Основные этапы развития науки: от древневосточной преднауки к СИНЕРГЕТИКЕ — презентация
logo
Основные этапы развития науки: от древневосточной преднауки к СИНЕРГЕТИКЕ
  • Основные этапы развития науки: от древневосточной преднауки к СИНЕРГЕТИКЕ
  • Периодизация истории науки (по В. С. Стёпину )
  • I этап. Древняя восточная преднаука
  • Основные этапы развития науки: от древневосточной преднауки к СИНЕРГЕТИКЕ
  • Особенности древневосточной преднауки
  • Основные этапы развития науки: от древневосточной преднауки к СИНЕРГЕТИКЕ
  • Основные этапы развития науки: от древневосточной преднауки к СИНЕРГЕТИКЕ
  • Основные этапы развития науки: от древневосточной преднауки к СИНЕРГЕТИКЕ
  • Основные этапы развития науки: от древневосточной преднауки к СИНЕРГЕТИКЕ
  • Основные этапы развития науки: от древневосточной преднауки к СИНЕРГЕТИКЕ
  • Основные этапы развития науки: от древневосточной преднауки к СИНЕРГЕТИКЕ
  • Основные этапы развития науки: от древневосточной преднауки к СИНЕРГЕТИКЕ
  • Основные этапы развития науки: от древневосточной преднауки к СИНЕРГЕТИКЕ
  • Основные этапы развития науки: от древневосточной преднауки к СИНЕРГЕТИКЕ
  • Основные этапы развития науки: от древневосточной преднауки к СИНЕРГЕТИКЕ
  • Основные этапы развития науки: от древневосточной преднауки к СИНЕРГЕТИКЕ
  • IV этап. Классическая наука Нового времени ( XVI - XVII в. в.)
  • Социокультурные предпосылки становления новоевропейской классической науки
  • Коперниканская революция – смена парадигмы модели мироздания
  • Особенности классической науки Нового времени
  • Основные этапы развития науки: от древневосточной преднауки к СИНЕРГЕТИКЕ
  • V этап. Неклассическая наука – кризис классической рациональности ( XIX - 60-е г. XX в. в.)
  • Познаваем ли мир? Можно ли достичь истины?
  • Особенности неклассической науки
  • Основные этапы развития науки: от древневосточной преднауки к СИНЕРГЕТИКЕ
  • VI этап. Постнеклассическая наука (с 70-х г. XX в.)
  • Особенности постнеклассической науки
  • Основные этапы развития науки: от древневосточной преднауки к СИНЕРГЕТИКЕ
  • Основные этапы развития науки: от древневосточной преднауки к СИНЕРГЕТИКЕ
1/29

Выполнил: магистрант 1 курса гр. БГОм-116 Мишулин А. А.

Изображение слайда

Древневосточная преднаука Античная научно-философская мысль Средневековая европейская наука Постнеклассическая наука Неклассическая наука Классическая наука Нового времени Преднаука В. С. Стёпин Н аука

Изображение слайда

Накопление сведений об окружающем мире прежде всего было связано с необходимостью решения различных практических задач

Изображение слайда

Слайд 4

Древнеегипетские геометрические задачи Древнеегипетские хирургические инструменты Папирус Эберса

Изображение слайда

Ориентация знаний на решение практических задач (потребностей общества) Использование при изучении окружающей действительности эмпирических образов, а не теоретических моделей Сильное влияние религии (знания – в руках жрецов), кастовость и закрытость «научного» сообщества Для получения нового знания не использовались логические доказательства Накопление знаний без их обобщения и систематизации

Изображение слайда

Слайд 6

« Кишело небо звездными зверьми Над храмами с крылатыми быками. Стремилось солнце огненной стезей По колеям ристалищ Зодиака. … Все в преходящем было только знак Извечных тайн, начертанных на небе ». М. Волошин, «Космос»

Изображение слайда

Слайд 7

I I этап. Античная научно-философская мысль Рафаэль. «Афинская школа». (1511)

Изображение слайда

Слайд 8

Условия, способствовавшие становлению научного знания в Древней Греции Мыслительная свобода древних греков от религиозных оков Деятельный характер, предприимчивость, мобильность древних греков, позитивное отношение к миру Демократическое устройство античных городов Агонистика Созерцательность и эстетичность мировоззрения древних греков, любовь к прекрасному

Изображение слайда

Слайд 9

Этапы становления научной мысли в Древней Греции Досократический период Классический период Эллинизм Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагорейская школа, Элейская школа, Демокрит Сократ, Платон, Аристотель Расцвет науки в Александрии (Архимед, Евклид, Эратосфен) Пифагор Аристотель Архимед

Изображение слайда

Слайд 10

Особенности античной науки Античные философы работали не с реальными предметами (не с эмпирическим объектом), а с математическими и мысленными моделями – абстракциями Из всех понятий мыслители выводили аксиомы и, опираясь на них, с помощью логического обоснования выводили новые понятия В античной философии были разработаны методы постижения и развертывания истины (метафизика, диалектика и логика) Для математических знаний была обязательной процедура доказательства Зарождение различных наук в рамках философии

Изображение слайда

Слайд 11

« И не было ни индиговых далей, Ни уводящих в вечность перспектив: Все было осязаемо и близко – Дух мыслил плоть и чувствовал объем. Мял глину перст и разум мерил землю … Мир отвечал размерам человека, И человек был мерой всех вещей ». М. Волошин, «Космос»

Изображение слайда

Слайд 12

I II этап. Средневековая европейская наука Средневековая лекция

Изображение слайда

Слайд 13

Этапы становления научной мысли в Средние века Схоластический период Максимальное расширение несомненных знаний; познание Бога логическими рассуждениями Высокое Средневековье Образование европейских университетов; рационалистический синтез католического мировоззрения Исследовательские акценты сдвигаются с умопостигаемого бытия к эмпирическим феноменам Номинализм Схоластика Болонский университет У. Оккам

Изображение слайда

Слайд 14

Научные знания Арабского Востока В странах Арабского халифата активно развивались математика, астрономия, медицина, география

Изображение слайда

Слайд 15

Особенности средневековой европейской науки Наука и философия – «служанки богословия»; ориентация научного знания на теологизм Возникновение первых университетов и научных школ, провозглашение приоритета эмпирического познания в исследовании окружающей действительности Схоластика и догматизм Парадигмальные образцы средневековой науки – алхимия, астрология и религиозная герменевтика

Изображение слайда

Слайд 16

« Земля была недвижным темным шаром. Вокруг нее вращались семь небес, Над ними небо звезд и Первосилы, И все включал пресветлый Эмпирей … Неистовыми взлетами порталов Прочь от земли стремился человек. По ступеням империй и соборов, Небесных сфер и адовых кругов Шли кольчатые звенья иерархий И громоздились Библии камней… ». М. Волошин, «Космос»

Изображение слайда

Слайд 17: IV этап. Классическая наука Нового времени ( XVI - XVII в. в.)

Ян Матейко. «Астроном Коперник, или Разговор с Богом» (1872)

Изображение слайда

Слайд 18: Социокультурные предпосылки становления новоевропейской классической науки

Освобождение научной мысли от влияния церкви (Эпоха Возрождения) Буржуазные революции (Нидерланды, Англия); развитие промышленности; зарождение капитализма Рост городов и появление новой системы ценностей городской культуры свободных ремесленников Расширение торговли, развитие мореплавания, Великие географические открытия (XV-XVII века) Возрастание интереса к познанию природы

Изображение слайда

Слайд 19: Коперниканская революция – смена парадигмы модели мироздания

Появление гелиоцентрической модели Н. Коперника И. Кеплер формулирует законы движения планет Г. Галилей экспериментально обосновал гелиоцентрическую теорию И. Ньютон предложил универсальную математическую концепцию архитектуры мироздания

Изображение слайда

Слайд 20: Особенности классической науки Нового времени

Вера в разум человека В познавательном процессе центральное место занимает субъект познания Эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт) Бурное развитие естествознания (экспериментально-математическое естествознание) Отделение философии от методологии; формируются новые методы и формы познания

Изображение слайда

Слайд 21

« Исчисленный Лапласом и Ньютоном, Мир стал тончайшим синтезом колес, Эллипсов, сфер, парабол – механизмом, Себя заведшим раз и навсегда По принципам закона сохраненья Материи и Силы… ». М. Волошин, «Космос»

Изображение слайда

Слайд 22: V этап. Неклассическая наука – кризис классической рациональности ( XIX - 60-е г. XX в. в.)

Эволюционная теория Ч. Дарвина Гипотеза Большого взрыва Принцип неопределенности В. Гейзенберга Теория относительности А. Эйнштейна

Изображение слайда

Слайд 23: Познаваем ли мир? Можно ли достичь истины?

Изображение слайда

Слайд 24: Особенности неклассической науки

Релятивизм (относительность) Эволюционный подход Начало постижения мира саморегулирующихся систем Отсутствие универсального научного метода Сближение субъекта и объекта познания

Изображение слайда

Слайд 25

« Но неуемный разум разложил И этот мир, построенный на ощупь Вникающим и мерящим перстом. Все относительно: и бред, и знанье. Срок жизни истин: двадцать – тридцать лет… … Мы ищем лишь удобства вычислений, А в сущности, не знаем ничего: Ни емкости, ни смысла тяготенья, Ни масс планет, ни формы их орбит… ». М. Волошин, «Космос»

Изображение слайда

Слайд 26: VI этап. Постнеклассическая наука (с 70-х г. XX в.)

Диалектика Синергетика

Изображение слайда

Слайд 27: Особенности постнеклассической науки

Междисциплинарность Сближение естественнонаучных и гуманитарных дисциплин Слияние субъекта и объекта познания Принцип коэволюции (совместной эволюции элементов и систем внутри целого) Синергетика и принцип самоорганизации

Изображение слайда

Слайд 28

« Мы, возводя соборы космогоний, Не внешний в них отображаем мир, А только грани нашего незнанья. … Нет выхода из лабиринта знанья, И человек не станет никогда Иным, чем то, во что он страстно верит ». М. Волошин, «Космос»

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Основные этапы развития науки: от древневосточной преднауки к СИНЕРГЕТИКЕ

Спасибо за внимание!

Изображение слайда

Похожие презентации