Первый слайд презентации: ПР-110-220. 8ДФ.4Р
Программируемое реле Преобразо-ватель ПР-КП10
Слайд 2
Приборы ( программируемые реле ПР110 хх ) выпускаются в разных исполнениях, отличающихся друг от друга напряжением питания, типом входов и наличием функций часов реального времени. Информация об исполнении указывается в структуре условного обозначения следующим образом:
Слайд 3
Программируемое реле ПР110-220.8ДФ.4Р-Ч. ТУ 4252-004-46526536–2009. Пример сокращенного наименования при заказе: ПР110-220.8ДФ.4Р-Ч. - - программируемое реле модели ПР110 с функциями часов реального времени, работающее при номинальном напряжении питания 110–240 В переменного тока, оснащенное восемью цифровыми входами для сигналов 110/220 В переменного тока и четырьмя дискретными выходами типа электромагнитное реле.
Слайд 4: Схема подключения
Номер контакта Назначение Номер контакта Назначение 1 Напряжение питания 0 В 13 Выход Q1 (Q1A) 2 Напряжение питания 24 В 14 Не используется 3 Вход 1 ( I1) 15 Выход Q1 (Q1B) 4 Общий «минус» БП ( S/S) 16 Выход Q2 (Q2A) 5 Вход 2 ( I2) 17 Не используется 6 Вход 3 ( I3) 18 Выход Q2 (Q2B) 7 Вход 4 ( I4) 19 Выход Q3 (Q3A) 8 Вход 5 ( I5) 20 Не используется 9 Вход 6 ( I6) 21 Выход Q3 (Q3B) 10 Вход 7 ( I7) 22 Выход Q4 (Q4A) 11 Общий «минус» БП ( S/S) 23 Не используется 12 Вход 8 ( I8) 24 Выход Q4 (Q4B)
Слайд 5: Примеры использования
Автоматическое управление освещением в жилых и нежилых помещениях. Включение света по внешней команде, выключение света через заданный промежуток времени или по внешней команде.
Слайд 6
Управление автоматическим шлагбаумом. Открывание шлагбаума по команде, отслеживание положения автомобиля, автоматическое закрытие шлагбаума, аварийная остановка шлагбаума.
Слайд 7
Управление одним или несколькими насосами для поддержания заданного уровня в резервуаре. Ручное или автоматическое включение/выключение основного и резервного насоса, аварийное отключение насосов с сигнализацией.
Слайд 8
Управление автоматическими воротами. Открывание ворот по команде, отслеживание положения объекта, автоматическое закрытие ворот, аварийная остановка закрытия.
Слайд 10: Програмирование с помощью OWEN LOGIC
OWEN Logic (ПО ПК) – специализированная среда программирования прибора на основе визуального языка графических диаграмм FBD (Function Block Diagram).
Слайд 11: Аббревиатуры и термины
ОWEN Logic – разработанная компанией ПО ОВЕН среда программирования. Логический сигнал – дискретная физическая величина (напряжение или ток), принимающая только два значения: включено – соответствует логической «1» (лог. «1»), и отключено – логическому «0» (лог. «0»). Макрос – функциональный блок, разработанный пользователем. Холст – поле для размещения экземпляров графических компонентов проекта и редактирования соединительных цепей между ними. Цикл – время выполнения ПР заданной коммутационной программы (зависит от количества выполняемых операций в программных цепях). Уставка – заданное значение параметра функционального блока (установленный режим). Коммутационная программа («управляющая программа», «проект») -коммутационная программа, созданная пользователем в среде программирования программы OWEN Logic для последующей записи в ПР.
Слайд 12: Назначение
Программное обеспечение OWEN Logic – среда программирования, предназначенная для создания алгоритмов работы приборов, относящихся к классу «программируемых реле». Эти приборы применяются для построения автоматизированных систем управления, а также для замены релейных систем защиты и контроля. При использовании ПР требуется меньше переключающих устройств для решения ряда задач малой автоматизации, что снижает затраты на проектирование и изготовление систем, а также повышает их надежность. Перечень приборов, для программирования которых может использоваться программа, доступен на сайте www.owen.ru.
Слайд 13
Программное обеспечение OWEN Logic позволяет пользователю разработать коммутационную программу по собственному алгоритму с последующей записью ее в энергонезависимую память прибора. Одновременно среда программирования может работать только с одним проектом. При создании проекта не требуется подключения ПР. Разработка коммутационной программы в среде программирования ведется с помощью графического языка программирования FBD. Последовательность операций при разработке проекта следующая: 1) установка среды программирования OWEN Logic на ПК; 2) запуск среды программирования; 3) создание нового проекта (для конкретной модели ПР) или открытие существующего проекта для редактирования; 4) сохранение проекта на жестком диске ПК; 5) отладка проекта в режиме симуляции; 6) загрузка проекта в ПР.
Слайд 14: Установка
Для установки на компьютер программы OWEN Logic следует запустить файл Setup OWEN Logic.exe (размещен на компакт-диске преобразователя ПР-КП10) и следовать инструкциям, появляющимся на экране. После успешной установки на рабочем столе появится ярлык OWEN Logic Ярлык программы
Слайд 15: Запуск
Для запуска программы ОWEN Logic следует выбрать команду « Пуск Программы OWEN OWEN Logic OWEN Logic » или дважды щелкнуть левой кнопкой мыши на соответствующей иконке рабочего стола.
Слайд 16: Настройка связи с ПР
Для настройки связи с ПР сначала выполняется подключение его к ПК через любой свободный СОМ-порт. Для соединения используется кабель программирования, входящий в комплект поставки преобразователя ПР-КП10.
Слайд 17: Графический интерфейс
После запуска ПО OWEN Logic на мониторе открывается Главное окно программы.
Слайд 18: Графический интерфейс
Главное окно программы включает: – заголовок окна (верхняя строка) – после создания проекта в заголовке автоматически выводится информация об имени файла проекта и его месте размещения на ПК; – главное меню программы: Файл, Вид, Прибор, Сервис, Помощь; – панели инструментов для быстрого вызова часто используемых действий
Слайд 19
Кнопка панели инструментов Команда главного меню Название и описание действий Файл | Новый Новый – открывает новый проект. Текущий проект при этом закрывается Файл | Открыть Открыть – открывает на редактирование ранее созданный и сохраненный проект Файл | C охранить Сохранить – сохраняет текущий проект в файле (кнопка не активна, пока проект не создан). При первоначальном сохранении вызывает окно для присвоения имени файлу Файл | C охранить как… Сохранить как … – вызывает окно для присвоения нового имени файлу при его сохранении Файл | Записать программу в прибор Записать программу в прибор – вызывает запись созданного проекта в ПР Файл | Информация Информация – вызывает информационное окно с версией программного обеспечения в ПР и целевом назначении проекта (модели ПР, для которой разработан проект)
Слайд 20
Кнопка панели инструментов Команда главного меню Название и описание действий Вид | Сетка Сетка – вызывает отображение разметочной сетки на холсте (в зоне размещения схемы проекта) Режим симулятора – запуск режима моделирования работы коммутационной программы Уменьшение масштаба – изменяет масштаб рабочего поля схемы проекта Оригинальный размер – возвращает к масштабу рабочего поля схемы проекта, установленному по умолчанию Увеличить масштаб – изменяет масштаб рабочего поля схемы проекта Масштаб рабочей зоны (холста) при отображении схемы проекта Вид | Переименовать компоненты Переименовать компоненты – изменяет нумерацию функциональных блоков, расположенных в рабочей зоне проекта.
Слайд 21
Кнопка панели инструментов Команда главного меню Название и описание действий Блок комментариев – обеспечивает добавление комментарий на схему проекта Создание выходной переменной – обеспечивает удобство выполнения связей на схеме (без указания соединительной линии) Создание входной переменной – обеспечивает удобство выполнения связей на схеме (без указания соединительной линии) Создание блока константы – обеспечивает удобство задания фиксированных числовых значений (пороговых или уставок ) для ФБ, работающих с целочисленными значениями Создание входной сетевой переменной – создание переменной, значение которой задается по сети. Создание выходной сетевой переменной – создание переменной, значение которой считывается по сети. Создание блока записи в ФБ – обеспечивает подачу значений
Слайд 22
Кнопка панели инструментов Команда главного меню Название и описание действий переменной на вход ФБ, при этом на схеме может не отображаться соединительная линия цепи передачи сигнала Преобразователь в булевское значение – преобразовывает целочисленное значение сигнала в булевское Преобразователь в целочисленное значение – преобразовывает булевское значение сигнала в целочисленное – вкладки «Библиотека компонентов» и «Свойства» (до открытия проекта в них нет информации); – поле редактирования создаваемой коммутационной программы – рабочая область проекта (до открытия проекта холст пустой); – нижнюю статусную строку, показывающую состояние программы OWEN Logic и наличие подключения к ней ПР (1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) Статусная строка окна программы OWEN Logic при подключенном приборе
Слайд 23: В строке статуса отображается информация:
(1) – доступное количество экземпляров функциональных блоков; (2) – доступное количество переменных. Переменные создаются неявным образов в «обратных связях», во множественных связях, где есть общий «узел»; (3) – доступное количество уровня стека; (4) и (5) – доступная память ПР в процентах от общего объема: «ПЗУ: 0…100 %» и «ОЗУ: 0…100 %» (чем больше используется в программе функциональных блоков и функций, тем больше памяти требуется для работы в ПР). ПО OWEN Logic автоматически рассчитывает доступную память ПР, и, в случае критического значения, выводит соответствующее предупреждение; (6) – информация о наличии связи между ПО OWEN Logic и ПР, при наличии связи указывается модель подключенного ПР; (7) – номер выбранного пользователем порта. После создания проекта появится доступ к вкладкам «Функция», «Функциональный блок» и «Макрос», на которых размещены компоненты, используемые при составлении программы. Вкладка «Макросы» позволяет расширить число применяемых в проекте функциональных блоков за счет созданных пользователем самостоятельно.
Слайд 24: Создание нового проекта
После запуска ПО OWEN Logic следует нажать кнопку «Создать»( ) панели инструментов – при этом появится окно выбора типа ПР, для которого будет создаваться проект Окно «Выбор модели» ПР для проекта
Слайд 25: Создание нового проекта
После выделения курсором нужной модели ПР, выбор подтверждается нажатием кнопки ОК, – в рабочей области программы появится поле (холст), на краях которого слева размещены входы «I», а справа – выходы «Q» ПР (рисунок 3.4). Проект создается путем перетаскивания выделенных курсором мыши блоков из вкладки «Библиотека компонентов» на рабочее поле (холст) и виртуального соединения цепей блоков между собой и с входами и выходами ПР. Для установки соединений цепей блоков пользователь курсором мыши указывает начальную и конечную точки привязки. Примечание. Связь не может устанавливаться только между входами (или только между выходами) графических компонентов, – допустимым является соединение выхода и входов.
Слайд 27: Сохранение
Для присвоения проекту идентификационного имени следует нажать кнопку «Сохранить проект» ( ) панели интрументов, или выбрать команду «Файл Сохранить как…» – откроется окно «Сохранить как» в котором можно присвоить имя файлу (в поле «Имя файла:» Фрагмент окна «Сохранить как»
Слайд 28: Сохранение
При первом сохранении или при переименовании файла проекта – в открывшемся стандартном окне выбора файла – следует выбрать либо задать наименование и расположение файла. Расширение файла проекта: «*. owl ». Таким образом, название файла проекта может выглядеть, например, « Свет_Logic.owl ».
Слайд 29: Открытие проекта для редактирования
Для того чтобы внести изменения в проект, ранее сохраненный в файл, этот файл следует открыть из ПО OWEN Logic. Для того чтобы открыть требуемый файл, следует нажать кнопку «Открыть»( ) панели инструментов, или выбрать команду «Файл Открыть» главного меню. В открывшемся стандартном окне выбора файла – выбрать требуемый файл. Текущий проект будет закрыт, а в окне программы – открыт выбранный проект.
Слайд 30: Моделирование работы коммутационной программы
Проверка корректности работы созданной коммутационной программы проводится с помощью режима симуляции, в котором моделируется изменение состояний выходов в зависимости от изменения состояний входов. Кроме того, моделирование позволяет проанализировать состояние сигналов внутри коммутационной программы. Для перехода в режим симуляции необходимо воспользоваться кнопкой “Режим симулятора» ( ). После перехода в режим создается панель (1) (2) (3) (4) (5) (6) Панель симулятора
Слайд 31
На панели расположены следующие элементы управления: – кнопка (1) для запуска моделирования в реальном времени; – кнопка (2) для пошагового моделирования; – кнопка (3) для приостановления работы симулятора, запущенного в OWEN Logic 14 реальном времени; – кнопка (4) для остановки работы симулятора – перевод режима симуляции в первоначальное состояние; – поле ввода (5) для задания времени периода обновления информации на схеме; – поле ввода (6) для задания времени цикла для временных функциональных блоков – «TON», «TOF», «BLINK». Для вариантов исполнений приборов с функцией часов реального времени создается дополнительная панель, при помощи которой можно моделировать поведение функциональных блоков «CLOCK» и «CLOCK WEEK» во времени
Слайд 32
После перехода в режим симуляции, моделирование коммутационной программы, в общем случае, происходит в следующей последовательности: 1) запуск симулятора в одном из режимов – «режим реального времени» ( ) или «пошаговый режим» ( ); 2) задание значений входных сигналов, используя нажатие на блоке входов Панель календаря
Слайд 33
Пример моделирования коммутационной программы 3) подбор значений параметров «период, мс» и «время цикла, мс» для удобства моделирования; 4) выход из режима симуляции для корректировки коммутационной программы. Примечание. Моделирование основной коммутационной программы (вкладка «Схема») и макросов производится в отдельности.
Слайд 34: Работа с сетевыми переменными обмен
Для реализации сетевых возможностей приборов ПР110, в среде программирования предусмотрен специальный тип переменных – сетевые переменные Сетевые переменные Назначение каждой сетевой переменной определяется самим пользователем на этапе разработки коммутационной схемы. Например, сетевая переменная может служить для задания по сети уставки функционального блока «Таймер с задержкой включения», « Счѐтчика » и др., или сетевая переменная может быть применена для считывания текущего состояния выхода функционального блока. « Унев. счетчик»
Слайд 35
Переменные, значение которых передаѐтся по сети в программу пользователя, называются сетевые входы. Переменные, которые могут быть считаны по сети, – сетевые выходы. Добавление сетевых переменных в проект рекомендуется выполнять в следующем порядке: Шаг 1 – щелкнуть мышкой по кнопке или по кнопке на панели инструментов, затем установить курсор на место, где должна располагаться переменная и еще раз нажать левую кнопку мыши – на холсте появится блок сетевой переменной. Шаг 2 – курсором выделяется элемент сетевой переменной и на соответствующей ему закладке «Свойства» в поле ввода «Адрес переменной» нажимается кнопка
Слайд 36
Кнопка выбора адреса сетевой переменной Выбор адреса сетевой переменной Шаг 3 – в появившимся диалоговом окне выбирается адрес сетевой переменной и нажимается кнопка «ОК». Также в данном окне можно ввести имя и комментарий к сетевой переменной,
Слайд 37
Выбор адреса сетевой переменной в таблице Modbus Шаг 4 – подсоединить выход/вход сетевой переменной к необходимому компоненту, рисунок 3.13; Пример применения выходной сетевой переменной: чтение по сети текущего значения выхода ФБ «Универсальный счетчик»
Слайд 38: Загрузка проекта в программируемый прибор
После создания проекта его записывают в энергонезависимую память ПР. Для записи необходимо: 1) соединить ПР с COM-портом ПК при помощи коммуникационного кабеля; 2) подать питание на ПР согласно его руководству по эксплуатации; 3) настроить параметры соединения, если в этом есть необходимость (см. п. 2.3); 4) записать проект в ПР при помощи кнопки панели инструментов, или выбрать команду « Файл Записать программу в прибор». Примечание. Сразу после записи ПР переходит в рабочий режим и коммутационная программа запускается автоматически. Внимание! Если в подключенном ПР уже есть ранее записанная коммутационная программа, то при записи в него нового проекта она заменяется.
Слайд 39: Дополнительные возможности
Изменение на вкладке вида отображения доступных компонентов
Слайд 40
Для удобства работы над проектом в программе предусмотрены дополнительные возможности: форму отображения доступных функций и функциональных блоков для вкладок «Библиотеки компонентов» допускается изменять Аналогичные возможности по изменению порядка (вида) отображаемой информации предусмотрены и для вкладки «Свойства»; 2) зону отображения на вкладках, при помощи манипулятора «мыши», пользователь может увеличивать (растягивать), переносить в любое место экрана или закрывать вкладку (убирать с экрана); 3) масштаб рабочей зоны холста (рабочего поля проекта) пользователь может ступенчато изменять при помощи кнопок на панели инструментов ( и ); 4) размеры холста (рабочего поля проекта) и шаг сетки (по вертикали и горизонтали) пользователь может изменять для удобства размещения всех компонентов проекта. Необходимые цифры размеров указываются на закладке «Свойства»
Слайд 41
соединительные линии – все входы и выхода компонентов схемы соединяются линиями (при помощи курсора мыши). После соединения цепей линиями, путь линии можно передвинуть курсором мыши при нажатой правой кнопке, установив курсор в зоне линии; изменение положения входов и выходов на холсте рабочего поля допускается выполнять для удобства отображения схемы – все квадраты входов и выходов перемещаются (курсором мыши) в вертикальной плоскости; информация о подключенном типе ПР и версии программного обеспечения может быть получена при помощи кнопки на панели инструментов
Слайд 42: промежуточные выходные и входные переменные
промежуточные выходные и входные переменные обеспечивающие передачу сигнала из одной цепи (например, с выхода блока или входа ПР) в другую цепь (на вход блока или выход ПР), используются без отображения соединительной линии (связь указывается в свойствах переменной). Цепи соединений показываются только от элементов переменных, т. е. откуда сигнал идет или куда поступает дальше. Добавление промежуточных переменных в проект рекомендуется выполнять в следующем порядке: Шаг 1 – щелкнуть мышкой по кнопке на панели инструментов, затем установить курсор на место, где должна располагаться входная переменная и еще раз нажать левую кнопку мыши – на холсте появится блок входной переменной,
Слайд 44
Шаг 2 – курсором выделяется элемент входной переменной и на соответствующей ему закладке «Свойства» в поле ввода «Имя переменной» вводится произвольное имя (например, V1). Имя отобразиться внутри блока. Шаг 3 – щелкнуть мышкой по кнопке на панели инструментов, затем установить курсор на место, где должна располагаться выходная переменная и еще раз нажать левую кнопку мыши – на холсте появится блок выходной переменной. Шаг 4 – курсором выделяется блок выходной переменной и на соответствующей ему закладке «Свойства» в поле ввода «Имя переменной» выбирается имя переменной, из которой будет поступать сигнал – в данном случае это имя V1;
Слайд 45: работа с макросами
работа с макросами выполняется в следующей последовательности: а) создание макроса при помощи выбора команды «Файл Создать макрос». В появившимся диалоговом окне необходимо задать количество входов и выходов в макросе
Слайд 46
б) разработка алгоритма работы макроса ведется на вкладке «Редактор макросов»
Слайд 47
в) задание имени и описания для макроса; г) определение типов и имен входов/выходов; д ) задание «видимости» из коммутационной программы уставок функциональных блоков Выбор имени и типа формата входа/выхода Задание имени и описания макроса
Слайд 48
е) сохранение макроса в проекте, используя команду меню « Файл Сохранить макрос» или нажав комбинацию клавиш « Ctrl+Alt+S »; ж) использование макроса в коммутационной программе выполняется выбором вкладки «Макросы» на панели «Библиотека компонентов» Вкладка макросов
Слайд 49: Последовательность работы над проектом
Составление коммутационной программы рекомендуется начинать с планирования. План должен описывать все возможные состояния ПР при функционировании (в виде диаграммы режимов, таблицы состояний, электрической или функциональной схемы и/или др.). После того как продуманы все задачи, которые должны выполняться, необходимо составить программу на основе функций (логических элементов) и функциональных блоков, приведенных в Приложениях А и Б. Работа над проектом включает: 1) открытие нового проекта – весь проект будет храниться в одном файле, которому следует присвоить идентификационное имя 2) формирование структуры текущего проекта рекомендуется выполнять в следующем порядке: а) из «Библиотека компонентов» на холст добавляются необходимые блоки путем перетаскивания их мышью при нажатой на ней левой кнопке (из соответствующей вкладки «Функции» или «Функциональные блоки»);
Слайд 50
б) последовательно выделяя курсором блоки схемы, на закладке «Свойства» установить их параметры 3 1 2
Слайд 51
в) соединение компонентов программы между собой, а также с нужными входами и выходами ПР. При этом допускается передвигать квадраты входов и выходов в вертикальной плоскости для расположения соединительных линий по кратчайшей длине; 3) моделирование работы коммутационной программы в режиме симуляции. При проверке правильности работы коммутационной программы изменяют состояние входов, контролируя состояние выходов на соответствие нужным условиям; 4) загрузка проекта в ПР и проверка его работы. 5) после устранения всех ошибок подготовка проекта завершается сохранением его в файле.
Слайд 52: Автоматическое управление электромотором мешалки
При производстве пищевых продуктов часто требуется перемешивать компоненты (например, молоко или сливки на молочной ферме) в течение определенного времени. Задача обеспечить работу установки по следующему алгоритму: 1) необходимы два режима работы: «Автоматический» и «Ручной», переключаемых тумблером «РЕЖИМ» (SA1); 2) в режиме «Автоматический», при включении оператором установки кнопкой ПУСК (SB1), производится автоматическое включение и отключение электромотора через заданные интервалы времени (15 с – включен, 10 с – отключен). Отключение установки производится через интервал 5 мин или оператором при помощи кнопки СТОП (SB2); 3) в режиме «Ручной» производится прямое управление работой электромотора от кнопок ПУСК и СТОП (без временных интервалов отключения); 4) при перегрузке электромотора (на котором устанавливается соответствующий датчик – F1) должно срабатывать автоматическое отключение установки с индикацией режима «Неисправность» лампой (HL1) и звуковым прерывистым сигналом (интервал повторения звукового сигнала 3 с); 5) звуковой сигнал должен отключаться кнопкой СБРОС (SB3); 6) с помощью кнопки КОНТРОЛЬ (SB4) проверяется исправность элементов сигнализации – работа лампы и звукового сигнала.
Слайд 55
Шаг 1 – устанавливаем тригер с приоритетом включения SR. Шаг 2 – соединяем вход S тригера с входом l1.
Слайд 57
Шаг 4 – соединяем элемент 1 ИЛИ с входом l2, соединяем 1ИЛИ со 2 ИЛИ. Шаг 5 – соединяем 2 ИЛИ со входом S тригера. 1 2
Слайд 58
Шаг 6 – устанавливаем элементы И. Шаг 7 – соединяем элементы И с выходом Q тригера.
Слайд 59
Шаг 8 – соединяем элемент 1 ИЛИ со входом l3. Шаг 9 – соединяем элемент 1 И со входом l4. 1 2 1 2
Слайд 63
Шаг 13 – устанавливаем длительность включенного и отключенного состояния BLINK.
Слайд 64
Шаг 14 – соединяем выход Q таймера TON c входом элемента 2 ИЛИ. Шаг 15 – соединяем выход элемента 1 И с входами TON и BLINK. Шаг 16 – устанавливаем элемент 3 ИЛИ и соединяем его вход с выходом BLINK. 1 2 1 2 3
Слайд 65
Шаг 17 – устанавливаем элемент НЕ и соединяем его вход с входом l4. Шаг 18 – соединяем выход НЕ со входом 2 И. 1 2