Первый слайд презентации: Песнь о Роланде
Слайд 2
«Песнь о Роланде» – одно из первых произведений на французском языке, записанное в Англии в XII веке и широко известное по всей Европе. « Песнь о Роланде» – самая знаменитая из поэм французского средневековья». Нас этот памятник письменности влечет тем, что с его помощью мы сможем рассмотреть главные свойства средневекового мышления и сознания; сможем увидеть условия появления новой культуры и литературы в частности.
Слайд 3: Формы средневековой литературы
1) на латыни, хранительнице античности, велось богослужение, создавались новые произведения; 2 ) на фольклорной основе создавались национальные литературы западноевропейских народов, литература средневековья представляет доавторскую стадию литературного развития, и главным жанром был народно-героический эпос ; 3 ) наряду с эпосом формируется жанровая система средневековой литературы, ее основу составляли религиозные поучения, описания жития святых, исторические хроники, философские и религиозные трактаты, описания животных, растений, минералов (прообраз научной литературы).
Слайд 4: Литературные памятники средневековья
Раннее средневековье Расцвет средневековья Позднее средневековье Эпос (устная форма) ß Ирландские саги Литература (устная и письменная формы) ß «Песнь о Нибелунгах », «Песнь о Роланде» Лирика, рыцарские романы (письменная форма) ß «Тристан и Изольда»
Слайд 5
Как можно объяснить тот факт, что «Песнь о Роланде» доходит до нас в рукописях XII века, а мы относим это произведение к раннему средневековью? Чтение статьи В. И. Коровина «Песнь о Роланде» и предисловия Н. Томашевского «Песнь о Роланде» в учебнике (с. 46–48) с последующим обсуждением. Выполнения задания 1 из раздела «Размышляем о прочитанном» (с. 59). Словарная работа. Что означает термин «эпос»?
Слайд 6: Эпос -
с древнегреческого «слово», «повествование»: род литературы, выделяемый наряду с лирикой и драмой, повествование, в котором обязательно есть повествователь; жанр (в более узком и специфическом смысле), героический эпос. Народно-героический эпос возник на основе мифологических традиций и богатырской сказки.
Слайд 7: Особенности эпоса
славное историческое прошлое какого-либо народа; реальное историческое событие, изображенное так, чтобы возвеличить события, время, героев ; обычно борьба племен или народов ; герой – воин, в котором воплощены лучшие черты народного характера; стиль величавый, торжественный, соответствующий величию народного характера
Слайд 8: Возникновение
«Песнь о Роланде» – ярчайший памятник эпохи Каролингов, сформировавшийся в рыцарской среде, отражающий идею построения всемирной христианской империи. Складывалась на протяжении IX–XII веков. Время возникновения поэмы, ее происхождение, возможное авторство – вопросы, которые до сих пор вызывают разногласия. Возможно, что до письменного варианта «Песнь о Роланде» существовала в устной форме. Автор «Песни» неизвестен. Возможно, что это некий Турольд, нормандец по происхождению, живший в Англии во второй половине XII века, но о нем ничего не известно, авторство не доказано. « Песнь о Роланде» – один из множества существовавших вариантов поэмы. Наибольшую популярность этот эпос приобрел в эпоху крестовых походов. Но в XV веке с наступлением Возрождения «Песнь о Роланде» постепенно забыли. И лишь в начале XIX века, в эпоху романтизма, о ней вспомнили вновь. Франциск Мишель, нашедший рукопись, опубликовал ее, «Песнь» снова оказалась близкой народу, ее создавшему. С тех пор «Песнь о Роланде» стала настоящим национальным эпосом Франции.
Слайд 9: Сопоставление исторической реальности и поэтического воплощения
«Песнь о Роланде» – образец героического эпоса, а задача эпоса – показать величие эпохи, событий, героев. Как же создается это величие?
Слайд 10: Сопоставление исторической реальности и поэтического воплощения
Историческая реальность Какому событию посвящена «Песнь»? Описан поход Карла Великого 778 года в Испанию, вмешательство в междоусобную борьбу в Кордовском эмирате Поэтическое воплощение Как говорится об этом событии в поэме? 7 лет войны в Испании
Слайд 11: Сопоставление исторической реальности и поэтического воплощения
Кто был главным противником франков? Арьергард Карла был разбит в Ронсевальском ущелье басками-христианами Как называет поэма врагов франков? Сарацины, нехристи, мавры...
Слайд 12: Сопоставление исторической реальности и поэтического воплощения
Кто в центре повествования? Карл Великий, родился в 742 году, король с 768 года, в 800–814 годах – император. В 778 году ему было 36 лет, всего прожил 72 года. Это значительный возраст для средних веков (средняя продолжительность жизни – 35–40 лет) Каким предстает Карл в поэме? Седовлас, Марсилий думает, что ему 200 лет. Почему так думают о Карле? Карл – зрелый человек, мудрый правитель, он успешен, популярен, любим: «Наш Карл!»
Слайд 13: Сопоставление исторической реальности и поэтического воплощения
Каковы итоги похода в Испанию? Осада Сарагосы не увенчалась успехом, известие об очередном восстании саксов заставило Карла покинуть Испанию. Удалось захватить небольшую приграничную территорию, была образована Испанская марка Как в поэме показывается поражение франков? Карл разгромил сарацинов, крестил мавров и вернулся в Ахен
Слайд 14: Сопоставление исторической реальности и поэтического воплощения
Как зовут главного героя битвы? Эйнхард среди знаменитых рыцарей Карла упоминает Хруодланда, префекта Бретонской марки, который был убит, «как и многие другие». Подробных сведений нет, идут споры о реальности этой личности Почему герою поэмы не оставлено историческое имя? Возможно, Роланд – образ собирательный
Слайд 15: Сопоставление исторической реальности и поэтического воплощения
Исход событий. Военное поражение в Испании Исход событий. Победа франков моральная, в ней торжество христианских идей и справедливости
Слайд 16: Почему в «Песне о Роланде» происходит такая трансформация (изменение) исторической реальности?
Автора «Песни» сложно упрекнуть в незнании. Анналы Карла Великого оставили свидетельство об этих событиях. То, о чем пишет автор, для него цельно и логично. Мы видим в этой трансформации реальности проявление особенностей сознания средневекового человека.
Слайд 17: Черты сознания средневекового человека
коллективное мифологическое сознание; полярность представлений о мире: добро – зло, свой – чужой, Бог – дьявол; религиозность, следование традициям, соблюдение канонов, почитание авторитетов; символизм сознания: каждый жест, слово, вещь наделяются особым значением, смыслом; дуализм, сочетание элементов языческого и христианского сознания.
Слайд 18
1. Литературное произведение живет по своим законам и следует своим целям. С какой целью создавались эпические произведения средневековья? ( Нарисовать идеал народного героя.) 2. Для создания системы образов в «Песне о Роланде» используется принцип парности: Царь Марсилий – король Карл; Бланкандрин – Ганелон ; Балигант – Роланд ; Аэрольт – Оливье; Халиф – Турпен ; Альда – Брамимонда. 3. Как характеризуются мавры и франки? Почему так резко отличаются характеристики этих героев? 4. Какие герои выражают не только христианскую, но и национальную идею? (Король, Роланд.) 5. На что указывает парная система образов? 6. Можем ли мы говорить о преобладании языческого или христианского в сознании средневекового человека? ( Сосуществуют черты и христианского, и языческого сознания.)
Слайд 19: Композиция
На какие части можно поделить «Песнь о Роланде»? Сколько их будет? Можно выделить три части. 1. Переговоры с маврами. 2. Битвы. 3. Возмездие. Композиция строится по принципу симметрии.
Слайд 20: Композиция
Описание двух посольств. Мавры ( Бланкандрин ) – христиане ( Ганелон ) Описание двух сражений. Победное – гибельное Описание возмездия. Мусульманам – Ганелону
Слайд 21: Рефлексия
Какие условия повлияли на формирование сознания средневекового человека? Как в народном эпосе создается образ величия? В чем ценность изучения исторической литературы для современного человека?
Последний слайд презентации: Песнь о Роланде: Вывод
Изучение исторической литературы удовлетворяет не только познавательный интерес современного человека, но обогащает нас традициями наших предшественников, к нашему представлению о мире добавляется иное представление, мы становимся богаче в своем восприятии самих себя, начинаем понимать, кто мы и откуда.