Первый слайд презентации: Основные факторы формирования и развития личности. Социализация личности. Социальные роли и личность
СХТ
Слайд 2: Личность
Личность (с латинского персона, маска, личина) – целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и субъект социальных отношений.
Слайд 3: Понятие индивида и личности
Индивид понятие скорее биологическое, чем социальное Личность понятие скорее социальное, чем биологическое Индивид это единичное, природное существо, продукт длительной эволюции, представитель рода Homo Sapiens, обладающий индивидуальностью, т.е. в определенным набором, комбинацией психических хараетеристик. Личность это представитель общества, это индивид, вклю-ченный в систему обществен-ных отношений, но имеющий определенную независимость от социума. Это продукт социально обусловленного индивидуального развития, обладающий определенными социальными характеристиками
Слайд 4: Модальная личность
Модальная личность – наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом. В каждом обществе есть такие личности, которые воплощают средние общепринятые черты, т.е. базисный тип личности, соответствующий данной культуре.
Слайд 5: Основные факторы формирования личности
1. Генетический фактор : а) физические особенности (раса, лицо, телосложение) - это то, что составляет физическое сложение. Все зависит от оценки окружающих и энергетики. б) способности и пристрастия к определенному виду деятельности у каждого человека складываются с детства (реакция, быстрота, переработка информации). в) темперамент не формируется, он дан природой. г) архетипы – национальные особенности (одинаковое отношение к матери, к герою) д) отношение к другим людям – экстраверты и интроверты
Слайд 6: Основные факторы формирования личности
Существует три уровня (по З.Фрейду) Важно выявить уровень этой энергии Super Ego Ego (Я) - подсознание Id ( бессознательное )
Слайд 7: Основные факторы формирования личности
2. Физическая среда (индивид отходит на второй план). Согласно теории А.Тойнби вызов как стимул, в нем должно быть и благо и зло. Среда вынуждает действовать и принимать решение на основе прошло опыта. Все цивилизации возникли там, где был вызов - стимул. Когда стимул начинает угнетать, цивилизации начинают деградировать. Вызов должен быть оптимальным.
Слайд 8: Основные факторы формирования личности
3. Культура формирует личность, стремится делать людей одинаковыми, подчеркивает коллективную сторону личности.
Слайд 9: Основные факторы формирования личности
4.Влияние социальной среды. Социализация – процесс, посредством которого индивид усваивает нормы своей группы, таким образом, что формируется его “Я”. Усваивание места и роли (позиционирование). В основе всей социализации лежит обучение:
Слайд 10: Социализация
5. Человеческий фактор опыта. Опыт заключается в цепочке переживаемых событий. Опыт играет наибольшую роль, так как несколько событий в определенном направлении могут сделать человека другим, не только против социализации, но даже против генетики личности. Опыт играет большую значимость в формировании личности.
Слайд 11: Этапы социализации
3. Зеркальное « Я» по Чарльзу Кули Личность есть продукт социальных взаимодействий – интеракций – концепция зеркального « Я». Представление человека о себе (т.е. структура личнос-ти по Ч. Кули) формируются в процессе взаимодействия с другими людьми. Человек формируется медленно, из множества мелких деталей, постоянно присутствует ориентация на других. Каждый человек строит свое « Я», основываясь на вос-принятых реакциях людей, с которыми он вступает в кон-такт. Через человеческие оценки каждый из нас устанав-ливает, умный он или глупый, красивый или нет. Человеческое « Я», открывающееся через реакции других получило название зеркальное « Я» Ч. Кули.
Слайд 12: Три стадии построения зеркального « Я»
1. Представление о том, как другие видят меня. 2. Представление о том, как другие оценивают меня 3. Ощущение «Я» как ответ на представления и оценки меня.
Слайд 13: Этапы социализации
Формирование личности по Джорджу Миду Теория “символического интеракционизма” Центральное понятие межиндивидуальное взаимодействие. Человек не рождается сразу личностью, а становится ею в процессе общения, благодаря языковой среде и обмену символами и жестами. В основе теории - идея проигрывания ролей других людей, принятие роли другого через жест (стимул).
Слайд 14: Формирование личности по Джорджу Миду
Структура сформировавшейся личности:
Слайд 15: Формирование личности по Джорджу Миду
1.Стадия имитации (подражание) – до 1,5-2г. 2. Игровая стадия (ролевые игры) – до 7 лет. 3. Стадия коллективных игр. – до юности Через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других в сознании личности формируется «обобщенный другой». Повторяя принимаемую роль «обобщенного другого», индивид формирует свою концепцию «Я».
Слайд 16: Гофман, “ Теория драматизма”
Теория драматизма заключается в том, что каждый надевает маску, которая скрывает истинное “Я”. Появление большого количества масок. Сложно выявить истинную сущность роли. Появляется авторитарная личность, которая не может освоить роли других людей. Характерна косность, неприятие никаких изменений. Потребность в авторитетах, диктаторах. Сторонники жесткого контроля, санкций и наказаний. Символически не могут проигрывать чужие роли.
Слайд 17: Социализация
В основе всей социализации лежит обучение: Первичная социализация – социализация в первичных группах, где обращают внимание на личные качества людей (человек становится замкнутым или раскрытым). Вторичная социализация – изменения в институциональном плане, рациональная сторона становится на первое место (организация, школа, вуз).
Последний слайд презентации: Основные факторы формирования и развития личности. Социализация личности
Задание: 1) Дайте определение личности 2 ) Назовите условия формирования личности 3) Что такое модальная личность ? 4) Чем понятие « индивидуальность » отличается от понятия » личность » ?