Фазы общения : «Вербальные и невербальные средства общения с пациентом» — презентация
logo
Фазы общения : «Вербальные и невербальные средства общения с пациентом»
  • Фазы общения : «Вербальные и невербальные средства общения с пациентом»
  • ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ
  • Зоны комфорта при общении
  • Функции общения
  • Уровни общения
  • Средства общения
  • Фазы общения : «Вербальные и невербальные средства общения с пациентом»
  • Что способствует эффективному письменному общению (в системе сестра-пациент)
  • Невербальные средства коммуника­ции
  • Основные стили общения
  • Мастерство общения медсестры
  • Общие принципы умения эффективно слушать
  • Факторы, способствующие общению
  • Факторы, способствующие общению
1/14

Первый слайд презентации

Фазы общения : «Вербальные и невербальные средства общения с пациентом»

Изображение слайда

Общение — это сложный социально-психологический процесс взаимопонимания между людьми, происходящий с помощью передачи словесной ( вербальной ) и бессловесной ( невербальной ) информации. Это постоянный, динамический процесс передачи информации от отправителя к получателю, процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. В последние годы в науке всё чаще вместо слова «общение» используется термин «коммуникация». Существует два способа коммуникации: вербальный и невербальный. Способ коммуникации зависит от содержания сообщения и индивидуальных качеств получателя сообщения. Коммуникация — обмен вербальной информацией между людьми с помощью невербальных приемов. Вербальная информация отражается в высказываниях или написанных (письмо) чувствах, мыслях, наблюдениях. Речевое общение происходит между людьми с помощью устной или письменной речи. Важно, что говорят и как говорят. Важно, чтобы общение было эффективным. Невербальная информация отражает поступки или поведение того, кто передает информацию с использованием прикосновения, мимики, жестов, символов, позы вместо слов. Наука, изучающая невербальное общение, называ­ется кинесикой

Изображение слайда

Различают следующие зоны комфорта: сверхинтимная, это зона от 0 до 15 см ; интимная, 16—45 см; личная зона, примерно 45—120 см; социальная, 120—300 см; общественная, более 3 метров.

Изображение слайда

Различают следующие функции общения: Контактная — установление состояния взаимной готовности к общению. Информационная, познавательная — обмен информацией, сообщениями. Побудительная — стимуляция активности партнера. Координационная — взаимное ориентирование и согласование совместной деятельности. Функция понимания — адекватное понимание смысла сказанного, действий, состояния своего партнера Эмотивная, эмоциональная — обмен эмоциями между партнерами (улыбка, первый шаг к обмену эмоциями). Установление отношений — осознание места своего партнера в системе межличностных, деловых и производственных отношений. Оказание влияния — изменение поведения, состояния, знаний, представлений партнера. Взаимодействие и восприятие себя через другого (умение поставить себя на место собеседника )

Изображение слайда

Внутриличностное общение — слова не произно­сятся вслух, а человек мысленно общается с самим собой. Межличностное — общение между людьми проис­ходит с определенной целью, когда коммуникация приобретает открыто взаимный характер, где она пред­ставляет собой взаимную передачу и принятие информа­ции: общение на определенную тему по решению общей задачи. Коммуникация может принимать характер информирования, спрашивания, обучения, инструктажа, приказывания и т.д., обеспечивая слаженность совместной работы. Обмен информацией подчинен здесь совместному решению задачи — получению нужных сведений (в про­цессе обследования пациента), усвоению учебного материала в процессе обучения и т.д. Такое обучение может за­кончиться в один сеанс или потребует несколько встреч. Общественное — общение одного человека с аудито­рией. Общение на этом уровне требует соблюдения опреде­ленных правил, традиций, принятых норм.

Изображение слайда

Слайд 6: Средства общения

К вербальным средствам общения относят речь, которая одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Не следует забывать слова древнего поэта Саади: «Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал». В норме манера говорить должна быть плавной, спо­койной, размеренной. При различных заболеваниях манера говорить изменяется. Она может быть быстрой, медленной, а речь — запинающейся, эмоциональной, моно­тонной, а также громкой, шепотной, невнятной, с бедным словарным запасом. Речь человека раскрывает направленность личности — ее интересы, потребности, убеждения и относится к явлениям духовной культуры. Речь является сильнейшим средством общения, воздействия на человека. В ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации — 38%, неречевое взаимодействие — 53 %.

Изображение слайда

Слайд 7

Изображение слайда

Слайд 8: Что способствует эффективному письменному общению (в системе сестра-пациент)

Надо убедиться, что человек знает язык на котором написано сообщение. Писать аккуратно (если надо прописными буквами) Выбирать правильный размер и цвет букв (зеленый – расслабляет и отвлекает сообщение, красный – раздражает, синий, фиолетовый, серый, черный – внимательное чтение). Надо убедиться, что в сообщение включена вся необходимая информация Писать надо грамотно Обязательно надо подписывать сообщение Надо тактично убедиться, что пациент умеет читать. Надо убедиться, что пациент видит и понимает написанное. Для пациентов не умеющих читать надо рисовать картинки, схемы, т.е. использовать символы (например: рисовать телефон, чашку, стакан). Надо точно указывать время (утро, вечер) Надо выбирать простые слова

Изображение слайда

Слайд 9: Невербальные средства коммуника­ции

Мимика — движения мышц лица, которые отражают внутреннее эмоциональное состояние человека и несут более 70% информации о том, что переживает человек. С помощью мимики передаются шесть основных эмоциональных состояний: радость, гнев, страдание, отвращение, страх, удивление и их модификации: страх — ужас, печаль — страдание и т.п. К невербальным средствам, общения относятся внешние проявления человеческих чувств и эмоций. Жесты позволяют лучше разбираться в людях. Это со­циально отработанные движения тела человека, его рук, головы, туловища, передающие психологическое состоя­ние человека. Жестика — моторика всего тела, которая проявляется в изменениях поз, походки, осанки, своеобразных движений рук, а также других невербальных средств общения, таких как прикосновения — рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и другое. Выражение лица отражает психическое состояние человека. Наблюдая за внешним видом пациента, медсестра описывает выражение лица: злобное, испуганное, апатичное, растерянное и т.п. Нормальное выражение лица — без особенностей, уравновешенное. Поза — ее смысловое содержание должно быть « разгадано » медицинской сестрой. Поза пациента может быть вынужденная, напряженная, расслабленная и отражать эмоциональное состояние. Различают закрытые и открытые позы, которые указы­вают на расположенность к общению. Закрытая поза — «поза Наполеона», свидетельствует о том, что человек не хочет с тобой общаться (в положении стоя — руки скре­щены на груди, а в положении сидя — обе руки упирают­ся в подбородок). Открытые позы — когда раскрыты руки ладонями вверх, в положении сидя — ноги вытянуты.

Изображение слайда

Слайд 10: Основные стили общения

Конвенциалъный (деловой) стиль предполагает довольно большую дистанцию между людьми. Выражения эмоций при этом ограничены. Участники общаются как носи­тели определенных служебных функций. Примитивный стиль общения предполагает наличие между людьми «театральных» или «обыденных» отношений. Эмоции при этом выражаются в зависимости от ситуации и подчиненности. Правилами взаимодействия становится примитивные отношения: один обрывает другого, произносятся реплики, выражаются агрессивные чувства. Участники общаются «на публику». Манипулятивный стиль. Это вид деструктивного поведения в общении, который оказывает пагубное влияние на здоровье человека. Человек выбирает этот стиль общения тогда, когда ему выгодно преувеличивать свою силу или демонстрировать свою слабость. Актуализированный стиль демонстрирует мотивирован­ные, прочувствованные доводы поведения. Человек при­нимает решения спокойно, без обид, высказывания дела­ются в доброжелательной форме. Такому человеку можно верить, он может быть глазами «слепца». Это вид конст­руктивного поведения человека.

Изображение слайда

Слайд 11: Мастерство общения медсестры

Компоненты, способствующие умению слушать и по­нимать. Участие. Истинное значение участия — это внимание к чувствам другого человека, приятие, интерес. Участия нельзя добиться сразу, для его развития требуется время. Умение слушать означает открытость миру, мыслям и чувствам других людей, открыто выраженным или подразумеваемым. Это активные, сознательные усилия по формированию участия, а не простое пассивное восприятие. Сосредоточить внимание — значит подавить собственные предрассудки, предубеждения, чувство озабоченности и любые иные, внутренние или внешние, факторы. Проявление беспокойства о другом человеке означает оказание помощи и содействие в самореализации. Обще­ние между медсестрой и пациентом, а также всех, кто участвует в сестринском процессе, должно включать понимание, терпение, честность, искренность, доверие, надежду и мужество. Открытость — это раскрытие своего внутреннего «я» другому человеку; оно предполагает взаимность. Откры­тость, самораскрытие являются обязательным условием для общения и осуществления различных терапевтических процедур в процессе лечения. Искренность является необходимым условием для установления доверительных отношений. Искренность означает, что общение гармонично. Искренний или гармоничный человек — это тот, кто понимает свои внутренние чувства и мысли и правильно их выражает, как словесно, так и в иной форме. Уважение подразумевает теплоту, расположение и при­ятие другого человека как достойную личность, невзирая па ее недостатки. Ощущение того, что тебя уважают, необходимо для развития и поддержания здоровья.

Изображение слайда

Слайд 12: Общие принципы умения эффективно слушать

Перестаньте говорить, сосредоточьте внимание на пациенте, не прерывайте его. Устраните отвлекающие факторы: отвлекать могут телефонные звонки, другие люди, шум. Смотрите на говорящего. Дайте человеку понять, что вас интересует то, что он говорит. Будьте макси­мально внимательны и проявляйте участие. Старайтесь уловить основную идею. Уловите тему беседы, а не ее детали. Постарайтесь понять суть. Обратите внимание на манеру разговора пациента. Оцените его эмоциональные реакции и чувства. Оцените, как этот человек воспринимает ситуацию. Отделяйте человека от идеи. Обычно положительно реагируют на мысли тех людей, которых любят, нежели тех, к кому равнодушны. Старайтесь правильно воспринимать то, что говорит пациент. Определите то, о чем пациент избегает говорить. Спросите себя, не опустил ли пациент в своем рассказе какой-нибудь существенный момент, скрывает ли он свои чувства или человека, который играет важную роль в его жизни? Отделите эмоции от реакции. Избегайте гнева и печали, сильных эмоций, которые могут мешать внимательно слушать и понимать. Будьте осторожны с интерпретациями. Не судите и не предполагайте поспешно.. Старайтесь уловить факты. Уважайте пациента как человека. Проявляйте искреннее уважение, интерес и заботу. Сопереживайте. Поставьте себя на место пациента, чтобы понять его поступки. Это поможет вам увидеть мир таким, каким его видит пациент.

Изображение слайда

Слайд 13: Факторы, способствующие общению

К факторам, способствующим общению, относятся и навыки по оказанию помощи, которые могут помочь пациенту разобраться в своих проблемах и рассказать о них. Рассмотрим наиболее существенные из них: навыки общения; навыки реагирования и постановки вопросов; навыки планирования целей; навыки моделирования, демонстрации с целью обучения пациента; консультирование, практические занятия с целью овладения новыми навыками

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Фазы общения : «Вербальные и невербальные средства общения с пациентом»: Факторы, способствующие общению

К другим полезным навыкам, которые помогут пациенту разобраться в своих проблемах и рассказать о них, относятся: конфронтация (например, когда пациент думает, что он никому не нужен, а медсестра, установив хорошие отношения с родственниками, проявляющими заботу о пациенте, убеждает пациента в обратном ); поддержка (например, серьезные проблемы, осложнившие состояние пациента; но когда он убеждается в невиновности врача, его чувства могут прийти в полное смятение, и здесь очень важную роль играет медсестра, проявляющая сопереживание, понимание и поддержку); молчание (например, смерть близкого человека вызывает у пациента сильные эмоции, слезы. В этом случае лучше помолчать и просто «быть рядом» с пациентом); прикосновение (например, задержать руку на плече пациента, когда ему трудно, показывая, что медсестра понимает всю трудность ситуации и оказывает ему поддержку ).

Изображение слайда

Похожие презентации