подчас беспредельной власти - одна из волшебных граней привлекательности и величайшей ответственности нашей профессии. Для хорошего человека - это неограниченное пространство добра и сострадания!

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Основные аспекты этики и деонтологии медицинских работников

Благодарю за внимание

Изображение слайда

Похожие презентации