Слайд 3: Особенности средневековой философии
1. Теоцентризм как фундаментальная мировоззренческая установка. Источником всякого бытия является Бог. 2. Креационизм. Бог создал мир (космос) из ничего. 3. Религиозный характер (монотеизм). Опора в философствовании на религиозную веру и Священное Писание ( ревеляционизм ). 4. Персонализм. Человек, созданный по образу и подобию Бога, обладает свободой воли, свободой выбора своего будущего. 5. Провиденциализм. Бог управляет созданным им миром с учетом свободы воли человека. 6. Эсхатологизм. История этого мира имеет свое завершение
1. европейская христианская философия; 2. арабо-мусульманская философия; 3. еврейская средневековая философия
Слайд 5
Авторитет Священного Писания. Главным достоинством философского текста признается не оригинальность и новизна идей, а соответствие тем истинам, которые заложены в Священном Писании и которое рассматривается как Откровение самого Бога
Слайд 6
Европейская христианская философия 1 этап - патристика ( II - VIII вв.) От греч. π άτέρ, (лат. pater ) – отец. Философия, создаваемая святыми отцами христианской церкви. Патристика – это синтез христианской веры и античной философской учености
Слайд 7: ПАТРИСТИКА
Патристика делится на: 1. западную, создавалась на латинском языке и была распространена в на Западе Римского мира – затем переходит в западноевропейскую католическую схоластику 2. восточную, создавалась на греческом языке и была распространена в восточных областях Римской империи – затем получит свое развитие в философии Византийской империи. После принятия от Византии христианства Русью составит основу древнерусской философии
Слайд 8: Западная патристика
Тертуллиан Амвросий Медиоланский Иероним Стридонский Аврелий Августин (Августин Блаженный)
Слайд 9: Восточная патристика
Григорий Богослов Василий Великий Иоанн Златоуст Дионисий Ареопагит Иоанн Дамаскин
Слайд 10
Для патристики Библия это Откровение мудрости, а философия - необходимый инструмент познания содержащихся в Библии истин. Самая главная истина - обрести путь спасения
Слайд 11
Аврелий Августин (Августин Блаженный) (354-430 ) Философским образом изложил креационистскую концепцию творения мира «из ничего »
Слайд 12
Основные идеи: - Абсолютный Бог, который никем и ничем не обусловлен и неограничен ни временем, ни пространством творит и время и вместе с ним мир. Он есть источник бытия любого ограниченного бытия во времени и пространства. Бог творит по его свободной «из ничего» и материю, и формы сразу и одновременно. В мире заложены все возможности, которые со временем реализуются и актуализируются. Бог постоянно творит и управляет миром. Цикличное понимание истории Августином отвергалось как нелепое с точки зрения христианства и явления Христа (Логоса) – Сына Бога. - Душа человека оживляет тело, он обладает волей, разумом и чувствами. Вера предшествует любому познанию и пониманию. - Мудрость – это знание вещей божественных, знание может относиться и к миру человеческому и миру природы. - Зло – это отсутствие блага
Слайд 13
Центральное место христианской этики Аврелия Августина – понятие греха Грех есть следствие обращенности воли человека ко злу, которое начинается с гордыни и самомнения. Воля Бога направлена на спасение человека, но если человек отвергает любовь Бога к нему и вместо любви к Богу устанавливает любовь к себе, то в таком случае порождается зло и грех, и такого человека ждет погибель
Слайд 14: СХОЛАСТИКА
Схоластика - (от лат. Schola – школа) - «школьная философия», господствовавшая в университетах. Основная задача схоластики – обоснование, защита и систематизация религиозных догматов логическим путем. Получила прозвище: «Философия – служанка богословия »
Слайд 16: Отличительные черты :
о торванность от реальности замкнутость консерватизм схематичность назидательность полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, догматизм
Слайд 17: Этапы развития :
Ранняя схоластика ( IX-XII вв ); Средняя схоластика (XIII в. – золотой век схоластики ); Поздняя схоластика ( XIV-XV вв.)
Слайд 18: Знание схоласты подразделяли на два вида:
1.Сверхъестественное, даваемое в откровении (то, что имел в виду Бог, закладывая мысль в Библию ); 2.Естественное, отыскиваемое человеческим разумом (то, что сумел человек понять из текста Библии)
Слайд 19
РЕАЛИЗМ – подлинно существующими считаются не сами вещи, а их общие понятия – универсалии НОМИНАЛИЗМ реально существуют только конкретные вещи, а общие понятия (универсалии) – воспринимаются как имена вещей
Слайд 20
Крупнейший представитель «золотого века» схоластики – Фома Аквинский (THOMAS AQUINAS) (1225 – 1274 )
Слайд 21: 5 доказательств бытия Бога :
Вечный перводвигатель – БОГ; Первопричина мира – БОГ ; Н еобходимость – БОГ ; Наивысшее качество (совершенство) – БОГ ; Разумное начало, направляющее все к цели и придающее смысл всему – БОГ
Слайд 23: Четыре типа законов
1) вечный (это божественное провидение; Бог создал мир с определенной целью); 2) естественный (порожден разумом людей и выступает в виде общих принципов, лежащих в основе принятых обычаев (не делай того, чего не хочешь, чтобы делали тебе. Воспитывай детей и т.п.). 3) человеческий (позитивный, признается людьми по их воле. Его предназначение - силой страха принуждать людей избегать зла и достигать благодетелей. В отличие от закона естественного, человеческий закон - это императив, т.е. строгое предписание). 4) божественный (часть вечного закона - Божественный закон содержится в Библии и видениях Святых )
Слайд 24: ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ФОМЫ АКВИНСКОГО :
даны пять доказательств бытия Бога ; систематизирована схоластика; закреплено разделение эссенции (сущности) и экзистенции (существования ); вычленены сферы бытия, которые можно познать только через откровение
Слайд 26: Центры философской мысли Востока в средние века: Арабский халифат, Иран, Сирия
Слайд 27: Развитие научных знаний в странах Арабского Востока
Моххамед аль-Хорезми (Иран) - трактат об арабских числах; алгебра как самостоятельная наука. Аль- Газен (Басра) –оптика, строение глаза. Аль-Каши (Самарканд) – десятичные дроби. Аль-Бируни – длина окружности Земли, определение долготы, вращение Земли вокруг Солнца, тригнометрические функции. Аль- Фараби – классификация наук; математика – алджабар Аль- Фазари – обсерватория в Багдаде, моделирование движения небесных тел, определения координат светил. Аль- Идриси – география, средневековые карты
Слайд 28: АЛЬ-КИНДИ (800-879)
Абу-Юсуф Якуб бну-Исхак аль- Кинди – основоположник арабской философии Переводил с греческого труды Аристотеля, Птолемея, Эвклида. Математика – путь к философии Философия - наука о бытие, материи, движении, времени и душе. Божественная мудрость бесконечна и непознаваема. Мир создан Богом Материя – основа всех вещей. Рационализм и дуализм.
Слайд 29: Аль- Фараби (870-950)
Абу Наср Аль- Фараби родился в городе Фараб, учился и жил в Самарканде и Бухаре. Разум представляет собой чистую возможность. Добродетели приобретаются человеком в процессе его жизни. Трактат Аристотеля "О душе" - "Я прочел этот трактат двести раз». Аль- Фараби развил учение о " добродетельном городе ", во главе которого стоит философ, передающий своим согражданам истины философии. Счастье человеку помогает понять философия, оно в разумном познании. Познание включает чувственное и разумное (пассивное и деятельное)
Слайд 30: Ибн-Сина (Авиценна) 980-1037
Был универсальным ученым, написал свыше 400 трудов во многих областях науки (дошло только 274 сочинения) Его главный труд – « Канон медицины ». Необходимо-Сущее бытие - Бог – это не только предельная причина всех других сущих, но и личность в соответствии с теистическим миропониманием ислама. Оно «доброе», «чистое», «чистый разум», «чистая истина». Возможно-Сущее — это природа и материальный мир. Эти два бытия всегда пребывают во взаимосвязи природы и духа. Дух вечен, значит и природа вечна. Мир познаваем силами наук (логики, математики, физики). То, что возвышает человека над животными – активная способность, управляемая практическим поведением человека и познавательная способность, управляемая интеллектуальным поведением
Слайд 31: Омар Хайям (1048—1131)
Родился в г. Нишапур, великий иранский ученый, философ, поэт- автор всемирно известных четверостиший ( рубай ). В качестве ученого больше всего сделал в математике ( теория и классификация кубических уравнений) Философия Хайяма близка к натурализму, материализму, а также суфизму
Слайд 32: Ибн-Рушд (Аверроэс) 1126-1198
– материализм, естествознание, материя вечна, Бог – гармония и порядок, мир живого един. Душа смертна, разум бессмертен ( аристотелизм ). Учение о двух истинах.
Слайд 33: Еврейская философия в средние века
Развивается параллельно с христианской и исламской, исходными точками для нее являются иудаизм, а также неоплатонизм и аристотелизм. Средневековая еврейская философия получила бурное развитие в начале X в. на фоне культурного возрождения на мусульманском Востоке и продолжала развиваться в странах ислама. Моше бен Маймон ( Маймонид ) крупнейший философ этой эпохи, стремиля соединить Тору и «истинную науку» - учение Аристотеля
Слайд 34: Историческая ситуация в Европе 15-16 вв
- Формирование национальных государств и абсолютных монархий в Европе; Расширение исторических, географических и космографических представлений о человеке и Вселенной; Открытие в ходе крестовых походов Востока и Колумбом – Нового Света; - Глубокие социальные потрясения и религиозные войны в Германии, Франции, Испании
Слайд 35: Эпоха Возрождения
Периодизация эпохи: Проторенессанс : XIII век – «двухсотые», 1200-е Ранее Возрождение : XIV – «трехсотые», 1300-е Высокое Возрождение : XV – четырехсотые», 1400-е Позднее Возрождени е: XVI – «пятисотые», 1500-е Эпоха Возрождения
Слайд 36
Понятие Значение Гуманизм Признание ценности человеческой личности, ее права на свободу, счастье Антиклерикализм Течение, направленное против привилегий церкви и духовенства Антропоцентризм Человек – природное существо и высшая цель мироздания Пантеизм Отождествление Бога с природой Утопия Идеальная модель будущего общества (дословно «место, которого нет») Реформация Религиозное движение в Европе 16-17 в.в., направленное против духовного вырождения католической церкви Натурфилософия Философия природы
Слайд 37: Философия Возрождения
Типологические черты Утверждение пантеизма в качестве господствующего мировоззрения Открытие человеческой индивидуальности Эстетический характер антропоцентризма
Слайд 38: Философия Эпохи Возрождения
Гуманизм и натурфилософия эпохи Возрождения. Социально-политические взгляды Возрождения. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. Социально-политические концепции Нового времени
Слайд 51: Термин « Возрождение » был впервые использован итальянским художником и архитектором Джорджо Вазари в книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» в 1550 году
Слайд 52: На философию оказало влияние :
развитие естествознания великие географические открытия развития нового буржуазного способа производства, зачатки которого начали формироваться в XIV — XVI вв. в городах западной Европы
Слайд 53: Характерные черты :
индивидуализм и субъективизм стали основаниями культуры Возрождения; гуманизм как новое мировоззрение, этика, социальный идеал и научный метод; антицерковная и антисхоластическая направленность, секуляризация общественной жизни; жизнеутверждающий характер и оптимизм; история утрачивает свой священный смысл и становится практическим делом реальных людей; возрождение античного культурного наследия; создание новой пантеистической картины мира; титанизм создает не только великих героев, но и антигероев
Слайд 54
Гуманизм (человек, человеческое) – признание ценности человека как личности, где блага человека – высший и окончательный критерий
Слайд 55
Антропоцентризм – философский мировоззренческий принцип, содержанием которого является понимание мира в связи с включенностью в него человека как сознательного, деятельного существа
Слайд 56
Пантеизм (пан – все, теизм – божественный) – тождество природы и Бога, который растворен в мире, в любых вещах. Здесь имеются элементы материализма, частичный отход от ортодоксального теизма
Слайд 57: Основные направления философии Возрождения:
гуманистическое; неоплатоническое; натурфилософское; реформационное; политическое; социалистическо-утопическое.
Слайд 58
Родоначальником гуманизма считается Франческо Петрарка (1304-1374) «О невежестве собственном и многих других», «Книга песен», «О презрении к миру»; отвергает схоластическую ученость; предлагает новый подход к оценке античного наследия: стремиться не только подняться до высот античной культуры, но и превзойти ее; подлинная философия должна стать наукой о человеке; заложил основы личностного самосознания Возрождения
Слайд 59: Наиболее известные философы - гуманисты
Данте Алигьери (1265-1321) «Божественная комедия», «Новая жизнь»; Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) «Речь о достоинстве человека»; Лоренцо Валла (1507-1557) «О наслаждении как истинном благе»; Эразм Роттердамский (1466-1536) «Похвала глупости»; Мишель Монтень (1533-1592) «Опыты »
Слайд 60: Основные черты натурфилософии:
обоснование материалистического взгляда на мир; стремление отделить философию от теологии ; формирование научного мировоззрения ; выдвижение новой картины мира ; утверждение, что мир познаваем ; г лавенствует наука, которая пытается изменить мир
Слайд 61: Бертран Рассел, философ, математик, лауреат «Нобелевской премии» в области литературы в своем труде «История западной философии» дал отличие авторитета науки от авторитета церковной догмы:
авторитет науки по своему характеру является интеллектуальным, а не правительственным; никакие кары не обрушиваются на головы тех, кто отвергает авторитет науки; никакие соображения выгоды не влияют на тех, кто его принимает; авторитет наука завоевывает исключительно призывом к разуму; авторитет науки как бы соткан из частичек и кусков, а не цельной системы – как церковная догма; если церковный авторитет провозглашает свои суждения абсолютно верными и неизменными во веки веков, то суждения науки являются опытными, делаются на основе вероятностного подхода и признаются относительными
Слайд 62: Представители натурфилософии эпохи Возрождения:
Леонардо да Винчи (1452-1519) «Книга о живописи», «Об истинной и ложной науке»; Николай Кузанский (1401-1464) «Об ученом незнании», «О предположениях» и др.; Николай Коперник (1473-1543) «Об обращении небесных сфер»; Джордано Бруно (1548-1600) «О природе, начале и едином», «О бесконечности Вселенной и мирах» и др.; Галилео Галилей (1564-1642) «Звездный вестник», «Диалог о двух главных системах мира» и др.
Слайд 63: Николай Коперник совершил переворот в естествознании, разработав гелиоцентрическую систему мира
Солнце является центром мироздания, что опровергало геоцентрическую систему мира Птолемея; Земля имеет двойное движение: суточное вращение и годовое круговое вращение вокруг Солнца; Космос бесконечен и все космические тела движутся по собственной траектории; Процессы в космосе объяснимы с точки зрения природы и лишены « священного » смысла
Слайд 64: Джордано Бруно
Солнце центр Вселенной по отношению к Земле, но не центр Вселенной; Вселенная не имеет центра и бесконечна; Звезды подобны Солнцу и имеют свои планетные системы; Все небесные тела обладают свойством движения; Выдвинул гипотезу о том, что во Вселенной мы не одиноки и могут быть разумные существа; Не существует Бога отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог – одно целое
Слайд 65: Галилео Галилей - один из основателей современной экспериментальной науки. Впервые показал как важен инструментарий для развития науки
ввел метод наблюдения, выдвижения гипотезы и их опытной проверке на практике; открыл значение ускорения в динамике; установил закон падения тел ; изучая полет снарядов, установил принцип параллелограмма; отстаивал гелиоцентрическую систему мира ; изобрел телескоп и обнаружил ряд важных явлений: пятна на Солнце, горы на Луне, Млечный путь состоит из множества отдельных звезд, наблюдал фазы Венеры, открыл спутники Юпитера
Слайд 66: Социально-политическим концепциям Возрождения относятся реформация, политическая философия Н. Макиавелли, социалистическо-утопическое направление
Реформация послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и католицизма. Политическая философия Никколо Макиавелли исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы. Социалистическо-утопическое направление основное внимание сосредоточило на разработке проектов идеального государства, где восторжествовала социальная справедливость, основанная на общественной собственности
Слайд 67: Основоположником Реформации был Мартин Лютер, который 31 октября 1517 г. прибил 95 тезисов против индульгенций
общение между Богом и верующими должно происходить напрямую, без участия католической Церкви; церковь должна стать демократичной, а обряды понятными людям; требовал уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского; должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти; освободить культуру и образование от засилья католических догм; необходимо отменить индульгенции
Слайд 68: Основные идеи политической философии Никколо Макиавелли (1469-1527):
человек изначально обладает злой природой ; движущими мотивами поступков становятся эгоизм и стремление к личной выгоде; для обуздания низменной натуры человека создается особая организация – государство ; на основании опыта истории и современных ему событий раскрывает как завоевывается власть, как она удерживается и теряется; правитель должен быть « хитрым как лис, свирепым как лев »; ни в коем случае правитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей; центральное место также занимает в его учении идея « фортуны » (судьбы), которая благоволит молодым и богатым; в борьбе за политическую власть, и в особенности за освобождение родины от посягательств иностранного владычества, допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные
Слайд 69: Социалистическо-утопическое направление Томас Мор и Томазо Кампанелла:
Т. Мор «Утопия»: Не существует частной собственности; Всеобщая 6-часовая трудовая мобилизация; Действует принцип: «От каждого по способностям, каждому по труду»; Первичной ячейкой общества является «трудовая семья» Мужчины и женщины имеют равные права Т.Кампанелла «Город Солнца»: Отсутствует частная собственность; все участвуют в трудовом процессе; труд совмещается с одновременным обучением; жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей; дети живут отдельно от родителей и воспитываются в специальных школах; во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель – Метафизик
Слайд 70: Семинар «Смысл жизни»
1. Что такое смысл жизни? Что может входить в это понимание? 2. Идеалы смысла жизни: религиозный идеал ; атеистический идеал. 3. Смысл жизни в русской философии. 4. Смысл жизни в восточной философии: - буддизм, - индуизм, - китайская философия 5. Смысл жизни в западной философии
Слайд 71: Ряд высказываний о смысле жизни :
Смысл жизни – в получении максимума удовольствия… Смысл жизни – в достижении максимума счастья… Смысл жизни – в подготовке к жизни в потустороннем мире… Смысл жизни – в обеспечении условий своего существования… Смысл жизни – в служении людям… Понятие смысла по отношению к жизни человека неприменимо: «Абсурдно, что мы рождаемся, абсурдно, что мы умираем»
Последний слайд презентации: СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ: Литература:
Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1994. Франк С.Л. Смысл жизни // Духовные основы общества. М., 1992 Трубников Н.Н. О смысле жизни и смерти. М., 1996 Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М. 1984 Малахов В.А. Смысл жизни и нравственное отношение человека к миру. М. 1986 Фролов И.Т. О смысле жизни, о смерти и бессмертии человека. М., 1985 А. Камю. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде Книга Премудрости Соломона. Книга Экклезиаста